АГЕЛА (греч. agelae - стадо) – воспитательные группы полноправных юношей до 17 лет в Спарте. Целью агел была подготовка настоящих воинов путем жестких физических упражнений.
АГОН (греч. agon - борьба) - античный принцип соревновательности, состязательности, охватывающий все виды человеческой деятельности, начиная от спорта, заканчивая агонами в ремесле, пении, поэзии, философии.
АКАДЕМИЯ (греч. akademia) – роща, посвященная мифическому герою Академу на окраине Афин, где находился гимнасий и проходили встречи молодежи с интересными людьми. Академию в начале 4 века до н.э. облюбовал для своих занятий философ Платон. Слово стало нарицательным, обозначает место, где занимаются наукой.
АКРОПОЛЬ (греч. akros – верхний, polis - город) – укрепленная часть города, цитадель, занимающая в полисе господствующую высоту. В Афинах, стараниями стратега Перикла, в последней трети 5 века до н. э. Акрополь стал роскошным архитектурным центром города.
АМФИКТИОНИЯ (греч. amphiktionos - соседи) – религиозно-политический союз племен и полисов, созданный для решения общих проблем и не допущения конфликтов, часто на основе какого–либо уважаемого храма. Например, наиболее известна Дельфийская амфиктиония при храме бога Аполлона в Дельфах.
АПЕЛЛА (греч.. apella – народное собрание) – собрание полноправных граждан свыше 30 лет в Спарте для решения политических, военных и иных вопросов. Апелла собиралась на берегу реки Эврот. Считалась высшим законодательным органом власти, реально просто утверждала предложенные царями или герусией решения.
АРЕОПАГ (греч. Areos – Арей, pagos - холм) – первоначально совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на холме, посвященном богу войны Аресу на Акрополе. По мере развития демократии постепенно терял политической и военное значение. После реформы Эфиальта 462 года до н.э. превратился в верховный уголовный суд по делам об умышленных убийствах и святотатстве.
АРИСТОКРАТ (греч. aristoi - лучший) – представитель родовой аристократии в полисах.
АРИСТОКРАТИЯ (греч. aristoi – лучшие, kratos – власть) – система правления в полисах, когда высшие государственные должности сконцентрированы в руках представителей родовой знати. Наиболее яркий пример – Спарта.
АРХОНТ (греч. arhontos – правитель, начальствующий) – член коллегии девяти архонтов, первоначально избирался пожизненно из рядов аристократии, затем выбирался из числа наиболее уважаемых и богатых граждан полиса. После окончания срока полномочий, становился членом афинского Ареопага. АРХЭ (греч. arche - господство, власть) – второй этап существования Афинского морского союза, возникшего как объединение греческих полисов под предводительством Афин после греко – персидских войн 80 – 70 гг. 5 века до н.э. В Архэ входило около 200 полисов, казна союза находилась в Афинах. Фактически Афинская морская держава. Архэ распалась после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 году до н.э.
БАСИЛЕЙ (греч. basileos - вождь) – в Микенский период Греции правитель небольшого государства, в эпоху Гомера глава племени или общины, обладавший всеми видами власти. В Спарте – титул царя. В Афинах – один из архонтов.
БУЛЕ (греч. bule - совет) – по реформе Солона Совет 400, затем по реформе Клисфена Совет 500 в Афинах. Избирался сроком на один год по 50 человек от 10 территориальных фил. Готовил повестку для Народных Собраний, обладал распорядительной властью.
ВАРВАР (греч. barbaros - чужеземец) – презрительное название не эллинов, людей говорящих на не понятном языке.
ВСАДНИКИ (греч. hippeus – класс всадников) – особое сословие богатых граждан полиса, способных содержать боевого коня. Вторая категория афинских граждан по реформам Солона – люди, имевшие годовой доход в 300 медимнов. Обладали всей полнотой гражданских прав.
ГЕКАТОМБА (греч. hekatombe – сто быков) – крупное торжественное жертвоприношение от лица всей общины, посвященное какому–либо празднику или событию.
ГЕЛИЭЯ (греч. heliaia - суд) – общегражданский суд созданный Солоном в 594 году до н.э. Состоял из 6000 гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном Собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов.
ГЕОМОРЫ (греч. geomoroi - земледельцы) – в период архаики сельскохозяйственное население Эллады. Обычно простые крестьяне.
ГЕРУСИЯ (греч. gerusia - собрание стариков) – Совет старейшин-геронтов в Спарте, состоящий из 28 геронтов и двух царей. Обладал исполнительной и законодательной властью. Геронты должны быть не моложе 60-ти лет, избирались на заседании апеллы пожизненно.
ГЕТЕРА (греч. hetaira - подруга) – образованная не замужняя женщина, находящаяся на содержании состоятельных граждан полисов.
ГЕТЕРИЯ (греч. hetairia - союз друзей) – первоначально содружества молодых аристократов, имевшие релиозный и военный характер. Позже в полисах тайные антидемократические союзы аристократов.
ГЛИПТИКА (греч. glipho - вырезаю) – искусство резьбы по камню.
ГОМЕИ (греч. gomoios - равные) – свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10 000 человек.
ГОПЛИТ (греч. hoplon - оружие) – тяжеловооруженные воины, имеющие щит, шлем, панцирь, меч и копье. Сражались обычно в фаланге.
ДЕМ (греч. dem - округ) – одна из ста территориальных единиц в Аттике, установленная реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.
ДЕМАГОГ (греч. demegogeo – говорящий перед народом) – в эпоху расцвета полисов политический деятель, пользующийся поддержкой демоса. В период кризиса полиса демагог – ловкий беспринципный политик, манипулирующий общественный сознанием.
ДЕМИУРГИ (греч. demiurgos - ремесленник) – в полисах ремесленники. Позже в переносном смысле слова – творцы, созидатели.
ДЕМОКРАТИЯ (греч. demos – народ, kratos – власть) – система организации полисной власти, при которой реальными полномочиями обладали Народное собрание и народный суд. Все граждане имели право избираться на должности любых полисных магистратов.
ДЕМОС (греч. demos - народ) – свободное полноправное население полисов.
ДИАКРИИ (греч. Diakria – горная часть Аттики) – одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Лидером являлся Писистрат. Партия выступала за радикальное продолжение реформ.
ДИАЛОГ (греч. dialogos - разговор двоих) – излюбленная форма размышления и рассуждения в Элладе. Она представляла собой как бы возможный спор - обсуждение двумя собеседниками некоего вопроса.
ДОКИМАСИЯ (греч. docimasia – испытание) – проверка членов гражданской общины на соответствие их общественного статуса или имущественного положения.
ЗЕВГИТЫ (греч. zevgites - упряжка быков) – граждане–середняки, третья цензовая группа афинских граждан по реформе Солона, имеющие ежегодный доход в размере 200 медимнов. Составляли основу полисного коллектива. ИЛОТ (греч. hilot - изгнанные) – покоренное спартанцами население Мессении в Пелопоннессе, низведенное до положения государственных рабов, обслуживающих свободных спартиатов.
КЛЕР (греч. kler – надел, жребий) – земельный надел гражданина полиса.
КЛЕРУХИЯ (греч. kleruchia - надел) – военно-земледельческая колония, члены которой сохраняли права граждан материнского полиса.
КОМЕДИЯ (греч. komos – веселое шествие, ode - песня) – первоначально веселые шуточные, часто скабрезные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. Затем театральный жанр. Наиболее известным античным комедиографом был афинянин Аристофан.
КРИПТИЯ (греч. kriptos – скрытый, тайный) – особые тайные экспедиции спартанских юношей с целью убийства илотов, носившие характер иннициаций.
ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia – общественная служба) – специальный почетный налог на богатых граждан в полисах. Как правило, существовал в виде хорегии и триерархии.
ЛОГОГРАФ (греч. logos – слово, graphe - описание) – название первых греческих историков, описывавших историю своих родных полисов.
МЕТЕК (греч. metek - чужак) – переселенец из других полисов, живущий на территории чужой общины без получения гражданских прав.
МЕТРОПОЛИЯ (греч. meter – мать, polis - город) – материнский полис, выводящий колонию.
МИСТЕРИИ (греч. mysterion - тайна) – тайные закрытые религиозные священнодействия. Известны вакхические и элевсинские.
МУЗЕЙ, МУСЕЙОН (греч. Mythoi - Музы) – храм, посвященный Музам, богиням – покровителям различных видов творчества. Известен Александрийский Музей, центр эллинистической науки и культуры.
НЕОДАМОДЫ (греч. neodamodes – новый гражданин) – новые, недавно введенные в гражданский статус люди в Спарте. Ими могли стать периэки и илоты, доказавшие свою исключительную верность Спарте. Обычно пополнение рядов граждан совершалось после крупных войн, где спартиаты несли большие потери.
НОМОФЕТ (греч. nomotetes – законодатель) – законодатель в полисах.
ОБЫ (греч. obe – часть народа) – поселения граждан в Лакедемоне. Столица этого государства, Спарта состояла из пяти об, называемых так же комами.
ОЙКОС (греч. oikos - дом, жилище) – хозяйство гражданина, его дом, семья.
ОЙКИСТ (греч. oikistes – основатель колонии) – глава коллектива, создающего колонию, часто инициатор самого выведения колонии.
ОЙКУМЕНА (греч. oikumena – обитаемая земля) - заселенная, обжитая людьми территория Земли.
ОЛИГАРХИЯ (греч. oligos – немногий, arche - власть) – система власти в полисах, где реальными управленческими полномочиями обладали наиболее богатые граждане, то есть представители высших цензовых разрядов.
ОРАКУЛ (греч. oracl - предсказание) – предсказание, выдержанное в стихотворной форме, полученное от пифии по какому–либо поводу или в ответ на запрос. Часто знамение.
ОРХЕСТРА (греч. orchestra - площадка) – место для хора в античном театре.
ОСТРАКИЗМ (греч. ostracon - глиняный черепок) – изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Остракизм проводился раз в несколько лет на Народном Собрании. Введен в 509 году до н.э. Клисфеном. Подвергнувшиеся остракизму изгонялись из полиса на 10 лет без конфискации имущества.
ОХЛОКРАТИЯ (греч. ochlos – толпа, kratos - власть) – система власти, когда власть в полисах оказывалась у граждан низших цензовых разрядов. Синоним не управляемой вольницы.
ПАНАФИНЕИ (греч. Panaphenaia) – ежегодный праздник в Аттике в честь богини Афины.
ПАРАЛЫ (греч. paralos - прибрежный) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы средних слоев населения, связанным с ремеслом, торговлей, мореплаванием. Выступала за укрепление реформ Солона. Лидерами являлся Мегакл Алкмеонид.
ПЕДИЭИ (греч. pedias - равнина) –.одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы аристократов – землевладельцев, выступавших против реформ Солона. Лидерами являлись Гиппоклид и Ликург
ПЕЛЬТАСТ (греч. pelte - щит) – тип средне вооруженного воина, появившийся в начале 4 века до н.э. после реформы афинского полководца Ификрата.
ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ (греч. pentacos – пятьсот, medimnos – мера зерна) – высший цензовый разряд по реформе Солона, имеющий в год 500 медимнов зерна. Граждане, имеющие право занимать высшие государственные должности.
ПЕПЛОС (греч. peplos - покрывало) – женская одежда из прямоугольного куска ткани.
ПЕРИЭКИ (греч. peri – вокруг, oikos - живущий) – не полноправная часть населения Спарты, по своему статусу занимавшие промежуточное положение между спартиатами и илотами. Не имея политических прав, они, тем не менее, имели право на занятие ремеслом и торговлей.
ПЕДОНОМ (греч. paideutes - воспитатель) – учитель в древнегреческих школах.
ПИФИЯ (греч. pyphia - предсказательница) – жрица при храме бога Аполлона в Дельфах, которая, находясь в состоянии наркотического возбуждения, предсказывала будущее в ответ на запросы, то есть давала так называемые оракулы.
ПОЛИС (греч. polis - город, государство, община) – гражданская община, выполнявшая функции государства. Гражданский коллектив представлял из себя коллектив землевладельцев, управленцев и воинов, объединенный равноправием независимо от сословного статуса.
ПРИТАНЕЯ (греч. prytaneia - председательство) – группа в 50 человек, представляющая в Совете 500 одну из городских фил, получавшая по очереди на месяц властные полномочия.
ПРОКСЕН (греч. ksenos - гость, чужой) – гражданин полиса, связанный узами гостеприимства, побратимства с человеком из другой общины. В своем полисе он является покровителем гостя.
ПРОСТАТ (греч. prostates – защитник, покровитель) – политик – защитник демоса в период социальных преобразований в полисах.
РИТОРИКА (греч. rhetor - оратор) – наука о законах красноречия, умение выстраивать свое выступление перед публикой.
САТРАП (перс., греч.. satrapes - хранитель царства) - со времен Дария I - наместник персидского царя во главе области (сатрапии). Первоначально имел только гражданскую власть (взимал налоги, вершил суд, набирал войска, следил за спокойствием и порядком). С середины V в. до н.э. получает и военную власть.
СЕЙСАХФИЯ (греч. seisachteia - стряхивание от бремени) – мероприятие, проведенное в Афинах реформатором Солоном. Ее суть заключалась в списании всех долгов земледельцев. Внешне это производилось в виде выбрасывания с земель крестьян закладных камней, на которых писались суммы долгов.
СИММАХИЯ (греч. syn – вместе, machomai - сражаюсь) – военный союз греческих полисов направленный против общего врага (Пелопоннесская симмахия, основанная в 550-х гг. до н.э. по инициативе Спарты, Делосская симмахия, основанная в 479 году до н.э. под эгидой Афин, и др.).
СИССИТИЯ (греч. syssytos - сотрапезник) – обязательные общественные обеды в Спарте, введенные по реформам Ликурга. Одновременно сиссития была общественной и военной единицей, «союзом палатки», в которую входило до 20 человек, связанных между собой отношениями дружбы и родства.
СОФИСТ (греч. sophistes - мудрец) – профессиональный платный учитель философии и риторики в полисах Эллады, который провозглашал относительность существующих моральных или религиозных ценностей. На рубеже 5 – 4 веков до н.э. в Афинах наиболее прославились Протагор и Горгий.
СТРАТЕГ (греч. strategos - ведущий войска) – член коллегии 10 стратегов в Афинах по реформе Клисфена. Обладали всей полнотой власти, избирались на один год, командовали по очереди. Позже в более широком смысле слова – командующий армией.
ТЕАТР (греч. teates - зритель) – место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Возникновение театра связано с праздником Великих Дионисий, утвержденным тираном Афин Писистратом в середине 6 века до н.э.
ТИРАН (греч. tyrannos - властитель) – не легитимный правитель, узурпатор власти в полисах.
ТИРАНИЯ (греч. tyrannis – неограниченная власть) - форма единоличного господства в полисах, установленная обычно насильственным путем. Различают раннюю, или Старшую тиранию, способствовавшую ослаблению власти родовой аристократии и позднюю, или Младшую, появившуюся в условиях кризиса полиса и представлявшую собой один из вариантов преобразования полисных отношений.
ТРАГЕДИЯ (греч. tragos – козел, ode - песнь) – изначально гимны на религиозные и мифологические темы, исполнявшиеся на полисных праздниках людьми, наряжавшимися сатирами, мифическими козлоногими существами. Затем после появления особых актеров, отвечающих хору, трагедии привели к появлению греческого театра, где они играли ведущую роль как особый род выступления.
ТРАПЕЗИТЫ (греч. trapedza – стол менялы) – менялы, банкиры и ростовщики в полисах. Так же члены торгово-банковских сообществ.
ТРИЕРА (греч. trieres - три ряда гребцов) – основной тип гребного боевого корабля эллинов, принимавший на борт до 400 человек, часто использовавший в качестве средства боя укрепленный на носу судна таран.
ТРИЕРАРХИЯ (греч. trierarchia – командование кораблем) – специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа, иногда возглавлять его в сражении. Одна из разновидностей литургии.
ТРИТТИЯ (греч. trittys - треть) – третья часть территориальной филы, введенная Клисфеном в 509 году до н.э.
ФАЛАНГА (греч. phalanx - ствол) – боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 – 30 шеренг, ощетинившихся копьями.
ФЕТЫ (греч. pheticos - поденщики) – название низшей четвертой цензовой категории афинских граждан по реформе Солона в 594 году до н.э. До реформ Перикла феты не имели право занимать высшие государственные посты.
ФИЛА (греч. phyle – племя) – родоплеменное объединение в Элладе на первых этапах греческой истории. Например, в Аттике насчитывалось четыре родовые филы. Затем, после реформ Клисфена филы стали территориальными единицами. В Аттике их стало 10.
ФОРОС (греч. phoros - сбор) – специальный денежный или натуральный налог на членов Делосской симмахии – Афинской Архэ.
ФРАТРИЯ (греч. phratria - братство) - в раннее время объединение братских родов (старших и младших). Позднее, родовое религиозное объединение.
ХОРА (греч. chora - район) – сельская округа полиса, место проживания землевладельцев.
ХОРЕГИЯ (греч. choregia - опека об артистах) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку той или иной драмы, трагедии или комедии, и работу актеров. Одна из разновидностей литургии.
ЭВПАТРИД (греч. eupatrides - родовитый) – афинская родовая знать, крупнейшие землевладельцы Аттики.
ЭККЛЕСИЯ (греч. ecclesia - сходка) – народное собрание в полисах, высший законодательный орган власти, контролирующий при этом деятельность всей властной системы и полисных магистратов.
ЭЛЛИН (греч. Ellin) – самоназвание греков, представлявших себя в виде потомков мифического прародителя Эллина. У него, в свою очередь, были сыновья Ион, Эол и Дор, от которых произошли основные эллинские племена.
ЭПИГОНЫ (греч. epigones – родившиеся после) – дети диадохов, то есть сподвижников Александра Македонского, так же участвовавшие в борьбе за власть после его смерти.
ЭПИСТАТ (греч. epistasia - глава) – глава Совета 500 в Афинах, заново избираемый каждый день.
ЭПОНИМ (греч. epionoma - дающий имя) – тот, чье имя давалось году, городу, местности и т. д. Особый эпитет первого из 9 афинских архонтов, по имени которого именовался год.
ЭПОС (греч. epos - слово, рассказ) – литературный поэтический жанр, которым писали авторы (аэды и рапсоды) на героические и нравственные темы.
ЭСИМНЕТ (греч. aisymnetes - судья) – общественный посредник, примиритель враждующих групп населения в период реформ. Например, Солон. Так же должностные лица и судьи в полисах.
ЭФЕБИЯ (греч. ephebos - юноша) – государственное воспитательное объединение в полисах, где проходили двухлетнюю военную службу юноши, достигшие 18 лет.
ЭФОР (греч. ephoros - наблюдатели) – члены коллегии пяти в Спарте. Высший контрольный орган власти, имевший право собирать апеллу, герусию и лишать власти царей.
ЭФОРАТ (греч. ephoros - наблюдатели) – коллегия Пяти в Спарте. Орган власти, присматривающий за царями и контролирующий выполнение законов Ликурга и других постановлений гражданами Спарты.
ДРЕВНИЙ РИМ.
АВГУР [от лат. augurare - наблюдать, гадать] - жрец-птицегадатель, делавший предсказание по полету птиц, их крику и другим признакам. До 300 г. до н. э. коллегия авгуров состояла только из патрициев, затем получили доступ и плебеи. Авгурат был пожизненным.
АГЕР ПУБЛИКУС [лат. ager publicus - общественная земля] – государственный (общественный) земельный фонд.
АГНАТЫ [от лат. agnatus – родственник по отцу] – форма юридического родства. Согласно римскому праву агнатами считались все свободные члены семьи по мужской линии от одного родоначальника, а также те, кто входил в семью после брака или усыновления (жена, сыновья и внуки с женами, не вступившие в брак дочери и внучки). Над агнатами распространялась власть отца, который имел над ними право “жизни и смерти”.
АННАЛЫ [лат. annales - погодная запись событий, летопись] - поэтические, либо прозаические летописи, отличающиеся сжатой формой изложения событий. Во времена Тацита (II в. н. э.) анналы - история прошлых событий, в отличие от Historiae, повествующих о событиях, современных автору.
АРИАНСТВО христианская ересь, возникшая в начале IV в. н.э. и названная по имени основателя – александрийского пресвития Ария (256 – 336). Арианство отвергало единосущие Бога-отца и Бога-сына (Иисуса Христа), считая Иисуса сыном божьим “не по существу, а по благодати”. Тем самым отвергалось центральная для христианства идея богочеловека. В 325 г. н.э. арианство на I Вселенском соборе в Никее было осуждено как ересь. Несмотря на это, арианство долго существовало в Римской империи и некоторых государствах Западной Европы.
АРХИЕПИСКОП [от греч. archi – старший, episkopos – надзиратель, блюститель] – духовный сан, высшая ступень в христианской церковной иерархии. Титул архиепископа появился при императоре Константине I (IV в. н.э.). Архиепископом становились епископы главных городов – столиц диоцезов.
АУСПИЦИИ [лат. auspicium - птицегадание] - предсказание будущего на основе наблюдений за поведением вещих птиц.
ВЕСТАЛКА [от лат. vesta – пламя очага] – жрица богини Весты, дочери Сатурна. Избирались весталки из девочек 6-10 лет из знатных семей. В их обязанность входило поддерживать в храме неугасимый огонь. Весталки давали обет сохранять девственность, за нарушение его их зарывали живыми в землю. Служба весталок длилась 30 лет, после чего они становились свободными и получали право на замужество. Посягнувших на весталок всегда ожидали смерть и позор. С принятием христианства, как официальной религии в IV в. н.э., институт весталок прекратил свое существование.
ВЕТО [от лат. veto – запрещаю] – право народных трибунов аннулировать любое решение магистратов и сената, ущемляющее права плебеев.
ВИЛЛА [от лат. vicus – деревня, поселок] – тип рабовладельческого поместья площадью 100-250 югеров, которое являлось поликультурным. На вилле использовался труд рабов, колонов и поденщиков, она была тесно связана с рынком.
ВСАДНИКИ [от лат. eques] – вторая после земледельческой знати сословная группа римского общества. С III в. до н.э. к сословию всадников относились, в основном, богатые владельцы мастерских, ростовщики, торговцы. С II в. до н.э. вели борьбу с нобилитетом за сферы влияния и политический престиж. При императоре Августе (I в. до н.э.) звание всадников становится наследственным, из них комплектовался командный состав в войсках, высшие правительстванные должности по управлению провинциями (префекты и прокураторы).
ГЕНС [лат. gens - род, родовая община, клан] - в царский период это экзогамная родственная община с общей собственностью на землю для поселения и погребения, общими святынями, общим именем, общим реальным или мифическим предком мужского пола. Род состоял из патриархальных семей.
ДЕЦЕМВИРЫ [от лат. decem – десять, vir – муж, мужчина] – члены коллегии из 10 человек, избранной в 451 г. до н.э. в период борьбы плебеев с патрициями. В 450 г. до н.э. в ее составе была половина представителей от плебеев. Результатом их деятельности была запись римских законодательных норм – 10 Таблиц, к которым в 449 г. до н.э. добавили еще две (законы XII Таблиц).
ДИОЦЕЗ [от греч. dioikesis – управление, хозяйство] – административно-территориальная единица. Император Диоклетиан (III в. н.э.) разделил всю территорию Римской империи на 12 диоцезов, которые в свою очередь делились на провинции. Во главе диоцезов стояли викарии.
ДОМИНАТ [от лат. dominus – господин, властелин, хозяин] – форма правления в Римской империи, образовавшаяся при императоре Диоклетиане (III в. н.э.). Доминат аналогичен восточным династиям. Характеризуется строгой централизацией, увеличениeм и систематизацией налогов, прикреплением колонов к земле, а ремесленников к коллегиям. Доминат преследовал цель вывести государство из кризиса, охватившего все сферы экономической и политической жизни.
ДИКТАТОР [от лат. dicto - приказываю] – экстраординарная магистратура. Диктатор назначался в моменты затруднений и напряжений в государстве, когда обычные должностные лица с этими моментами справиться не могли: во время войн, мятежей, стихийных бедствий. Назначался он консулом, по требованию сената, но не более чем на 6 месяцев, после чего непременно слагал свои полномочия.
ЕРЕТИК [от греч. hairesis – особое вероучение] – последователь ереси. Ереси – религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины христианской церкви в вопросах догматики, культа и организации.
ИМПЕРАТОР [лат. imperator - повелитель] - высший титул монарха, наделенного неограниченной властью (imperium). В период республики - титул, дававшийся солдатами на поле битвы победоносному полководцу, командующего войском не меньше легиона. Титул утверждался сенатом, что давало право на триумф. В период империи титул "император" стал означать главу государства с неограниченной властью.
КВЕСТОР [от лат. quaerere - искать, разыскивать] - должностное лицо в Риме, первоначально избирались только из патрициев. В царский период квесторы были судьями. В эпоху Республики - помощниками консулов, казначеями. В период Империи ведали строительством дорог, организацией гладиаторских игр, оглашали императорские приказы и постановления сената.
КВИРИТЫ [сабинское quiris - копье] - полноправные римские граждане. Древнейшее почетно-торжественное наименование римского народа.
КЛИЕНТ [лат. cliens - зависимый] - свободный человек, отдавшийся под покровительство патрона. Отношения патронов и клиентов считались нерушимыми, основанными на взаимной верности (fides). Клиенты включались в род патрона, получали от него землю и его имя и были обязаны ему службой в войске, работой в хозяйстве и материальной помощью в случае необходимости.
КОГНАТЫ [от лат. cognatus – родной, родственный] – кровные родственники по женской линии. Когнатство, в отличие от агнатства – кровное, а не юридическое родство.
КОГОРТА [от лат. cohors – огороженное место] – боевая единица римской армии, состоявшее из трех манипул или шести центурий. Со времен Г. Мария (I в. до н.э.) в легионе было 10 когорт. Когортами также называли вспомогательные военные отряды союзников.
КОЛОНЫ [от лат. colere – возделывать, обрабатывать] – первоначально свободные арендаторы земли. В 332 г. н.э. при императоре Константине колоны были прикреплены к обрабатываемым ими участкам земли, став закрепленным сословием. Их положение практически сблизилось с положением рабов.
КОМИЦИИ [лат. comitium - собрание] - народное собрание в Риме. Существовало три вида народных собраний: 1) куриатные комиции (древнейший вид собраний; в эпоху поздней республики потерял значение); 2) центуриатные комиции и 3) трибутные комиции. При императоре Августе комиции утратили свое значение.
КОНСУЛ [от лат. conculere - совещаться] - высшая государственная должность в Римской республике. Ежегодно центуриатными комициями избирались два консула с равной властью, обязанные совещаться, консультироваться по всем вопросам друг с другом, откуда утвердилось их название "консулы". Консулы обладали высшей военной властью (imperium), возглавляли суд и несли почетные обязанности в отправлении культа. До 367 г. до н. э. консулы выбирались только из патрициев, а затем один из консулов мог выбираться из плебеев. Возрастной ценз, дававший право быть избранным в консулы, равнялся 43 годам. Внешним атрибутом консула была тога с широкой каймой, их постоянно сопровождали 12 ликторов.
КУМРАНИТЫ - члены религиозной общины, существовавшей во II в. до н.э. – I в. н.э. в районе Вади-Кумран на берегу Мертвого моря. Кумранисты исповедовали иудаизм, но не признавали власти священников. Жили замкнутой общиной. Внутри общины поддерживалась строгая дисциплина. Кумраниты были полностью уничтожены во время I Иудейской войны (66 – 73 гг. н.э.).
КУРИЯ [лат. curia] - согласно этимологии Кречмера, слово "курия" означает "союз мужей" или "мужской союз". Курией в древнем Риме называлось объединение 10 родов (10 курий составляли трибу). Кроме того, курией называлось место, где заседал сенат.
ЛАТИФУНДИЯ [от лат. latus – обширный, большой, fundus – земля, поместье] – крупные поместья в Италии, площадью до 1000 югеров (250 га.). На них работали, в основном, рабы и колоны. Первые латифундии возникли во II в. до н.э., начиная с I в. н.э. они получили широкое распространение.
ЛИБЕРТИНЫ [от лат. libertinus – вольноотпущенник] – отпущенные на волю или выкупленные рабы. Либертины продолжали сохранять зависимость от своего бывшего господина, по отношению к которому они считались клиентами. По римскому закону либертин не мог получить всадническое или сенаторское звание.
ЛЕГИОН [от лат. lego – собираю, набираю] – боевая единица римской армии. Первоначально легионом называли все римское войско. С IV в. до н.э. легионеры стали получать жалование.
ЛИКТОРЫ [от лат. ligare - связывать] – государственная должность в Риме, служители и свита высших магистратов. Они несли перед ними фасцы (пучок прутьев с воткнутой в него секирой) – символ высшей власти, заимствованный у этрусков. Диктатор и император имели по 24, консул – 12, а претор 6 ликторов.
МАГИСТРАТУРА [от лат. magistratus – начальник, должностное лицо] – государственная должность в Риме. Никакой платы магистраты не получали. Все магистратуры были временными и коллегиальными. Различались магистратуры ординарные (выборные) и экстраординарные (по назначению).
МУНИЦИПИИ [от лат. munus - обязанность] – завоеванные Римом италийские города, имевшие внутреннее самоуправление.
МАНИПУЛА [от лат. manus – рука, pleo - наполнять] – тактическая единица римской армии, состоящяя из двух центурий.
НОБИЛИТЕТ [от лат. nobilitas – знатность, знать] – римская знать, образовавшаяся в результате слияния патрицианской и плeбейской верхушки.
ОПТИМАТЫ [от лат. optimus – наилучший] – название, применяемое в Риме (с II в. до н.э.) к сторонникам сената и традиционных (аристократических) форм правления. Оптиматы стремились сохранить аристократическую республику, основанную на власти немногих.
ПАТРИЦИИ [от лат. pater - отец] - родовая аристократия в Риме. Первоначально патриции - члены 300 коренных родов, противостоящие впоследствии зависимым клиентам, плебеям и рабам. С V в. до н. э. патриции стали господствующим сословием в Риме.
ПАТРОН [лат. patronus - защитник, покровитель] - знатный римский гражданин, как правило, глава семьи, покровитель зависимых от него клиентов и вольноотпущенников. В эпоху империи развивается патронат по отношению к целым областям и провинциям.
ПЕКУЛИЙ [от лат. peculium – собственность, имущество] – имущество, передаваемое главой семьи в рапоряжение члена семьи или раба с условием выплаты определенной части дохода с этого имущества в виде оброка.
ПЕНАТЫ [от лат. penus - запасы, кладовая; или от лат. penates - жилище, дом] - пенаты, боги-хранители домашнего очага, или боги-хранители общества и государства. Согласно традиции троянский культ пенатов на Тирренское побережье принесли Эней и его спутники. В переносном смысле означает домашний очаг.
ПЛЕБЕИ [от лат. plere - наполнять] - одно из сословий свободного населения Рима. Таким образом, плебс не входил в состав народа (populus) и не мог пользоваться общинной землей (ager publicus) и политическими правами. В результате борьбы с патрициями, плебеи в 287 г. до н. э. вошли в состав римского народа и получили полные гражданские права.
ПОНТИФИК [от лат. pons - мост; facere - делать - т. е. мостостроитель] - член высшей жреческой коллегии в Риме. Понтифики наблюдали за правильностью выполнения всех религиозных обрядов, за другими жрецами, за календарем. Верховный понтифик (pontifex maximus) выбирался пожизненно; во времена империи этот титул входил в почетное звание всех императоров.
ПОПУЛЯРЫ [от лат. popularis – народный] – политическая группировка в Риме, возникшая в ходе реформ братьев Гракхов (II в. до н.э.). Опираясь на народное собрание, популяры противостояли партии нобилей – оптиматам. Популяры были противниками аристократической республики, основанной на власти немногих. Они выражали интересы простого народа, провинциалов, а также неродовитых, но разбогатевших всадников.
ПРЕТОР [от лат. praetor – предводитель, начальник] – одна из высших государственных должностей. Введена в 366 г. до н.э. в противовес возрастающей политической силе плебеев. Ежегодно избирался один претор из патрициев. Он являлся верховным судьей по гражданским делам. В последствии преторы могли избираться и из числа плебеев.
ПРЕТОРИАНЦЫ [от лат. praetor – руководитель, начальник] – превилегированные воинские части. Первоначально преторианцы набирались из римских всадников и союзников для охраны полководцев. При Августе преторианцы являлись императорской гвардией, состоящей из 9 когорт, по одной тысяче воинов в каждой. По сравнению с легионерами преторианцы получали вдвое большую плату, служили меньший срок и набирались только из жителей Италии. Играли большую роль в дворцовых смутах и переворотах.
ПРИНЦЕПС [лат. princeps – первый] – сенатор, первый в списке сенаторов Рима. Обладал почетным правом первым высказывать свое мнение в сенате. Начиная с Октавиана (I в. до н.э.), принцепсы стали носителями монархической власти. В императорскую эпоху принцепс – сын императора, наследник престола
ПРОВИНЦИЯ [лат. provincia – должность, обязанность, поручение] – внеиталийская завоеванная область с римским наместником во главе. Первыми римскими провинциями стали: Сицилия, Сардиния, Корсика и Предальпийская Галлия. Затем число провинций постоянно увеличивалось. Управлялись провинции бывшими консулами и преторами или специальными наместниками с консульской властью.
ПРОЛЕТАРИЙ [от лат. proles - потомство] - римский гражданин, принадлежавший к неимущему и неподатному сословию, но юридически свободный. По реформе Сервия Туллия (середина VI в. до н. э.) бедняки, обладавшие лишь потомством, составили VI имущественный разряд - "пролетариев".
ПРОСКРИПЦИИ [от лат. proscriptio – объявление] – списки лиц, объявляемых вне закона. Тот, кто попадал в проскрипционные списки, мог быть безнаказанно убит. За убийство или выдачу проскрибированного лица назначалось большое вознаграждение, в том числе и рабам. Впервые проскрипции были объявлены при Сулле.
ПУБЛИКАНЫ [от лат. publicum – государственные доходы] – откупщики государственных налогов в провинциях, различных общественных работ и построек в самой Италии. Публиканами в Риме были главным образом представители всадничества.
РЕСПУБЛИКА [от лат. res publica – обшественное дело, государство] – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам в
|