Студопедия — Биография. Родился в семье офицера. Учился два года в Московском высшем техническом училище имени Баумана, затем ушёл оттуда и окончил Московский полиграфический
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Биография. Родился в семье офицера. Учился два года в Московском высшем техническом училище имени Баумана, затем ушёл оттуда и окончил Московский полиграфический






ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Родился в семье офицера. Учился два года в Московском высшем техническом училище имени Баумана, затем ушёл оттуда и окончил Московский полиграфический институт(1951). Затем преподавал в этом же институте, с 1969 г. заведовал кафедрой. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию, а за 6 дней до смерти — докторскую. Составитель альбома-монографии «Советский рекламный плакат 1917—1932» (М.: Советский художник, 1972), автор ряда художественно-критических статей о советских художниках книги.

Теоретические взгляды Ляхова на книжный дизайн выражены в его книгах:

§ «Оформление советской книги: Суперобложка, переплёт, обложка, форзац». — М.: Книга, 1966.

§ «Очерки теории искусства книги». — М.: Книга, 1971.

§ Искусство книги: Избранные историко-теоретические и критические работы. — М.: Советский художник, 1978.

В представлении Ляхова оформление книги подчинено не художественной, а функциональной задаче: «Генеральной задачей книжного искусства… является не традиционное художественное оформление книги, а интенсивная комплексная разработка ее как организации, как функциональной формы» («Очерки теории искусства книги»). Развивая эту же мысль в статье «Структурная модель книги и перспективы ее применения» (1970), Ляхов писал:

Никто не сомневается, что текст — важнейшая часть книги. Но вряд ли можно сегодня, на фоне острейших противоречий, грозящих гибелью книге, именно книге, а не текстовому её содержанию, которое без больших потерь может передаваться и в некнижных формах, упускать из поля зрения её как комплексный объект. Речь должна идти о построении модели книги. Книга должна рассматриваться в первую очередь под углом её основной, коммуникативной функции. Практический смысл предполагаемой модели ясен: она должна помочь обнаружить в природе книги те качества, которые выгодно отличают её от других средств массовых коммуникаций.

Человек, о котором пойдет речь в этом очерке, закончил отделение художественного оформления печатной продукции Московского полиграфического института, но как художник­оформитель почти никогда не работал. Мы включили рассказ о нем в нашу серию статей о художниках книги ХХ века по той причине, что его вклад в становление оформительского искусства книги прошлого столетия был исключительно велик.

Воля Николаевич Ляхов1 родился 17 июля 1925 года в г.Уссурийске Приморского края. Его отец, кадровый военнослужащий, был начальником погранзаставы, а перемены — неизбывный удел офицера (заметим в скобках, что слово это в 20­х годах минувшего века ассоциировалось с ненавистной белогвардейщиной и в советском речевом обиходе принято не было, уступив место безличному «комсостав»). Семья часто переезжала, приходилось менять и школы и друзей.

После окончания школы Ляхов поступил в Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана. Москва, развеселая студенческая жизнь, радужные послевоенные надежды — все было прекрасно. Но МВТУ он не закончил. «Убедившись в отсутствии нужных пристрастий и способностей после двух лет учебы ушел», — так он написал в автобиографии, сохранившейся в домашнем архиве.

Неосознанные им самим в полной мере способности привели Ляхова в Московский полиграфический институт на отделение художественного оформления печатной продукции редакционно­издательского факультета, где он учился с 1946­го по 1951 год. Здесь мы и познакомились. Я штудировал науки примерно в те же годы на механико­машиностроительном факультете и заочно на редакторском отделении редакционно­издательского факультета.

Народ на художественно­оформительском отделении подобрался талантливый — и среди преподавателей, и среди студентов. У нас читал лекции член­корреспондент Академии наук СССР Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978), а душой отделения был Андрей Дмитриевич Гончаров (1903—1979), ученик Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), в ту пору опального. Андрей Дмитриевич приносил в аудитории дух невидимой глазу фронды. Это впоследствии, уже в старости, он «поправел» и стал корить молодежь за оформительские выкрутасы.

Жизнь у Воли Ляхова складывалась счастливо, институт он закончил с отличием. Несколько месяцев прослужил в Издательстве литературы на иностранных языках, а затем стал аспирантом — под крылышком А.Д.Гончарова, который Волю Ляхова любил за талант и врожденную порядочность. В аспирантуре тоже все складывалось успешно. В назначенный срок, в 1955 году, Ляхов защитил кандидатскую диссертацию с отвлеченным названием «Некоторые вопросы оформления советской книги». Отлично шла и его преподавательская карьера. В 1955 году он стал старшим преподавателем, в 1960­м — доцент, а в 1969­м — заведующим кафедрой. Воля Николаевич был преподавателем милостью божией: блестяще владел даром импровизации, ораторским искусством. Для писательницы Инны Гофф он послужил прототипом профессора Бочарова из повести «Юноша с перчаткой», о котором студенты говорили: «Это личность. Да, именно личность! Мы любим его лекции. Когда он говорил о чем­нибудь, впечатление всегда такое, что рассказывает об этом впервые и что это только что пришло ему в голову. В общем, его лекции больше похожи на беседу, после которой хочется работать по­новому и сделать что­то свое, прекрасное...»

Биография у В.Н.Ляхова была чистая, как стеклышко. За границу его в самые трудные годы охотно пускали, и ездил он много. В 1958 году дважды побывал в Румынии, в 1960­м поехал в Англию, а в 1961 году состоялась длительная командировка в США. Формально он сопровождал выставки советской книги, но фактически смотрел, думал, учился...







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 487. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия