Глоссарий. № На русском языке Балбал Карибу – получеловек, полугрифон, финикийского происхождения Меандр – тип
Основная литература
Курган Иссык. К.А. Акишев. М., 1978 Казахское народное прикладное искусство. В двух томах. А.Х.Маргулан. Алма-Ата, 1986-89 гг. Том 1.
Дополнительная литература 1. Искусство Древнего мира. Н.А. Дмитриева, Н.А. Виноградова. М., 1989 2. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.Б. Алпатов. М., 1963 г. Гравюры на скалах. А.Г. Медоев. Алма-Ата 1979 г. Петроглифы Сары-арки. В. А. Новоженов. Алматы 2002 г.
Краткое содержание лекций План лекции: искусство Древнего Египта. Причины возникновения и сохранения стилевого единства, символика и условность в египетском искусстве. Основные периоды.
Древней Египет - один из первых очагов цивилизации на земле, насчитывающий в своем существовании несколько тысячелетий. Период расцвета культуры и искусства Древнего Египта опережает развитие других регионов на тысячелетия, в то же время истоки столь бурного роста культуры в долине реки Нил всецело связаны с развитием общества в еще более отдаленные времена. В 5-4 тысячелетии до нашей эры на территории Египта появляются первые, уже очень высокоорганизованные государственные объединения, которые в последующем превратятся в мощные государства с централизованной властью. Основные периоды существования египетской культуры и искусства подразделяются на Раннединастический период, эпоху Древнего царства, эпоху Среднего царства, Новое царство – или Амарнский период. На протяжении всего периода развития египетскому искусству свойственно единство и внутренняя цельность, опирающаяся на специфику религиозного мировоззрения – заупокойный культ – вера в загробную жизнь. Заупокойный культ – основа культуры всей египетской цивилизации. В рамках заупокойного культа сформировалась и система канонов в искусстве, просуществовавшая тысячелетия благодаря неизменности религиозных воззрений. Только в период правления Эхнатона (эпоха Нового царства, или Амарнский период), вследствие реформаций в области религиозных воззрений, наблюдаются изменения в стилистике изобразительного искусства. В период Древнего царства полностью сложились религиозно-мифологические представления египтян. Пантеон богов во главе с богом солнца Ра, культ Осириса и Исиды, их сына Гора занимают особое место в египетской мифологии. Фараон ассоциирует себя с Гором, поэтому в искусстве именно его образ будет трактоваться наиболее канонично: всегда фронтально, чаще всего статично, с традиционными атрибутами власти. Заупокойный культ предопределил появление портретной скульптуры и в то же время создал все условия для его ограничения. Система работы художника строго регламентирована и не допускает свободы выражения. Отсюда постоянство композиционных приемов в искусстве в целом и в портрете в особенности. Художник относительно свободен в изображении простых людей и животного мира. В изображения рабов и служанок, танцовщиц – гораздо больше динамики, естественной пластики в движении фигуры человека. Эхнатон – единственный фараон, стремившийся к реформированию всей религиозной системы и стоявший у истоков монотеизма, что привело и к реформированию искусства на небольшой отрезок времени. Портреты семьи фараона-еретика отличает правдивость исполнения, стремление к реалистической трактовке в передаче образа человека.
|