В.Н. Ляхов. Оформление советской книги. М., 1966. Переплет
С 1956 года В.Н.Ляхов начал выступать как художественный критик — звание неофициальное, но ко многому обязывающее. Он писал статьи о художниках книги В.В.Лебедеве, Е.М.Рачеве, Я.Д.Егорове, В.В.Пахомове, и, конечно же, о В.А.Фаворском. К тому, о чем писал и говорил молодой ученый, стали прислушиваться; его избирали на престижные должности в Союзе художников, вводили в редакционные коллегии и советы. В 1959 году он стал самым молодым членом редколлегии только что основанного сборника «Книга. Исследования и материалы». Первый том этого издания, сыгравшего колоссальную роль в возрождении отечественного книговедения, открывает посвоему итоговая статья В.Н.Ляхова «Пути оформления советской книги за минувшие 40 лет». В.Н.Ляхов был одним из инициаторов создания нового продолжающегося издания «Искусство книги», составителем, редактором и автором макета первых его томов, но этот сборник (увы!) не выдержал экономических трудностей послеперестроечного времени. В 1966 году увидела свет первая монография В.Н.Ляхова «Оформление советской книги». Это была лишь часть большого задуманного Волей Николаевичем труда, и здесь рассматривался сравнительно узкий круг вопросов — методика работы художника и редактора с элементами внешнего оформления книги (с суперобложкой, переплетом, обложкой и форзацем). Даже внешне этот труд выглядел новаторским: изданный в непривычном удлиненном по горизонтали альбомном формате и хорошо иллюстрированный, он радовал глаз. Два года спустя в 5м томе сборника «Искусство книги» увидела свет статья «Учебник и искусство книги», принципиально важная для генезиса научных построений В.Н.Ляхова. Ознакомившись с великим множеством учебных изданий, выпущенных как в нашей стране, так и за рубежом, Воля Николаевич констатировал, что в лучших образцах учебной литературы художественное начало вытекает из функционального. Иллюстрации, шрифт, приемы набора и верстки — все это должно помогать школьникам и студентам лучше и глубже усваивать учебный материал. Если это так, то архитектоника издания должна быть не результатом внезапно пришедшего вдохновения, а следствием математически точного расчета. Тогдато и было впервые сказано о «конструкции книги», которую Ляхов понимал как основу, «на которой располагается весь материал — и текстовой, и иллюстративный, все внешнее и внутреннее оформление книги».
В.Н. Ляхов. Очерки теории искусства книги. М., 1971. Переплет
Будучи верным учеником и последователем Фаворского, В.Н.Ляхов видел в книге целостный организм, в рамках которого содержание и форма выступают в тесной и нерушимой связи. Значимость отдельных составляющих книжного организма можно представить, лишь сконструировав мысленный образ книги, ее модель. Так появилась принципиально важная и определяющая ход мыслей В.Н.Ляхова статья «Структурная модель книги и перспективы ее применения», опубликованная в 1970 году в сборнике «Книга. Исследования и материалы». Построенная В.Н.Ляховым графическая модель книги по сей день кочует по страницам трудов по общей теории книговедения. С ней соглашаются, ее критикуют, дополняют, с ней спорят... Мысль В.Н.Ляхова живет, и это — самое главное. Для А.А.Сидорова, В.А.Фаворского, Л.М.Лисицкого и других теоретиков искусства книги эстетические категории сосуществовали с функциональным предназначением произведения печати. И все же в их теоретических построениях красота явно господствовала над целесообразностью. Воля Николаевич, напротив, категорически утверждал, что искусство книги — это не чтото дополнительное, облагораживающее, украшающее, а оптимальный путь выявления функциональной предназначенности книги. Эта мысль положена в основу монографии В.Н.Ляхова «Очерки теории искусства книги», вышедшей в 1971 году в издательстве «Книга». Труды об оформительском мастерстве вроде бы должны быть образцом такого мастерства, но монография, о которой идет речь, издана на удивление плохо — на газетной бумаге и почти без иллюстраций.
|