Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Георгий Васильевич Чичерин 41 страница




9. Попечение о промышленности. По существу своему, промышленность есть

дело частных лиц. Государство. не имеет назначения быть производителем, также

как оно не имеет назначения быть ученым или художником. Оно может иметь свои

промышленные предприятия, фабрики л заводы, но это всегда составляет исключение,

которое вызывается или финансовыми целями, или удовлетворением насущных потребностей

государства, или наконец, устройством образцовых заведений. Вообще же, всякое

промышленное предприятие есть дело частное, которое устроивается на собственный

риск и движется личным интересом. Однако, промышленность, как общее явление

народной жизни, составляет вместе с тем существенный интерес государства.

От ее развития зависят не только народное благосостояние, но и самые государственные

средства. Здесь государство может действовать двояким образом: путем опеки

или свободы. Первая система направляет промышленность посредством предписаний,

регламентации, привилегий, монополий, такс и т. п. предоставляет ей полную

свободу и только содействует ей там, требуются общие меры. Последняя система

единственная согласная с здравыми экономическими понятиями и с истинным отношением

государства к гражданскому обществу. Первая же .уместна только при совершенно

младенческом состоянии промышленности, когда в обществе, стоящем на низкой

ступени развития, нет еще ни капиталов, ни знаний, ни предприимчивости. Чем

более развивается промышленность, тем более опека заменяется свободою. В настоящее

время это начало признается всеми европейскими законодательствами, которые

отказываются от прямых мер и действуют только мерами косвенными.

Предметом попечения государства в этой области является промышленность

в различных ее видах, а именно: 1) промышленность первоначальная, заключающая

в себе а) сельское хозяйство с различными его отраслями; б) горное дело; в)

рыбную ловлю и охоту; 2) промышленность обрабатывающая, в которую входят ремесла

и фабрики; 3) промышленность оборотная или меновая, к которой относятся торговля

и кредит.

Есть меры, которые, непосредственно касаясь торговли, имеют косвенное

влияние и на остальные отрасли. Таковы: монетная система, устройство путей

сообщения, тарифы. Другие же прямо относятся к той или другой отрасли.

Относительно сельского хозяйства, меры, принимаемые государством, могут

состоять в следующем: 1) Упрочение и организация поземельной собственности.

Здесь имеется в виду утверждение прав, освобождение собственности от лежащих

на ней стеснений и тяжестей, например феодальных прав, десятины, округление

мелких участков, иногда предупреждение излишнего дробления. В этом состоит

поземельная политика, которая видоизменяется сообразно с условиями страны.

2) Обращение на пользу сельского хозяйства земель, лежащих втуне, как-то,

колонизация степей, осушение болот и т. п. 3} Распространение сельско-хозяйственных

сведений посредством школ и образцовых заведений, а также пособия частным

школам и обществам. 4) Заведение и продажа в частные руки улучшенных образцов

сельско-хозяйственных произведений, как-то, улучшенных пород лошадей и скота,

виноградных лоз и т. п. 5) Содействие и пособия при сельско-хозяйственных

предприятиях, имеющих общий характер или вновь водворяемых, например для дренажа,

для орошений, ссуды для разведения виноградников и т. п. 6) Устройство сельско-хозяйственного

кредита. Все эти меры тогда только приносят настоящую пользу, когда они поддерживаются

личною самодеятельностью граждан, без которой невозможны никакие промышленные

успехи. Нельзя не заметить, что высшего развития сельское хозяйство достигло

в тех странах, где государство менее всего заботилось об этой отрасли; такова

Англия.

Особенные меры принимаются относительно лесоводства. Истребление лесов

составляет общий вред для страны, не только уменьшением лесного запаса, но

главным образом влиянием на уменьшение влажности и на изменение климатических

условий. Поэтому там, где вред становится чувствительным, закон охраняет от

истребления даже леса, находящиеся в частных руках. С этою целью предписываются

общие правила лесного хозяйства и учреждается надзор за их исполнением. С

своей стороны, государство не только бережет свои .собственные лесные богатства,

но и предпринимает насаждения, превышающие средства частных лиц.

Мы говорили уже о казенных горных заводах. Что касается до частной промышленности,

обращенной на эту отрасль, то она или предоставляется свободе или ставится

под контроль правительства, смотря по тому, считаются ли недра земли собственностью

владельцев поверхности или принадлежностью государства, которое раздает их

в частные руки под условием правильной разработки. В последнем случае, нужны

разрешения и надзор; но и в первом случае издаются иногда правила, охраняющие

естественные богатства страны от хищнического истребления. И тут правительство

заводит школы, а там, где нужно поощрение, дает разные льготы.

Еще уместнее меры, предупреждающие истребление находящихся на свободе

животных. Переходя с места на место, они не составляют частной собственности,

а потому здесь необходимы общие правила. Такова цель законов об охоте и рыбной

ловле. В казенных дачах в особенности, эти промыслы производятся только на

основании точно определенных условий.

Относительно ремесел существует также двоякая система: устройство цехов

или свободное соперничество. В первом случае, для производства ремесла требуется

вступление в цех, для чего установляются различные условия, как-то, испытания,

а иногда и прохождение через степени ученика, подмастерья и мастера. В прежние

времена предписывались даже образцы, по которым следовало работать. Каждый

цех имел право производить только свое собственное ремесло, из чего происходили

нескончаемые споры между различными ремеслами. В настоящее время в Европе

цеховое устройство или совершенно отменено или, по крайней мере, уничтожены

стеснения, дающие цехам характер монополий. В Германии, однако, многие стоят

за цеховое устройство в видах обеспечения судьбы ремесленников и лучшей организации

самого звания. Но как устроить корпоративные союзы, не делая их замкнутыми,

остается задачей.

В фабричной промышленность и еще более основным правилом должно быть

свободное соперничество. В прежнее время, при первом возникновении фабрик,

правительства, в видах поощрения, предоставляли им разные льготы, давались

пособия, выписывались мастера из-за границы, иногда предписывались даже способы

производства. В настоящее время, при громадном развитии фабричной промышленности,

государство ограничивается косвенными мерами, особенно покровительственными

тарифами, а также выставками, заведением технических школ и т. п. Но с другой

стороны, заботы государства простираются на устройство судьбы рабочего класса,

который именно в фабричном производстве подвергается наибольшим страданиям

и лишениям. С этою целью издаются законы, ограничивающие работу женщин и детей,

предписывается хозяевам устройство школ, издаются правила относительно помещения

рабочих. Важный вопрос, который решается различно, смотря по условиям страны

и юридическим началам, определяющим общественный ее быт, состоит в допущении

или недопущении стачек иди забастовок, с целью возвысить заработную плату

или по другим вопросам. Иногда правительство помогает товариществам рабочих,

имеющим целью улучшение их быта, Мы говорили выше о страховых кассах. Все

это входит в область социальной политики, составляющей в настоящее время одну

из важнейших задач государственного управления.

Относительно торговли принимаются следующие меры: 1) установление правильной

монетной системы, которая всегда составляет регалию; 2) установление правильных

мер и весов и надзор за ними; 3) устройство путей сообщения и почтовых и телеграфных

сношений; 4) учреждение ярмарок и базаров; 5) учреждение бирж; 6) иностранные

тарифы и связанные с ними международные договоры.

Наконец, для кредита устраиваются банковые учреждения, правительственные

или частные. О первых говорено выше. В отношении к вторым существуют также

разные системы: свободная конкуренция или правительственное разрешение на

известных условиях, -с правом надзора. Последнее имеет в виду ограждение интересов

публики в предприятиях, которые она не в состоянии сама контролировать. Весьма

важный вопрос состоит в том: насколько банкам дозволяется выпускать свои билеты

в обращение? В Соединенных Штатах и это предоставляется свободе; в Европе,

напротив, выпуск банковых билетов составляет монополию правительственных или

привилегированных учреждений. Только последняя система ограждает публику от

обмана и разорения.

Управление промышленною частью поручается обыкновенно особенному министерству,

нередко в соединении с другими отраслями. Так, во Франции существует Министерство

Земледелия, Торговли и Публичных Работ; у нас управлению сельским хозяйством

соединено с государственными имуществами, а торговля и горные дела с финансами.

Для совещаний с представителями промышленности и торговли учреждаются постоянные

Мануфактурные и Коммерческие Советы. Что касается до местного управления,

то казенные учреждения вверяются обыкновенно особым управлениям, а для надзора

за частными предприятиями установляются иногда инспекции. Наконец, попечение

о местной промышленности возлагается на органы самоуправления, которым ближе

знакомы местные интересы, но которые, с другой стороны, часто лишены нужных

средств и возможности действия, ибо промышленность, по самому своему свойству,

в особенности при оживленных сношениях, составляет не столько местное, сколько

общее дело, и меры, принимаемые относительно ее, носят преимущественно государственный

характер.

III. Содействие духовным интересам народа заключает в себе попечение

о науке, об искусстве, о религии и нравах, наконец о воспитании юношества.

1. Попечение о науке. Развитие науки есть дело свободного человеческого

разума. Государство не только само ничего не производит,, но Оно не в состоянии

ни предписывать, ни направлять ученую деятельность. Оно может только доставлять

ученым материальные средства и пособия, а также сближать их в общих учреждениях

учебных и ученых.

Учреждения, имеющие целью разработку науки совокупною деятельностью ученых,

суть академии. Но так как развитие науки есть дело личное, то в этом отношении

академии большой пользы не приносят. Они могут только общими силами заниматься

разными изданиями и составлением словарей. Академические должности служат

также поддержкою ученых, которых полезные труды не окупаются и не дают средств

жизни. Главное же их значение состоит в поощрении ученой деятельности посредством

премий и задач. Суждения их служат некоторого рода авторитетом, там где они

успели приобрести вес приобщением к себе всех выдающихся сил на ученом и литературном

поприще.

Частные учреждения, содействующие развитию науки, суть ученые общества.

Правительство утверждает их уставы, дает им льготы и пособия, смотря по их

значению.

Кроме того, правительство может заботиться и о собирании материалов,

там где это превосходит средства частных лиц. С этою целью учреждаются комиссии

и снаряжаются ученые экспедиции, которые снабжаются средствами от государства.

Наконец, к попечению о науке относится устройство и содержание библиотек

и архивов, открытых для общего пользования и превосходящих частные средства.

2. Попечение об искусстве. Искусство, также как наука, есть дело свободного

творчества. И здесь деятельность государства ограничивается поощрениями; результаты

же зависят от общих причин, на которые государственная власть не имеет никакого

влияния. Жизнь духа лежит вне ее сферы.

Государство содействует искусству: 1) собиранием образцов художественных

произведений; 2) учебными заведениями по этой части и доставлением молодым

художникам средств ознакомиться с классическими образцами, находящимися в

других странах; 3) заказами и покупками; 4) учреждением выставок.

Особенный вид художества составляют театры. Содержание их в несколько

значительных размерах обыкновенно превосходит средства частных лиц. Между

тем, театры не только доставляют художественное наслаждение, но имеют значительное

влияние на нравы. Поэтому, попечение о них не может быть чуждо власти, заботящейся

о духовных интересах народа. Театры могут быть частные и общественные; последние

содержатся городами или государством, которое иногда учреждает и школы для

артистов. Над частными театрами ему принадлежит право надзора. Правительство

наблюдает, чтобы не представлялось ничего противного законам и нравственности.

Нередко с этою целью учреждается особая цензура. Установление же государственной

монополии может быть оправдано лишь в том случае, когда без этого содержание

театров было бы слишком обременительно для казны.

3. Попечение о религии и нравах. Попечение о религии определяется отношением

государства к церкви; об этом говорено выше. Что касается до нравов, то в

древности это был один из главных предметов заботы государства. Классическое

государство держалось нравами и строго наблюдало за их сохранением. С этою

целью назначались даже особые сановники, занимавшие высокое положение в политическом

строе. Таковы были римские цензоры. Те же взгляды господствовали и в средние

века, вследствие преобладания теократических начал и вытекающего из них смешения

нравственной области с юридическою. Новое государство, напротив, основано

на свободе гражданского общества и частной жизни, с чем вместе попечение о

нравах предоставляется общественному мнению. Однако, в первую эпоху своего

развития, под влиянием средневековых понятий, государство вступалось и в эту

сферу. Отсюда законы против роскоши, которые существовали во всех европейских

государствах. Сюда же относятся уголовные наказания за действия противные

нравственности. С развитием свободы вое это более или менее отпадает. В настоящее

время правительства более и более убеждаются, что государство не должно вступаться

в частную жизнь граждан. Безнравственные действия, не нарушающие ни чьего

права, тогда только могут быть предметом правительственной деятельности, когда

они становятся публичными. Но и тут нравственное осуждение принадлежит общественному

мнению, ибо личная нравственность есть дело свободы; принудительная же власть

должна вступаться только с точки зрения полицейской, чтобы не было общественного

соблазна. Поэтому, надзор за общественною нравственностью принадлежит к ведомству

общей полиции.

К попечению о нравах принадлежит и устройство общественных удовольствий.

По существу, это-дело частное; но иногда правительство и местные власти берут

это на себя, с целью привязать к себе в особенности низшие классы и отвлечь

их от более вредных увеселений.

4. Народное образование. Принадлежит ли оно к ведомству государства?

Это вопрос, на счет которого мнения расходятся. Однако он едва ли подлежит

спору. Отрицать эту деятельность государства могут только те, которые ограничивают

круг его ведомства охранением права и установлением безопасности. Но если

государство имеет попечение о всех народных интересах, то нет сомнения, что

один из важнейших интересов, как народа, так и самого государства, состоит

в воспитании юношества. От него зависит дух граждан, которым держится государство.

Последнее нуждается в образованных силах, которые одни в состоянии понять

и исполнить высшие его задачи. От образования народа в значительной степени

зависит и его благосостояние. Наконец, властвуя над подданными, употребляя

принудительные средства, взимая с них подати, государство должно стараться

убедить их в правомерности и пользе своих действий. А это делается главным

образом распространением здравых гражданских понятий посредством народного

образования.

Нет сомнения однако, что воспитание юношества прежде всего дело частное.

Оно составляет заботу семейств. С признанием независимости гражданского общества

и частной жизни, государство не может установлять общего, принудительного

воспитания. В этом отношении, есть значительная разница между взглядами, господствовавшими

в древнем мире, в средние века и в новое время. В древности, некоторые государства

прямо установляли общее, обязательное для всех воспитание юношества. Таково

было устройство в Спарте. В Риме этого не было; здесь строгое охранение нравов

и неограниченность семейной власти достаточно ручались за дух подрастающих

поколений. Но общественное воспитание было до такой степени в духе древнего

мира, что величайшие мыслители Греции, Платон и Аристотель, считали его совершенно

необходимым для благоустроенного государства. В средние века было совершенно

противное. Государство исчезло, и заботу о воспитании приняла на себя церковь.

Все учебные заведения были основаны ею; и наука и все образование носили религиозный

характер. Возродившееся государство опять приняло воспитание в свои руки.

Но забота его ограничивается учреждением общих учебных заведений, в которые

юношество вступает по усмотрению родителей. Принудительно в некоторых странах

Только первоначальное обучение, которое считается необходимым для всех; но

и здесь оно одинаково может получаться дома и в школе. В этом случае, государство

является опекуном малолетних. Кроме того, допускается конкуренция частных

заведений, которые ставятся только под надзор власти в видах ограждения юношества

от вредных влияний.

Правительственные школы могут иметь целью, как умственное образование,

так и собственно воспитание. Но первая цель остается преобладающею, хотя обе

связаны между собою. Нравственная сторона воспитания прежде всего дело семейства.

Поэтому, как общее правило, ученики в правительственных школах должны быть

приходящие. Интернаты нужны только для тех случаев, когда ученик поневоле

отрывается от семьи. С другой стороны, религиозное воспитание, по существу

своему, есть дело церкви. Поэтому, последняя призывается иногда к участию

в школьном воспитании и даже в управлении школами. Однако, в нормальном порядке,

это участие не должно превращаться в преобладание; 1) потому что учение в

государственных школах должно быть общее для всех граждан, а церквей может

быть несколько в государстве, следовательно для каждого вероисповедания нужно

было бы учреждать особые школы. Кроме лишних издержек, такое устройство разрознивает

граждан, вместо того чтобы их сближать, а это вовсе не желательно, 2) Отношение

человека к религии есть дело свободы. Если, всеобще, религиозное образование

должно составлять часть воспитания, то исключительное религиозное направление

вовсе не составляет общего требования; государство не в праве его навязывать.

3) Средневековая наука опиралась на богословие и носила религиозный характер.

Новая наука свободна; она имеет свои исходные точки, свою область и Свои методы,

независимые от религии. Подчинение научного преподавания религиозному ведет

к искажению науки. Это относится в особенности к высшим школам, где преподавание

должно иметь наукообразный характер. В низших школах, где преподаются одни

элементарные знания, религиозное влияние допускается в большей степени, но

и здесь оно не должно быть преобладающим, ибо 4) государство не может отдавать

воспитание народа в ведение союза, от него независимого. Оно этим ослабляет

свое собственное влияние и собственную связь с народом. Церкви, как свободному

союзу, нельзя отказать в праве заводить свои школы, но подчинение еветских

школ духовенству ведет к тому, что государство или подчиняет себе церковь

или само подчиняется церкви.

Государственные школы разделяются на общие и специальные. Первые имеют

предметом общее образование, вторые приготовление людей к известным занятиям.

Общие школы разделяются на высшие, средние и низшие. Последние два разряда

имеют свои подразделения.

Низшую ступень занимают народные школы, которые дают первоначальное образование.

Они разделяются, на низшие и высшие. В первых сообщаются орудия знания: чтение,

письмо и счет, к чему присоединяется необходимое для детей преподавание религии,

там, где оно, вследствие ненормальных отношений к духовенству, не исключается

из народной школы. Вторые дают элементарные сведения об истории, географии,

естествоведении. Первые должны, по возможности, находиться в каждой общине,

вторые только в важнейших. Они содержатся вполне или частью на счет общины,

которая вследствие этого получает влияние на хозяйственное управление и на

самый выбор учителей. Но чем незначительнее община, чем менее она способна

сделать правильный выбор, тем более назначение учителей становится делом местных

властей, заведывающих народным образованием. Правительству, во всяком случае,

принадлежит надзор и руководство народных школ, которые входят в общую систему

народного образования. Поэтому, здесь уместны комитеты, состоящие из правительственных

и выборных лиц. Таковы у нас Уездные Училищные Советы, состоящие под председательством

уездных предводителей. Это необходимо в особенности там, где округ приходит

на помощь нуждающимся общинам или даже берет значительную часть расходов на

себя. Иногда и правительство оказывает пособия. Так это делается в Англии.

Дополнением к общественным расходам могут служить сборы с учеников; но большею

частью обучение в народных школах даровое. Первоначальное образование дает

такую сумму знаний, которая в образованных странах считается требованием общим

для всех. Поэтому государство и общество берут эти расходы на себя. В особенности

это уместно там, где первоначальное обучение для всех обязательно. Для образования

учителей учреждаются особые учительские семинарии. Женские народные школы

могут быть соединяемы с мужскими или отделяться от последних. Это-дело практических

соображений.

Средние общеобразовательные школы разделяются на классические и реальные.

В первых образование основано главным образом на изучении отраслей знания,

касающихся человека, во вторых сообщается преимущественно знание природы.

Так как человеку ближе и нужнее всего человек, то первые естественно имеют

преобладающее значение. Только практические потребности заставляют с ранних

лет вводить ученика в специальное изучение физического мира. Классические

школы необходимы в особенности для тех, которые приготовляют себя к общественной

деятельности, реальные для деятельности преимущественно технической и прикладной.

Существенный вопрос, составляющий предмет горячих споров, состоит в том, до

какой степени последним может быть открыт доступ в университеты. Об этом здесь

можно только упомянуть.

Средние учебные заведения содержатся на счет государства или на счет

областей и городов. Обе системы могут существовать рядом. К этому присоединяется

плата за учение. Так как среднее образование составляет достояние относительно

немногих, то подобная приплата совершенно уместна; но для неимущих делаются

исключения или учреждаются стипендии. Входя в общую систему народного образования,

средние общественные заведения во всяком случае состоят под непосредственным

руководством правительства, которое назначает директоров и учителей, определяет

учебные пособия и установляет программы. В видах систематического преподавания

это необходимо. Для образования учителей учреждаются иногда особые нормальные

школы. Женские средние заведения отделяются от мужских; они бывают открытые

и закрытые.

Высшие учебные заведения суть университеты. Они имеют целью преподавание

науки в полном ее развитии. Поэтому, здесь господствует неразлучная с наукою

свобода преподавания. Профессор излагает результаты своих собственных исследований

и убеждений. Тут неуместны обязательные программы и предписанные сверху учебные

руководства. Единственная граница свободы состоит в том, что преподаватель

обязан воздерживаться от нападений на существующий порядок и на религию. Преподавание

- не политическая трибуна, где господствует дух партии. Оно должно быть общее

для всех и беспристрастное относительно всех, ибо такова задача науки. К тому

же преподаватель поставляется на свое место государством, а потому он обязан

уважать государство. В преподавании неуместна и религиозная полемика. Родители

посылают детей своих в университеты, доверяя преподаванию; с своей стороны,

преподавание должно уважать это доверие. Обыкновенно от преподавателей требуется

прочтение известного курса; но при широкой свободе выбор предоставляется им

самим. С своей стороны, студенты или обязываются слушать известные курсы или

им предоставляется выбор предметов, то есть, свобода слушания. Последнее уместно

только там, где один и тот же предмет излагается многими конкурирующими преподавателями,

как делается в Германии. Где этого нет, свобода слушания остается чисто фиктивною.

Университеты разделяются на факультеты. В каждом из них преподается особая,

систематическая группа наук. Историческое разделение факультетов, установившееся

прежде всего на Западе, следующее: 1) философский факультет, подразделяющийся

на филологический и математический; 2) юридический; 3) медицинский; 4) богословский.

У нас, для богословских наук существуют специальные духовные училища, и это

выделение правильно, ибо преподавание богословия естественно состоит под непосредственным

влиянием церкви. Только протестантизм, по существу своему, допускает полную

научную свободу, свойственную университетам. Факультеты могут быть размещены

по разным центрам, как во Франции, или собираемы во едино, как в Германии

и у нас. Первое низводит их на степень специальных школ; только в последнем

случае образуются собственно университеты, то есть, универсальные учреждения.

Составляя научные центры, университеты получают значение самостоятельных корпораций,

состоящих, однако, под надзором и руководством правительства. Они содержатся:

1) пособиями от казны; 2) на счет суммы сбора со слушателей; 3) доходами от

собственных имуществ, ибо, в качестве корпорации, университет составляет юридическое

лицо, владеющее имуществом. Профессора или назначаются правительством непосредственно

или утверждаются им по представлению университетской корпорации. Последнее

более соответствует корпоративному значению университетов. При этом к преподаванию

допускаются и сторонние лица. Учреждение приват-доцентов составляет существенную

принадлежность университетов, как свободных центров научной мысли; но, разумеется,

университетской корпорации и правительству всегда принадлежит контроль над

преподаванием, которое не должно переходить научные границы.

Управление университетами может или быть чисто корпоративное или состоять

под ближайшим надзором особо назначаемого правительством лица - попечителя.

Последнее имеет ту выгоду, что этим полагается предел тем злоупотреблениям,

которые могут возникнуть в замкнутой корпорации. Но перевес правительственной

власти, умаляя корпоративное. значение университетов, низводит их на низшую

ступень; уничтожение же всяких корпоративных прав превращает университеты

в простые школы, которые не могут быть центрами научного развития в стране.

Такое положение противоречит самому их существу и назначению в системе народного

просвещения.

Корпоративное значение учебных заведений высшего разряда таково, что

не только высшие, но и средние могут составлять совершенно самостоятельные

учреждения, содержащиеся на свой собственный счет и управляющиеся независимо

от правительственных властей. В основание их полагаются суммы, пожертвованные

частными лицами; от учредителей они получают уставы, утвержденные государственною

властью. Таковы средние учебные заведения и университеты в Англии и Америке.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 224. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.093 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7