Великая дидактика Коменского
Коменского 1592называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к Родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановление всеобщего мира на земле. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость. Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» («Всеобщим воспитанием») где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в «Великой дидактике»: «... плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать, предоставленное самому себе, но, как и дикое растение, принесёт и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, всё же без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым» (См. подробнее: Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 88). Следует сказать, что Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: • детство - от рождения до 6 лет включительно; • отрочество - от 6 до 12 лет; • юность - от 12 до 18 лет; • возмужалость - от 18 до 24 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество -развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию. Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Комен-ский намечает особую ступень образования. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов: 1) принцип сознательности и активности; 2) принцип наглядности; 3) принцип постепенности и систематичности знаний; 4) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. По мнению Я.А. Коменского можно с первых же лет заложить в детях семена многих добродетелей: 1. умеренности; 2. чистоты и опрятности в еде, питье и одежде; 3. уважения и почитания старших; 4. послушания; 5. правдивости; 6. справедливости (содержание этой добродетели для маленького ребёнка Я.А. Коменский формулирует так: дети не должны брать чужие вещи, воровать, что-то укрывать, делать другим назло); 7. любви и благотворительности (нужно приучать детей охотно делиться, не быть жадными, завистливыми, недоброжелательными); 8. терпения; 9. трудолюбия (надо стараться, чтобы дети не привыкали к праздности – источнику всех дурных мыслей и злых дел); 10. молчания (дети должны научиться не только говорить, но и молчать, когда это нужно, например, когда говорят старшие); 11. услужливости старшим; 12. вежливости; 13. скромности. Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всём мире. Его учебники, переведённые на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII - XVIII веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
|