Образ жизни личности.
Образ жизни – совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д. Свои социальные устремления личность реализует в материальной и духовно-идеологической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа жизни ведет материальную и духовно-идеологическую жизнь определенной направленности, содержания и активности. Личность – это ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни. Образ жизни общества, социальной группы, трудового коллектива представляет для субъекта любого уровня (а для конкретного человека особенно) как специфическое общественное условие, активно детерминирующее и его образ жизни. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию); или относится ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но не больше (жизненная позиция среднего уровня активности); или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя "правилам жизни" микросреды (пассивная жизненная позиция); или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные позиции). Как видно, понятия "жизненная позиция" и "образ жизни" пересекаются и дополняют друг друга. В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни. Понятие "жизненная позиция" связано с активным, избирательным отношением людей к природе и обществу, способностью человека делать выбор и принимать решения в тех или иных условиях, в том числе и в рамках определенного образа жизни. Объективными (внешними) условиями самоопределения личности выступает вся совокупность социально-экономических, политических и духовно-идеологических процессов конкретно-исторического общества (на уровне общества в целом и составляющих его социальных групп, на уровне региона, на уровне трудового коллектива и семьи). Своеобразными внешними условиями являются также и образы жизни коллективных и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует.
СЕМИНАР №9 Семья как социальный институт. 1.Семья: специфика макро- и микросоциологического подходов к изучению, структура и функции. Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др. История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи. В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры: -нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей; -расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен. Современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием нуклеарной семьи над расширенной. 2. Брак как одна из форм реализации семьи: сущность и формы. Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей. Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союз с партнером другой расы или из низших слоев общества). Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества - моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии: групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины. Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макрострук- турных изменениях и природе интимных отношений.
|