Крест и звезда
Крест, образуемый горизонтом и меридианом, осями сознания и силы-способности, дает основания для различных интерпретаций на различных уровнях значения. Рассматривая сабианские символы с точки зрения циклического процесса, мы должны дать особое и очень значимое выражение концам оси сознания. Сознание возникает из деятель- ности, даже если мы понимаем, что характер этой деятельности в ее творческом аспекте, зависит от предыдущего, трансцендентного аспекта создания. Символически говоря, процесс прорастания - начало деятельности в растительном царстве, выводит на поверхность то, что латентно в зерне. Любое действие выходит, так сказать, из зерна; на высшем метафическом уровне универсальное зерно - это пространство. Во время периодов экзистенциального космического "проявлния" пространство простирается по многим направлениям, поскольку есть множество уровней космической деятельности. С точки зрения "не-проявле-ния" Пространство, можно сказать "сворачивается" внутри не имеющей измерений математической точки. Универсальное пространство часто символизируется океаном, бесконечным океаном потенциальности. В сабианском ряду символов появление деятельности, следовательно, и сознания, представлено 1° Овна, началом цикла деятельности. Проявляется новая форма существования, окруженная кармой прошлого. В последующих символах мы видим, как эта деятельность достигает объективности (2°), обретает более глубокую интуицию своей целостности (3°), чувство поляризации энергий, от которого зависит способность действования (4°), и, наконец, способность превзойти собственную природу (5°, "треугольник с крыльями"). Это проявление ведет к состоянию, в котором творческий импульс, пройдя через дающий зрелость опыт, становится "о-существенным" в полном обнаружении архетипк ческой формы - Зерна, вызывавшей его к бытию для определенной цели. Эта;архетипическая форма символизируется совершенной бабочкой символа 1° Весов. Форма совершенна. Сознательный ум, на основе обнаружения архетипа, может войти в группу как равный среди равных, поскольку он имел "видение" своего внутреннего архетипического совершенства. Для американских индейцев иметь видение своего архетипа (или тотема) - существенная фаза процесса, в конце которого мальчик становится способным принять на себя обязанности человека (человечества). Один врачеватель сказал: "Человек, не имевший своего Видения, не знает своего места в мире. Как же он может жить?" Интерпретация Весов как "равновесия" довольно поверхностна; он относится к пониманию своей "ценности" как места и функции в определенной общности. Будь эта общность большой или малой, она представляет "большое Целое", в котором сознательная личность может и должна действовать. В Весах индивидуум постигает ту основу, на которую может опираться это действование. Интерпретируемое таким образом отношение между 1° Овна и 1° Весов может быть применено, теоретически говоря, к отношению между любыми двумя противоположными знаками или градусами циклического процесса. Однако во многих случаях нелегко установить значение этого отношения на такой основе. Ситуация обычно проясняется при включении второй оси, т.е. при рассмотрении двух символов, находя- щихсяв квадратуре к рассматриваемым. В годичном цикле градусы солнцестояний находятся в таком отношении к градусам равноденствий. Равноденственные фазы годичного цикла представляют принцип со- знания, поскольку равновесие двух взаимодействующих энергий, Ян и Инь, Дневной и Ночной сил, приводят к тому, что принцип силы нейтрализован. В моменты же солнцестояний одна из двух сил. Дневная или Ночная, почти полностью доминируют, что является, конечно, демонстрацией силы. Два первичных типа силы-способности соответствуют, первая - способности эффективно быть тем, что ты есть, как определенная форма существования, вторая - способности использовать то, чем ты являешься, в рамках "большего целого", в котором эта форма признана функционировать. Так, в 1° Рака стабилизируется и с полной силой Ян и решительностью утверждается форма жизни и сознания, проявившаяся в 1° Овна ("матросы поднимают новый флаг"). Символ 1° Козерога рисует "индейского вождя", умеющего использовать социальные процессы для того, чтобы сделать конкретным и воспринимаемым для своего общества видение, которое он имеет относительно сущности своего бытия; здесь мы видим действие общественной и официальной силы. Четверичная связь символов равноденствия и солнцестояния вполне ясна и может служить прототипом ("прототип" - первое и фундаментальное конкретное проявление архетипа, можно даже сказать - проекция архетипической идеи в земную субстанцию в качестве "Образца") всех подобных "крестоцветных" форм отношений между символами. Символы первых градусов четырех неподвижных знаков могут быть интерпретированы следующим образом. "Чистый горный поток" 1° Тельца относится к начальной фазе планетарного цикла круговращения воды, рассматриваемого с уровня жизни в биосфере, зависящей от наличия воды, когда горный источник становится большой рекой, люди могут строить города на ее берегах. Сегодня быстрый спуск воды может быть использован для получения электроэнергии. Подобным образом люди могут "запрудить" свою жизненную энергию и превратить ее в энергию мысли. Эта энергия фокусируется в голове (символ 1° Льва). Символ 1° Скорпиона рисует людей, живших, по-видимому, в близости с обрабатываемой ими землей в момент очарованности большим городом. Чистая в своем источнике, жизнь становится текущим взаимодействием людей, участвующих в ежедневном ритме города, с его ядами, равно как и с его культурными достижениями. Стабилизированная и относительно постоянная сила культуры отображения в символе 1° Водолея ("Миссия в Калифорнии"). Символы первых градусов четырех подвижных (мутабельных) знаков могут быть соотнесены еще более ясным образом с подчеркиванием основного тона времени года, с которым они связаны. 1° Близнецов ("Лодка со стеклянным дном позволяет увидеть подводные чудеса") показывает зарождающееся индивидуальное сознание, расширяющееся благодаря контакту с обильными знаниями, собранными человечеством и теперь содержащимися в коллективном бессознательном или воплощенном в миллионах книг. Символ 1° Девы ("Портрет") показывает, с одной стороны, как умственная деятельность накладывает свой отпечаток на свой предмет и индивидуализирует лицо; с другой стороны, она указывает на творческую силу ума, научившегося различать и воспроиз- водить существенные характеристики любого живого существа или ситуации. Соприкосновене с аккумулированными коллективными ценностями, составляющими субстрат культуры (1° Близнецов) ведет к типу деятельности, который необходим в нашем мире конфликтов, чтобы удерживать и расширять "культурное целое" - способ жизни и его великие Образы, - типу деятельности изображенному в символе 1° Стрельца ("отставные ветераны"). Наконец, общество, поддержанное теми, кто готов рисковать собой ради его норм, демонстирует свое здоровье и жизненность в сложных ритуалах рынка (символ 1° Рыб). Геометрически разделяя круг на четыре части, мы получаем, соединяя точки деления, квадрат - символ устойчивости, твердости, сопротивления изменению. На социальном уровне - это буржуа, "мещанин" (перв.: в английском языке слово в переносном смысле означает мещанина, консерватора и т.п.). Число четыре относится к материальному миру. В известном семигодичном цикле четвертый год представляет собой "дно", нижнюю точку цикла. Первые три года - схождение духа в материю (или Идеи в конкретную форму), последние три - постепенная эволюция и утоньщение форм и одухотворение или дематериализация сознания, которое в начале четвертого года становится отождествленным с формами и энергиями материи. Четвертый год, следовательно, -поворотный пункт семигодичного цикла. Сознание, погруженное в материальную форму, может либо погрузиться еще глубже в материю и утерять духовный заряд начального циклического импульса, или оно может начать освобождаться от давления материальных энергий и постепенно подниматься к омега-состоянию сознания и индвидуализирован-ного духовного свершения. В оккультной традиции часто связывают современное состояние планетарного существования и человечества - как - целого с четвертой стадией. Это "четвертый мир" или, в теософской терминологии, "четвертый раунд". Нумерологически вибрация "4" доминирует над коллективным сознанием всего, что принадлежит непосредственно к земной биосфере, сфере жизни - если говорить о жизни в точном и узком смысле, как силе, которая собирает вместе, организует, поддерживает и размножает собрание материальных единиц. С точки зрения направляющегося вверх процесса развития и одухотворения человеческого сознания, "Великое Дело" (говоря алхимически) - поднятие вибрации 4 до уровня 5. В самом широком смысле этот процесс "поднятия" есть то, что реально означает "цивилизация", т.е. процесс трансформации бессоз-нтельных биологических влечений в сознательную и индивидуализированную структуру ума, проникнутую "Светом" Духа ("Сверх ума" в терминологии Шриа Ауробиндо). Будучи полностью под контролем ума, организованного в самоподдерживающуюся систему (супер-физический и супер-биологический организм) этот духовный Свет занимает место Жизни, то место, которая она занимала на уровне биосферы, т.е. в физических телах. Этот свет имеет субстанцию и энергию (силу, способность). Он про- низывает тонкую и более духовную сферу умственной деятельности ("надум" по Шри Ауробиндо), Свет эзотерически символизируется числом "б". Ум же, как форма деятельности, которая может, но не должна стать независимой от биологических импульсов, соответствует вибрации "5". На нынешней стадии эволюции человечества как рода доминирует вибрация "4". Однако вибрация "5" - умственной деятельности -интенсивно развивается последние 2500 лет (начиная примерно с 600 лет до н.э.). К сожалению, на первой стадии своего развития как потенциально автономного модуса действования, ум остается тесно связанным, под влиянием или даже управлением биологических потребностей и эмоциональных влечений тела. Он действует в качестве так называемого "нижнего ума", ставя себя на службу биологическим императивам, передаваемым в психическое состояние (голод, секс, агрессивность, жажда обладания, воля к власти, честолюбие и т.п.), проникающее почти во все ментальные действия. Результатом является наша нынешняя западная цивилизация с ее чудовищными городами, взаимным истреблением и все более распространяющимися извращениями и психозами. Стремясь отделить себя от этих био-психических эмоциональных влечений, западный человек прославляет и преувеличенно подчеркивает значение так называемого "разума", "рассудка", интеллектуальной и аналитической способности ума. Он идеализирует объективность, по крайней мере теоретически. Но в попытке опер&ться на один ум;.нельзя достичь ни "витальных", ни "духовных" результатов, которые бы выдержали испытание временем или не стали орудием сил, действующих во имя материальной энтропии. Пятиконечная звезда - символ Ума как модуса универсальной деятельности. Она может быть повернута вверх или вниз. Это символ человека; а человек может развивать свое сознание в направлении Света (т.е. Духа), или следовать пути регресса, "деволюцйи", и быть отброшенным в мир бессознательной недифференцированной материи, "гумуса", который будет пищей для роста зерен следующего цикла. Символически говоря, вопрос в том, останется ли появляющаяся вибрация числа "5" привязанной к "4", к биосфере и родовому в человеке, или она станет чувствительна к Любви и Свету, представленным "б", более того, станет их действенным представителем. Это космический вопрос, который, можно полагать, возникает на любой планете, на которой существует Человек в той или иной форме, как точка фокусировки Ума. Пятиконечная звезда символизирует этот вопрос, указывая на характер сил, действующих на ментальном уровне. Необходимо подчеркнуть, что деятельность Ума никак не сводится к тому, что мы сегодня называем "интеллектом"; она также не может быть приравнена к разумности как таковой - способности, присущей так сказать, всем живым организмам, хотя людям в гораздо большей степени, чем другим, и позволяющей им приспосабливаться, использовать наилучшим образом, а иногда и контролировать среду, естественную или социокультурную. Число "5" имеет особый характер даже с точки зрения арифметики, что не раз обсуждалось. Оно представляет особый интерес для биолога, ибо пятеричные структуры появляются в природе по крайней мере на нашей планете, - только при развитии живых форм; они не встречаются у кристаллов, хотя характерны для многих растений в расположении листьев или форме цветов. Человеческая анатомия также не чужда пен-таритмическим структурам. Как будто наиболее продвинутые формы жизни в природе приготовляются к тому, чтобы стать основной для развития деятельности ума. Мы, конечно, не можем понять, и еще менее - пережить, какое сознание опирается на пентаритмические паттерны растительного царства; понятно, однако, что растения р?ботают со светом, их хлорофилл использует энергию солнечных лучей и создает пищу для животных и человека. По крайней мере в символическом смысле можно сказать, что человек, ум которого настраивается на высшие формы Универсального Света, также использует энергию Света для питания сознания человека, действующего исключительно на уровне вибрации "4". Все великие, вдохновенные творения философии, религии, литературы и пр. могут быть рассматриваемы как такой трансцендентный "фотосинтез". Они спускают "6" в "5", на уровень ментальности культуры. Возвращаясь теперь к сабианским символам, мы можем отметить, что пентаритмическая последовательность, образуемая делением круга на 5 частей (по 72°), образует, начиная с 1° Овна. весьма значимую символику. Это следующие символы: 1° Овна - Женщина, выходящая из моря, и обнимающий ее тюлень. 13° Близнецов - Знаменитый пианист, дающий концерт. 25° Льва - Большой верблюд, пересекающий обширную опасную пустыню. 7° Скорпиона - Глубинные водолазы. 19° Козерога -пятилетний ребенок, несущий мешок с бакалеей. Чтобы понять, как эти символы относятся в своей существенной основе к ментальному процессу, мы должны проникнуть сквозь поверхностные аллегории к архетипическому значению. Мы имеем здесь дело с пятью характерными фазами архетипического процесса, можно сказать - с пятью типами действия, включенными в определенную деятельность. Первый шаг - появление из бессознательных принудительных связей биосферы. Как уже упоминалось, тюлень указывает на возможность предыдущих появлений, закончившихся регрессом, теперь же, в человеческом существе, мы видим Звезду победы, магический Пентакль человеческого ума. Второй шаг или принцип действия дает нам картина человека, индивидуализированного до такой степени, что он может успешно играть социальную роль, помогая людям чувствовать более интенсивно, даже если сами они ведут рутинную и тусклую жизнь. Он может помочь им почувствовать новые вибрации эмоционального отклика, может быть -стать более чувствительными к более духовным воздействиям. Третий шаг или принцип относится к качеству уверенности в себе, опоры на себя и независимости от враждебного и духовно бесплодного окружения. Это соответствует наиболее важному аспекту процесса индивидуализации сознания, требующего ума, способного проявить самодостаточность и устойчивость в любых обстоятельствах. Четвертый шаг может лучше всего быть понят при сравнении его с первым. То, из чего появился ум, то он оставил позади себя, должно быть теперь сознательно встречено лицом к лицу. Индивидуализированный ум должен смело вернуться в мир компульсивных жизненных потоков и инстинктивных влечений и извлечь из них индивидуальное значение. Без этого сознательный индивидуализированный человек, управляемый эго, будет всегда лишен глубоких жизненных основ. Ум должен проявиться из принудительности жизни, но когда он уже сформирован и достиг самодостаточности, он должен вернуться и объективно ассимилировать содержание глубин бессознательного. Пятая стадия символизирована сценой, которая кажется тривиальной. Пятилетний ребенок утверждает свою внутреннюю потенцию служением, выполнением социальной роли, задачи, превышающей нормальную эволюцию обычного человека в этом возрасте. Это очень хороший символ "Пути ученичества". Чтобы успешно следовать этим путем, человек должен достичь в своем развитии стадии "5", то есть должен в себе смелый и самодостаточный ум. Тогда он может стать поистине "учеником", научаясь выполнять алхимическое "Великое Делание", что означает трансформацию сырого материала биосферы в воспринимаемое знание. Из ассимиляции этого знания возникает мудрость, которая, в свою очередь, становится основанием для нового проявления на более высоком уровне сознания. Можно заметить, что второй (13° Близнецов) и пятый (19° Козерога) символы относятся к тому, что можно назвать "социальными ролями". Первый означает, что индивидуальный ум, проявившийся из коллективной ментальности своей культуры, должен показать себя, проявляя способности своим движением воодушевлять других. Это делается, однако, с позиций эго ("виртуоз", показывающий себя на публичной сцене), более того, он использует культурный материал (исполняемые произведения), ему не принадлежащий. Такое исполнение часто предполагает или делает возможным прославление себя. Это необходимая фаза, но рано или поздно она ведет к духовному, бесплодию и проверке самодостаточности и готовности решительно продолжать путь, рассчитывая только на то, что имеешь в себе (верблюд в пустыне). Далее следует испытание другого рода. Водолазу необходим хороший контроль над дыханием; йогической практикой или с тантрическим подходом к одухотворению основных форм человеческой зависимости, таких как секс или голод. Пятый и последний шаг символизирует отрешенное и эффективное служение - служение своей духовной семье, группе или гуру. Эго-драма-тизм "виртуозного" исполнения оставлен позади. Эго очищено тяжелыми испытаниями и закалено огнем солнца пустыни; оно полно теперь ассимилированным содержанием психических и биосферических глубин; оно вибрирует в соответствии с "5" (пятилетний ребенок). Индивидуум может пережить Звезду победы в своем сердце. Сейчас часто говорят о "творчестве" и творческом уме. Это означает способность придавать форму сырому, недифференцированному материалу или трансформировать то, что уже имеет определенную форму или структуру. Именно эта способность действует пятью различными способами. Рассматривая последовательность пяти символов, образующих пятиконечную звезду, я имел в виду прототип такого процесса, подобно тому, как соотнесение четырех кардинальных точек зодиака устанавливает прототип, теоретически применяемый ко всем подобным четверичным отношениям между зодиакальными градусами и их символами. Крест и Звезда - геометрические архетипы, которые могут дать значение всем экзистенциальным процессам, соответствуюпщм вибрации "4, "5". Каждый градус зодиака может стать вершиной Креста или верхней точкой Звезды (равно как и нижней точкой перевернутой звезды). Эти представления применимы к любому основному астрологическому фактору в карте рождения, теоретически - в любой циклической деятельности. Практически, однако, такие интерпретации часто скорее запутывают, чем проясняют, поскольку они требуют искусства интерпретации символов в их глубинной сущности и значении. Сабианские символы не вполне пригодны для более тонких типов анализа. Тем не менее, есть способ применения пентаритмических паттернов, который дает значимые результаты. Я использовал его во второй части, разделив символы на 72 пятеричны последовательности. Эту процедуру впервые применил М.Джонс, но мне кажется, что он не заметил общих черт всех пятеричных последовательностей. Более того, я не могу полностью принять его характеристику трех следующих друг за другом пятеричных последовательностей, которые он называет физической, социальной и духовной, давая, как видел читатель, несколько иную интерпретацию. Дело не в различии терминов; к тому же я не всегда видел основания для отнесения символа к тому ли иному уровню,. что заставляет меня вообще сомневаться в их значимости; впрочем, в большинстве случаев практика говорит в их пользу. Пятеричный же ритм ясно проявляется в каждой последовательности. В особенности ясен контраст между первой и второй ступенями и характер четвертой ступени. Найти общую категорию для третьей и пятой ступени труднее. Тем не менее, каждый из пяти шагов процесса может быть поставлен в соответствии с фундаментальным принципом действия. При этом нужно постоянно помнить, что весь ряд символов относится к универсальному Принципу Трансформации, направленному и те-леологичному. 1. Символ первой стадии пятеричной последовательности указывает эволюционную цель или сущностный характер новой фазы деятельности. Для примера я рассмотрю здесь последовательность, начинающуюся 1,6° Рака, поскольку она нелегко поддается интерпретации. В символе 1 0 Рака мы видели индивидуума в момент изменения ориентации, выбора новой системы ценностей. Во второй половине зодикального знака это решение требует выполнения. "Решение" (Седьмая сцена) требует "Консолидации (укрепления)" (восьмая сцена) занятых позиций. По существу, все эффективные формы укрепления - внутренние: сам индивидуум должен стать устойчивым и хорошо интегрированным; это и подразумевает символ мандалы. 2. Затем "Божественное семя" внутри (мандала индивидуальной самости) прорастает. За медитацией следует действие. Энергия, направ- ленная на первом шаге внутрь, теперь направляется наружу. Это принцип контраста, вторая ступень пятеричных последовательностей всегда тем или иным образом контрастирует первой. Это, однако, не "антитезис" утвержденному "тезису", как в обычной диалектике, состоящей из трех ступеней. Здесь мы имеем диалектику ино1 о рода, из пяти ступеней (К. Дюркхайм утверждает, что она характерна для Дзен-буддизма). 3. Символ третьей стадии относится к необходимости "питать" прорастание. В некотором смысле это означает соотнесение очерченного начинания с его окружением или некоторой рамкой. Например, символ 3° Овна соотносит проявляющегося индивидуума с более широким полем, которое он визуализирует; это отношение микро- и макрокосма, видение Бога в человеческом образе. В другом смысле это - согласование, примирение контрастирующих фаз, показанных ранее. Субъективный фактор теперь вовлечен в объективный мир, и это ведет к специфическим результатам, которые, разумеется, различны в различных последовательностях. Можно говорить здесь о Принципе поддержания, что подразумевает некоторого рода взаимодействие между вновь развивающимся и тем, что может его поддержать в большем Целом, частью которого оно является. 4. Четвертая стадия определяет или, по крайней мере, дает намек на определенный тип метода, процедуры или техники, который может быть использован для эффективности процесса. В последовательности, начинающейся 16° Рака это (19° Рака) - священник, совершающий брачную церемонию. Размышление над мандалой обнаруживает возможность интеграции полярных сил; в годичной мандале - зодиаке - это Дневная и Ночная силы. Сознание, ищущее интеграции и консолидации своего индивидуального характера, должно быть готово к мистической свадьбе, создающей поле относительно постоянного взаимопроникновения поляризованных жизненных энергий. Начало этого процесса мы видим в символе 4° Овна. В 4 ° Тельца радуга символизирует путь объединения земли и неба. В символе 4° Рака мы видим другой способ обращения с результатом своих действий - "рационализацию". Сивол 9° Рака -вариация темы союза между самостью и привлекшим элементом опыта (т.е. желанием овладеть и ассимилировать знание). 14° Рака предлагает более тарнсцендентный подход: сознание ищет за относительностью изменчивых истин абсолютности и мудрости, забывающей познанное перед лицом вечно скрытого Источника всякого знания. Здесь действует принцип эффективности самовыражения; "самость" означает здесь любую форму интеграции, от жаждущего обладания эго до универсальной Самости. Во многих случаях предлагается техника, которая дает возможность уму конструктивно справиться с новыми проблемами, появляющимися на первой стадии. 5. Теоретически эта фаза приносит новое измерение, потенцию или уровень сознания, соотносимый с четырьмя предыдущими ступенями. Обычно она указывает на действие принципа трансформации, и мы видим здесь прелюдию к новому циклу или уровню деятельности. Символ 20° Рака (гондольер, поющий серенаду) представляет ритуализацию процесса интеграции человеческих полярностей. Склад определенной культуры - Венеции с ее морем - играет здесь важную роль, давая социальное основание для поиска интегрирующего действия. Символ того же типа, но более социализированный и ритуализованный, мы видим на эмоционально-культурном уровне - 21° Рака (оперная примадонна). В некоторых случаях трансформация требует преувеличения определенных тенденций, которые в качестве компенсации ведут к новому уровню опыта. Каждая пятеричная последовательность символов может быть проанализирована подобным образом. Некоторые такие последовательности (например, в Рыбах) являют ясную и местами драматическую историю; другие требуют более глубокой интерпретации. Очевидно, что когда символ интерпретируется с точки зрения счоего места в различных связях других символов, это требует некоторой перестановки акцентов в интерпретации, но это не изменяет основного значения символов.
|