Западная
Возникшие ранее 3-го тысяч. до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н.э. государства в Междуречье Тигра и Евфрата имели стабильную культуру. Здесь успешно развивали астрономию, математику, письменность, систему музыкальной записи. Процветали различные искусства. Древние города Месопотамии привлекали своими парками, бульварами, каналами, мостами, роскошными домами для знати. Почти в каждом доме были школы. Учебные заведения появились в 3 тысяч. до н.э. в связи с потребностью общества в грамотных людях - писцах. Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходит к 3-му тысяч. до н.э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. Идеалом древних египтян считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В соответствии с этим идеалом и шло обучение и воспитание. Ученику надлежало, прежде всего, слушать и слушаться. Повиновение достигалось путем физических наказаний. Нравственное воспитание осуществлялось путем заучивания морализованных текстов. Цель обучения: подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. В ходу были суровые наказания. Ученик должен был жертвовать мирскими радостями. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучение начиналось с пяти лет. Сначала ученик должен был научиться правильно и красиво писать, считать, затем - составлять деловые бумаги, должен был усвоить более 700 иероглифов и деловых стилей для светских нужд и уставных стилей религиозных текстов. Писали на коже, костях животных, глиняных черепках, но постепенно основным писчим материалом ставится ПАПИРУС. В начале заботились о технике изображения иероглифов. Затем уделяли внимание содержанию текстов, затем обучали красноречию. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам и др. Передавались навыки строительных работ. Постепенно специализация усиливается. В V веке до н.э. появляются школы врачевания. В Царских школах дети высшей знати учились с детьми фараонов и их родственниками. Школа и воспитание в Древнем Риме В республиканском Риме росло рабовладение, накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени - грамматические школы. Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения, учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. В грамматических школах, также частных и платных, обучались «сыновья привилегированных родителей» латинскому и греческому языкам, риторике. Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности. В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов, где знатное юношество за высокую плату обучалось, риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике и музыке, с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции в Риме распространяется греческая культура, и греческий язык становится языком знати. Со времени возникновения Римской империи императоры прекратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которых являлась подготовка преданных императорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа школы получила резко выраженный церковный характер. Христианство враждебно относилось к древнегреческой культуре, к античной науке и школе. Школа и воспитание в Древней Греции Древняя Греции - страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств. Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афины. В каждом из этих государств, сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница в этих 2-ух системах была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав. Лакония занимала в юго-восточной части Пелопоннеса территорию, на побережье которой не было удобных гаваней. В стране господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов. Незначительное полусвободное неполноправное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. 9000 семейств рабовладельцев держали под своей властью более 250 тысяч порабощенного населения. Эксплуатация рабов в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали. Все это заставляло спартиатов держаться очень сплоченно, быть в состоянии военной готовности. Воспитание осуществляло государство, оно преследовало, задачу - готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только к социальной верхушке - рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов. Однако в результате расслоения среди рабовладельцев вычленялась значительная группа малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенников, которые вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе и учительской деятельностью. На них переносилось презрительное отношение со стороны богатых рабовладельцев. В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Жизнь женщины в Афинах была вообще замкнутой и сосредоточена в женской половине дома. Первоначально дети обучались в школах грамматиста и пифариста. Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств, граждан не могла получать в них образования. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы. В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом. В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям, затем складывали их в слоги, затем слоги - в слова. Для обучения письму использовались навощенные табличка, на которых тонкой палочкой писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации. В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой. Здесь в продолжение 2-3 лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и метание копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной части молодежи на этом и заканчивалось. Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Наконец, как в Спарте, юноши с 18-20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных представлениях. Расслоение внутри рабовладельческого общества в Афинской республике сказалось в области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения не могли обучаться в школах. Отцы обучали своих детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей тому или иному ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.
|