Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диалектический и метафизический методы мышления




Понятие диалектики и ее основные исторические формы.

Диалектика всеобщего, особенного и единичного в “Логике” Гегеля. Гегель о двух видах всеобщего. Проблема особенного. Особенное как диалектическая взаимосвязь всеобщего и единичного. Восхождение от абстрактного к конкретному как развертывание особенного. Превращение системы в метод, категориальных узлов - в методологические принципы. Основные принципы диалектики и их регулятивный характер.

Принцип конкретности. Абстрактное и конкретное в диалектической и формальной логике.

Принцип рассмотрения в чистом виде.

Принцип развития. Соотношение понятий изменение, движение, развитие. Специфика высшей формы развития - социальной.

Принцип историзма в философии Гегеля. Абстрактный и конкретный историзм.

Принцип системности. Диалектика и системность.

Три аспекта понятия «метафизика». Метафизический метод мышления и его формы: «старая» и «новая» метафизика, их различия. Положительная роль метафизического метода мышления в развитии науки и его ограниченность.

 


ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ «КАТЕГОРИИ»

 

 

Бытие– начало логического, первая, непосредственная форма всеобщности

Сущность– рефлексия бытия в себя, снятие его непосредственности

Понятие – «Для-себя бытие» мышления, конституирующее сферу субъективности, по отношению к которой бытие и сущность выступают как «генетическая экспозиция»

Качество – тождественная с бытием определенность, то, теряя что, нечто перестает быть тем, что оно есть

Количество – снятое качество

Мера– качественное количество

Тождество– рефлексивная категория, соотносительная с различием, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны совпадения с собой

Различие -- рефлексивная категория, соотносительная с тождеством, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны несовпадения с собой

Чистые рефлексивные определения – определения чистой сущности (тождество, различие, основание)

Форма – различие сущности с самой собой

Материя – категория, рефлексивно соотнесенная с формой, рефлексия со стороны тождества

Содержание—рефлектированная в себя (замкнутая на себя, ставшая противоречием с собой) форма

Основание и основанное – рефлексивное отношение, в котором одно и то же содержание предстает соответственно под формой полагающего и положенного

Полное основание – развертывание обоснования в бесконечное обусловливающее опосредствование

Необусловленное – снятие опосредствования другим через разрешение противоречия, опосредствование самим собой как выход в непосредственность существования

Существование– произошло из основания, необходимый момент формы сущности, а именно, момент ее непосредственности, «по ту сторону которого она не осталась». Существенная внешность, которая не растворяется в связях опосредствования

Вещь – момент формы существования со стороны его тождества с собой (существенности)

Свойство – рефлексия существования в себя как собственная проявленность вещи.

Явление -- момент формы существования со стороны его непосредственности (несущественности)

Закон явления – положительное (тождественное) в опосредствовании (в смене) являющегося

Мир – развертывание явления в цепь обусловливания по закону полного основания

Существенное отношение – три рефлексивных ступени, через которые развертывается мир (часть-целое, сила-проявление, внешнее-внутреннее), в которых происходит снятие различий сущности, возвышение ее в действительность

Действительность – единство сущности и существования

Возможность-- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны тождества

Случайность-- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны различия. Действительное, определенное как лишь возможное, т.е. иное которого тоже есть

Необходимость– существенное тождество возможности и действительности

Субстанция и акциденция – первая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (акциденция) исчезает в основании (субстанции)

Причина и действие – вторая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (действие) существенна в своей устойчивости и составляет с причиной одно содержание

Субстанция-субъект – третья фаза развертывания необходимости, в которой причинение имеет характер кругового взаимодействия, взаимного полагания моментов ставшей действительности. Отрицательный зародыш понятия

Всеобщее – один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны тождества с собой

Особенное-- один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны внутреннего различия, опосредствования с собой

Единичное -- один из трех моментов понятия, характеризующий его как завершенную тотальность, полноту опосредствования и множественность

Я– форма понятия «в себе»

Объект– внешность понятийной формы

Идея – замыкание понятийной формы на себя, выход в непосредственность, подчинение внешности (объекта) свободному целеполаганию

Абсолютная идея – рефлексия идеи на себя, на способ собственного порождения (метод)

Абстрактное – одностороннее, неполное, отвлеченное

Конкретное – сращенное, полное, богатство содержания







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 183. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия