Тема 9.2. Искусство Нового времени
Основные понятия и термины по теме: секуляризация, петровское барокко, монументальное рококо, парсуна, екатерининский классицизм, зодчество. План изучения темы: 1. Особенности культурной ситуации в России 17-18вв. 2. М.В.Ломоносов – «наш первый русский университет» (А.С.Пушкин). Краткое изложение теоретических вопросов: Проблема культурного заимствования. Петровские преобразования: «спрессованность» культурного процесса, которая породила несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, параллельное существование нескольких стилевых направлений в культуре (которые в Европе сменяли друг друга). Процесс европеизации России (культура, образование, наука, искусство, быт). Многообразные школы иконописи. Рождение парсуны (персонального портрета). Рождение и развитие новых светских жанров в искусстве. Основание Петербурга и его дальнейшее развитие. Гражданское и дворцовое строительство – новый яркий период в истории русского зодчества. Творчество В. Растрелли – строителя Большого дворца в Царском Селе и Зимнего дворца в Петербурге – блестящих образцов стиля барокко. Светский характер русского искусства. Идеи Просвещения в России. Господство классицизма (творчество А. Сумарокова). Новый метод – реализм ( Г. Державини Д. Фонвизин). Главенствующее направление в дворянской литературе 18 века – сентиментализм (А. Радищев и Н. Карамзин). Изобразительное искусство и архитектура. Стилевая основа – барокко, классицизм (К. Растрелли, Д. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков). Архитектурные стили в русском искусстве в контексте с аналогичными европейскими стилями. «Монументальное рококо» Ф.Растрелли как русская разновидность барокко; Своеобразие екатерининского классицизма в архитектуре; Памятники архитектуры (Успенский собор Московского Кремля, Церковь Вознесения в Коломенском, дворцы барокко и классицизма и др.); Появление новых жанров в изобразительном искусстве: батальный, исторический, портретный, пейзаж, бытовой. Ведущее место у картин на светские темы, выполненные маслом. Портрет - самый распространенный жанр (И. Никитин, Ф. Рокотов, А. Антропов, И. Аргунов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). Основные типы портретов: парадный, камерный, интимный. Основной художественный метод - реализм. Реформы Петра и расцвет светской музыки. Распространение новых форм музицирования и новых жанров. Создание духовых оркестров, хоровых песен – виватных кантов. Музыкальные инструменты - арфа, гитара, клавесин. Популярность западноевропейских танцев - аллеманды, гавота, менуэта, сарабанды. Крепостные театры. Роговые оркестры. Первые представители русской национальной композиторской школы стали Д. Бортнянский и М. Березовский. Роль М.В. Ломоносова в формировании русской культуры Нового времени и русского литературного языка. Достижения М.В. Ломоносова в образовании и науке. Лабораторные работы – не предусмотрено. Практические занятия – не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения: 1. Написать конспект по теме: «Зарождение светских жанров в эпоху правления Петра I.». 2.Подготовить сравнительную таблицу «Преемственность византийского и русского искусства». Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка конспекта, таблицы. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Оцените реформы Петра Великого с позиции развития русской культуры. 2. Какова роль Петербурга в становлении национальной русской культуры? 3.Почему в петербургский период произошла такая стремительная секуляризация культуры? 4. Перечислите наиболее известные творения Ф. Растрелли, Д. Кваренги, В. Баженова, М. Казакова. 5. Какие новые музыкальные жанры появились в эпоху Петра Великого? 6. Какие изменения произошли в иконописном каноне в 17 веке? 7. Какие произведения Д. Бортнянского вы прослушали? 8. Какие художественные стили стали ведущими в искусстве 18 века? 9. Каковы личные достижения М.В. Ломоносова в изобразительном искусстве? 10. Каковы особенности развития музыкального искусства в период правления Екатерины Второй? 11. Что включает в себя в понятие «петербургский стиль»?
|