Глоссарий. . 1. История искусств В.В.Ванслов М., 2003
Основная литература 1. История искусств В.В.Ванслов М., 2003 2. Философия и искусство модернизма И.С. Куликова М.,Политиздат 1980 3. Европейская живопись 13-20 веков М., 1999 4. История живописи ХХ века. А.М. Обухова, 2003 5. Азбука современного русского искусства. М. 2001 г. 6. Энциклопедия модернизма. М., 2002 г.
Дополнительная литература 1. Экспрессионизм в искусстве. И.С. Куликова М.,Наука 1978 2.Бубновый валет Г.Г. Поспелов М.,1990 3. Модернизм: анализ и критика основных направлений. Под редакцией В.В. Ванслова и Ю.Д.Колпинского М., Искусство, 1973
Краткое содержание лекций План лекции: Искусство ХХ века Искусство второй половины ХХ века, общая характеристика. Новые течения в художественной мысли послевоенного периода. Искусство поп-арта, хепенинг в искусстве 60-х годов, концептуализм. Постмодернизм.
Искусство второй половины ХХ века продолжает традиции модернизма и развивает новые направления беспредметного искусства, искусства абсурда, опираясь на реалии собственного времени. В отличие о предшествующей эпохи, география распространения искусства второй половины ХХ века значительно расширяется и выходит за рамки европейского континента, все больше интерес вызывают американские художники, американское искусство 50-60 годов ХХ века. Одни из самых ярких представителей: Раушенберг, Э.Уорхол, Дж.Джонс, Р. Лихтенштейн и другие творчество которых оказало серьезное влияние на дальнейший ход развития искусства. Если Полок работает в стиле экспрессивного абстракционизма, то Э. Уорхол был в числе мастеров открывших новое направление в искусстве - так называемый «поп-арт». Движение хиппи и творчество художников 60 годов ХХ века приводят к появлению и широкому распространению концептуальных видов искусства, к появлениям хеппенингов, в дальнейшем переросших в перфомансы. 70 годы ХХ века – период названный постмодернизмом в современном искусствознании. Появление новых видов технологий, новой философии искусства, роль трансавангарда в пространстве современного искусства, отношение и роль личности художника в искусстве – все это привело к появлению нового толкования жизни в искусстве, или напротив, - искусства в жизни. Контемпарари-арт – актуальное искусство на пороге 3 тысячелетия активно включает в художественный процесс всех: зрителей и художников, как процесс, имеющий конкретное временное значение, важное только сейчас. В данном контексте находится и творчество постсоветских стран, в том числе и казахстанские мастера, которые включились в этот международный проект развития художественной культуры.
Задание на СРС 1.Искусство второй половины ХХ века. 2.Поп-арт, оп-арт в искусстве ХХ века 3. Творчество И. Клейна, Э. Уорхола, Й. Бойса.
Литература: «История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века». М., 1980 г. «История зарубежного искусства». Учебник для средних художественных учебных заведений, М., 1980 - 1990 гг. «Постимпрессионизм». М. 2002 г. Задание на СРСП Постмодернизм – в искусстве последней четверти ХХ века. Литература: «Энциклопедия модернизма». М., 2002 г. Стр.5- 8 «Философия и искусство модернизма» И.С. Куликова М.,Политиздат, 1980 стр. 3-16 Контрольные вопросы 1.Какие направления в развитии искусства второй половины ХХ века вам известны? 2.Чем отличаются авангардные направления в искусстве двух периодов ХХ века? 3.Назовите имена знаменитых художников второй половины ХХ века. 4. Дайте краткую характеристику постмодернизма.
Тесты 1. Э. Уорхол - основатель стиля А) футуризм В) кубизм С) экспрессионизм Д) абстракционизм Е) поп арт
2. Перформанс - А) ритуальное действие В) стиль художественной формы выражения в искусстве ХХ века С) карнавал Д) искусство эпохи Возрождения Е) традиционное народное искусство
3. Ленд- арт А) художественное направление в искусстве ХХ века В) стиль искусства эпохи Возрождения С) традиционное народное творчество Д) искусство готики Е) стиль первобытного искусства
4. Хеппенинг - стиль художественного творчества в искусстве А) середины ХХ века В) готики С) Китая Д) античности Е) эпохи Просвещения
5. Искусство ХХ века отличает А) традиционализм во всех видах и формах искусства В) реалистическое отражение действительности С) единый стиль Д) стилевое многообразие Е) отсутствие художественных течений
6. Кто из художников изучал в своем творчестве свойства оптических иллюзий восприятия человеком реальности? А) А. Модельяни
|