Семинар №2
Петиция, представленная палатой общин в парламенте 1-го года царствования короля Ричарда II (1377 г.)
Нашему сеньору королю и совету парламента указывает община королевства, что во многих местах королевства вилланы и держащие землю на вилланском праве, которые должны нести службы и обычные повинности сеньорам на том или ином основании, в разных сенориях как святой церкви, так и светских сеньоров, по совету, уговору, при поддержке и по подстрекательству некоторых лиц из-за выгоды, получаемой ими от названных вилланов и держащих вилланскую землю, добывают в королевской курии выписки «Книги страшного суда», относящиеся к манорам и деревням, в которых живут названные вилланы и держащие вилланскую землю, и на основании этих выписок, плохо понимая их и благодаря злонамеренному толкованию их названными советчиками и подстрекателями, отказывались и отказываются исполнять свои обычные повинности и службы, следуемые их сеньорам, полагая, что они окончательно избавлены от всякой несвободы – как личной, так и связанной с их названными держаниями. И они не дозволяют должностным лицам названных сеньоров принуждать их к несению названных обычных повинностей и служб и соединяются в союзы для противодействия своим названным сеньорам и их должностным лицам вооружённой рукой. И что каждый готов являться на помощь другому, как только их подвергнут задержанию по этой причине; и грозят должностным лицам названных сеньоров убить их, если они будут заставлять их отбывать названные выше обычные повинности и службы, так что сеньоры и должностные лица не принуждают их к несению их обычных повинностей и служб из страха смерти, которая легко может приключиться от их бунта и сопротивления, и таким образом названные сеньоры теряют и потеряли уже много доходов от своих сеньорий к очень большому разорению и урону своего положения и хлеб во многих частях королевства остаётся несжатым и гибнет навсегда по вышеназванной причине к великому урону для всей общины; так что можно бояться, что, если скорые меры не будут приняты, легко может война возникнуть в этом королевстве по причине их вышеназванного бунта, или они станут на сторону неприятеля, чтобы отомстить своим сеньорам, если произойдёт внезапное нападение названного неприятеля. И для поддержания этих заблуждений и мятежей они собрали между собой большие суммы денег на покрытие расходов. Многие из них являлись и являются в курии искать поддержки своим намерениям. Поэтому да будет угодно нашему названному сеньору королю и Совету как можно скорее принять соответствующие меры как против названных советников и подстрекателей, так против названных вилланов и держащих землю. И для избежания такой опасности, какая недавно возникла в королевстве Франции от такого мятежа и заговора вилланов против своих сеньоров.
Из «Анонимной хроники»
Вследствие этого общины восстали против него и пришли к нему и заявили, что он изменник короля и королевства и что лишь по злобе и злоумышлению он хотел их выставить недоимщиками и помощью ложно расследования, перед ними произведённого, и заставили его поклясться на библии, что впредь он никогда не будет устраивать таких сессий и не будет судьёй в таких расследованиях. …После этого названные общины собрались перед пятидесятницей в числе пятидесяти тысяч, и они отправились к манорам… тех, которые не хотели восставать вместе с ними, и сравняли их с землёй или предали их огню. …Затем общины разослали разные письма в Кент, и Сэфолк, и Норфолк, чтобы они восстали вместе с ними, и когда они собрались, то затем разбрелись отдельными бандами, чиня великое зло в каждом округе… И после этого общины Кента без главы и предводителя стали собраться со дня в день в большом числе, и в пятницу после пятидесятницы они пришли в Дартфорд и устроили совещание и постановили, чтобы никто из тех, кто жил вблизи моря в любо месте, в расстоянии двенадцати миль, не шёл с ними, но оставался там, чтобы защищать берег моря от врагов, говоря между собою, что существует королей больше, чем один, и они не желают терпеть и иметь другого короля, кроме короля Ричарда. И в то же время общины Кента явились в Мэдстон и отрубили олову одному из лучших люде города и сравняли с землёй разные дома и владения людей, которые не хотели восставать вместе с ними, как это было сделано в Эссексе, а в ближайшую пятницу после этого они пришли в Рочестер и здесь встретили большое количество общин Эссекса и… осадили замок… И здесь они сделали своим предводителем Уота Тайлера из Мэдсона, чтобы он поддерживал их и давал советы… В это время общины имели своим советником одного капеллана с дурною славою, по имени сэр Джон болл, каковой сэр Джон Болл советовал им убрать всех лордов и архиепископа и епископов, аббатов и приоров и многих монахов и каноников, так чтобы не было ни дного епископа в Англии, кроме архиепископа, каким будет он сам, и ни одного монаха, каноника в религиозной обители, кроме двух, и что их владения должны быть поделены между мирянами. За это он считался среди общин пророком и изо дня в день трудился над тем, чтобы укрепить их в злобе, и за это получил впоследствии достойную награду, когда из него выпустили внутренности, а затем повесили и обезглавили его как изменника. После этого сказанные общины ходили по разным деревням и поднимали людей, одних по доброй воле, других против их воли, так, что их собралось добрых 60 тыс. … Когда услышал об их деяниях король, он отправил к ним своих посланцев в среду, ближайшую после названного праздника троицы, чтобы знать, почему они так поступают и по какой причине они восстали на его земле. И они отправили через сказанных посланцев ответ, что они восстали для спасения его и для того, чтобы уничтожить изменников его и королевства… Накануне дня тела христова пришли общины Кента на Блэкгиз в трёх милях от Лондона, в числе 50 тыс., чтобы ждать короля, и развернули два знамени св. Георгия и сорок небольших флагов. И общины Эссекса подошли с другой стороны воды в числе 60 тыс., чтобы помочь им и получить ответ от короля… Но сказанные общины Кента по причине того, что король не захотел прибыть к ним благодаря увещаниям канцлера и казначея, отправили к нему петицию, требуя, чтобы он дал им головы герцога Ланкастерского и пятнадцати других лордов… Но король не хотел дать своего согласия, вследствие чего они отправили к королю одного йомена с просьбой, чтобы он прибыл к ним и поговорил с ними… И в это время прибыл один рыцарь со всей поспешностью, с какой только мог, крича, чтобы король подождал. Король вздрогнул от этого и ждал его прихода, чтобы услышать, что он хотел сказать. И сказанный рыцарь явился к королю и сообщил ему со слов одного слуги, который был взят ими в тот день, что если он прибудет к ним, то вся страна будет потеряна, потому что он не уйдет от них ни за что, но они будут водить его с собой по всей Англии, и они заставят его дать им всё, чего они ни пожелают, и что их намерение – перебить всех сеньоров и знатных дам, и всех архиепископов, епископов, аббатов и приоров, монахов и каноников, приходских священников и викариев по подстрекательству и совету вышесказанного сэра Джона Болла. И вот… король отправился на Майл-Энд… и когда он прибыл в общины и увидели его, они все склонили перед ним колени и сказали: «добро пожаловать, наш сеньор король Ричард, и мы не хотим имеь другого короля, кроме вас». Под предлогом этих пожалований названный Уот Тайлер и некоторые общины отправились к Тауэру, чтобы взять архиепископа, а другие остались на Майл-Энде. В это время архиепископ набожно пел свою мессу в Тауэре …и, когда он произносил «все святые, молитесь за нас», вошли общины и вытащили архиепископа из капеллы в Тауэре, грубо толкали и били других, которые были с ним, и вывели их на холм у Тауэра и отрубили голову владыке …архиепископу Кентеберийскому… На следующий день … большое число общин пришло в Вестминстерское аббатство в час третий и здесь нашли Джона Имуорта, маршала Маршалси и стража заключённых, человека без жалости, мучителя, возле раки св. Эдуарда, схватившегося за мраморную колонну и просившего у него помощи и поддержки для своего спасения от врагов. Общины оттащили его руки от колонны названной раки, отвели на Чипсайд и обезглавили его… Затем король велел оповестить среди всех общин окрестностей, которые были в Сити, чтобы они отправились на Смисфилд, чтобы встретиться там с ним, и так они и сделали. И когда король прибыл со своими людьми, он стал с ними к востоку, возле госпиталя св. Варфоламея, дома каноников, а общины стояли к западу в боевом порядке в большом числе. В это время подъехал мэр Лондона Уильям Уолуорс, и король велел ему отправиться к общинам и сказать, чтобы их предводитель явился к нему. И когда он, по имени Уот Тайлер из Мэдстона, был позван мэром, он подъехал к королю с большой учтивостью, сидя на небольшой лошади, чтобы его могли видеть общины. И он сошёл с лошади, держа в руке кинжал, который он взял у другого человека, и когда он сошёл, он взял короля за руку, наполовину согнул колено и сильно потряс кисть руки, говоря: «Будь спокоен и весел брат. Через какие-нибудь две недели общины будут хвалить тебя ещё больше, чем теперь, и мы будем добрыми товарищами». А король сказал названному Уоту: «Почему вы не хотите отправиться в ваши места?» Тот отвечал с большой клятвой, что ни он, ни его товарищи не уйдут до техпор,пока е получат грамоту такую, какую они хотят получить, и пока не будут выслушаны и включены в грамоту такие пункты, какие они хотят потребовать, угрожая, что лорды королевства будут раскаиваться, если они общины не получат пунктов, какие они хотят. Тогда король спросил его, какие это пункты, которые они хотят, и он охотно и без прекословий приказал написать их и приложить к ним печать. И тогда названный Уот прочёл вслух пункты, которые они требовали, и потребовал, чтобы не было никакого другого закона, кроме Уинчестерского закона, и что впредь ни в каком судебном процессе не будет объявления вне закона и что ни один сеньор не будет иметь сеньории, и все они будут справедливо разделены между всеми, и только один сеньор король будет их иметь, и что имущество святой церкви не должно находиться в руках монахов, приходских священников и викариев, ни других из святой церкви, но те, кто владеет ими, будут получать достаточное для жизни содержание, а все остальные имущества должны быть разделены между прихожанами; епископов не будет в Англии, кроме одного, и прелатов, кроме одного; и все земли и держания, находящиеся у этих владетелей, будут взяты у них и разделены между общинами, с оставлением им умеренного содержания, и что в Англии не будет ни одного крепостного, и крепостничества, ни холопства, но все должны быть свободны и одного состояния. На это король спокойно ответил и сказал, что всё, что он может, он често им пожалует, оставляя за собой регалию своей короны, и велел ему отправляться в свой дом без промедления. Всё это время, когда король оворил, ни один лорд и ни один из его советников не осмеливался и не хотел давать твет общинам ни в одном месте, кроме самого короля… …Мэр Лондона, по имени Уильям Уолуорс, стал укорять названного Уота за … насилие и неуважительное поведение в присутствии короля и арестовал его. И за этот арест названный Уот в большом раздражении ударил мэра кинжалом в живот, но, как было угодно богу, названный мэр носил кольчугу и не потерпел никакого вреда, но, как человек смелый и мужественный, извлёк свой меч и ответил названному Уоту сильным ударом в шею и ещё раз сильным ударом в голову. Во время столкновения один слуга королевского двора извлёк свою шпагу и ударил его два или три раза в живот и ранил его насмерть. И названный Уот пришпорил лошадь, крича общинам, чтобы они отомстили за него; и лошадь пронесла его каких-нибудь восемьдесят шагов, и тут он свалился на землю полумёртвый. И когда общины увидели, что он свалился, и не знали наверное, что с ним случилось, они начали натягивать свои луки и стрелять, вследствие чего сам король пришпорил своего коня и поехал с ним на поле св. Иоанна Клеркенвельского. Тем временем лондонский мэр со всей поспешностью, с какой только мог, поскакал в Лондон и сделал распоряжение, чтобы все те, кто стоял во главе двадцати четырёх кварталов Сити, сделали оповещение по своим кварталам, чтобы все вооружились как только могли скорее и отправились к королю на поле св. Иоанна, где находились общины, чтобы оказать ему помощь, потому что он находится в большой тревоге и затруднении. А в это время все рыцари и оруженосцы королевского дома и многие другие из страха, какой они испытывали от этого ужасного происшествия, оставили своего законного государя и каждый из них ушёл своим путём. Затем, когда король прибыл в открытое поле, он велел общинам стать в порядке на западной стороне. И сюда прибыли олдермены, ведя с собой начальников кварталов во главе выстроенных в военном порядке людей их кварталов, прекрасный отряд хорошо вооружённых людей большой силы. И они окружили общины, как овец в загоне. И после того как мэр отправил начальников городских кварталов к королю, он вернулся с отрядом копейщиков на Смисфилд, чтобы покончить с вышеназванным предводителем общин. Когда он прибыл на Смисфилд, он не нашёл названного предводителя Уота Тайлера, и поэтому он очень удивился и спросил, куда девался изменник. И ему сказали, что онбыл отнесён частью общин в госпиталь для бедных возле св. Вафоламея и положен в комнату начальника названного госпиталя. И мэр вошёл туда и нашёл его и приказал вынести его на Смисфилд в присутствии его товарищей и велел обезглавить его и так скончил его преступную жизнь. И велел мэр насадить его голову на кол и нести перед собою к королю, который находился в поле. И когда увидел король сказанную голову, он приказал принести её поближе к нему, чтобы привести в замешательство общины, и очень благодарил названного мэра за то, что он сделал. И когда общины увидели, что их предводитель Уот Тайлер умер таким способом, они пали на землю среди пшеницы, как люди обескураженные, громко умоляя короля о прощении им их преступлений. И король благосклонно даровал им прощение, и многие из них бросились бежать… После этого король разослал своих посланцев по разным местам хватать злоумышленников и предавать их смерти. И многие были схвачены и повешены в Лондоне. И много виселиц было поставлено тогда вокруг лондонского Сити и в других городах и деревнях в южной части страны. Наконец, с божьего соизволения король увидел, что слишком много из его подданных погибло и много крови пролито, сердце его охватила жалость, и он даровал им прощение под условием, что впредь они никогда не будут восставать под страхом потери жизни и что каждый из них возьмёт грамоту о помиловании и заплатит королю за его печать двадцать шиллингов, чтобы сделать его богатым. Так окончилась эта несчастная война.
ИЗ «АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ» ТОМАСА УОЛСИНГЕМА
Что они замышляли для разрушения королевства, доказывает признание Джона Строу, который после Уолтера Тайлера был самый главный между ними. Когда он был схвачен и в Лондоне выслушал читанный мэром приговор и затем должен был быть обезглавленным, то лондонский мэр публично обратился к нему, осужденному, с такими словами: «Джон, — сказал он, — вот тебе предстоит несомненная смерть, и ты уже не можешь надеяться каким бы то ни было путем избежать ее. Поэтому для облегчения твоей кончины и для спасения своей души расскажи нам без всякой лжи план, который вы между собой составили, ради которого вы возмутили толпу простого народа». Когда тот некоторое время колебался и медлил говорить, то мэр прибавил: «Знай твердо, Джон, что если ты сделаешь то, что я тебе предлагаю, то оно очень удобно будет для твоей души; кроме того, я в помощь твоей душе прикажу отслужить много тридцатилетних месс». И многие из стоявших тут граждан обещали тоже каждый за себя лично. Тогда он, уже ободренный такими прекрасными обещаниями, начал так: «Уже, — говорит, — не приходится лгать, да и не годится говорить ложь, в особенности если я знаю, что за нее душа моя будет предана страшнейшим мукам, а за истину я надеюсь получить двойную выгоду: первое, что слова мои послужат на пользу государству, и второе, что, как вы обещаете, после смерти мне помогут ваши молитвы, потому буду говорить без всяких прикрас лжи. В то время, когда мы пришли на Блекгиз, когда мы решили позвать к себе короля, план наш был таков: всех рыцарей и, оруженосцев и остальных дворян, которые пришли с ним немедленно умертвить; самого же короля, оказывая ему во всем королевские почести, водить с собой с места на место, чтобы при виде его все и в особенности народ смелее переходили к нам и в нашу толпу, видя, что сам король как бы творец нашего мятежа. А когда бы мы собрали по всем графствам бесчисленную толпу простого народа, мы внезапно умертвили бы всех господ, которые бы что-нибудь затевали против нас или оказывали нам сопротивление; и прежде всего и главным образом мы бы занялись истреблением рыцарей ордена госпитальеров. Затем мы бы убили короля и стерли с лица земли всех духовных землевладельцев: епископов, монахов, каноников, кроме того, настоятелей церквей. Одни только нищенствующие34 остались бы в живых, и их достаточно было бы для совершения таинств для всей страны. Когда же никого не осталось бы в живых, кто бы был значительнее нас, сильнее и ученее, мы бы составили тогда по своему желанию законы и управлялись бы, им повинуясь. Ведь мы бы выбрали тогда и королей, Уолтера Тайлера поставили бы королем в Кенте, а в остальных графствах в каждом особых. А так как исполнению этого нашего плана препятствовал архиепископ, то мы воспылали к нему сильнейшею ненавистью и постарались поскорее предать - его смерти. Затем, вечером того дня, когда был убит Уолтер Тайлер, мы предполагали, так как на нашей стороне был простой народ Лондона, и в особенности беднейшие, сжечь город, зажегши его с четырех сторон, и все найденные в нем драгоценности полюбовно разделить между собою». И затем он прибавил: «Вот что входило в наши планы, да поможет мне бог на исходе моей жизни». После этого признания он был обезглавлен, и голова его выставлена была на лондонском мосту рядом с головой товарища его, Уолтера Тайлера. Вот! Отсюда-то мы и узнали, как они замышляли разрушить королевство. А если признание одного может показаться недостаточным доказательством этого, так ведь в том же или в совершенно подобном сознались и многие другие, которые потом были схвачены, когда увидели перед глазами смерть. Семинар №2
Реферат: 1. Перепись населения в России. Тема 2.1 Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Вид самостоятельной работы:учебно-исследовательская работа Задание для овладения знаниями: Составить программу наблюдения по месту учёбы. Задание должно быть выполнено на отдельном листе бумаги. В титульной части следует указать: - цель статистического обследования; - объект наблюдения; - единицу наблюдения; - отчётную единицу; - название статистического формуляра; - кому будут предъявлены сведения и кем они будут обрабатываться. Программа наблюдения должна включать не менее 10-12 существенных вопросов.
|