И королева усралась?
В США принято записываться в еврейских общинах примерно за два года до срока бар/бат-мицвы;. На протяжении этих двух лет подростки изучают иврит и иудаизм. В Израиле, где иврит является разговорным языком, принято записываться в общинах примерно за год или за полгода до даты бар/бат-мицвы;. Общины Движения прогрессивного иудаизма растут и укрепляют свои позиции в странах бывшего Советского Союза (СНГ и Балтии). В одних местах есть большие и активные общины, в других – группы (хавурот;). Здесь правильно было бы проверить заранее (примерно, за год) какова ситуация в месте вашего проживания.
ПРИМЕРЫ ПРИГЛАШЕНИЙ НА ЦЕРЕМОНИЮ БАР/БАТ-МИЦВЫ; Приглашение на церемонию;
Как и на все торжественные церемонии, которыми отмечают главные вехи на жизненном пути человека, и, прежде всего, свадьбы, так и на церемонию бар/бат-мицвы; рассылают приглашения. Можно составить приглашение и отпечатать его в типографии, а можно и проявить творческую жилку и подготовить приглашения самим. В компьютерный век достаточно легко самим найти графическое решение и осуществить его. Можно полистать книги по еврейскому искусству и воспользоваться традиционными изобразительными мотивами, подходящими для данного события. Но нужно не забыть и про уважение авторских прав. Бней-мицва; могут сами нарисовать (проиллюстрировать) приглашение, и это рассматривается как выполнение задания по подготовке к церемонии (о 13 заданиях – см. на с. 80). В США сегодня тщательно следят за тем, чтобы приглашения издавались на бумаге, изготовленной без использования древесины, проявляя тем самым озабоченность мировыми экологическими проблемами и уважение к деревьям и природе в целом. Многие приглашения содержат эмблему обществ, занимающихся благотворительностью, снабжением нуждающихся продуктами, помощью детям из малообеспеченных семей – этот еврейский пример достоин подражания. Нередко случается, когда подростки, празднующие бар/бат-мицву;, решают, чтобы их гости, вместо того, чтобы дарить им подарки, пожертвовали деньги какой-либо благотворительной организации. В таком случае, желательно отметить это пожелание в приглашении.
СТАНДАРТНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ПРИГЛАШЕНИЯ;
Мы имеем честь пригласить Вас
на церемонию бар-мицвы;/ восхождения к Торе
нашего сына
Йосефа
в субботу, недельная глава Итро, 24 швата 5761 года (например) 17.02.01
в синагоге "Симхат Олам"
по улице ___________________ в Минске.
Молитва начнется в ___час. ___ мин.
После церемонии будет предложено легкое угощение
_____________ и _______________ (имена родителей;)
ДРУГОЙ ПРИМЕР;
Михаль
достигла возраста заповедей отметим это событие восхождением к Торе в субботу, недельная глава _______, __________ (дата;) в __________________ (место;) в ______________ (час;) Мы будем рады, если Вы просоединитесь к праздничному кидушу и скромной трапезе, которая состоится после этого. Просим Вас подтвердить свое участие по телефону ________________ Яэль и Илан Йосифович
ПРИМЕР ПРИГЛАШЕНИЯ В СИТУАЦИИ, КОГДА РОДИТЕЛИ В РАЗВОДЕ;
(источник: "Bar/Bat Mitzva basics – A practical family guide to coming at age ___". Ed. by Cantor Helen Leneman, Jewish Lights Publishing, Woodstock, Vermont)
Приглашение от подростка - виновника торжества;
С большим удовольствием я и моя семья рады пригласить Вас присоединиться к нашему празднеству, где мне предстоит вести общинную молитву и быть вызванной к Торе в качестве бат-мицвы;.
Сара Коhен
Приглашение от родителей, вступивших в новые браки; Мы рады пригласить Вас отметить вместе с нашими семьями радостное событие – восхождение к Торе нашей дочери Сары Коhен в качестве бат-мицвы;. Джуди* и Пол Шварц Джордж* и Дениза Коhен
Приглашение от родителей, которые или не вступили в новые браки или решили не указывать имен новых супругов;
Мы приглашаем Вас разделить с нами торжественный момент восхождения к Торе нашей дочери Сары-Мишель, в качестве бат-мицвы;.
Джуди Коhен и Джордж Коhен
Приглашение от родителей, один из которых вступил в новый брак;
Мы приглашаем Вас разделить с нами торжественный момент восхождения к Торе нашей дочери Сары-Мишель, в качестве бат-мицвы;.
Джуди Коhен Джордж и Дениза Коhен
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАЛИТА (БОЛЬШОГО) И ЧЕХЛА ДЛЯ НЕГО;
Мы рекомендуем изготовить талит в процессе курса подготовки к церемонии бар/бат-мицвы;. Прежде, чем изготовить талит, ознакомимся сначала с его частями.
Материал/вид ткани;
В прошлом было принято использовать шерсть или хлопок (лен). Сегодня иногда используется и шелковая ткань. Недостатки талита из шелка: он дорог и сползает с плеч. Для тех, кто тщательно соблюдает традиции, напомним о библейском запрете на шаатнез; – использование тканей из смеси шерсти и льна. Желательно, чтобы ткань была одного и того образца – с обеих сторон.
Размеры ткани;
Не существует галахических правил в отношении размеров талита. В продаже можно найти талиты различных размеров. Каждый подросток может выбрать талит того размера, который захочет. Это может быть талит, укутывающий все тело, или же что-то типа накидки на шею (напоминающей скорее большой шарф).
Подготовка ткани для талита;
Подрубите ткань со всех четырех сторон. По четырем углам полотнища нашейте прямоугольники из ткани. Их можно затем украсить. Проделайте отверстия в каждом из четырех прямоугольников по углам ткани, на расстоянии примерно 5 см от краев ткани. Хорошенько обметайте края отверстия. Приготовьте венчик ("воротничок") того же вида и пришейте его в месте, прилегающем к шее. Можно вышить на нем благословение или украсить художественной отделкой.
Полосы;
Можно пришить полосы из декоративных (отделочных) тканей с каждой стороны полотнища или же воспользоваться готовым образцом ткани и не добавлять полос. Во многих местах принято использовать самостоятельно выкрашенную ткань. Желательно следовать указаниям призводителей красок для тканей и во всяком случае попробовать вначале на опытном кусочке ткани. Цицит (кисти;)
Нити для изготовления цицит (обычно шерстяные) можно найти, как в США, так и в Израиле, в магазинах для рукоделия или в магазинах иудаики. В тех же местах, где этого не купишь, их можно приготовить самим. В каждом готовом наборе мы найдем 16 нитей – 4 длинных и 12 коротких. Разделим их на 4 группы (по числу кистей, которые будем плести): в каждой группе одна длинная нить – она называется шаммаш и служит для намотки и завязывания узелков – и три коротких. Начните с того, что возьмите в руки 4 нити – так, чтобы все, с одной стороны, находились в одной плоскости (при этом длинная нить выдается вниз). Проденьте нити в отверстие, которое сделано вами для этого в талите. Приведите 7 нитей в одинаковое положение (см. рис. 2). Шаммаш;, разумеется, будет выдаваться вниз.
Способы завязывания узлов
Ашкеназский метод: двойной узел (см. рис. 4) 7 витков двойной узел 8 витков двойной узел 11 витков двойной узел 13 витков двойной узел
Числовой ряд 7, 8, 11, 13 символизирует имя Всевышнего. Каким образом? 7 + 8 дает 15, а эта сумма символизирует буквы д (числовое значение - 5) и й (10). Число 11 представляет собой еще одно сочетание двух букв – д (5) и е (6). Все вместе, эти четыре буквы образуют имя Божье – йдед. Число 13 представляет собой гематрию слова азг (эх а;д;, "один, един"). Таким образом, если мы выстроим всю числовую последовательность, то получим йдед азг ("Господь един").
Сефардский метод: двойной узел 10 витков двойной узел 5 витков двойной узел 6 витков двойной узел 5 витков двойной узел
Числовой ряд 7, 8, 11, 13 символизирует имя Всевышнего в гематрии. Витки производятся путем обматывания шаммаша; вокруг остальных семи нитей (см. рис. 6). Следите за тем, чтобы при этом витки были полными (как при накладывании тфиллин); каждый из витков должен заканчиваться в точности в том месте, где он начат. Еще к вопросу о гематрии:
Слово цйцйъ, цицит;, в гематрии – 600. Добавив к нему 8 (число нитей) + 5 (число узлов), получаем 613, число заповедей (тарьяг мицвот;). Облачаясь в цицит (одеяние с кистями), мы тем самым как бы облекаемся в 613 заповедей иудаизма.
Чехол для талита собственного изготовления
Чехол для талита шьют обычно из бархата. Продумайте размеры чехла – так, чтобы он мог вместить талит в сложенном состоянии. Примерные размеры чехла – 25-35 см х 15 см. (Не забудьте принять в расчет загнутые края). Внутри принято пришивать подкладку из тонкой ткани. Чехол украшают вышивкой (перед тем, как сшивать). Принято приводить на чехле имя владельца и отрывки из ТАНАХа, посвященные цицит;.
И еще…
Мы бы не рекомендовали облачаться в цицит до церемонии бар/бат-мицвы;, чтобы испытать переживание первого облачения в талит вместе с первым чтением Торы. Связь между цицит;, которые напоминают нам о заповедях (мицвот;), и Торой, являющейся источником заповедей, и еврейской культурой – глубока и чрезвычайно важна. По завершении изготовления талитов можно предоставить возможность подросткам написать благословение собственного сочинения или же текст, призванный помочь настроиться перед выполнением этой заповеди.
Особые обычаи, связанные с цицит;
Использование цицит; подобно пользованию языком жестов во время молитвы. Ниже приводятся несколько моментов молитвы, когда принято брать в руки кисти цицит (некоторые при этом и целуют их).
1. В благословении "Любовью [великой]" (Аhава;) – втором благословении Шма; – при произнесении слов «И даруй нам Свое благословение и мир, и собери изгнанников наших с четырех концов земли» ("земля" в значении "мир", "свет"), мы собираем вместе все четыре кисти цицит;, символизируя тем самым собирание рассеянных по миру изгнанников. Во многих случаях на молитве присутствуют гости с четырех концов света, и стόит отметить воссоединение наше этим утром, в честь бар/бат-мицвы;. 2. Некоторые не выпускают из рук цицит; до завершения чтения Шма;, и особенно крепко сжимают их в руке при произнесении слов: «Шма;, Исраэль, Адонай Элоhейну, Адонай Эхад;» («Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь – Един!»). Призыв этот, свидетельствующий о единстве Божьем, как бы подкрепляется действием – собиранием вместе четырех кистей цицит;. Вспомним также, что число витков на цицит;, в разных вариантах, "нацелено" на подкрепление идеи, выражаемой при чтении Шма;.
3. При чтении третьего раздела Шма;, повествующего о цицит (Ва-йомер;), принято держать собранные вместе кисти цицит; перед глазами и всякий раз, когда упоминается слово " цицит;", целовать их. Когда произносят "и посмотрите на них" – проводят цицит; перед глазами, а произнося "и вспомните все заповеди Господа" – проводят ими напротив лба, что символизирут память. 4. По окончании чтения Шма и его благословений принято отпускать цицит;.
ЧТЕНИЕ ТОРЫ И hАФТАРЫ В ПРАЗДНИКИ ПЕСАХ, ШАВУОТ И СУККОТ;
|