Содружество Лакулиша
- Господин, я верю в свои силы, но… - Почему ты замолчал? - Чтобы провести просветительскую кампанию, мне придется во многом полагаться на других. Вы знаете, что мой Гурудэв и я, будучи искателями освобождения, всегда принимали в нашу духовную линию лишь немногих, преданных монашеской жизни. Такую масштабную кампанию, какую Вы описали, не осуществить с горсткой людей. Хотя сейчас среди наших последователей много обывателей, являющихся рабочей силой, насколько полезны будут эти люди в распространении моральных и духовных ценностей? И где мне взять преданных работников, способных на праведные и добродетельные дела? Эти вопросы меня смущают. Было бы хорошо, если бы Вы милостиво наставили меня. - Твое беспокойство разумно. Мало кто способен осуществить подобную кампанию. Просветительская кампания потребует многочисленных помощников, ее ждет успех, только если увлеченные, трудолюбивые и преданные работники будут постоянно поддерживать ее деятельность. Для этого необходимо основать содружество, в котором будет два крыла – монашеское и мирское. В каждое крыло включи несколько категорий разных работников. В монашеском крыле могут быть следующие четыре категории, в нисходящем порядке: 1) аскеты, 2) отрекшиеся от мира, 3) соблюдающие обет безбрачия, 4) живущие в ашраме ученики. В мирском крыле тоже может быть четыре категории посвященных, в нисходящем порядке: 1) учителя, 2) религиозные искатели, 3) альтруисты, 4) преданные. Кроме того, прибавь еще общую категорию последователей для всех тех, кто связан с нашей духовной традицией через посвящение в мантру. Поручи всем этим людям работу по просветительской кампании, в зависимости от их способностей, умений и возможностей. Для начала займись какими-нибудь конкретными делами в небольшом масштабе, затем постепенно расширяй сферу своей деятельности. Так ты заручишься служением преданных работников, и одновременно работа кампании будет продвигаться. - Господин, разряды мирского крыла будут очень полезны. Благодаря им я смогу получить помощь готовых к служению работников. Но мне кажется, что следует особо позаботится о духовном развитии тех, кто хочет посветить свою жизнь этому поистине альтруистическому делу. Посвященные в монашеское крыло в любом случае будут получать наставления в йога-садхане в соответствии с тем, к чему они пригодны и на что способны. Посвященных работников мирского крыла тоже нужно учить какой-нибудь меньшей садхане, чтобы, служа кампании, они могли развиваться духовно. - Твое мнение правильно. Посвященные мирского крыла должны обучаться садхане в соответствии со своими личными склонностями. Так, трудолюбивые должны получать наставления в карма-йоге, жадные до знаний – в джняна-йоге, а те, в ком преобладают чувства, - в бхакти-йоге. Необходимо периодически следить за продвижением каждого, и каждого нужно вести вперед, шаг за шагом, регулярно наставляя. В мирском крыле служить кампании будут готовы, как правило, либо домохозяева, либо те, кто собирается уйти на покой. Поэтому им будет удобно практиковать карма-йогу, джняна-йогу и бхакти-йогу. Они не смогут заниматься трудной садханой пурна-йоги или аштанга-йоги[170]. Такой трудной садхане следует учить только посвященных монашеского крыла. Все посвященные должны быть проникнуты духом бескорыстного служения. Они должны умерить свое стремление к стяжательству и культивировать в себе чувство жертвенности, контролировать страсть и злость и развивать чистоту и доброту. Они должны считать служение обществу служением Богу. Так они могут увеличить свой запас добрых дел, каждый по своим возможностям. - Что делать, если посвященный в одну из этих категорий хочет избрать другую и войти в другое крыло? Следует ли принять его в низшую категорию второго крыла? - Нет, это не нужно. Во-первых, санньясины монашеского крыла не могут перейти в другое крыло. Санньясины должны отречься от общественных уз на всю жизнь. Но любой другой категории посвященных можно переменить крыло. Следующая последовательность может считаться цепочкой, связывающей монашеское крыло с мирским, в нисходящем порядке: 1) аскет, 2) наставник (учитель), 3) отрекшийся от мира, 4) религиозный искатель, 5) соблюдающий обет безбрачия, 6) альтруист, 7) живущий в ашраме ученик, 8) преданный. Как правило, человек, переходящий из одного крыла в другое, должен получать доступ в следующую по высоте категорию, но окончательное решение по любому случаю должно оставаться за кула-гуру духовной линии. - Господин, должно быть, Вы использовали слово «кула-гуру» умышленно. Не объясните ли Вы свой умысел? - Ты умеешь жонглировать словами. Я использовал это слово умышленно, и хватит одной строфы, чтобы понять мой умысел:
Ачарьйо прутхагджананам тапаснам мунтрагрантхи, Джняна бхакти кармадхьячарья муни кулгуру смрута.
Это двустишие значит следующее: «Глава мирян зовется ачарья, а глава аскетов - муни[171]. Те, кто наставляет в джняна-йоге, бхакти-йоге и карма-йоге, есть ачарьи. Тот, кого называют муни, наставляет аскетов и является кула-гуру всего содружества преданных». Когда ты поразмыслишь над значением этой строфы, ты как следует поймешь, кто такой кула-гуру, глава обоих крыл и всей семьи учеников, преданных и последователей.
|