Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема познания мира.

Вопросы для обсуждения[1]:

 

1. Роль образования и педагогики в современном обществе.

2. Педагог: его профессиональные и личностные качества. Педагогические способности.

3. Понятие о педагогической культуре и педагогическом мастерстве. Педагогический такт и педагогическая этика.

4. Возникновение и развитие педагогики как науки.

5. Объект, предмет и функции педагогики.

6. Общая характеристика основных понятий педагогики.

7. Связь педагогики с другими науками и ее структура.

Практические задания для самостоятельной работы[2]:

 

1. Перечислите по 10 профессиональных и личностных качеств педагога в порядке их значимости (от более значимых до менее значимых по Вашему мнению).

2. *Напишите мини-сочинение (1-2 стр.) на тему «Портрет современного идеального педагога».

3. Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена, даты, названия работ.

 

Имена Даты Идеи
  460 - 370 гг. до н.э.  
Сократ, Платон, Аристотель    
    «Образование оратора»
Тертуллиан, Августин, Аквинат    
  1466—1536 1378—1446 1494—1553 1533—1592  
Я.А.Коменский    
    Английский педагог, философ, «Мысли о воспитании», теория воспитания: воспитание джентльмена (человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений)
Ж..Ж. Руссо Д.Дидро К.Гельвеций П.Гольбах    
  1746—1827  
Иоганн Фридрих Гербарт    
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег    
В.Г.Белинский. А.И.Герцен. М.А.Добролюбов. Н.Г.Чернышевский    
  1828—1910 1810—1881  
    «Педагогическая антропология»
Д-Дьюи, Э.Торндайк    
    «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925)
    Воспитание человека в новом советском обществе
  1869—1939  
А.С.Макаренко    
    Моральные проблемы воспитания молодежи

 

4 . Составьте и начертите схемы:

- связи педагогики с другими науками;

- структуры педагогической науки.


[1] Теоретические вопросы семинара должны быть кратко законспектированы в семинарской тетради студента

[2] Практические задания выполняются письменно в семинарской тетради. Задания, отмеченные звездочкой выполнять по желанию студента, остальные – обязательно.

Особенности творческого метода писателя

- автобиографичность произведений;

- философичность и притчовисть творчества;

- наличие символики и ярких афоризмов;

- сочетание реалистических и фольклорных мотивов;

- яркость образов;

- условность времени в произведениях, что придает им философского содержания

 

2.

Сказка (литературная)— произведение эпического рода, ориентированное на вымысел, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Притча – жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. [Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.]

Черты жанра притчи: отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, его дидактическая обусловленность, рассредоточенные по всему тексту моральные обобщения и сентенции, параболическая композиция.

• “Маленький принц” – это новый вариант сказки-притчи, измененный, приспособленный к законам настоящего времени. (текст наполнен огромным количеством деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия).

 

 

«Маленький принц» - философская сказка: основные философские темы и проблемы и способы их раскрытия.

 

Тема бытия - одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” (реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность).

Тема жизни и смерти.

Проблема смысла жизнии поиска своего местав этом мире.

Тема одиночества(одиночество среди людей). С ней связана проблема отношения Личности и Толпы.Неразрешимость конфликта.

Раскрываются с помощью контраста образов обитателей планет и образов Маленького Принца и Летчика).

Тема познания мира.

Раскрывается с помощью перипетий сюжета, речевой характеристики, прямой характеристики героем-повествователем. Философско-символическим обобщением мудрости и силы является образ Змеи.

Тема Добра и Зла.(«Микрозло» - зло внутри отдельно взятого человека, и «макрозло» - Зло в общечеловеческих масштабах). Раскрывается посредством образов обитателей планет, персонифицированного образа зла – образ баобабов.

Проблема долга, ответственности: (образ Фонарщика: «таков уговор», образ Маленького Принца: каждый отвечает за свою планету).

Тема настоящей любви и дружбы: (образ Лиса, Розы, образ героя-повествователя).

Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц» рассуждает о смысле человеческого существования, поднимает философские проблемы жизни и смерти, любви и дружбы, истинной и ложной красоты.

Написанная в 1943 году сказка «Маленький принц» среди прочих, поднимала, прежде всего, проблему человечности и проблему «очерствения» души. Делая проводником своих идей ребенка, автор подчеркивает, что именно дети являются носителями непревзойденной интуиции и мудрости, резонирующими с самой Вселенной. В то же время «мир взрослых» изображается исключительно с негативной стороны – это мир алчных, злых, глупых и просто несчастных людей, потерявших истинный смысл жизни и страдающих от пустоты и одиночества.

Еще одной проблемой является проблема сущности бытия самого человека. Экзюпери раскрывает ее, проводя своего главного героя через испытание сомнением в собственных силах и приводя к заключению, что все жизнь человека есть путь совершенствования и осознания глубины простых истин.

Автор проводит идею, что достичь этой цели можно исключительно, открыв свою душу другому. Это еще одна проблема– проблема любви и ответственности. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Подчас осознать свою ответственность за другого человека и принять ее стоит титанических усилий, но именно это усилие помогает избавиться от внутренней пустоты и обрести смысл жизни: «Самое главное — то, чего не увидишь глазами…»

Проблематику сказки дополняет тема дружбы и верности. В лице Лиса, Маленький принц находит истинного и преданного друга, который раскрывает ему одну из самых важных истин: «Зорко лишь сердце…» Благодаря Лису, Маленький принц преодолевает внутренние сомнения и обретает гармонию понимания. «Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть».

Жизнь как путь и смерть как завершающий этап определенного витка в развитии человеческой души лишь подчеркивают и без того глубокую философскую риторику сущности человеческого бытия.

Совершая путешествие по шести планетам. Маленький Принц задумывается над многими проблемами. Он размышляет о проблеме власти и об ответственности правителя, разделяет мнение Короля о том, что власть «прежде всего, должна быть разумной» и «с каждого надо спрашивать то, что он может дать». Ничего хорошего не принесли Маленькому принцу встречи с честолюбцем и пьяницей, пропившим свою совесть. Не увлекла его деятельность дельца, помышлявшего лишь о богатстве, и ученого-географа, который пишет толстенные книги, нигде не побывав и ничего не увидев. Только в работе фонарщика, живущего на совсем маленькой планете и аккуратно зажигающего свой фонарь, увидел Маленький принц смысл: «Когда он зажигает свой фонарь - как будто зажигается еще одна звезда или цветок. Это по-настоящему полезно, потому что красиво»

Хотя Лис говорит, что «в мире нет совершенства», становится ясно: в мире есть человечность и ответственность за порученное дело. Самый главный вывод: каждый отвечает за свою планету и за тех, кого он приручил. На Земле Маленький принц обретает мудрость. Он решает вернуться на свою планету, к своей розе. «Я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защититься от мира». Отвечать за Землю, на которой живешь, и защищать тех, кто нуждается в твоей помощи, - главное, что хотел сказать Антуан де Сент-Экзюпери.

Маленький Принц и летчик, от имени которого идет повествование, воплощают человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Это символические образы судеб гуманизма и поиска смысла бытия. Земная цивилизация, угадываемая в описании планет, которые посетил во время своего путешествия Маленький Принц, не способна выдержать проверку на «гуманизм». Все эти короли и честолюбцы, бюрократы от географии, деловые люди и пьяницы - все это отражение слабой и уязвимой человеческой сущности. Только такие, как Фонарщик, способны на самоотречение и служение прекрасному, но ведь он достаточно нелеп в глазах окружающих, хотя Маленькому Принцу только он один не показался смешным.

 

3.

Сказка «Маленький принц» – галерея образов, возникающих в мозгу зрелого человека, размышляющего о прожитой жизни. Она начинается с возвращения в мир детства.

Противоречия, борьба человека и окружающего его общества решены здесь иными средствами, чем в предыдущих произведениях. Отсюда ощущение чего-то нового, необычного для творчества писателя, хотя, строго говоря, почти все основные образы «Маленького принца» содержатся уже в третьей главе «Южного почтового», там, где говорится о детстве Берни.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как можно только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Маленький принц – человечек, который был с очень маленькой планеты. Некоторые исследователи сравнивают Маленького принца с Задигом, героем философской сказки великого французского писателя Вольтера, который отправился на поиски счастья. Однако, говорят они, Сент-Экзюпери интересуют не секреты различных философских систем, а типы людей, воплощающих различные пороки.

Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Однако трудно все же отказаться от мысли, что маленький принц-это сам Сент-Экс,

Образ пустыни развивается во всех книгах писателя. Самого Экзюпери неудержимо влечет пустыня – «я люблю пустыню». В пустыне летчик встречает Маленького принца. Пустыня казалась писателю особым миром, подобным небу. В пустыню он отправляется, как летчик в свой полет. Там нет «счетоводов и лавочников», там не действуют законы, регулирующие их существование. Человек в пустыне абсолютно свободен, он предоставлен самому себе, погружен в себя. В пустыне господствуют «силовые линии», вынуждающие человека, как и в полете, жить на пределе своих возможностей. Пустыня, как и небо, – полигон человеческого духа.

В пустыне человек познает цену жизни. Пустыня напоминает о «простых» истинах, об истине воды как источника жизни – напоминает о том, что человечество живет у колодцев. В пустыне познается человеческое братство, цена человека, давшего испить воды умирающему от жажды.

Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Маленький принц спросил у летчика: «…Знаешь, отчего хороша пустыня?» И сам же дал ответ: «Где-то в ней скрываются родники…» Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери.

Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения. В «Маленьком принце» Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни – вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет ее. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Прообраз Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло – импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом».

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, – говорил Маленький принц земным розам. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…»

Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы.

Рассказывая историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем.

Кстати, в оригинале автор всегда пишет «la fleur» – Цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила Цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно роза). А вот, допустим, в украинском варианте ничего заменять бы не пришлось – «ля флёр» без труда стала бы «Квіткой».

Все эти приемы довольно простые, да и не приемы, в сущности: за годы работы с этим сживаешься и работаешь, как дышишь. Но вот задача посложнее. По-французски la fleur женского рода. А по-русски – мужского! А сказать раньше времени «роза» нельзя, ведь принц довольно долго не знал имени своего цветка. И не сразу нашлись для начала сказки подходящие слова – неведомая гостья, красавица…

Сент-Экзюпери с крайним недоверием относился ко всякого рода политическим, идеологическим разногласиям, поскольку они разводили землян по враждующим группировкам. Сент-Экзюпери был очень зорким и наблюдательным человеком, с высоты он различал каждое дерево, украшавшее его землю, но гораздо хуже видел он социальные границы. Не случайно отрицательные персонажи в его произведениях столь вопиюще традиционны и сказочно условны. Сказочные фигуры нелепого монарха и «делового человека»образцы максимально обобщенного, притчевого характера зла.

Эпизодические персонажи – Король, Делец, Географ, Честолюбец…Они, в отличие от главных героев, написаны вполне в духе традиционного для детских сказок условного изображения. Каждый из этих персонажей представляет одну из сторон человеческой – взрослой ограниченности. Жажда власти. Жажда бессмысленных знаний. Жажда поклонения. У Андерсена они были бы главными героями, скорее всего. У Уайльда такие герои появиться вообще не могли бы. В этой сказке они только помогают лучше раскрыть образ Маленького Принца и всю связанную с ним образную сферу.

 

 

Пересказ:

Он побывал у короля, отдававшего лишь те повеления, которые не могли не выполняться; у человека, который хотел, чтобы все его почитали, хвалили, без конца повторяя, что он красивее, наряднее, богаче и умнее всех, хотя он был единственным обитателем этой планеты. Эта детская книга для взрослых содержит целуют философию. На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца и пьяницу – и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение «ложным» идеалам.

Фонарщик заслуживает уважения, «потому что он думает не только о себе» и т.д. Но «верность обычаю» бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема – эфемерность прекрасного. «Красота недолговечна», – горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.

Но самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

Но при этом Делец, виденный Маленьким Принцем – это не взрослый человек, это – одна из граней взросления глазами ребенка, и, в то же время – одна из сторон человеческой ограниченности глазами свободного человека.

Взрослый мир в изучаемой нами сказке проявляется только через рассуждения и рассказы существ, пострадавших из-за этого мира. Взрослый мир отнимает у автора его Друга – Маленького Принца, этот же мир выгоняет прирученного Лиса, этот мир лишает автора возможности научиться рисовать, чтобы нарисовать барашка…

Самый интересный в этом смысле образ – образ автора. Он стоит на грани, на стыке взрослого мира и мира ребенка. Что еще удивительнее – этот образ развивается на протяжении сказки. Вначале автор – только летчик, потерпевший в пустыне аварию, который способен снисходительно отнестись к неизвестно откуда появившемуся ребенку. Снисходительно, но не более того. К концу сказки автор практически переходит в позицию ученичества по отношению к Маленькому Принцу, уже не только речь не идет о какой бы то ни было снисходительности, но есть четкое разграничение: мудрец – Маленький Принц, ученик – автор. Сказка Сент-Экзюпери, прочитанная ребенком в детстве, призвана надежно защитить его от «взрослости», ненавязчиво предложит человеку ключ к скрытой в каждом способности видеть настоящее, несмотря на будничную мелкую пыль, застилающую глаза.

Не найдя того, что искал малыш, на маленьких планетах, он по совету географа отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел». Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже одиноко». На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было, она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.

Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Не даром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». И автору очень горько говорить о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать – значит создать узы любви, единения душ.

«Когда «Маленький принц» печатался у нас впервые, вышел жаркий спор в редакции: Лис в сказке или Лиса – опять-таки, женский род или мужской? Кое-кто считал, что лисица в сказке – соперница Розы.

Здесь спор уже не об одном слове, не о фразе, но о понимании всего образа. Даже больше, в известной мере – о понимании всей сказки: ее интонация, окраска, глубинный внутренний смысл – все менялось от этой «мелочи». Можно даже не говорить о том, что по-французски le renard мужского рода. Главное, в сказке Лис – прежде всего друг. Роза – любовь, Лис – дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых». (Нора Галь)

Стоит добавить, что некоторые исследователи до сих пор усматривают в Лисе прообраз знакомой автора – Ренэ де Соссин. Сложно сказать, насколько глубоки были их взаимоотношения, но, судя по письмам, Экзюпери воспринимал Ренэ, в первую очередь, как духовно близкого человека. И это совсем не противоречит словам Лиса-Лисы о дружбе.

В завершение добавлю еще одно наблюдение. Необычно большие уши Лиса на рисунке Экзюпери, скорее всего, навеяны маленькой пустынной лисичкой фенек – еще одно существо, «прирученное» писателем во время службы в Марокко.

Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, – задумчиво сказал он. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою».

Все образы наполнены глубоким философским содержанием. Отрицательные образы представляют собой отражение современного мира

Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло «баобабы», грозившие разорвать планету на части. «Берегитесь баобабов!» – заклинает писатель. Он сам иллюстрировал сказку, и когда смотришь на корни этих деревьев, опутавших маленькую планету, невольно вспоминаешь знак фашистской свастики. Сама сказка была написана потому, что это было «страшно важно и неотложно». Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра – вырастает кедр, а из семян терновника – терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию.

Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе

В отличие от многих писателей, на которых подобный стиль оказал непосредственное влияние, Экзюпери не мудрит, когда являет свои символы, не прикрывается роскошными эзотерическими нарядами. Атмосфера этой сказки прозрачна, чувства и мысли автора лежат, как на открытой ладони. В ней нельзя вычитывать смыслы, потому что они и так на поверхности. Их только надо увидеть. Сердцем.

Каждый образ служит для постижения той или иной мудрости.Знания о любви, дружбе и верности так же необходимы, как знание о существования тщеславия, глупости, пьянства и т.д.

Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.

Образы чередуются, сменяются в мозгу автора – они и прозрачны и в то же время подернуты поэтической дымкой, как это бывает во сне или в грезах наяву. Подобно многим большим художникам пера (вспомним Пушкина, Лермонтова, Гоголя), Антуан испытывает потребность воплотить их не только в словах, но и зафиксировать в красочных рисунках, чтобы они не исчезли, не растворились. Но это трудно, ох, как трудно!

Вывод:

• Герой-повествователь – образ взрослого, не утратившего «зоркости сердца». Основные средства создания образа – речевая характеристика и самохарактеристика.

• Другие образы «взрослых» - это символические (суперлогические – по классификации М. Эпштейна) образы, демонстрирующие явления в их чистом виде. (Власть короля над единственным подданным, честолюбие без почитателей, пьянство для того, «чтобы забыть, что совестно пить», подсчет звезд и т.д., - бесцельное, бессмысленное занятие.) => Поднимается вопрос о смысле жизни.

• Система образов обитателей планет позволяет утвердить мысль об относительности человеческих суждений(Образ географа).

• Диалектика и психологизм в создании образа Маленького Принца (конфликт в его душе назревает постепенно: что важно?);

• Основной конфликт сказки: «в мире нет совершенства, но есть гармония, человечность, ответственность человека за порученное ему дело».

Образы сказки глубоко символичны:

• Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

• Философско–символическое обобщение получают также многие другие образы: колодец, родник, змея, баобаб, фонарь, гусеницы и бабочки и т.д.

 

 

Образ Маленького принца. Маленький принц — это символ человека — странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко — на его родной планете. Маленький принц немногословен — о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» — говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливагг Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранен от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио — потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Ко-ролем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

 

К познанию истины Маленький принц сделал несколько шагов:

1 шаг - прощание с астероидом В-612 (символы: Астероид - символ дома, вулканы - то, за что ты отвечаешь, роза - символ красоты, духовности, женственности, баобабы - зло, дурные привычки);

2 шаг - встреча со змеей на Земле (символ: змея - символ судьбы, земной мудрости дьявольское искушение, зла фатальность, которая несет смерть (\"коснувшись кого-то, я верну его земли\"))

3 шаг - встреча Маленького принца с цветком с тремя лепестками (цветок - символ духовности);

4 шаг - Маленький принц на высокой горе (символы: гора - высокий идеал, которого стремится достичь человек, луна - одиночество, механическое воспроизведение);

5 шаг - сад с розами - преимущество добра;

6 шаг - встреча с Лисом (символ Лис - мудрости (каждый человек должен иметь духовное пристанище, быть ответственным за того, кого приручил), ответственности);

7 шаг - встреча со стрелочниками (поезд - символ человеческой судьбы, жизненных путей, движущихся во всех направлениях);

8 Шаг - встреча с торговцем пишолямы от жажды (пишоли - символ стремления человечества забыть свои проблемы; духовная воодушевление; разрыв с природой);

9 шагов - встреча с пилотом (пилот - друг);

10 Шаг - колодец (символ - духовный смысл бытия);

11 шагов - звезды, которые умеют смеяться (символ счастья, красоты);

12 Шаг - возвращение к земле, к людям, к природе, к своей душе Центральный конфликт сказки - столкновение двух систем ценностей, настоящих и фальшивых, духовных и причудливых Принцип построения - путешествия и диалоги Маленького принца, которые стали диалогами души человека и самим собой

 

4. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и — линия Маленького принца, история его жизни.

Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола — основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц — взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

“Маленький принц” – это не традиционный и общепринятый, знакомый нам всем вид сказки-притчи. Мы видим перед собой новый ее вариант, измененный, приспособленный к законам настоящего времени. Это подтверждает и насыщающие произведение огромное количество деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия.

В основу сказки положен условный, романтический мотив путешествия. Сама сказка построена как ретроспекция, воспоминание Летчика о встрече с необычным мальчиком – Маленьким Принцем, попавшим на Землю со своей планеты и очень тоскующим по ней. Путешествие героя происходили не только на земле, но и в мировом пространстве и в пространствах человеческой мысли и души, что дало произведения философского характера.

 

5. Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста — это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери — это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей — так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семинар | Пять признаков тоталитаризма

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1841. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия