Студопедия — Социальная структура общества, понятие, сущность, виды.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальная структура общества, понятие, сущность, виды.






Метатеория социальной коммуникации, обобщающая закономерности развития социально-коммуникационных явлений, обладает прогностическим потенциалом. Этот потенциал образуется благодаря раскрытию эволюции об­щественных коммуникационных систем на различных ста­диях развития человеческой культуры. В настоящее время происходит смена стадии неокультуры стадией постнеокультуры. Эта смена представляет собой социально-куль­турную революцию,сущность которой состоит, во-первых, в переходе от индустриального способа производства к по­стиндустриальному, во-вторых, в переходе от книжной культуры к культуре мультимедийной (информационной). Последнее означает, что документная коммуникация на бумажных носителях оттесняется на периферию, а господ­ствующее положение в новой ОКС занимает безбумажная электронная коммуникация. Компьютер вытесняет книгу.

Хотелось бы, конечно, верить в то, что глобальные ин­формационные сети смогут мирно сосуществовать с нацио­нальными литературами в книжной форме, что на рабочем столе русского интеллигента XXI века будут соседствовать компьютерные мониторы, клавиатуры, мыши-манипуля­торы с новинками книжного рынка, сочинениями люби­мых классиков, толстыми и тонкими журналами. Но эта вера обманчива. Человек не может одновременно суще­ствовать в двух разных культурах: либо он мыслит и дей­ствует как субъект, воспитанный в лоне книжной культу­ры; либо он мыслит и действует как субъект, взращенный в информационно-компьютерной среде. Третьего не дано. Культурный дуализм, подобно раздвоению личности, — не норма, а патология.

Всякая революция и разрушает, и созидает. Что созидает и что разрушает социально-культурная революция свидетелями которой мы являемся? Она разрушает тра­диционную, почти средневековую организацию народно­го образования и научных коммуникаций, предлагая вза­мен дистанционное обучение, электронные издания, оп­тические диски, ресурсы Интернет. Она превращает наивную массовую культуру в духе Чарли Чаплина и Лео­нида Утесова в тонко рассчитанные и научно обоснован­ные соблазны паблик рилейшенз. Демократия становит­ся заложницей имиджмейкерских технологий. Наконец, Интернет оказывается могильщиком литературоцентризма. Литературоцентризм жаль более всего, потому что ис­торически именно он был колыбелью и обителью рус­ской интеллигенции. Судьба русской интеллигенции — от древнерусских книжников до диссидентов 70-х годов XX века — неразрывно связана с книжностью, а русский Литературоцентризм — не только социально-культур­ный, но и социально-политический фактор, сыгравший громадную роль в установлении советского тоталитариз­ма и в его крушении. Обменивая привычные пенаты литературоцентризма на виртуальные пространства Интер­нета, русскому интеллигенту нельзя не задуматься над вопросами:

• Литературоцентризм основан на доверии к писате­лю, публицисту, ученому, который выступает не просто в роли автора литературного произведения, а в роли учите­ля и пророка. Интернет децентрализован, никакого обще­признанного центра нет, а есть множество таинственных провайдеров, искусно управляющих из-за кулис Всемир­ной паутиной. Интеллигент-книжник мог повесить на сте­ну портреты любимых писателей, пользователь Интернет этого сделать не может; если интеллигента-книжника вво­дили в заблуждение, рано или поздно он распознавал обманщика, Интернет же в принципе не несет ответствен­ности за доброкачественность передаваемой информации.

Пользователь Интернет одинок и беззащитен в отличие от обитателя уютного и патриархального мира книг.

• Литература — национальна, она — важнейшая часть культурного наследия нации; Интернет интернационален и космополитичен, он предвестник общечеловеческой все­мирной цивилизации. Поэтому интеллигенты-книжники ощущают родную почву под ногами, а пользователь Ин­тернет — гражданин мира с атрофированным чувством патриотизма.

• Интернет, как и всякая интеллектуальная машина, абсолютно рационален и абсолютно аморален, потому что он лишен совести и сочувствия. Литераторы же своей ли­рой стремились пробудить «чувства добрые» и воспитан­ные ими русские интеллигенты отличались самоотвержен­ным правдолюбием, но никак не рациональной расчетливостью. Поэтому, если они погибали ради утопической мечты, ради безумных идей, то это было прекрасно. Раци­ональному же мыслителю, слава Богу, недоступна абсурд­ная идея самопожертвования.

Вывод напрашивается один: лишаясь литературы как основного социально-коммуникационного института, нынешняя русская интеллигенция утрачивает духовную преемственность с предыдущими поколениями русских интеллигентов и превращается в новую социальную груп­пу, напоминающую западных интеллектуалов. Эта транс­формация, происходящая на наших глазах, — лишнее сви­детельство могущества социальных коммуникаций. Ви­димо, она неизбежна. Как долго продлится в России переходный период к мультимедийной ОКС?

Переход от книжной культуры к мультимедийной культуре возможен лишь при условии перехода от индуст­риальной цивилизации к цивилизации постиндустриаль­ной (точнее, оба этих «перехода» должны происходить синхронно). Современная Россия весьма далека от пост­индустриальных кондиций, хотя соответствующие тен­денции налицо. Прогностические предположения относительно будущего России нетрудно разделить на четыре группы:

1. Сверхпессимистический сценарий — «Россия во мгле»: потеря Россией политической и экономической независимости, превращение ее в сырьевой придаток пост­индустриальных держав, постепенная утрата националь­ного культурного наследия. В этом случае русской интел­лигенции нет нужды особенно заботиться о мультимедий­ной ОКС, поскольку этот вопрос будут решать иноземные хозяева страны.

2. Пессимистический сценарий — «Россия в сумер­ках»: суверенитет России сохраняется, но кризисная си­туация становится хронической. Тогда компьютеризация будет носить спонтанный, случайный характер, иметь локальные масштабы и воспроизводить заимствованные из-за рубежа технические решения. Поскольку конкуренто­способность электронных коммуникаций будет невелика, сохранится господство традиционной книжной культуры, возможно, с элементами литературоцентризма.

3. Оптимистический сценарий — «Россия на рассвете»: постепенный выход из кризиса и планомерная информатиза­ция промышленного производства, государственного управ­ления, науки, искусства, образования, быта и, конечно, — со­циально-коммуникационной сферы. Книжная культура и мультимедийная культура будут находиться в состоянии неустойчивого равновесия и это может продолжаться дол­го, хотя и не бесконечно. Этот сценарий — самый привлека­тельный путь перехода к мультимедийной ОКС.

4. Сверхоптимистический сценарий — «Россия — стра­на чудес»: благодаря чрезвычайным усилиям и благопри­ятному стечению обстоятельств Россия преобразуется в постиндустриальную державу в ближайшем будущем. По­добный социально-экономический переворот отправит книжную культуру в архив истории, потому что ей не бу­дет места в полностью информатизированном постинду­стриальном мире.

Сверхпессимистический и сверхоптимистический ва­рианты будущего развития России можно смело отбро­сить, ибо они нереальны. Реальные сценарии 2 и 3 пред­полагают сохранение русской книжности не в качестве отживающего культурного курьеза, а в качестве мощного фактора социальной жизни. Стало быть, русская интел­лигенция еще не сыграла до конца свою роль в русской истории.

 


[1] Симеон Полоцкий. Избр. соч. ― М. ― Л., 1953. ― С. 73.

[2] Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. Т. 7. — М., 1952. С. 395.

 

[3] Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика. ― Л., 1920. ― С. 16.

[4] Рейнворд У. Б. Универсум информации. Жизнь и деятельность Отле. ― М., 1976. ― 402 с.

[5] Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. Т. 1. ― М., 1991. ― С. 385.

[6] Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М., 1986. ― С. 207―208.

 

[7] Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. — Л.: ЛГИТ ― МиК, 1976.― С.12.

[8] Отметим, что некоторые авторы предпочитают форму «коммуникатор», а не «коммуникант». Но эта форма не согласуется с формой «реципиент», ибо нужно тогда принять «реципиентор», что травмиру­ет русский язык.

 

[9] Лем С. Сумма технологии. ― М., 1968. ― С. 208.

 

[10] Бореев Ю. Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика // Художественная рецепция и герменевтика. — М., 1985. — С. 38.

[11] Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976. — С. 330.

 

[12] Под социальной группой понимается множество людей, обладающих одним или несколькими общими социальными признаками и осоз­нающих свою общность, выражая ее местоимением «мы», например, мы — семья, мы — родственники, мы — инженеры, мы — артисты, мы — москвичи, мы — россияне, мы — мужчины, мы — правоверные, мы — православные, мы — студенты, мы — семнадцатилетние, мы — холос­тяки, мы — блондинки, мы — земляне и т. д. Массовая совокупность — множество случайно собравшихся людей — уличная толпа, пассажи­ры транспорта, массовая читательская (телевизионная) аудитория, население, общество в целом.

[13] Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статисти­ки и динамики. Предварительный эскиз. — М., 1991. — С. 67.

[14] Честерфилд Ф. Письма к сыну // Сенека и др. Если хочешь быть свободным. — М., 1992. — С. 135—138; Карнеги Д. Как завоевывать дру­зей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. ― М.: Прогресс, 1989. — 544 с.

 

[15] Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. — М., 1990. — С. 416.

 

[16] Ключевский В. О. Неизданные произведения. — М., 1983. — С. 303.

 

[17] Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в тео­рию и историю. — СПб., 1999. — С. 26.

 

[18] Заметим, что многочисленные, но поверхностные контакты (соседи, сослуживцы, лечащий врач и т.д.) не требует перцепции, в то время как углубленное, взаимопроникающее (говорят — «диффузное») общение обязательно предполагает перцепцию, укрепляющую симпатии и доверие друг к другу.

[19] Флоренский П. Столп и утверждение истины. — М., 1914. — С. 446.

[20] Бубер М. Я и Ты. ― М.: Высш. школа, 1993. — 175 с.

 

[21] Прилюк Ю.Д. Общественные отношения и социальное общение // Общественные отношения (Социально-философский анализ). — Киев, 1991. — С. 37.

[22] Парыгин Б.Д. Анатомия общения. — СПб., 1999. — С. 44, 46.

[23] Пави П. Словарь театра. — М.: Прогресс, 1991. — С. 233.

 

[24] Подробное рассмотрение проблемы «ритуалы и ритуализм» содержится в книге: Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 1996. — С. 126 —147.

[25] Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. — М., 1992. — С. 14.

[26] М.М. Зощенко в своей «Голубой книге» (1935 г.) не без издева­тельства писал: «Отчасти даже курьезно, что у людей коварство есть, а у остальных этого нету. А люди как бы все-таки, чего бы там ни гово­рили, в некотором роде есть венец создания, а не наоборот. Вот это даже странно. И как-то нелепо».

[27] Полисемичность слова «правда» отражена в словарях. В совре­менном «Большом толковом словаре русского языка» (СПб., 1998) приведены два значения слова «правда»: 1) то, что соответствует действительности; истина, например, «сущая правда», «горькая правда»; 2) справедливость, порядок, основанный на справедливости — «жить, поступать по правде»; «пострадать за правду».

[28] Лихачев Д. С. Тревоги совести // Лит. газ. 1987. № 1. — С. 6.

[29] Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22-х томах. Т. 21. — М., 1985. — С. 106.

[30] Мандельштам Н. Воспоминания. — Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1970. — С. 25.

[31] Зощенко М. М. Голубая книга. — М., 1999. — С. 203 —204.

[32] Наследственность изучает психогенетика — наука на стыке генетики и психологии. См.: Щербо И. В., Марютина Т. М, Григоренко Е. Л. Психогенетика: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 447 с.

[33] Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М., 1998. — С. 505.

[34] Тезаурус (греч. — сокровищница) — совокупность лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний) или высказываний с фиксированными смысловыми (парадигматическими) отношениями меж­ду ними (отношения род — вид, целое — часть, сходство, противоположность, предмет — свойство, ассоциации и т.д.).

[35] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. Т.1. — М., 1989. — С. 303.

[36] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. Т.1. — М., 1989. — С. 302.

[37] См., например: Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991. — С. 95—198.

[38] Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. 1996. — С.10.

[39] Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1945. — С. 206.

[40] Топоров В. Н. Об «экропическом» пространстве поэзии // От мифа к литературе. — М., 1993. — С. 31.

[41] Чуковская Л. Процесс исключения. — Париж, 1979. — С. 125.

[42] Там же. — С. 156.

 

[43] Куфаев М.Н. Избранное. — М., 1981. — С. 42—43.

[44] Несмеянов А.Н. Предисловие// Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы научной информации. — М., 1965. — С.8.

[45] Черняк B.C. Особенности современной концепции науки // В поис­ках теории развития науки. — М., 1982.— С. 13.

[46] Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973. — С. 45.

[47] Бахтин М. М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» //Бах­тин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986. — С. 504 —506.

 

[48] Адам Д. Восприятие, сознание, память: Размышление биолога: Пер. с англ. — М., 1983. — С. 147.

[49] Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. — Л., 1976. — С. 42.

[50] История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. — М., 1986. — С. 518—522; Ранние формы искусства: Сб. ста­тей. — М.: Искусство, 1972. — 479 с.; Столяр А. Д. Происхождение первобытного искусства. — М.: Искусство, 1985. — 298 с.

[51] Рисунок заимствован из статьи: Морозов В. Н. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психолог, журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 18 — 31.

[52] Дарвин Ч. Вырождение душевных волнений. — СПб., 1896. — С. 279.

[53] Энциклопедия мысли. — М., 1994. — С. 243.

[54] Савранский И. Л. Коммуникативно-эстетические функции куль­туры. — М., 1979. — С. 100—111.

[55] Гипотеза лингвистической относительности формулировалась Бенджамином Уорфом следующим образом: «Основополагающая лингвистическая система (другими словами, грамматика) каждого язы­ка является не просто воспроизводящим инструментом для озвучива­ния идей, скорее она формирователь идей, она формирует и направля­ет умственную активность индивида, его анализ восприятий и синтез умственных образований. Формулирование вовсе не независимый, строго рациональный процесс, как думали раньше, а продукт данной грамматики и отличается более или менее сильно в зависимости от языка».

[56] Эйнштейн А. Письмо Жаку Адамару // Эйнштейновский сбор­ник. 1967.— М., 1967, — С. 28.

 

[57] Цит. по: Колкер Б. Г. Учебник языка эсперанто. Основной курс. — М.: Наука, 1992. — 160 с.

[58] Рейсер С. А. Хрестоматия по русской библиографии с XI в. по 1917 г. — М., 1956. — С. 7.

 

[59] Цит. по: Нотович О. К. Исторический очерк нашего законодательства о печати. — СПб, 1873. — 63 с.

[60] Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. — М.-Л., 1961. ― С. 103―105; 108―109.

[61] Панаева А. Я. Воспоминания. ― М., 1956. ― С. 88―89.

[62] Кстати сказать, в это время в Пруссии цензорами были Алек­сандр Гумбольдт и И.Г. Фихте, а И. В. Гете выполнял цензорские обя­занности в Веймаре.

[63] Мякотин В. Одна страница из новейшей истории русской печа­ти // В защиту слова. ― СПб, 1905. ― С. 84 ―105.

[64] Одним из первых прецедентов «Самиздата» было грибоедовское «Горе от ума», которое, по свидетельству Н. А. Полевого (1833 г.), «было переписываемо тысячи раз» и «сделалось достоянием словесности... не имея надобности в изобретении Гутенберговом».

[65] Салтыков-Щедрин М. Е. Соч.: В 20 т. Т. 15. ― М, 1973. Кн. 2. ― С. 185―186.

[66] Рубакин Н. А. Читатели между строк. Разговор в вагоне // В защиту слова: Сборник. — СПб, 1906. — С. 38.

[67] Плотников С. Н. Чтение и экология культуры // Homo legens. Памяти С. Н. Плотникова. ― М., 1999. ― С. 64.

[68] Иванов В. Г. Народ эсперанто: от сетевых сообществ к сетевым этносам // Интернет. Общество. Личность. Тезисы для междунар. конфер. ― СПб., 1999. ― С. 323.

[69] Генис А. Книга книг // Иностранная литература. 1999. № 10. С, 166 ―168.

[70] Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, словесность — «это общность словесных произведений на­рода, письменность, литература».

[71] Поэзия и проза Древнего Востока. ― М., 1973. ― С. 102―103.

[72] Гаспаров М. Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1972. — С. 7.

[73] Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. — М., 1988. — С. 97.

[74] Симон К. Р. История иностранной библиографии. — М., 1963. — С.79.

[75] Цит. по: Симон К. Р. История иностранной библиографии. — М., 1963 ― С. 288.

[76] Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник ― СПб., 1995. ― С. 356―369.

[77] Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник ― М., 1989. ― С.369.

[78] Цит. по: Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. — Л., 1976. ― С. 101.

[79] Средства массовой коммуникации и современная художествен­ная культура. ― М., 1983. ― С. 78.

[80] Цявловский М. Письма Пушкина и к Пушкину. ― М., 1925. ― С. 38.

[81] Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Символ в системе культуры: Труды по знаковым системам. Вып. 21. ― Тарту, 1987. ― С. 11.

[82] Цит. по: Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. — М., 1998. — С. 102—103.

[83] Колшанскйй Г. В. Паралингвистика. — М.: Наука, 1974. — 81 с.

[84] Иногда под эстралингвистикой понимают соотношение культу­ры и языка, взаимодействие общества и языка и т. п.; в этом случав эстралингвистика выходит за пределы паралингвистики.

[85] Леонтьев А. А. Психология общения. — М, 1997. — С. 298.

[86] Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. — Самара: Издательский дом «Бахрах ― М», 2000.― 336 с.

[87] Проблема конвенциональности, т. е. приписывания имен тем или иным объектам, одна из главных в логической и лингвистической семантике. Произвольность имен, образующих план выражения разных естественных языков, кажется очевидной. Неясно, как произвольное сочетание звуков привязывается сознанием к объекту.

[88] Лотман Ю. М. О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры // Вопр. языкознания. — 1963. — № 3. — С. 44―52.

[89] Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в зарубеж­ной лингвистике. Вып. 1. ― М., 1960.― С. 305―318.

[90] Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968. — С. 190.

[91] Шрейдер Ю. А. Семиотические основы информатики. — М.: ИПКИР, 1974. ― С. 38.

[92] Агглютинативные (досл. «склеивающие») — это языки, в кото­рых каждый аффикс имеет определенное, закрепленное за ним грам­матическое значение, а слово строится путем нанизывания таких аф­фиксов. Например, в киргизском: кол-дол-ум-го «моим рукам», кол — рука, — дол — аффикс множественного числа, — ум — аффикс 1-го лица, — го — аффикс дательного падежа.

[93] Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и в машине. — 2-е изд. — М., 1968. — С. 201.

[94] Возникает аналогия с оценкой сенсационности в журналистике: то, что собака укусила человека, это еще не сенсация, а если человек укусил собаку, — это уже сенсационная информация.

[95] Бриллюэн Л. Наука и теория информации. — М., 1960. — С. 29.

[96] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. — С. 91.

[97] Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. — М., 1976. — С. 58.

[98] Михановский В. Страна Инфория // Альманах научной фантас­тики. Вып. 10. — М., 1971. — С.99 —109.

[99] Шилейко А. В., Шилейко Т. И. Информация или интуация. — М., 1983. — С. 120.

[100] «Потенциальная информация — это разнообразие объекта «са­мого по себе», это его структура, организация, сложность» (Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. — М., 1974. — С. 249).

[101] Югай Г.А. Общая теория жизни (диалектика формирования). — М., 1985. — С. 174.

[102] Серавин Л.Н. Теория информации с точки зрения биолога. — Л., 1973. — С. 139.

[103] Хельми Г.Ф. Основы физики биосферы. — Л., 1966. — С. 270.

[104] Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М., 1975. — С. 39. Он же. Социальная информация. — М., 1994. — С. 13.

[105] Сетров М. И. Информационные процессы в биологических си­стемах: Методологический очерк. — Л., 1975. — С. 123—124.

[106] Онтология — философское учение о бытии, в компетенцию «Которого входит установление способа существования той или иной реалии.

[107] Павлов Т. Информация, отражение, творчество. — М., 1967. — С. 16.

[108] Темников Ф. Б. Информатика // Известия высш. уч. завед. Электротехника. — 1963, № 11. — С. 1277.

[109] Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. Т. 10. — С.348; Советский Энциклопедический Словарь. — М., 1986. — С. 499.

[110] Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика. — М., 1976. — С. 45.

[111] Словарь терминов по информатике на русском и английском языках. — М., 1971. — 359 с.; Терминологический Словарь по инфор­матике на 14-ти языках, — М., 1975. — 752 с.

[112] По поводу концепции социальной информатики // Сов. библиография. 1976. № 1. — С. 36—40.

[113] Экономическая информатика. — М., 1977. — С. 5.

[114] Копылов В. А. Еще раз о термине «информатизация» // Науч­но-техническая информация. Сер. 1, 1994. № 8, С. 4—7.

[115] Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику: Учеб. пособие. — М., 1990. — С. 152.

[116] См.: Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.; Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.

[117] Гегель Г. Сочинения. Т. 2. М. — Л., 1934. — С. 482.

[118] В разделе 3.3 показано, что не все социальные группы обладают мнемическими потребностями, а только целевые социальные группы, объединяющие профессионалов, занятых решением определенных общественных задач. Для этих групп хорошо организованная коммуникационная деятельность имеет практическое значение, поэтому их ком­муникационные потребности заслуживают особого анализа (см. далее раздел 8.3).

[119] Спонтанный (лат. «самопроизвольный») — вызванный не внешним влиянием, а внутренними причинами и побуждениями, основанный на самодвижении. В современной психологии большое внимание уделяют мотивационным механизмам так называемых самопроизвольных, самоподкрепляющихся действий, которые не имеют прямого биологического объяснения и совершаются как бы «ради самих себя». Такого рода действия встречаются в процессе творчества и в познавательной деятель­ности. Причиной их можно считать спонтанные потребности.

[120] Примечательно значение слов: religio — «связь», communio — «об­щность», «святое причастие», excommunicatio — «исключение из свя­зей, расторжение всех социальных коммуникаций.

[121] Культурная деятельность: опыт социологического исследования. — М., 1981. — С. 56.

[122] Терминологический словарь по информатике / Международный центр научной и технической информации. — М., 1975. — С. 159.

[123] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. ― С. 419.

[124] Троцкий Л. Их мораль и наша //Вопр. философии. 1990. № 5. С. 117.

[125] Нанивская В.Т. Анатомия репрессивного сознания // Вопр. философии. 1990. № 5. С. 53.

[126] Солженицын А.И. Нобелевская лекция // Новый мир. 1989. № 7. С. 144.

 

[127] Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. — М., 1989. — 245 с.

[128] Цит. по: Цензура иностранных книг в Российской империи и Советском Союзе: Каталог выставки. М., 1993. С. 11.

[129] Блюм А.В. Советские опечатки // Литературная газета. 1993.1 сентября.

[130] Более подробно — см.: Варламова С.Ф, Спецхран РНБ: прошлое и настоящее // Библиотековедение. 1993. № 2. С. 74―82; Шикман А.П. Совершенно несекретно // Сов. библиография. 1988. № 6. С. 3―12.

[131] О живучести порнографического самиздата свидетельствует тот факт, что осенью 1935 г. было принято специальное постановление ЦИК и СНК СССР, в соответствии с которым в Уголовный кодекс РСФСР была включена статья: «Изготовление, распространение и рекламиро­вание порнографических сочинений, печатных изданий, изображений и иных предметов, а также торговля, хранение с целью продажи или распространения влекут за собой лишение свободы на срок до пяти лет с обязательной конфискацией порнопредметов и средств их производства.

 

[132] Зиновьев А. А. Мой дом — моя чужбина. Хомо советикус. — М., 1991. ― С. 22―23.

 

[133] Голлербах Е. Самиздат на марше // Радуга. 1991. № 4. С. 88―93; Смирнов-Греч Г. Постсамиздат. Новая рукописная книга // Знание — сила. 1991. № 11. С. 94―97; Советский самиздат //Диалог. 1990. № 3. С. 99 ―101.

[134] Бибихин В.В. Язык философии. ― М., 1993. ― С. 256.

[135] Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. — С. 342―343.

[136] Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб., 2000. ― С. 7.

Социальная структура общества, понятие, сущность, виды.

 

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, общностей и институтов, связанных между собой относительно постоянными отношениями.

 

Сущность социальной структуры общества наиболее полно выражается в ее общих чертах, к которым можно отнести:

• многообразие социальных элементов, образующих социальную структуру общества

• разная степень влияния каждого составного элемента социальной структуры общества на социальные процессы и явления, отличие их социальных ролей;

• наличие относительно стабильных связей между составными элементами социальной структуры общества, взаимозависимость последних. Это означает, что ни один элемент социальной структуры не может существовать в общ сообществе

• Сердечность элементов, что обеспечивает целостность социальной структуры, то есть одни и те же социальные субъекты могут быть частями различных составляющих единиц общества.

• многофункциональность и стабильность - каждый элемент социальной структуры общества выполняет свои специфические функции, которые являются отличными от ролей других социальных элементов, и предполагает значительную количество социальных функций общества.

Виды:

Этническая структура общества

Доклассовое общество выработало такие формы общности людей как род (объединение кровных родственников) и племя (объединение отделившихся друг от друга родов). В основе племени еще лежат кровнородственные связи, но уже положено начало расчленению единой общности.

Более высокой формой общности стали народности, имевшие уже не кровнородственные, а территориальные соседские связи между людьми. Это уже не просто этническая, а социально- этническая форма общности. Она еще не имеет целостной экономической жизни, но эволюция натурального хозяйства в натурально – товарное уже ведет к этому. Еще более высокая форма общности людей - нации. Она характеризуется общностью территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, закрепленного в культуре данного народа, национальным самосознанием. Формирование нации связано с развитием капитализма.

Демографическая структура общества

Непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей – есть народонаселение.

Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизического здоровья, миграционная подвижность.

Все эти показатели тесно связаны с экономикой социального организма. Демографические факторы влияют также на все надстроечные сферы общества: мораль, политику, право таким образом демографические характеристики сказываются на всем обществе либо облегчая прогрессивное развитие, либо вызывая деградацию.

Поселенческая структура общества

Если этническая и демографическая структура общества биологичны по своему происхождению, то поселенческая есть порождение социальных причин.

Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Индивиды размежеваны в пространстве и являются либо горожанами, либо селянами. Исторически основополагающими поселенческими общностями были город и деревня. Основой развитого противоречия между городом и деревней стало включение их жителей в различные технологические способы производства. История цивилизации может быть представлена как история урбанизации (от лат. городской), но сегодня уже говорят, что апогей городской цивилизации позади и наметилась тенденция рурализации (от лат. деревенский), но скорее это не так намечается синтез всего позитивного, что заложено в каждом из этих поселений.

Классовая структура общества

Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период, но Маркс доказал, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства. Причина возникновения классов обусловлена уровнем развития производительных сил и характером соответствующих им производственных отношений. В основе образования классов лежит общественное разделение труда. Конкретно - исторически образование классов происходило двояким путем:

а). выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки;

б). обращение в рабство чужеплеменников, а затем обнищавших соплеменников.

 

Классообразующие признаки:

1. место класса в исторически определенной системе общественного производства;

2. отношение к средствам производства;

3. роль в общественной организации труда;

4. способы получения доли общественного богатства и их размеры.

 

 

2.Социальные отношения, социальные общности и социальные институты как элементы социальной структуры общества.

Социальные отношения - это различные социальные взаимозависимости, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

Социальные институты — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Структуру социального института образуют:

-социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

-совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

-система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

-идеологические обоснования деятельности социального института;

-социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

-совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

-система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

-система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

-материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

-общественно признанная миссия, цель, идеология.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 647. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия