Рекомендации. В указанных темах предполагается самостоятельное изучение предложенных вопросов с опорой на нижеприведенную литературу
В указанных темах предполагается самостоятельное изучение предложенных вопросов с опорой на нижеприведенную литературу. Итогом этого изучения должны быть рефераты по выбору. Но при этом хотелось бы сохранить коллективный характер работы над освоением данных тем, поэтому за написанием рефератов должен последовать обмен ими и написание рецензий. Оба вида работ на окончательную проверку сдаются преподавателю. Изучение некоторых тем завершается контрольной работой, которая должна быть написана в отведенное для СРС время (см. таблицу). Рефераты, написанные по теме 3, обсуждаются на коллективных собеседованиях во время, отведенное для СРС. При изучении тем из раздела «Диалектика опосредствованного бытия» необходимо помнить, что категории рефлексивной сферы управляются законом единства противоположностей, так что трехчленная схема движения чистых рефлексивных определений является методологическим каркасом развертывания любой категории рефлексивной сферы. При изучении вопросов из темы «Диалектика развивающегося бытия» требуется преобразовать изученные законы диалектики в методологические регулятивы, уяснить, в какие принципы развертывается восхождение к конкретному, понять, как следует действовать теоретику, опирающемуся на диалектические принципы в решении своих предметных задач Из раздела «Диалектика непосредственного бытия» Тема 3 Диалектика непосредственного бытия в метафизике и трансцендентализме (4ч) 1 Качество, количество, мера в метафизике. Теория первичных и вторичных качеств 2 Трансцендентальное истолкование категорий качества, количества, меры Рефераты: 1 Категория меры в античности 2 Качество и количество в истории мысли Литература 1 Гутнер Г.Б. Онтология математического дискурса. Сущность и структура в математическом рассуждении. // Ученые записки московского культурологического лицея № 310. Сер. Философия. М., 1999 2 Ильенков Э.В. Яновская С.А. Количество.// Философская энциклопедия. Т.2 3 Лосев А.Ф. Софисты. Сократ. Платон. // ИАЭ Т.2. М., Искусство, 1969. Чсть 2. Высокая классика (Платон), Разд. «Модификации эстетического принципа», §2-4 4 Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., Мысль, 1965. Раздел IV 5 Шляхин Г.Г. Диалектика как логика математического познания.// Абдильдин Ж.М., Шляхин Г.Г. и др. Диалектическая логика как методология современного естествознания. А.-А., Изд. «Наука» Казахской ССР, 1985 6 Нысанбаев А.Н. Роль диалектико-логических принципов в формировании и развитии математических теорий.//Абдильдин Ж.М., Нысанбаев А.Н. Диалектико-логические принципы построения теории. А.-А., Изд. «Наука» Казахской ССР, 1973 Вопросы для самопроверки 1 Что такое количество вообще? 2 Что такое качество вообще? 3 Что такое мера вообще? 4 Как исторически изменялось содержание категории качества? 5 Как исторически изменялось содержание категории количества? 6 Как исторически изменялось содержание категории меры? 7 Чем обусловлено превращение мира науки XVII в. в «абстрактную чувственность геометра» (Ф.Энгельс)? 8 Чем обусловлено отделение качества и количества друг от друга и от их пространственно-временного определения в трансцендентализме Канта?
Из раздела «Диалектика опосредствованного бытия» Тема 8 Форма - материя – содержание в истории философии (4 ч) 1 Античная диалектика о сущности и материи, сущности и форме 2 Средневековая философия о сущности, чтойности, форме и материи Рефераты: 1 Проблема формы, материи, содержания в эстетике 2 Проблема обоснования в современной науке 3 Генезис формы: Аристотель, Фома Аквинский, Кант, Гегель Литература Основная: 1 Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976. Т.1. С.148-150, 200-202, 224-226, 231-233 2 Фома Аквинский. О сущем и сущности. // Историко-философский ежегодник-88. М., 1988 3 Кант И. Критика чистого разума. // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.3. С.318-319, 325-327 Дополнительная: 1 Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984 2 Калинников Л. Проблема формы. Аристотель, Кант, Гегель. // Кант. М., 1991., вып. 16 3 Кураев В. Диалектика содержания и формы в развитии научного знания. // Вопросы философии. 1983, № 6 4 Поппер К. Реализм и цель науки.// Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994 5 Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве.// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 6 Мамардашвили М.К.Превращенные формы// Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990 Вопросы для самопроверки 1 Что такое форма? Каково место этой категории в системе категорий Логики Гегеля? 2 Каковы рефлексивные фазы развертывания формы в Логике? Проиллюстрируйте каждую из фаз развертывания формы (сущность-форма, форма-материя, форма-содержание). 3 Что такое формальная форма в отличие от содержательной? 4 Каков механизм превращения внешней формы в содержательную? 5 Что такое превращенная форма? Как Маркс анализирует превращение в Капитале? 6 Чем отличается понимание соотношения формы и материи в античности от средневекового? Тема 9 Снятие сферы действительности: необходимость - случайность - свобода (4 ч) 1 Проблема свободы воли в философии 2 Диалектика необходимости и случайности, необходимости и свободы в Логике Гегеля 3 Современные воззрения на проблему свободы Рефераты: 1 Свобода и социальный детерминизм 2 Проблема свободы в гражданском обществе 3 Свобода как снятие опосредствования другим и как свобода быть другим Литература Основная: 1 Аристотель. Метафизика. // Соч. В 4 т. М., 1976. Т.1. С.151-152, 183-184 2 Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991. С.56-65, 211-217 3 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1. С.312-331 4 Гегель Г. Наука логики. М., 1972. Т.2. С. 197-203, 222-225 5 Гегель Г. Соч. в XIVт. М., 1932. Т.IX. с. 88-94 6 Спиноза Б. Этика. Ч.1, теор. 32. Ч. II, теор. 49. Ч.III, теор. 2. // Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. С.389-390, 446-453, 457-461 7 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989 8 Фихте И. Сочинения. М., 1995. С.257-259, 493-496 9 Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.278-295 Дополнительная: 1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 9 -25 2 Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С.102-115 3 Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987 4 Лосский Н.О. О случайностях. // Диалог. 1991, № 8 5 Минасян А.М. Диалектика как логика. Р/Д., 1991. С.453-485 6 Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к “Науке логики”. М., 1984. С.314-319 7 Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960-1970. Статьи: Необходимость, Случайность Вопросы для самопроверки 1 Каково место категорий необходимости и случайности в Логике Гегеля? 2 Назовите фазы рефлексивного движения необходимости и случайности? 3 Что такое свобода как логическая категория? 4 Какие подходы, воззрения на свободу, предшествующие гегелевскому, вы знаете? 5 Как соотносится с гегелевским пониманием свободы экзистенциализм? 6 Почему Гегель отказывается считать свободой произвол? 7 Чем недостаточно определение свободы как самодетерминации? Из раздела «Диалектика развивающегося бытия» Тема 11 Диалектика как метод (6 ч) 1 Три момента логического и соотношение категорий и понятий; категорий, законов и принципов 2 Восхождение от абстрактного к конкретному: обоснование основных методологических принципов диалектики Рефераты: 1 Принцип рассмотрения в “чистом виде” 2 Принцип конкретности 3 Принцип объективности 4 Принцип развития 5 Принцип историзма 6 Принцип системности Литература 1 Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории. // Античность и Византия. М., 1975. Или в кн.: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997 2 Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода. // Античная культура и современная наука. М., 1985 3 Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 320-339, 275-308 4 Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в “Капитале” К. Маркса. М., 1960. Гл.5-6 5 Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. ИРУ, 1978 6 Мареев С.Н. Историческое и логическое у К. Маркса. // Вопросы философии. 1977, № 2 7 Минасян А.М. Диалектика как логика. Р/Д., 1991. С.49-63, 271-322, 346-363, 513-529 8 Оруджев З.М. Диалектика как система. М., 1973. Гл.I, III §4-5, Заключение 9 Туровский М.Б. Преемственность и культура. // Философские науки. 1987, № 6 10 Философская энциклопедия. В 5 т. 1960-1970. Статьи: Всеобщее, Особенное, Единичное, Отрицание, Отрицание отрицания, Преемственность, Круговорота исторического теория, диалектическая логика, “Капитал” (разд. логика “Капитала”) 11 Шулевский Н.Б. Принцип объективности познания. М., 1985. Гл.II., III § 1-2 Вопросы для самопроверки 1 Чем отличаются три момента логического от трех частей логики? 2 Каков смысл гегелевской группировки категорий в сферах бытия, сущности и понятия? 3 В каком смысле диалектика как теория развития является универсальной, если развивается не все? 4 Чем отличается принцип развития от принципа историзма? 5 Чем абстрактный историзм отличается от конкретного историзма? 6 Как достигается объективность и всесторонность рассмотрения? 7 В чем состоит принцип рассмотрения в чистом виде? 8 Как избежать неполноты абстракции?
ВОПРОСЫ К ГАК
|