Бинарные отношения между зодиакальными знаками.
После переформулирования и интерпретации, по отдельности и в последовательном порядке, 360 символов, можно обратиться к различным геометрическим взаимосвязям символов. При этом хочется напомнить, что символы визуализировались ясновидящей в совершенно произвольном порядке и очень быстро, причем она не знала, к какому зодиакальному градусу относится визуализируемая картина. Поскольку символы представляют 360 фаз полного, исполняющего себя процесса, они взаимосвязаны, и их последовательность имеет по существу функциональный характер. Это может не быть очевидным с первого взгляда, и часто это не понималось. Чтобы осознать этот функциональный характер, необходимо принять идею, что весь ряд 360 символов составляет целое, с совершенной геометрической структурой и специфическим ритмом развертывания, и что циклический процесс, который символизируется этим рядом, имеет фундаментальную цель. Эта цель указывается первичными символами, которые дают холис-тический ключ к значению всего процесса. Эти символы относятся к трем существенным моментам циклического процесса: началу, середине и концу (альфа, мю и омега греческого алфавита). Они соответствуют Фазе (1° Овна), 181 (1° Весов) и 360 (30° Рыб). Первый символ утверждает две вещи, во-первых, каждый новый цикл деятельности подразумевает проявление из бесконечного Океана потенциальности ("Великие Воды пространства"); во-вторых, каждое новое начинание оказывается окруженным по крайней мере относительными неудачами прошлых циклов и должно преодолевать тяготение назад ("обратно в море") прошлого или карму. Это преодоление становится возможным, благодаря объективному, беспристрастному наблюдению (символ 2° Овна) и пониманию, что каждое индивидуальное целое - не только часть "большого Целого", но и микрокосм в этом макрокосме (3° Овна). Поляризация энергий необходима для актуализации этого понимания. Из этой поляризации может развиваться способность "само-трансцендирования", которая дает возможность достичь более высокого уровня сознания (5° Овна). Эта пятеричная последовательность символов составляет альфа-утверждение в начале, истоке циклов, по крайней мере относящихся к развитию человеческого сознания и потенций бытия как индивидуума, а возможно и ко всей эволюции человечества. То, что потенциально, дол- жно быть актуализировано в омега-состоянии цикла. Эта стадия различным образом символизируется картинами, относящимися к последним градусам Рыб. В свете всей 24-й Сцены символ 360 Фазы, с его аллегорическим использованием рассказа Н.Готорна, вполне ясен. То, что проявлялось инстинктивно и субъективно на Фазе 1, достигло полной идентификации с самой целью появления. Потенциальное становится актуальностью, творческий Импульс (Логос, Слово-в-начале), воплощено в индивидууме, который трансформируется, становясь похожим на свой идеал. Как может быть совершена такая трансформация? На этот вопрос должна ответить интерпретация символов, находящихся посередине цикла. Символ 30° Девы (180 Фаза) говорит, что человек, достигший середины своей эволюции, что в человеческой жизни может соответствовать возрасту от 35 до 42 лет, в зависимосит от уровня эволюции, должен быть "полностью занятым выполнением непосредственно стоящей перед ним задачи", что делает его "глухим к окружающему". Это концентрированное внимание может вести к "Посвящению". Пожертвовав временными несущественными целями человеческого существования, индивидуум полностью осознает, что он есть архетипически, следовательно, и то место, которое он занимает или может занимать в вечных. анналах Человечества. Несколько таинственный символ 1° Весов получает освещение в последующих четырех. Метаморфоза, ведущая к обнаружению в себе постоянного зерна-архетипа (бабочка) требует "реполяризации внутренних энергий". Эта реполяризация бросает трансформирующий свет на все, что до того виделось в относительной темноте умосознания. Более того, свет должен быть поддерживаем усилиями не только одного индивидуума, но группы товарищей; их соединенное устремление призывает Учителя - Образец, Который передает им знание и силу. Разумеется, эти символы дают лишь намек на циклический процесс трансформации. Внутренняя структура цикла и, следовательно, характер самого времени, по крайней мере, с точки зрения человеческого опыта, становится ясным лишь при рассмотрении смены времени года. При этом обнруживается, что все жизненные процессы, по крайней мере на этой земле, основаны на существовании двух противоположных и дополняющих друг друга сил, Инь и Ян китайской философии. В отношении человеческого опыта и тьмы в разные времена года я описывал их как Дневную и Ночную силы (см. "Пульс Жизни"). Полуцикл, в котором доминирует Дневная сила (весна и лето), - время актуализации потенциала индивидуализации, формирования и роста специфических форм и индивидуальных откликов на жизненные ситуации. Полуцикл, в котором доминирует Ночная сила (осень и зима), подчеркивает коллективные ценности и идеалы, когда отдельные единицы объединяются и интегрируются в большие целые. Во взаимодействии дневной и ночной силы отмечаются четыре характерных момента, равноденствия и солнцестояния, которые в зодиакальной последовательности соответствуют 1° Овна, Рака, Весов и Козерога. Это четыре критических фазы приспособления. Древние астро- логи-философы символизировали эти четыре критических состояния сознания и модуса субстанциального существования как Огонь, Воду и Землю. В рассмотрении фундаментальной структуры циклического Времени мы имеем дело с четверичным паттерном, обнаруживающим взаимодействие двух противоположных принципов активности. Говоря об Огне и воде, нужно иметь в виду действие двух типов активности и сознания, необходимых для полного процесса индивидуализации. Эти процессы действуют на разных уровнях: биологическом, психо-ментальном и духовном (на последнем, за очень небольшими исключениями, за пределами постижения человечества на его нынешней стадии). На биологическом уровне Огонь относится ко всему, что делает возможным рост организмов из зародышевого состояния (альфа-состояния); вода относится к тому, что делает возможным постоянное ритмическое поддержание и продвижение организма. На этом же уровне воздух относится к процессам взимодействия между отдельными организмами, живущими в определенном окружении, взаимодействия, целей которого живые организмы не сознают, пока не достигнут определенного состояния человеческой эволюции. Это состояние сначала существует на локально-региональном уровне; это ведет к формированию разнообразия культур, удерживающих несколько характерных архетипов или парадигм. Затем человечество медленно и часто трагически развивается в направлении уровня (которого оно, возможно, достигнет) глобально-планетарного взаимодействия. Четвертый "элемент". Земля, относится к процессу консолидации паттернов, порожденных взаимодействием, которые оказались наиболее адекватными для целей жизни. Приписывание характеристик - Воды, Воздуха и Земли некардйналь-ным зодиакальным знакам (неподвижным и подвижным) имеет лишь вторичное значение, если рассматривать процесс с точки зрения после-дования циклически повторяющихся шагов. Но цикл как целое' может быть рассматриваем также и с точки зрения пространственных отношений между его фазами; этот подход подчеркивается в астрологии: циклический процесс рассматривается как круг, разделенный на 12 сегментов - зодиакальных знаков. Эти сегменты и их подсегменты (деканы и отдельные градусы) могут быть соотнесены друг с другом геометрически. Эти отношения могут быть названы "аспектами". Рассматривая аспекты, мы изучаем внутреннюю структуру целого. Это "архетипичес-кая" структура. В актуальном существовании каждая фаза следует за другой во временном отношении. Однако сознание может охватить весь временной цикл сразу - ранее я называл это зоническим сознанем, т.е. может "геометризовать" экзистенциальный процесс, действуя на уровне архетипов. Различие между архетипическим (или структурным) и экзистенциальным (или эмпирическим) знанием часто запутывалось семантическими и эпистемологическими дискуссиями философов. В нем нет ничего таинственного; таинственность возникает, когда об этом различий говорят как о различий Бытия и Становления, и этим терминам придаются эмоционально-метафизические значения, прославляю1цйе первое (пребывание) и принижающие последнее (перемены). Здесь не место обсуждать сложности, которые внесли в то, что должно было бы быть простым, вопиющими идеологиями. Я упоминаю об этом лишь потому, что для нас существенно понимать, что все формы символизма, и астрология более других, использует обе противоположности, дополняющие друг друга: временный подход (экзистенциальный) и пространственный подход (архетипический). Мы немедленно увидим, что это значит, как только обратимся к представлениям о полярности в астрологии. Когда астролог говорит, что Овен - мужской знак, а Телец - женский, то он применяет понятие поляризации (или вообще дуализма и бинарных отношений) к двум знакам в основном, если не исключительно, с точки наследования во времени: Телец следует за Овном. Однако, когда говорится, что Овен и Весы - "противоположности" (полярности), это относится к разделению круга на два полукруга - факт пространственно-геометрический,. Оба подхода одинаково значимы, но они относятся к различным уровням опыта и двум различным рядам представлений. Если считать астрологию эмпирической наукой, основанной на запоминании и применении традиционных правил, относительная ценность которых может быть определена статистическим исследованием, это различие может быть не столь важным. Если же рассматривать астрологию как символический язык, цель которого - обнаружение сущносгного значения жизненных ситуаций, то нужно понять философию, стоящую за символизмом. Понимание различия между временными и пространственными значениями, между экзистенциальным и архетипическим подходами к знанию, здесь чрезвычайно важно. Концептуальная неясность, обнаруживаемая почти повсюду в астрологии, часто основана на непонимании этих различий. Тип геометрической поляризации, основанной на аспекте оппозиции (напр., между Овном и Весами), не может быть непосредственно "испытан" в естественном проживании; здесь нужны ментальная объективность и некоторая степень абстрактного мышления. Факторы, находящиеся в оппозиции (180°-расстояние) дополняют друг друга в более широкой схеме циклического процесса, так же, как дополняют друг друга Ян и Инь. Но поскольку каждый момент жизни и каждая циклическая фаза содержит взаимодействие этих двух космичесих факторов, относительная победа Ян над Инь весной не входит в опыт в то же время и не может быть непосредственно соотнесена с осенним доминированием Инь над Ян. С другой стороны, Овн "нуждается" в Тельце для "укрепления", т.е. придания субстанциальной твердости, "огненному" импульсу к индивидуализированному существованию в ясно ограниченном и четко определенном поле деятельности. Овн нуждается в Тельце как мужское нуждается в женском, как сильно проецирующий тип активности нуждается в изгибании его слишком прямой экспансивности в круговой путь, устанавливающий границы персонализированной жизни и опыта. Так же Близнецы нуждаются в Раке, как многонаправленная жажда знания и разнообразного опыта требует установления центра и сознательного принли-я ограничений. Также без рассудительной критичности Девы эмоционально-творческое эго, сильное во Льве, рассеется в пустом драматизме. "Мужские" знаки нуждаются в "укреплении" "женскими", непосредственно следующими за ними. В любом опыте будущее действует на настоящее, так же, как регрессивное кармическое оттягивание назад воздействует на протекающее настоящее. Два знака в последовании составляют действующую пару. Отношение противоположных знаков иное: они относятся к деятельностям, которые могут быть рассматриваемы как комплементарные только с точки зрения гармонии целого. Эти основные представления помогают понять, как символы первых градусов двенадцати зодиакальных знаков относятся друг к другу. Каждый символ первого градуса составляет "основной тон", "ключ" или потенциальность значимого развития для последующего 30-градусного сегмента. Я назову символы первых градусов шести "мужских" знаков "коренными", а шести "женских" - "поддерживающими" (укрепляющими). Коренной символ 1° Овна подкрепляет символ 1° Тельца ("Женщина, выходящая из моря, которую обнимает тюлень" и "Чистый горный поток"). В первой символической картине мы видим человеческое существо, проявляющееся (появляющееся) из обширного океана бессознательных потенциальностей; регрессивное тяготение прошлых неудач окружает появление женщины в поле сознательной и индивидуализированной деятельности, те "на сухой земле". Удастся ли проявление? Актуализируется ли транс-формация? Потенциально представленая символом? Поддержит ли жизнь земля, основание индивидуализированного сознания? Символ 1° Тельца "под-держивает" (под-тверждает) возможность успеха: чистый горный поток станет большой рекой, на берегах которой разовьется пышная растительность, потом родо-племенная культура, позже - город. Река - индивидуализированная форма существования воды. Вода извлечена из моря в облагах, и выпала в виде снега и дождя в горах. В свое время река вернется в море, загрязненная остатками жизнедеятельности существ, населяющих биосферу, в особенности людей, сознание которых занимается сейчас разрушением материи, что неизбежно порождает отходы, и интеллектуальным анализом, что порождает психические потери. Поскольку появляющееся человеческое существо нуждается в подтверждении того, что на земле будет вода, необходимая для жизни, символ 1° Тельца утверждает шанс на успех процесса, начавшегося в Овне. Равным образом символ 1° Рака ("Матросы на корабле спускают старый флаг и поднимают новый") подтверждает то, что потенциально начиналось на фазе 1° Близнецов ("Лодка со стеклянным дном дает возможность увидеть подводных обитателей"). Последний символ относится к первому сознательному пониманию существования мира скрытых ("оккультных") форм и энергий индивидуализированным умом. На более обычном уровне юноша, выросший на далекой ферме и попавший в колледж, вдохновляется (а, возможно, теряет голову) от множества книг и незнакомых переживаний. Может ли он конструктивно действовать в мире этого неожиданного знания? Символ 1° Рака утверждает эту возможность. Он может выбрать действование с точки зрения новых идеалов и ценностей. Как сознательный индивидуум он может перенести свою деятельность на уровень выше локального и выше биологического. Это, в свою очередь, может повести к результатам, символизируемым картиной 1° Льва ("Кровь приливает к голове человека", энергии которого мобилизуются честолюбием). Этот символ первоначально был записан в совершенно негативных тонах; действительно, процесс "ментализации" биологических энергий тела может быть рассмотрен в деструктивном свете. Это опасный процесс, как и сама цивилизация! Превращение энергий, необходимое для развития индивидуального творческого ума, даже центрируемого вокруг истинной самости, поначалу разрушает гармонию природы, как в индивидууме, так и в обществе. В этом причина сердечных болезней и неспособность тела справиться с токсинами и отходами, порождаемыми напряженной деятельностью эго, стремящегося управлять биологичесими энергиями для своих собственных целей, что часто означает самовозвеличивание. Но символ 1° Девы ("На портрете существенные черты человека художественно подчеркнуты") утверждает возможность успеха, поскольку портрет обнаруживает внутреннюю трансформацию, созданную волей к индивидуальному самовыражению, наиболее ясно видную именно в чертах и выражении лица. Загадочный символ 1° Весов ("В коллекции совершенных экземпляров многих биологических форм бабочка демонстрирует красоту своих крыльев; ее тельце проткнуто тонким острием") вводит нас во второй полуцикл процесса трансформации, который имеет принцип Инь или Ночная сила. Символ указывает, что человечеству, если оно стремится стать организованным глобальным целым, следует действовать в соответствии с архетипом Человека. Иными словами, групповые действия должны актуализировать полный потенциал человеческой природы, можно было бы сказать - ту "идею", которая имеется у Бога относительно Человека. Чтобы коллектив людей мог действовать успешно, он должен соотносить свою структуру и поведение с этой Божественной Идеей. Божественные Манифестации, или Аваторы, приходят, чтобы показать характер и содержание этой идеи индивидуумам, которые получают "Посвящение", жертвуя своим мимолетным эго, и "группам-зернам", которые, преодолевая кризисы и проходя очищенмя, создают новую культуру и новое общество. Символ 1° Скорпиона ("Переполненный туристский автобус на городской улице") показывает, что переход от узкого окружения эго-со-знания, управляемого земными биологическими паттернами деятельности, к более широкому полю групповой жизни "горожан", оживляемой более широким чувством межчеловеческих отношений, возможен. Наши современные города и их задавленные отчуждением и полные духа соперничества обитатели - всего лишь карикатура на то, чем должен быть "Святой Град" (новый Иерусалим или Шамбала); и все же процесс расширения идет, хотя бы и через возвеличивание негативных порождений архетипической Идеи. 1° Стрельца ("Отставные ветераны армии собираются, чтобы поделиться старыми воспоминаниями") дает картину более связной коллективности, основанной на общей борьбе и обших трудностях. Групповая жизнь создала то, что теоретически могло бы быть элитой из людей, характеры и воля которых проверены в коллективном преодолении опасностей. Но что было предметом этой длительной борьбы? Символ 1° Козерога ("Индейский вождь требует признания его власти на собрании племени") утверждает ценность этой борьбы и специальной подготовки, которая для нее необходима. Эти усилия делают возможным для человека достижение социальной власти - власти, возникающей из социальных взаимодействий и организованной деятельности на "политическом" уровне ("полис" - греческое слово, означающее "город"). Символ 1° Водолея ("Старая кирпичная миссия в Калифорнии") относится к институционализированным результатам усилий коллектива людей, ведомых идеалом или национальной или религиозной целью. Общество демонстрирует свою способность распространять свой социальный, религиозный и культурный облик на другие земли. Но стоит ли это действительно борьбы? Символ 1° Рыб ("На людном рынке фермеры и посредники предлагают большое разнообразие продуктов") утверждает, что стоит, по крайней мере на уровне общества. Социальные институты исчезают или распадаются, но их импульс устанавливает постоянный обмен между человеческими существами, который делает жизнь богаче и добрее в обществе людей. Уровень человеческого сознания повышается благодаря расширению точек зрения и интересов. В построении "Универсального Общества Людей" (Т. Джефферсон) происходит циркуляция ценностей. Так циклический процесс переходит от неуверенного появления индивидуума из бессознательного бытия к большому социальному организму культуры, вдохновляемой идеалами и трасцендентными целями. Для индивидуума это означает расширение сознания и развития его сил и способностей, благодаря сложным и разнообразным отношениям в структурированном поле групповой деятельности. Из сказанного видно, что зодиакальный цикл должен быть разделен скорее на шесть пар, чем на двенадцать отдельных знаков. Весь цикл естественно разделяется на шесть частей; чисто "6" вообще играет в жизни фундаментальную роль, по крайней мере на уровне, объективно достигаемом сознанием. Мы называем такие сознание "самосознанием" (или, по Шардену, "рефлексивным сознанием", поскольку впечатления, составляющие сырой материал сознания на этой стадии соотносятся с "центром", т. е. субъектом опыта, который может сказать "Я" и "Я испытываю - следовательно я существую" (более общая формула, чем декартова). В 64 фазах И.Цзина отражено циклическое взаимодействие двух принципов, Ян и Инь; здесь нет очевидного центра для великого символа Тай Чи. Сами гексаграммы как геометрические формы, скорее прямоугольны. С другой стороны, коль скоро подчеркивается шестеричная природа процесса дифференциации, приходит в голову уже упоминавшаяся геометрическая фигура: шесть сопряженных окружностей одинаковых размеров и седьмая такая же окружность в центре. Центральный круг относится к "само-сти" в слове "само-со-знание". Это - индивидуальная личность в центре карты рождения - индивидуальной, а не глобально-земной, по крайней мере с точки зрения "гуманистической" астрологии. Эта центральная самость - субъект опыта. Шесть окружностей вокруг него в геометрическом символе символизируют основные способности этого субъекта, шесть основных путей, по которым может идти его опыт окружающего на всех уровнях, психическом и духовно-ментальном, равно как физическом и биологическом, а также его отклик, реакция на стимулы, создающиеся средой. Способность сознательно откликаться на побеждение, а не только химически или электрически реагировать на стимул, - свойство самосознательного человека. Психологические реакции автоматичны и инстинктивны, "отклики" же в собственном смысле слова несут печать индивидуума. "Реакции" растений и животных, а часто и обычных людей, "программируются" силой, которая является скорее родовой, чем индивидуализированной. "Отклики" же самоуправляемы; они отражают и выражают человеческую индивидуальность. В отклике индивидуализированной личности всегда есть черты уникальности, но еще более существенен тот факт, что индивидуум сознательно использует способности, (санскр. "шакти"), а не просто высвобождает энергии. "Сила-способность" исходит из центра; энергия может быть высвобождена в любой точке, где регистрируется соответствующими воспринимающими органами и нервными центрами стимул. Это очень важное, но редко понимаемое резличие. Где есть центр, субъект опыта, там есть возможность использовать силу-способности, причем значительным образом, для разных целей и, по мере развертывания эволюции, на разных уровнях. В течение "виталистической" эры человек использовал способности преимущественно на биологическом уровне. Он разводил и культивировал животных, управляя способностью размножения растительных и животных "семян". Он имел дело с энергиями "жизни", и почти все, что относилось к этой силе само-размножения, характерной для жизни. Он водрузил силы жизни на небо, символизировав их "светилами" Солнцем и Луной. И, так как люди понимали, что эта сила флюктуирует, действует циклически, в соответствии с определенной регулярной последовательностью модусов активности, он связал эти сезонные изменения с положением Луны и Солнца, рассматриваемым на фоне неизменных паттернов, - того, что впоследствии было понято как "неподвижные звезды", а в некоторых случаях - с первым появлением на горизонте определенной звезды в определенное время года. Архаическая астрология, без сомнения появившаяся тысячелетиями раньше египетского и халдейского обществ, имела дело с использованием жизненной силы для выживания группы и для расширения. Но по мере увеличения племени, появления больших социальных единиц, разви- тая городов, над чисто биологическим аспектом жизни появился новый уровень сознания и деятельности. Социальные силы могут быть так же используемы как силы органической жизни. Богатство и другие социальные блага можно так же приумножить, как размножается семя. Уровень деятельности, к которому относится наша мировая культура, может быть сопоставлен с биологической культивацией, с тем различием, что он поддается дифференциации и экспансии, чем последняя, даже несмотря на то, что социокультурная деятельность в значительной степени зависит от удовлетворительного протекания биологических процессов. Биполярная жизненная сила, символизируемая светилами, остается основой сил человека, но обертоны социокультурной жизни с их различными и постоянно изменяю,:цимися соотношениями, составляют новое поле развития индивидуума. Это поле ума, с его бесконечной сложностью паттернов чувственных реакций и откликов на все более различные моменты опыта, возникающие в межличностных и межгрупповых отношениях. Это новое поле связывалось древними астрологами с планетами в их ритмических взаимосвязах. Есть важное различие между первичной биполярной силой жизни (Солнце-Луна) и дифференцированными вторичными силами, возникающими в межличностных и групповых отношениях на социокультурном уровне (планеты). К сожалению, это различие забывается или недооценивается современными астрологами. Оно важно для нашего нынешнего рассмотрения, поскольку мы имеем здесь дело с двумя родами дифференциации центральной Силы вселенной, и эти различия могут быть существенны для интерпретации сабианских символов в их приложении к различного рода ситуациям. (Здесь невозможно повторять подробности относительно того, как планеты дифференцируют центральную в единую силу Солнца, о чем я, с различных точек зрения, писал в трех ранних книгах: "Практика астрологии". Новое жилище для нового человека" и "Триптих". Планеты до Сатурна включительно относятся к пяти основным центрам деятельности или уровням сознания в человеке. Транс-сатурновые планеты не "принадлежат" к солнечной системе как таковой. Они символизируют процесс трансформации, действующий при переходе от меньшего космического целого (солнечной системы или "гелиокосма") к большему космическому целому. Галактике. "Коренные"Символы, как они только что были определены, относятся к шести фундаментальным модусам действия жизненной силы. Вместе с "подтверждающими" символами, они характеризуют в широком смысле пары знаков (сизигги), разделяющие зодиакальный процесс в целом на шесть периодов. Можно сказать, что по мере развертывания полного "цикла трансформации" последовательно прорабатываются шесть больших целей. Прежде всего - проявление из непроявленного ("Великих Вод пространства" или Хаоса в метафизическом смысле). Это относится к паре Овен-Телец. Проявившееся должно пройти период развертывания превоначальной потенциальности бытия: Близнецы -Рак. Затем следует период выражения этой потенциальности в наиболее характерном аспекте: Лев-Дева, Самовыражение, как в творческом, так и в структурно-техническом аспектах, ведет к новому уровню понимания и опыта; мы достигаем стадии переориентации с точки зрения ценностей и фундаментальных фактов этого нового уровня: Весы-Скорпи-он. Следующий шаг подразумевает новый тип действования или новый модус силы-способности, ключевым словом для которого может быть координация: Стрелец-Козерог. Затем приходит символическое формирование зерна, что относится к паре Водолей-Рыбы. Размышляя над этой последовательностью, можно увидеть, что ее ключевые слова могут быть применены к ситуациям и циклам разного рода. Рассмотрим вкратце, как сабианские символы первых градусов двух знаков соответствуют основному тону периода зодиакального процесса, который эти знаки составляют. 1. Овен символизирует все начинания на уровне жизненной силы. Он представляет начало процесса индивидуализации, ведущей к установлению устойчивых форм существования. Каждое новое рождение составляет "проявление" из окутывающей матрицы, а также прорастания, со всей его борьбой. Символ 1° Овна показывает не только выхождение из моря, но также выхождение в новое поле существования, на сухую землю. Символ 1° Тельца указывает противоположное или полярное направление жизненной силы. "Чистый горный источник" течет вниз с горы. Он обеспечивает возможность жизни на земле. Два символа вместе напоминают хорошо известный круговорот воды: океан, дождь, река, океан. В индийской оккультной философии этот модус действования универсальной жизненной силы (шакти Первичного Бытия и Сознания) относится к Парашакти, которую Субба Pay определяет как "великую первичную силу или способность, которая включает и подразумевает силу света и тепла" (Субба Pay. Двенадцать знаков зодиака, в "Собрании эзотерических сочинений. Бомбей. 1917; эту статью цитирует также Е.П. Блаватская в "Тайной доктрине"). Можно сказать, что "свет и тепло" - два первичных аспекта космической силы, лежащие за волей к бытию любого животного организма. "Быть" значит в том числе "излучать"! Качество всякого бытия показывается характером его излучения. 2. В Близнецах мы приходим к фазе обнаружения потенциальностей существования, ранее скрытых от сознания; этот знак представляет жажду опыта и знания всяческого рода. Символ сравнивает сознание индивидуума с лодкой, плывущей по необозримой шири возможных реализации. Познаваемое бесконечно. Но часть сделана прозрачной, и многое сокрытие обнаруживается, в особенности если рулевой (теоретически -Учитель) ведет ее по наиболее значимым областям познаваемого, но еще не познанного.' Индивидуальное сознание, проявившееся из моря Бессознательного, может теперь обнаружить объективно некоторые из его океанических тайн. Этот перид развертывания соответствует санскр. Джнана-шакти. По Субб Pay эта сила имеет два аспекта: "1) под влиянием или управлением материальных аспектов она проявляется (а) как способность ума интерпретировать ощущения, (б), как способность вызывать прошлые идеи (память) и ожидания будущего, (с) как способность, описываемая психологами как "закон ассоциации", т.е. способность формировать устойчивые группировки ощущений и возможностей ощущения, и таким образом порождать или идею о внешнем объекте, (д) способность связывать идеи таинственной связью памяти и таким образом порождать понятие самости или индивидуальности; 2) при освобождении от пут материи некоторые проявления этой шакти есть реальное ясновидение и психометрия". На обычном сегодняшнем уровне эта сила-способность Близнеце -интерпретация, ассоциация, классификация ощущений и, на более поздней стадии, понятий. Затем приходит фаза Рака, основная цель которой - установление устойчивой и постоянной связи между ощущениями и между идеями. В случае ощущений эти связи создают понятие объектов. В случае идеи - постоянную тождественность самости. Символ 1° Рака изображает моряков, готовых вывесить новый флаг. Этот символ обнаруживает последовательное развертывание потенциальностей индивидуума в периодическом стремлении реформировать основания, на которых он строит свое чувство себя (самости) и отношение к жизни в целом. Человек есть то, что "мыслит в своем сердце", - говорит библия-Близнецы "мыслят". Рак же устанавливает определенную категорию того, что мыслится в "сердце", делая это устойчивым и постоянным ключевым тоном личной жизни. Развертывание бытия происходит только через эти две фазы индивидуального существования: творение категорий мысли и основ личности. Знание и понимание себя - две формы, которые принимает эта сила. 3. Лев приводит нас к характерной для человека способности к самовыражению. С точки зрения дифференциации одной первоначальной Силы, это санскр. Ичьяшакти, "сила воли". По Субба Pay это "самое обычное проявление, являющееся порождением нервных течений, вызывающих движение тех мускулов, которые необходимы для достижения желаемого объекта". "Ичья" - буквально есть энергия самости. Это сознательная свободная воля "Я" в отличие от по большей части бессознательных био-кос-мических или духовных импульсов, которые побуждают будущего ребенка выходить из утробы, или любому новому начинанию - из заключения старого цикла. Овен по существу - выражение жизни или выражение Бога (посредством новых Идей или творческих Импульсов), Лев же - само-выражени? Символ 1° Льва обнаруживает результат волевой и решительной концентрации индивидуума на достижении уровня творческого ума. Символ 1° Девы дополняет эту картину, подчеркивая идеализированные черты человека на портрете, созданном художественными средствами. Человеческая эволюция требует не только использования способности самовыражения (Лев), но и избирательности в самовыражении (Дева). Она требует "меры", "стандарта". Но если символ Рака показывает "флаг", поднятый на корабле, как социальную декларацию верности и цели("национальности"), то символ Девы изображает "портрет" - идеализированное выражение, порожденное творческим видени- ем и индивиду'алзиро'ванным проникновением сквозь внешнее. Дева указывает на установление сознательного и индивидуального стандарта ценностей - т. е. способности различения. Самовыражение (Лев) всегда должно быть объединено с различением (Дева), чтобы индивидуум мог исполнять основное назначение человека. 4. Сизигия Весов и Скорпиона - период переориентации. Буквально это значит нахождение нового "востока" ("ориент" - "восток"), нового Источника Силы. Эта новая сила порождается устойчивыми паттернами социокультурных отношений. Но, как уже говорилось, чтобы иметь постоянную ценность и более чем личное значение, любое общественное начинание должно быть воплощением архетипического, т.е идеи или идеала, являющихся частью эволюционной структуры и цели цикла, в котором это начинание осуществляется. Отсюда потребность в визуализации архетипа. Эта визуализация может происходить разными путями, например, это может быть полусознательным творчеством художника или более сознательно управляемой оккультной медитацией (это относится к символу 1° Весов - "бабочке"). Санскритский термин этой способности - "крийя-шакти": "Таинственная сила мысли, которая дает возможность создавать внешние воспринимаемые результаты собственной внутренней энергией", - и Субба Pay добавляет: "Древние полагали, что любая идея проявит себя внешним образом, если чье-либо внимание глубоко на ней сконцентрируется... Йог исполняет свои желания в основном посредством Ичья-шакти и Крийя-шакти". Того же достигают и.практики различных современных школ, как они уверяют. Эффективная визуализация архетипа (Весы) требует не только концентрированного внимания, но и глубокого эмоционального стремления, что связано уже со Скорпионом. Символ 1° может показаться неподходящим на Первый взгляд, но в более глубоком смысле он значим. Новый шаг должен быть испытан и пережит в глубине существа, физически и эмоционально. Можно мечтать об идеальной "цивилизации" во всей сложности ее межличностных отношений или, на более высоком уровне идеала, - об оккультном Братстве или "Белой Ложе", но, чтобы идеал стал неопровержимой реальностью для сознания, надо побывать там в некотором глубоком личном опыте, может быть - живом незабываемом сне. Стрелец и его полярность - Козерог показывают нам необходимость достичь устойчивой органической координации всех элементов личности, начиная с наиболее фундаментальных. Чтобы построить хотя бы относительное устойчивое целое, взаимодействие между в
|