Цель воспитания в отечественных и зарубежных концепциях воспитания.4. Понятие «содержание воспитания». Проблема определения содержания воспитания. По В.А.Сластенину, содержание воспитания тождественно формированию базовой культуры личности: 1) философско-мировоззренческая подготовка школьников; 2) гражданское воспитание; 3) формирование нравственной культуры личности; 4) трудовое воспитание и профориентация; 5) формирование эстетической культуры личности; 6) воспитание физической культуры личности. По И.П. Подласому, содержание воспитания есть система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения личности. Если в качестве главной цели воспитания представлять формирование всесторонне и гармонично развитой личности, то содержание целостного педагогического процесса представляет собой умственное, физическое, трудовое, политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые воедино. Это один подход. Есть и другой. Воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина. Выделены конкретные качества личности и обязательства человека в каждой из этих ролей (см. с. 454-456). Здесь проявляется комплексный подход к воспитанию. Есть различные пособия для классных руководителей. По «Педагогике» под редакцией П.И. Пидкасистого: содержание воспитания – это формирование и развитие ребенка (в русле личностно-ориентированного подхода – как организация процесса восхождения ребенка к культуре, к собственной индивидуальности). При этом важно целеполагание. По Лихачеву Б.Т., содержание воспитания – это: – формирование научного мировоззрения, включая религиозное, экономическое, экологическое воспитание; – гражданское воспитание (патриотическое и интернациональное, общечеловеческое воспитание, правовое воспитание); – трудовое воспитание (структура и нравственно-этические аспекты процесса труда); – нравственное воспитание; – эстетическое воспитание; – физическое воспитание (включая физические и нравственно-эстетические аспекты полового воспитания, антиалкогольного и антиникотинового воспитания). Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. Таким образом, в практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами: 1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник; 2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе; 3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к тем или иным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому. В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия. Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И.С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование: · личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи (патриотическое воспитание); · интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания (умственное воспитание); · духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе (нравственное воспитание); · потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне (эстетическое воспитание); · потребности в здоровом образе жизни (физическое воспитание) (подробнее об этом см. 5.2). Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О.С. Газман, А.В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической (подробнее об этом см. 5.3). Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И.А. Колесникова, Л.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец) (подробнее об этом см. 5.4). Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н.Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются: · педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры; · педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры; · определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром; · максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка; · поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни; · философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем. Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками. Базовая культура личности как цель и содержание воспитания. Понятие «базовая культура личности» введено в отечественную педагогику О.С. Газманом. Она включает в себя то существенные, обязательное, что необходимо школьнику для самостоятельной деятельности, что определяет его дальнейшее развитие. В процессе воспитания базовой культуры ребенок не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, но и развивает свои сущностные силы, внутренний личностный потенциал. Воспитывать базовую культуру личности – значит создавать предпосылки для развития ее индивидуальных сил и способностей в интересах личности, общества и государства. Обращение в процессе воспитания к истокам культуры, культурному наследию предполагает освоение многообразного мира ценностей и, в первую очередь, обеспечивающих развитие свойств, качеств, ориентаций личности в гармонии с самим собой, с социальным окружением, другими людьми, с обществом. Освоить и реализовать все ценности культуры невозможно, но необходимо расширять их спектр в зависимости от возраста, личностных устремлений, уровня образования. Базовая культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, также личностный, психологический комфорт (О.С. Газман). Базовую культуру личности составляют не лучшие образцы мировой, национальной, народной культуры, а ее готовность к самостоятельному творческому развитию и обогащению культуры, самореализация себя в ней. С этой точки зрения основными компонентами базовой культуры личности следует считать аксиологический (ценностный), включающий овладение ценностями – знаниями, сформированными ценностями – качествами и ценностями – отношениями; технологический, раскрывающий степень практической готовности воспитанника к решению жизненной задач и ситуаций, его включение в разнообразные виды деятельности и общения; личностно-творческий, который обеспечивает творческую самореализацию, последовательное решение сущностных сил личности, ее способностей, дарований, личностного потенциала. Приоритетными направлениями, составляющими основу содержания базовой культуры личности являются мировоззренческая культура, культура межнационального общения, правовая культура, нравственная культура, экологическая культура, культура жизненного самоопределения и труда, экономическая культура, эстетическая и физическая культура, культура семейных отношений. Формирование базовой культуры по выделенным направлениям создает основу для развития целостной, гармонично развитой личности. В этом случае результатом формирования базовой культуры личности школьника является оптимальное наличие свойств, качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих гармонию личной и общественной культуры.
|