Сарматы – (лат. Sarmatae)
Общее название ираноязычных племён, расселившихся в 3 в. до н.э. – 4 в. н. э. в степях от р. Тобол на Востоке до р. Дунай на Западе. Ранняя история связана с савроматами, в среде которых сложились крупные союзы племён савроматы во главе с роксоланами, аланами и др. племенами.
Среди сарматов шло разложение родового строя и начало классообразования, с выделением богатой родоплеменной знати, военных вождей и их дружин. Широкое расселение сарматов и их движение на Запад было вызвано необходимостью приобретения новых пастбищ, стремлением приблизится к городам и земледельческим районам для торговли и грабежей.
С 3-2 вв. до н.э. часть сарматов (сираки и аорсы) освоили предкавказские равнины, другие сарматы (языги и роксоланы) установили свою власть в степях Северного Причерноморья. В низовье р. Дон и в Прикубанье шла ассимиляция сарматов с меотами.
В 1 в. до н.э. восточная группа сарматов экономически и политически была связанна с государствами Средней Азии, особенно Хорезмом. С 1 в. н.э. сарматы совершали военные походы в Закавказье, появились на р. Дунай и осели около границ Римской империи. В первые века н.э. среди них особенно усилились аланы. В 3 в. н.э. в Северном Причерноморье власть сарматов была подорвана готами, а в 4 в. они были разгромлены гуннами. Часть сарматов, вместе с готами и гуннами участвовала в Великом переселении народов. Отдельные отряды сарматов достигли Испании и проникли в Северную Африку. Сохранившиеся на Юге нашей страны группы сарматов в ранее средневековье смешались с другими народами (славянскими, северокавказскими), в большей степени с тюркоязычными племенами. В составе осетинского народа сарматы сохранили основу своего языка.
Период
| Место расположения
| Изображение
| Краткое описание
(значение)
|
| Сибирская коллекция Петра I
|
| Элемент скифо-сакской поясной пряжки.
|
| Сибирская коллекция Петра I
|
| Элемент скифо-сакской поясной пряжки.
|
| Сибирская коллекция Петра I
|
| Элемент скифо-сакской поясной пряжки.
|
I тыс. до н.э.
| Восточная Сибирь
|
| Изображение лося
|
VII век до н.э.
| Близ скифского кургана Арджан.
|
| Камень, покрытый изображениями оленей, символизировал образ Мирового Древа.
|
I тыс. до н.э
| Западный Памиро-Алтай.
|
| Формы тела животного и элементы его декора несли в себе скрытые символические тексты.
|
V век до н.э.
| Второй Башадарский Курган.
|
| Изображение кошачьего хищника на скифском саркофаге.
|
II - V вв. н.э.
| Зильгинское городище.
Северная Осетия.
|
| Изображение мифических зверей на сармато-аланских золотых бляшках.
|
VII век до н.э.
| Красноярск
|
| Бронзовое навершие в виде горного козла - символа благополучия мира.
|
VI век до н.э.
| Келермесский курган.
|
| Скифская золотая пантера.
|
V век до н.э.
| IV Семибрат-ний курган.
|
| Изображение мифологического животного на скифской золотой пластине, украшавшей ритон.
|
IV век до н.э.
| Второй Пазырыкский курган.Горный Алтай.
|
| Изображение мифологического хищника. Фрагмент татуировки скифо-сакского вождя.
|
V век до н.э.
| Могильник Памирская I
|
| Изображение травоядного с поджатыми ногами.
|
IV век до н.э.
| курган Куль-Оба.
|
| Скифский золотой олень
|
V век до н.э.
| Могильник Тегермансу. Восточный Памир.
|
| Бронзовая фигурка оленя с поджатыми ногами.
|
I тыс. до н.э.
V век до н.э.
I тыс. до н.э.
| 1. Монголия.
2. Могильник Тегермансу. Восточный Памир.
3. Таласская долина.
|
| Травоядное (олень) - символический зооморфный образ модели мира.
1. Отображение структуры мироздания в образе оленя с поджатыми ногами.
2. Бронзовая фигурка лошади с поджатыми ногами.
3. Отображение структуры мироздания в образе оленя с поджатыми ногами.
|
IV век до н.э.
| I Завадская Могила.
|
| Символика зон мироздания проявляется и в декорировании оленьих рогов орлиными головками
|
I век до н.э.
| Сарматский курган у с. Комарово. Северная Осетия.
|
| Отображение структуры мироздания в образе лошади с поджатыми ногами.
|
IV век до н.э.
| IV Испанова Могила.
|
| Отображение структуры мироздания в образе оленя с поджатыми ногами.
|
V век до н.э.
| Скифо-сакский курган Сагли-Бази.
|
| Отображение структуры мироздания в образе лошади с поджатыми ногами.
|
|
|
| Священная сцена терзания травоядного хищником.
|
1.V - IV век до н.э.
2. V век до н.э.
| 1. Из первого Пазырыкского кургана.
2. Из II Башадарского кургана,
|
| 1. Сцена терзанияукраша-ла седельную покрышку скифо-сакского вождя.
2. Сцена терзания, изображённая на крышке и стенке саркофага.
|
III тыс. до н.э.
| Второй сунженский курган. Северная Осетия.
|
| Древнейшее изображение сцены терзания. Майкопская культура.
|
XIX век
| Эскимосская культура.
|
| Сцена терзания небесной (громовой) птицей оленя семантически идентична скифской.
|
V век до н.э.
| Из второго Пазырыкского кургана. Горный Алтай.
|
| Отображение верха и низа мироздания в символике перекрученного тела животного. Фрагмент татуировки на плече правой руки скифо-сакского вождя.
|
IV век до н.э
| Курган Туекта I,
|
| Отображение структуры мироздания в образе хищника с рогами оленя.
|
V век до н.э
| Второй Пазырыкский курган. Горный Алтай
|
| 1. Противостоящие энергии мира, изображённые на серебрянной поясной бляхе.,.
|
II - III вв. до н. э.
| Из Гонио
|
| Противостоящие энергии мира, изображённые на сарматском золотом фаларе.
|
V век до н.э
| Сибирская коллекция
|
| Сцена борьбы змеи и волка символизирует противостояние верха и низа мироздания.
|
VI век до н.э.
V век до н.э
IV век до н.э.
| а) Из Келермесско-го кургана.
б) Минусинск.
в) Из кургана Куль-Оба,
|
| Скифский меч акинак.
а) парадный меч скифского вождя.
б) скифо-сакский железный кинжал.
в) парадный меч скифского вождя.
|
V век до н.э.
| Минусинская котловина
|
| Скифо-сакский железный меч,
|
V век до н.э
| Минусинск.
|
| Скифо-сакский железный кинжал с изображением волков и горных козлов. Рука держащего его воина подпитывалась энергией из обеих противостоящих зон мироздания.
|
VI век н.э.
| Иран.
|
| Богиня Анахита в когтях священой птицы Сенмурва.
|
IX век
| Из Наги Сент Миклош, Венгрия.
|
| Изображение священных сцен терзания на кувшине.
|
VI - V вв. до н.э.
| Сибирская коллекция.
|
| Идея вечного движения мироздания, переданная через фигуру свернувшейся золотой пантеры.
|
VI - V вв. до н.э.
| Южное приуралье.
|
| Бронзовые савроматские уздечные бляхи.
|
II - V век н.э.
| Из Зильгинского городища. Северная Осетия.
|
| Сармато-аланские фалары с изображённым в центре свернувшимся змеем.
|
, IV век до н.э.
| сарматский Боспор, средневековая Алания
|
| Монета скифского царя Атея.
|
V век до н.э
| Из скифского кургана Солоха,
|
| Обивка налучия.
|
IV век до н.э.
| Чечня
|
| Полифонический образ животного, состоящий из хищника и травоядного.
|
V - IV век до н.э.
| Первый Пазырыкский курган
|
| Украшение седельной покрышки скифо-сакского вождя.
|
V век до н.э.
| Сибирская коллекция.
|
| На скифской золотой пластине изображена сцена борьбы двух родственных, но противостоящих друг другу начал мира.
|
VI век до н.э.
| Костромской курган.
|
| Скифский золотой олень.
|
V век до н.э.
| Второй семибратний курган
|
| В символической картине мироздания присутствует и смерть и новая жизнь.,
|
I тыс. до н.э.
| Ферганская долина.
|
| Символическая картина мироздания.
|
XVI век
|
|
| Древнюю идею перерождения жизни продолжает позднеаланское изображение на Эльхотовском кресте.
|
VII в. до н.э.
V в. до н.э.
V – VI вв. до н.э.
|
Иссыкульский курган.
|
| 1. Скифский геральдический символ мироздания – барс (леопард), охраняющий Мировое древо, под которым расположился лежащий баран – жертвенный образ мирового благополучия. Фрагмент скифского серебряного зеркала.
2.Согдийский геральдический символ – барс (лев), опирающийся на семь возвышений возле Мировых води охраняющий Мировое древо, идентичен североиранским аналогам. Серебряное блюдо.
3.Крылатый барс возле Мировой горы. Скифо-сакский геральдический символ
|
Таблица - Итоговая характеристика костюма трёх «сарматских» культур и их отдельных этапов.
Период
| Место расположение
| Народы
| Краткое описание
|
Раннесарматская культура
|
Период 1
2-я пол. IV – 1-я пол.II вв. до н.э.
| Кочевники Южного Приуралья; Приазовье.
| Сарматы (сайрима в «Авесте»), сирматы, язаматы и сираки.
| В это период активно действуют кочевники. Это время существования «скифоидных» культур, сохраняющие многие традиции прежней эпохи. По традиции сарматсике племена иногда не точно называли по-прежнему «скифами».
|
Период 2
2-я пол. II в. до н.э. – нач. I в. н.э.
| Нижний Дон, Северная Прикаспия, Северное Приазовье, Нижнее Поднепровье и др.
| Аорсы, верхние аорсы, роксоланы, языги и др.
| Этот период отчасти связан с вторжением с востока племенных групп. Это время активного выхода сарматских племён на мировую арену и определённого культурного влияния на них эллинистического Греко-Бактрийского царства, монгольской кочевой империи Хунну и даже далёкого ханьского Китая.
|
Среднесарматская культура
|
Период 3
Нач. I – сер.II вв. н.э.
| Миграция из Нынешнего Южного Казахстана, осевших в низовьях Дона
| аланы
| Это время наивысшего культурного расцвета сарматского мира, период активных культурных контактов с греческим Боспорским царством в Крыму и странами Закавказья и наиболее роскошного образа жизни кочевой элиты.
|
Позднесарматская культура
|
Период 4
сер. II – сер. III вв. н.э.
| Приход с востока из Западного Туркестана различ.групп в низовье Дона, в Северный Дагестан, в устье Волги
| Аланы, танаиты, асеи, массагеты /маскуты, барсилы, роксоланы, сираки и др.
| Этот период характеризуется миграциями. Вероятные причины миграций – захватнические войны Кушанской империи при Канишке I (нач.IIв.)
и вторжение в Западный Туркестан войск сяньбийского царяТяшьшихуая
|
Период 5
сер. III – кон. IV вв.н.э.
| Северное Причерноморье, Центральное Предкавказье, Крым, устье Дуная.
| Германские племена (готы, герулы и др.), аланы,танаиты,маскуты, барсилы, тавро-скифы, европейские аланы.
| Приход из Казахстана орды гуннов в 372-375 гг. положил конец сарматской эпохе
|