Студопедия — Русская правда, свод законов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская правда, свод законов






"Русская правда" - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси. Известно более 100 списков "Русской правды", которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник "Русской правды" был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей. Существует еще две редакции "Русской правды", которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).

Краткая редакция содержит: "Правда Ярослава", или "Древнейшая правда" (автором ее считается Ярослав Мудрый), "Правда Ярославичей", или "Устав Ярославичей" (этот текст приписывается сыновьям Ярослава Мудрого), а также две статьи - так называемый "Покон правильный" и "Урок мостникам", о происхождении которых нет точных сведений. Основным источником "Русской правды" были нормы обычного права. В частности, "Правда Ярослава" отражает общественные отношения раннефеодального периода, сохраняет, хотя и в очень ограниченном виде, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в ней есть преимущественно жизнь, телесная неприкосновенность и честь дружинной знати, а защита феодального землевладения еще не получила должного оформления. В "Правде Ярославичей" уже довольно ясно отражена феодальная сущность регулируемых ею общественных отношений. Почти все ее нормы направлены на защиту княжеского феодального поместья, земельной собственности князя. Здесь четко выражено природу феодального права как права привилегии. "Покон правильный", или "Устав правильный", определяет типичный для раннефеодального государства порядок "кормления" княжеского слуги - верующего (собирателя веры), а "Урок мостникам" непосредственно продолжает и завершает статьи краткой редакции о порядке оплаты представителям княжеского аппарата.

В целом "Русская правда" представляет украинское право. В ней не было предусмотрено смертной казни, а убийство наказывалось "гривной", т.е. возмещалось в денежной форме. За преступление против человека, независимо от его социального положения, устанавливался штраф. Следующие списки "Русской правды" юридически закрепили расслоение общества. Все штрафы зависели от социального положения пострадавших. В "Русской правде" предусматривалось тяжкое наказание за оскорбление чести, а также преподносилось положение женщины в обществе.

"Русская правда" состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушение принципиально не различалось: и то и другое рассматривалось как обида, вред. Наказание предусматривало денежные выплаты: "веру" - в пользу князя и "головщину" - в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний "Русская правда" не знала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертной казни этим актом также не предусматривалось. Размеры денежных выплат, как и в большинстве других феодальных кодексов, зависели от социальной принадлежности пострадавших. Крупнейшие наказания назначались за вред, причиненный представителям господствующей верхушки. Нормы гражданского права касались права собственности, наследования, договоров купли-продажи, займа и т.д. Судебный процесс по "Русской правдой" преимущественно имел состязательный характер.

По составлению расширенной редакции "Русской правды", которая является памятником Средневековья, среди исследователей нет единого мнения. Ее создание относят ко времени правления Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Расширенная редакция "Русской правды" (XII в.) включала переработанные и дополненные нормы ее краткой редакции. Сокращенную редакцию "Русской правды" большинство исследователей рассматривает как самую позднюю, созданную на основе расширенной редакции в XV (даже XVII) в. Законодательство этого периода имело довольно развитую систему гражданско-правовых норм.

"Русская правда" - исключительно светский памятник феодального права. Все ее редакции исходили от княжеской власти, имели официальный государственный характер и не затрагивали церковную юрисдикцию, которая возникла после крещения Руси и определялась отдельными княжескими уставами.

"Русская правда" сохраняла свою силу в течение нескольких веков и намного пережила Древнерусское государство, в котором она возникла, ее нормы оказали значительное влияние на Литовские статуты, российское Соборное Уложение 1649 года и другие памятники права Украины, России, Белоруссии, Литвы и некоторых других стран.

Христианство и Киевская Русь

Выбор веры - один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота византийского церковного обряда, красота службы, храма, пения. Вот как описано впечатление от посещения византийского храма посланных Владимиром в Царьград десяти "славных и умных" мужей в первой русской летописи - "Повести Временных лет": "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького..." И эта связь христианской религии и красоты, прочувствованная и воспринятая русским человеком, долго и тщательно сохранялась в отечественной культуре и послужила источником создания многих художественных шедевров.

Христианство на Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Началось это, согласно "Летописи временных лет", с прибытия в Киев посольства волжских булгар, "веры бохмиче", т.е. мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем Мухаммеда. В ответ на соблазны со стороны мусульман узаконить многоженство Владимир, узнав, что их вера запрещает есть свинину и пить вино, заявил: "Руси есть веселие пить, не можем без того жити!" Но киевский князь Владимир задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства. Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Еще раньше христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве: найдено письмо, происходящее из иудейской общины (кагала) Киева. К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма. Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет. Владимир был осторожным и умным политиком, который стремился прозондировать все варианты и избрать из них лучший для своего народа.

Также Владимир искал религию, способную подкрепить государственную власть. Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на Востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.

Правда, отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными, а по утверждению некоторых источников - и просто враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить. В Малой Азии то и дело происходили восстания тех или иных мятежных военачальников. В августе 987 г. один из таких мятежников, Варда Фока, провозгласил себя императором, а в начале 988 г. его отряды двинулись на Константинополь. В этой ситуации старший из двух официально правивших тогда братьев-императоров Василий II обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены. Этот отряд скорее всего состоял из варягов, с помощью которых Владимир за несколько лет до этого одержал победу в борьбе с Ярополком. Русская летопись в связи с этим пишет, что Владимир отпустил этих варягов в Константинополь, одновременно сообщив об этом императору. Князю был резон отделаться от буйных искателей военных приключений, а император получил сильную военную поддержку. К месту сказать, по-видимому, с этого времени такие пришедшие из Руси военные отряды становятся постоянными в Византии. Состояли они не только из варягов как таковых, но, очевидно, и из славян. Кстати, как раз с этой поры в Византии функционирует, так называемая, варяжская дружина, также многонациональная по своему составу (позже в ней служили и выходцы из стран Западной Европы).

Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жены князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай, когда гордые ромейские императоры согласились выдать византийскую принцессу за "варвара", каковым в их глазах был Владимир.

Император Василий II подавил мятеж полководца Варды Фоки, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь (Херсонес) и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя).

По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. Аналогичные указания исходили от его наместников в Новгороде и других городах.

Языческие святилища были заменены христианскими церквями. Большинство последних должно было состоять из спешно построенных деревянных часовен, но Владимир не стал терять времени при постройке первого величественного Киевского каменного собора - Успения Богородицы, также известной как "Десятинная церковь". Её возведение началось в 990 г. и завершилось в 996г.

Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Русская церковь изначально (по образцу греческой) зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах. "Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

Развитие философии

Философские идеи выдвигались и обсуждались не в философских трактатах, а в разного рода нравственно-назидательных произведениях религиозной литературы ("поучениях", "словах", "молениях", притчах). Центральной темой и главным сюжетом, которые проходят сквозной линией через большинство литературных произведений того времени являются мировая история и место в ней Руси, единство русской земли, смысл человеческой жизни.

Первым древнерусским философом можно, пожалуй, считать киевского митрополита Иллариона (период княжения Ярослава Мудрого), В своем "Слове о законе и благодати...'' он с помощью метода символического толкования Ветхого завета построил богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и "истиной") над "тьмой" язычества. Согласно его историософским воззрениям, важнейшим событием мировой истории является смена эпохи закона эрой благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности. Но и духовная свобода, связанная с христианством, и истина, обретенная через благодать, требуют немалых усилий для их утверждения и защиты. Для этого требуются как интеллектуальные усилия, предполагающие "благие помыслы и остроумие", так и государственно-политические: необходимо, чтобы "благочестие" сопряжено было с властью. В сочинении Иллариона мы можем видеть уже вполне ясно выраженный идеал Святой Руси, имевший огромное значение для русского религиозного сознания на протяжении многих столетий.

Выдающееся место среди философских произведений Киевской Руси занимает Изборник Святослава (1073 г.), вторая по древности рукописная книга, которую называют первой русской энциклопедией. В "Изборнике" рассматриваются категории "сущность" и "естество" (работы Максима Исповедника), основные философские категории и понятия, написанные на основе своеобразного синтеза аристотелевского "Органона" и "Введения в "Категории" Аристотеля" известного греческого философа-неоплатоника Порфирия Тирского, жившего в III веке (трактат Теодора Ратдисского); содержатся отрывки из работ отцов и иерархов православной церкви - Василия Великого, Афанасия Александрийского, Иоанна Дамаскина и многих других; дается толкование и сложнейших философско-богословских понятий - "Троица", "Святой Дух" и других. Зна­комство образованных людей с Изборником, и особенно с содержащейся в нем темой и образом Софии Премудрости, оказало значительное влияние на их философское образование и форму философского мышления.

Своеобразное соединение христианских принципов со здравым смыслом и личным опытом доносит до нас памятник древнерусской мысли XII века "Поучение" князя Владимира Мономаха. Князь пытается осмыслить такие понятия, как "закон", "правда", "добро", размышляет об уникальности человека, о том, что объединяет его с другими людьми, и считает, что труд высшее мерило богоугодности человека. Правда требует от властителя стать на защиту слабых ("не давайте сильным погубите человека") и даже не допускать смертной казни. Придерживаться высоких и благородных принципов учит Мономах своих потомков, ибо, "если весь мир собрать вместе, никто не окажется в один образ, но каждый со своим образом, по мудрости божьей". Кирилл Туровский (епископ Туровский) и Климент Смолятич, ставший вторым после Илариона русским (не греческим) митрополитом Киева, развивают темы, традиционные для русской религиозной мысли, начиная с митрополита Илариона и Феодосия Печерского. Это и аллегорическое истолкование Священного Писания, и пафос отвержения материальных ценностей, и выделение важнейших христианских добродетелей на пути спасения - единственно существенной цели человеческого бытия. Как и для Климента Смолятича, человек для Кирилла Туровского - центральная фигура мироздания, "венец творения". Он наделен свободой воли и сам должен принять "правду", возвещенную Христом. Опираясь на традицию патристики, русский мыслитель развивал учение о "стройном разуме" как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности. Идея "стройного разума" имела своим истоком смиренномудрие как одно из фундаментальных понятий в системе христианской сотериологии, учении о спасении.

Одним из самых интересных памятников отечественной литературы XII - начала XIII в. является "Моление" или "Слово" Даниила Заточника. Если все русские книжники, о которых речь шла ранее, принадлежали к духовному сословию, то автор "Моления" по различным предположениям о его социальной принадлежности: княжеский дружинник, ремесленник, холоп. Им достаточно четко осознается и формулируется идеал единства Истины, Добра и Красоты. В его мысли впервые представляется величие человека не только как божьего творения, но и самого по себе, как субъекта познающего и творческого. Таким образом, антропологическая тема, выходящая на уровень антропоцентризма еще в рамках религиозного мировоззрения, в дальнейшем развитии русской мысли не раз будет служить одним из источников философских исканий.

Подводя итоги, мы можем сказать, что философская мысль в эпоху расцвета Киевской Руси и начавшегося процесса феодальной раздробленности сформировалась и начала успешно развиваться в различных своих формах. Были заложены основы философского мышления, сложились основные понятия и категории, усвоены и творчески переработаны элементы византийской, а через нее эллинской и восточной философской культуры.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1681. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия