Педагогические эксперименты Льва Николаевича Толстого.
Мало кто из писателей может сравниться с Львом Николаевичем Толстым по масштабности оставленного потомкам творческого наследия. Писать он начал очень рано и, прожив удивительно долгую жизнь, создал множество рассказов, пьес, повестей, романов, сказок, размышлений... С самого детства Лев Толстой отличался застенчивостью, которая мешала ему занимать более видное положение в обществе. Он предпочитал проводить время в раздумьях, по его словам, вопросы смерти, любви, Бога и вечности волновали его уже в то время. Рассказанное им в «Отрочестве» и «Юности», в романе «Воскресенье» о стремлении Иртеньева и Нехлюдова к самосовершенствованию взято Толстым из истории собственных его аскетических (аскетизм — образ жизни, характеризующий самоограничение) попыток того времени. Первый рассказ, написанный Львом Николаевичем еще в детстве, назывался «Кремль». В нем он описал свои впечатления от первого посещения Москвы. Лев Николаевич Толстой всю жизнь занимался сам, изучая множество исторических источников, читая современников и классиков. Образование со стороны великий писатель никак не воспринимал. Толстой учился в Казанском университете, очень престижном в то время, на факультете философии, затем перевелся на юридический, но так и не закончил обучение до конца. Сам писатель говорил, что «занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предавался светским развлечениям». Уволившись из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам» Толстой уехал в Ясную Поляну, где родился, с твердым намерением изучить весь юридический курс. Впечатляюще, что он хотел сдать все экзамены экстерном: и практическую медицину, и языки, и сельское хозяйство, и историю, и географию. Однако истинная причина его отъезда в Ясную Поляну заключалась в том, что он просто хотел какое-то время побыть в одиночестве, заняться познанием себя. Наверное, именно неприятие существующей педагогической системы, которая не смогла зажечь в нем интерес к занятиям, толкнуло Льва Николаевича, вдохновленного на то время новейшей немецкой педагогикой, на свой собственный оригинальнейший педагогический эксперимент — Яснопольская школа. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе: дети сидели, кто где хотел, как хотел и сколько хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Лев Николаевич писал, что все должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. Занятия шли прекрасно. Так у Льва Николаевича Толстого родилась идея нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также условий, которые могут препятствовать такому совпадению. Опираясь на мысль Ж.Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, еще чистоте, еще не испорченной несовершенным обществом с «фальшивой» культурой. Лев Николаевич утверждал, что детей ни в коем случае не должны учить насильно, в соответствии с какой-то общей составленной программой. Ребенок должен иметь свободу выбора в том, что и как он будет изучать. Дело учителя — развивать эту внутреннюю природу, помогать ученику, поддерживать его. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Он составил тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитать, не передавая знаний. Лев Николаевич Толстой писал: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Однако самое главное в образовании — это соблюдение свободы, без которой невозможно движение к высшему благу, а чтобы свобода не стала хаосом, нужны общие основания, которыми являются религия и нравственность. Особую роль он уделял таким методам обучения, как слово учителя(рассказ, беседа). Развитие творчества детей: самостоятельный работы и сочинения. Сознательное усвоение знаний. Приобщение к наблюдательности, использование в процессе обучения экскурсий, опытов, таблиц, картинок. Критически относился к звуковому методу изучения грамоты, немаловажным считал физическое развитие ребенка: закаливание, игры на природе. И в заключении, обращаясь к очень многим из нас, кто является студентами педагогического университета и, если по-простому говорить, решил стать учителем, хочется еще раз процитировать великого, можно сказать, не только писателя, но и педагога Льва Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию». «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель". Булатова Л.
|