Национальный вопрос в Закавказье
Не менее сложны этнополитические процессы, протекающие в Закавказье. Здесь, однако, национальные конфликты нередко приобретают вооруженный характер. Кавказ - один из самых многонациональных и поликонфессиональных регионов, регион контакта многих культур и этносов. Во всемирной истории Закавказье всегда выполняло роль стыковочного узла нескольких цивилизаций: российско-православной, мусульманской, а также христианско-европейской. Благодаря своему особому уникальному геостратегическому положению и находясь на стыке евроазиатских цивилизаций, на протяжении тысячелетий Кавказ всегда привлекал внимание различных государств, испытывая, тем самым, сильное влияние различных культур и религий. Римская империя, Персия и Иран, Аравия, Византийская империя, Османы и Турки сельджуки, Монголы, Россия – это далеко не полный список государств и народов, властвовавших в разное время в течении веков над народами Кавказа. Этим и объясняется современная этно-религиозная пестрота кавказского региона. В то же время, в этом своеобразном «конгломерате» наций и народов, культур и религий, практически не имеются случаи полного исчезновения, слияния или ассимиляции этносов. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что на Кавказе существовали своеобразные механизмы саморегуляции, дающие возможность разным народам, религиям и культурам мирного сосуществования и более-менее безопасного, автономного развития и процветания. Эти механизмы блестяще отраженны в традициях и богатейшем культурном наследии народов Кавказа. Произошедшие за последние годы к югу от границ России крупные геополитические и геостратегические изменения привели в итоге к существенному ослаблению позиций России на Юге, особенно в Закавказье, снижению нашего политического, экономического и военного влияния в кавказской зоне при одновременном усилении присутствия и активности здесь нерегиональных сил, прежде всего США и других стран НАТО, по-прежнему остающихся стратегическими оппонентами России на глобальном и на ряде региональных уровней. Начавшийся после развала СССР добровольный отход России на север, а затем уже и целенаправленное выталкивание ее из Закавказья привели к нарушению исторически сложившегося в ХХ веке геополитического и стратегического равновесия в Кавказском регионе и возникновению здесь во многом качественно новой геостратегической ситуации, неблагоприятной по ряду параметров для национальных интересов и безопасности России. Уход России из Закавказья не стал благом и для народов этого региона, где в последнее десятилетие завершающегося века возник ряд кровопролитных междоусобиц и войн, посеявших семена раздора и вражды на многие десятилетия вперед, разрушивших нарабатывавшиеся десятками лет экономические связи, сорвавших с обжитых мест десятки и сотни тысяч людей. Одним из моментов истины состоявшегося развода России и Закавказья стало понимание ненадежности, с точки зрения долгосрочных российских национальных интересов, стратегии национальной безопасности и геополитических перспектив российской политики в ХХI веке, опоры в выстраивании политики России в ближнем зарубежье на бывших влиятельных партийных функционеров, оказавшихся во главе новых независимых государств, прежние личные связи и воспоминания, а также расчеты на то, что «народы не позволят»... К сожалению, сиюминутность интересов и спекулятивность в расчетах, у многих национальных лидеров как в регионах России, так и в новоиспеченных государствах стали на данном этапе едва ли не основными подходами к решению стратегических задач, выбору союзников и т.д. Именно это и создает наибольшие трудности для российской политики на пространстве СНГ. Россия, объединившая вокруг себя в составе бывшего СССР всех тех, кто на сегодня составляет ее ближнее зарубежье, сама вскормила, выпестовала и поставила на ноги несколько поколений политиков бывших национальных республик, которые за последнее десятилетие превратились едва ли не в главных оппонентов и противников российской политики на постсоветском пространстве. Расстаться с иллюзиями относительно многих правящих политических элит ближайших российских соседей и перевести отношения с ними на четкую деловую основу, лишенную всякой лирики, это, пожалуй, второй момент истины, который необходимо учитывать в выстраивании наших отношений с правящими элитами той же Грузии или Азербайджана. Проблемы региона рассматриваются во многих современных исследованиях.[19] Конец XX – начало ХХ1 вв. ознаменовались драматическими событиями. Южный федеральный округ и Кавказ вовлечены в процессы глобализации и испытывают все ее противоречия и в то же время переживают такое всемирное явление, как взрыв этничности. Ослабление российского государства, ошибки политиков и негативные последствия общественных преобразований последнего десятилетия дали возможность проявиться деструктивным силам на Кавказе, которые задались целью разрушить территориальную целостность России и мирную жизнь людей. Им удалось развязать международные конфликты, которые привели к огромным человеческим жертвам и материальным потерям. Неурегулированность вооруженных конфликтов на территории Закавказья, сложные межэтнические отношения, трудности социально-экономического развития являются основой для эскалации кризисных ситуаций в северокавказских республиках РФ. Радикальный национализм, политический и религиозный экстремизм, вооруженные конфликты на Северном Кавказе - реальная угроза национальной безопасности России. В настоящее время федеральные власти демонстрируют безусловное стремление сохранить и упрочить территориальную целостность России, очистить регион от экстремистских и террористических организаций. Эти проблемы рассматриваются в качестве приоритетных в Концепции национальной безопасности РФ, где, в частности, указывается, что национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. Крайняя сложность ситуации, помимо прочего, заключается в том, что христианские и мусульманские анклавы в регионе перемешаны. Сказали свое слово история, особенности миграционных процессов в течение столетий и даже тысячелетий. Все это постоянно продуцирует здесь предпосылки для споров, противоречий, стычек на межрелигиозной основе. На этнополитическую ситуацию в регионе все более возрастающее влияние оказывают активное проникновение религиозного экстремизма (ваххабизма), попытки политизации ислама, что наглядно проявилось в последние годы в Чечне и Дагестане. Межнациональные конфликты, а также территориальные споры возрождают сохранившиеся в памяти некоторых народов Кавказа исторические обиды на репрессивную по отношению к ним политику царизма, последствий непродуманной переселенческой политики Российской империи, а также советской власти, многочисленные перекройки административных границ без учета исторически сложившихся реальностей региона. Многие исследования последних лет свидетельствуют, что ислам и мусульмане Советского Союза являлись объектом внешнего воздействия, и субъекты этого внешнего воздействия стремились и стремятся превратить мусульман из лояльных граждан этого государства в некую антигосударственную силу. [20] Распад СССР и создание СНГ в какой-то степени стало следствием искусственно созданного (или возрожденного) напряжения по линии государство - ислам, государство - мусульмане. Вызов, внедряемый извне - исламский экстремизм в форме ваххабизма[21]. Формы и методы внедрения ваххабизма многочисленны и разнообразны - направление миссионеров; идеологическая обработка мусульман из государств СНГ, прибывающих на хадж в Саудовскую Аравию; деятельность формально неправительственных фондов; вторжение из-за рубежа боевиков и вооруженных групп; террористическая активность; создание форпостов ваххабизма - Чечня при Дудаеве-Яндарбиеве-Масхадове, Дагестан (Кадарская зона) и другие. Несомненно, распространители ваххабизма стремятся к распространению новой модели мироустройства. В том числе они стремятся к тому, чтобы идеи, сформулированные Ибн-Абд-аль-Ваххабом и его последователями заменили, вытеснили ислам, распространенный на Кавказе, они реализуют задачу превращению ваххабизма из численно ограниченного направления в исламе, которое многие мусульмане расценивают как еретическое, в господствующее. Государства СНГ, в которых распространен ислам, оказались территорией, на которой развязана религиозная война, и первым объектом агрессии являются местные мусульмане. Насущной для Закавказья становится задача выработки новой политики в области государственно-религиозных отношений. Нельзя исключать и того, что назреет задача выработки международно-правовых механизмов, регулирующих межрелигиозное сосуществование и взаимодействие. Новизна этого вызова предполагает также новую конфигурацию геостратегических союзов в формирующемся суперрегионе, охватывающем Ближний и Средний Восток, Центральную Азию, Кавказ, а также Северную Африку, регион Персидского залива, Юго-Восточную Европу - в суперрегионе, относительное единство которого заключается в том, что он превращен в арену разобщающей религиозной войны.
[1] Ответы Владимира Путина на вопросы во время встречи с доверенными лицами 12 февраля 2004 года Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова http://www.putin2004.ru. [2] О демократизации советского общества и реформе политической системы. Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 - 1989). В 15 т. Т. 15. М.: Политиздат, 1989. С. 628-637. [3] О межнациональных отношениях. Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1989). В 15 т. Т. 15. М.: Политиздат, 1989. С. 641-646. [4] Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. М.: Политиздат, 1989. С. 226. [5] О повышении правового статуса области. Решение одиннадцатой сессии областного Совета народных депутатов двадцатого созыва // Звезда Алтая. 1989. 21 ноября. С.1; [6] Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф. Р-33. Оп. 6. Д. 966. [7] Острые грани обкатанной темы. Национальные проблемы Горного Алтая // Звезда Алтая. 1988. 10 августа. С. 2. [8] Коптюг В. А. Уроки гласности. Научная общественность – о проекте Катунской ГЭС // Звезда Алтая. 1987. С. 3. [9] Каташ, С. Судьба Горного Алтая – твоя и моя судьба // Звезда Алтая. 1989. 15 сентября. С. 2. [10] Варванец, З. Парламентский комитет против ГЭС на Катуне // Звезда Алтая. 1990. 5 сентября. С. 1. [11] Семенов, К. Мирись, мирись… За пустыми фразами о дружбе народов проблемы росли, но оставались без внимания // Звезда Алтая. 1988. 1 ноября. С. 4. [12] Нелегко быть интернационалистом // Звезда Алтая. 1991. 8 февраля. С. 2. [13] Казанцев, А. Ю. Этнополитические процессы в Горном Алтае в 80-90-х гг. XX в.: региональный аспект // Социальные процессы в современной Западной Сибири: Сборник научных статей. / науч. ред. Ю. В. Табакаев, отв. ред В.С. Полянский. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. С. 110-120. [14] Витовцева, Н., Чепрасов, А. Как лучше понять друг друга. Межнациональные отношения глазами школьников // Звезда Алтая. 1988. 22 ноября. С. 3.. [15] О языке межнационального общения на территории автономной области // Звезда Алтая. 1990. 15 ноября. С 1. [16] Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1994. 22 февраля, с.1.; Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1992. 17 ноября, с.1.; Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи //Внешняя торговля. 1993. № 11.- с. 20. [17] Фёдоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы. Калининград, 1995, с.9. [18] Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире».- М., 2003. //www.mid.ru [19] См.: Амелин В.В. Этнополитические конфликты в границах советской и постсоветской государственности, вторая половина 80-х - середина 90-х годов (опыт исторического исследования). Автореферат диссертации докт. ист. наук. М., 1995; Воркунова О. Политика России в конфликтах на Кавказе // Северный Кавказ-Закавказье: проблемы стабильности и перспективы развития. Материалы международной конференции. М., 1997; Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., "Международные отношения", 2001; Геворгян К. Каспийская нефть как политический фактор // Северный Кавказ-Закавказье: проблемы стабильности и перспективы развития. Материалы международной конференции. М., 1997; Гусейнова М. Эволюция подходов США и России к Закавказью и Центральной Азии // Региональная безопасность и сотрудничество в центральной Азии и на Кавказе. М., Центр исследований проблем мира и развития "Форум", 1999; Паленая Е.М. Информационная безопасность на юге России и роль СМИ в ее осуществлении //Южнороссийское обозрение.-2003.-№ 14. [20] Исламизм: глобальная угроза? / Научные доклады Института социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова. № 2. 2000. Ноябрь; Игнатенко А. Исламский радикализм как побочный эффект «холодной войны» // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 1 (13). [21] Под ваххабизмом подразумевается не любая форма суннитского экстремизма, а учение и деятельность последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, аравийского реформатора ислама XVIII в. История возникновения этого движения изложена в книге А.М.Васильева «Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии» (М., 1967). Современное состояние ваххабизма на его родине - на Аравийском п-ве - показано в фундаментальном труде И.А.Александрова «Монархии Персидского залива: этап модернизации» (М., 2000), особенно - в разделе «Эволюция ваххабитского фактора в Саудовской Аравии» (с. 184-204).
|