Студопедия — Интервью
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интервью

УРОКИ РЕЖИССУРЫ

Сдано в набор 17.03.93. Подписано к печати 14.07.93. Фор-

мат 60X84'/ie. Бумага типографская № 1. Гарнитура

литературная. Печать высокая. Объем 5.75 п. л. Уч.-изд. л. 5.75

Тираж 3100 экз. Заказ 214. Цена договорная.

Всероссийский институт переподготовки и повышения

квалификации работников кинематографии

Комитета Российской Федерации по кинематографии.

Москва, ул. Будайская, д. 3.

ИПТК «Логос» ВОС

129164, Москва, ул. Маломосковская, д. 8

 

А. А. Тарковский

Уроки режиссуры. М., 1992, 92 с.

Всероссийский институт переподготовки и повы-

шения квалификации работников кинематографии

Комитета Российской Федерации по кинематогра-

фии.

Всероссийский институт переподготовки и повышения ква-

лификации работников кинематографии Комитета Россий-

ской Федерации по кинематографии.

От издателя

Лекции по кинорежиссуре были прочитаны Андреем Тар-

ковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино

СССР и Союза Кинематографистов СССР.

Стенограммы лекций были подготовлены к печати режис-

сером К. Лопушанским и одобрены Андреем Тарковским в

1981 г. Предполагаемое их издание тогда не состоялось.

Лекции были напечатаны в журнале «Искусство кино» в

№№ 7—10 за 1990 год. Публикацию подготовили К. Лопу-

шанский и М. Чугунова.

К. ЛОПУШАНСКИЙ — выпускник Высших курсов сце-

наристов и режиссеров. Слушал лекции Андрея Тар-

ковского и считает его своим учителем. Работает ре-

жиссером-постановщиком на киностудии «Ленфильм».

Снял фильмы: «Записки мертвого человека» и «Посети-

тель музея».

М. ЧУГУНОВА — выпускница киноведческого факуль-

тета ВГИК (мастерская Р. Юренева). Работала ассис-

стентом режиссера на фильмах Андрея Тарковского

«Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». Занимается лите-

ратурным архивом Андрея Тарковского, публикацией

наследства.

ВИППК искренне благодарит К. Лопушанского и М. Чугу-

нову за преданность творчеству Андрея Тарковского и за про-

деланную огромную работу по изданию в журнале «Искусст-

во кино» его лекций по режиссуре: действительно великое

наследие и абсолютно современное.

ВИППК издает книгу «Андрей Тарковский «Уроки режис-

суры» в учебных целях, считая, что наша кинематографичес-

кая молодежь почерпнет из лекций Андрея Тарковского необ-

ходимое понимание сути режиссуры и задач творца, посвя-

щающего свою жизнь кинематографу.

РЕКТОРАТ

Андрей Тарковский о киноискусстве

Интервью

«МЕНЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДИВЛЯЕТ...»

Что меня тревожит в современном состоянии кинематог-

рафа — состояние кинематографа вообще, как искусства, как

социально-художественного явления? — так я понимаю воп-

рос о его «современных тенденциях».

За десятилетия своего развития кино уже завоевало воз-

можность и право формировать и выражать духовный уровень

человечества, уровень человеческой культуры своими средст-

вами. Убежден, что нечего больше изобретать и накапли-

вать— твердь от воды уже отделена. Кинематограф способен

создавать произведения, равные по значению романам Тол-

стого и Достоевского для XIX века. Более того — я уверен, что

в нашу эпоху уровень культуры своей страны лучше всего

может выразить именно кино, как в античности это сделала

драма. Плохо для страны, если она этого не понимает. Кине-

матограф тогда засыхает и отмирает за ненадобностью.

На Западе кино превратилось в средство проката, публи-

цистики, журналистики и прочего, вне кино лежащего. Влия-

ние распространяется и на произведения: что же, можно сни-

мать на уровне комикса!

В нашем советском кинематографе меня больше всего

удивляет одно: почему мы не хотим (или — кто не хочет?),

чтобы он стал передовым в мире, почему мы сами отказываем-

ся от роли идеологических вождей мирового киноискусства?

Повергает в отчаяние и уровень профессионализма. Вопрос

будто бы частный — на деле вообще беда века. Во времена

Возрождения существовали школы. Художников учили грун-

товать холст, растирать краски, смешивать их, делать проз-

рачными. Ученик последовательно проходил все стадии, все

ступени мастерства, начиная с низших. Этого давно нет.

В залах Третьяковской галереи, внизу, иконы висят рядом

с живописью «Мира искусства». Сравнение невыгодное для

последней: тусклость, грязь, отсутствие цвета. В сопоставле-

нии с древнерусской живописью это уже просто непрофессио-

нально.

То же и у нас в кино. Члены профсоюза кинематографис-

тов сплошь и рядом непрофессиональны — от режиссера-по-

становщика до маляра. Нет директоров картин, нет ассистен-

тов режиссеров, осветителей, рабочих. Болезнь перекидывает-

ся на производство. Это опасно, это пугает.

Возникает пропасть. На одной стороне — призвание кине-

матографа, его потенциальная идейность. На другой — реаль-

ность кинематографа как искусства, еще не доказавшего эту

свою способность и возможность. Вот в поэзии все доказано!

А в кино пет — будем перед собой честны. Мы любим выда-

вать желаемое за действительное, мы говорим о кино как о

состоявшемся искусстве, а на деле это не так. Положение кино

и других видов искусства неравноценно. Цель искусства всег-

да — правда, истина. Все, что не связано с понятием истины,

с поисками истины, есть фальшь, конъюнктура, игра в бирюль-

ки. У искусства очень высокая цель и серьезная роль. Требо-

вать от него иного— все равно что торговать пивом, разливая

его в баккару. А мы не любим и боимся называть вещи своими

именами и выдаем игру в бирюльки за нечто существен-

ное.

У нас выходит много фильмов, снятых вообще неизвестно

каким способом. Единственное искусство, которое постепен-

но перекочевывает в руки людей, буквально ничего в нем не

понимающих, — это кино. Режиссеры вымучивают постановку.

Я бы режиссера проверял так: если у него нет десяти закон-

ченных замыслов, десяти задуманных фильмов, которые он

готов начать снимать завтра же, — дело никуда не годится.

Пример истинного кинематографиста для меня Робер Брес-

сон. «Дневник сельского священника» я считаю великим филь-

мом. Брессон делает картины, когда у него возникает к тому

потребность. Замыслы диктует ему его совесть художника,

его идея. Он творит не для себя, не для признания, не для по-

хвал. Не думает о том, поймут его или нет, как оценит его прес-

са, станут или не станут смотреть его фильм. Он повинуется

лишь неким высшим и объективным законам искусства, он

чужд всех суетных забот, и трагическое пушкинское «поэт и

чернь» от него далеко. Поэтому картины Брессона обладают

простотой, благородством, поразительным достоинством. Брес-

сон единственный, кто, сумев выдержать испытание славой,

остался самим собой.

Остальные занимаются «кинорежиссурой». Формализм, ис-

кусственность, озабоченность «своим стилем» и «своей мане-

рой», вымученность удручают. Безудержная свобода, отсутст-

вие идеала, духовная пустота ведут к энтропии. В романе

Ст. Лема «Высокий замок» есть интересное рассуждение о

современном художнике, тяготящемся своей свободой

Когда-то ограничительные для искусства рамки давал канон.

Религия предуказывала художникам формы их творчества.

Свобода, предоставленная человеку XX столетия, атеисту и

властителю мира, оказывается для него гибельной. Он не мо-

жет существовать с миллионом возможностей, гаснет, не соб-

равшись и не осуществившись. Он начинает ощущать тоску

по неким ограничивающим шорам. В пустоте, в невозможнос-

ти опереться на общую идею художники блуждают как сироты

и думают: почему же мы так измельчали?

Для меня кино—занятие нравственное, а не профессио-

нальное. Мне необходимо сохранить взгляд на искусство как

на нечто чрезвычайно серьезное, ответственное, не уклады-

вающееся в такие понятия, как, скажем, тема, жанр, форма и

т. д.

Искусство существует не только потому, что отражает дей-

ствительность. Оно должно еще вооружать человека перед ли-

цом жизни, давать ему силы противостоять жизни, обруши-

вающейся на него всей своей тяжестью, стремящейся его пода-

вить. Для искусства не обязательно иметь готовые ответы на

вопрос, поставленный в произведении, и даже в программном

романе «Братья Карамазовы» Достоевский не дал ответа на

поставленные им самим вопросы.

Но, не предлагая готовых ответов, искусство оставляет нам

ощущение веры. «Ура Карамазову!» — говорит Достоевский в

финале романа. Говорит тогда, когда провел нас с героем

сквозь все его страдания, падения, ошибки и довел нас до

такого состояния, что мы полны любви к герою и благодар-

ности, признательности ему за его благородство, за верность

себе, за перенесенные им муки. Он стал одним из нас. Мы чер-

паем в нем веру.

Искусство дает нам эту веру и наполняет нас чувством соб-

ственного достоинства. Оно впрыскивает в кровь человека, в

кровь общества некий реактив сопротивляемости, способность

не сдаваться. Человеку нужен свет. Искусство дает ему свет,

веру в будущее, перспективу.

Гений связан для меня с перспективой, светом. Если нет

перспективы, то нет и драматизма,и выхода из него. Вот чем,

в частности, так плохи демагогические пропагандистские кар-

тины. А великий демагогический обман искусства (у него своя

демагогия!), его иллюзия заключены в другом: проведя чело-

века сквозь драматические, трагические ситуации, сквозь без-

надежность— дать ему выход в покой, в радость, в состояние

надежды. Конечно, все это иллюзорно, но в иллюзии — вели-

кий смысл искусства.

Все это давно поняли древние греки и создали самый де-

мократический в истории человечества театр. Поразительно,

как они пришли к понятию катарсис — понятию, для меня

чрезвычайно важному.

«Очищение путем сострадания и страха» — так определено

понятие катарсис у Аристотеля. Веками это толковалось и

трактовалось с точки зрения самых разных философских си-

стем и логики. Но для меня состояние катарсиса— чисто эмо-

циональное, не подвластное логическим объяснениям, назида-

тельности. Это — именно сопереживание с выходом в покой,

к счастью, к перспективе. Это — своеобразный способ испове-

ди во имя обретения силы для жизни, веры в себя и свои

возможности найти в себе самом новые нравственные источ-

ники (что и есть цель исповеди). Искусство и дает человеку

возможность катарсиса, очищения через сопереживание друго-

му — герою. Пережив с ним вместе трагедийную ситуацию,

«переварив» ее в себе, человек может почувствовать себя ве-

ликим, встать на уровень художника. Подумайте только: бра-

тья Карамазовы — один блаженный, другой, Митька, осужден

за убийство, третий сошел с ума, да еще их папаша Федор

Павлович, а в итоге «Ура Карамазову!». Это и есть катарсис.

Если Карамазовы на что-то понадобились, мы можем верить

в себя.

Мне важно сохранить для кинематографа идею катарсиса.

Для кино назрело время решать проблемы, которые история

ставит перед человечеством.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Каннские и парижские тайны фильма | 

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 310. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия