Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ - СУПЕРАГЕНТ КГБ 4 страница





И снова отметим одну странность. В те дни Миронов готовился к своей первой зарубежной поездке, причем в капстрану – в Японию. И в силах КГБ было не пустить актера в это путешествие, но там и пальцем не пошевелили в этом направлении. В итоге в страну Восходящего солнца актер все же съездил (15-23 октября 1968 года). А едва вернулся на родину, как снова угодил в поле зрения КГБ – ему вновь позвонил тот самый человек, который пытался завербовать его весной. Разговор был коротким: чекист назначил артисту свидание завтра у зоомагазина на Кузнецком мосту. “Суки!” - произнес в бешенстве Миронов, едва на том конце провода раздались короткие гудки. Но делать было нечего - надо было идти. Знай Миронов, что произойдет во время этой встречи, наверняка перенес бы ее на другое время. А произошло следующее.

Егорова решила отвадить КГБ от своего возлюбленного и выбрала для этого самый простой пособ. Подкараулив оперработника, когда он подошел к Миронову, она выскочила из магазина и стала бить бойца невидимого фронта... серебряным подсвечником, прихваченным из дома. При этом она оглашала улицу истошными криками: “Держи вора! Ах ты, педерас безглазый! Я тебе руки вырву, если ты еще раз к нему подойдешь!”. На чекиста это нападение произвело такое впечатление, что он предпочел спешно ретироваться. На этом тема «Миронов и КГБ» в книге Егоровой была исчерпана. То есть, получалось, что чекисты оставили актера в покое, видимо, сочтя за благо не связываться с его экзальтированной возлюбленной. Однако так ли это было на самом деле?

М. Крыжановский: «Два эпизода в этой истории вызвали у меня легкое сомнение. Двое молодых мужчин, 27-летний Миронов и его друг Долинский случайно прогуливаются у американского посольства. Их случайно подзывают две молодых девушки, дочери посла. Миронов и его друг заходят за ограду свободно и милицейский пост их упорно не замечает. Хотя милиционеры у всех посольств на самом деле – это переодетые сотрудники 7-го Управления КГБ (наружное наблюдение и охрана дипкорпуса). О чем беседуют, о чем договариваются и что друг другу, возможно, передают, двое советских граждан и американские подданные, неизвестно. Однако видеосъемка инцидента, на который не отреагировал пост, и рапорт идут во 2-е Главное Управление (контрразведка) и во 2-й отдел УКГБ по Москве. То, что Миронова (без друга, кстати) в этот же день пригласили в УКГБ и практически профилактировали, говорит о том, что это был не первый инцидент такого рода. Миронов испугался, поэтому ему тут же сделали вербовочное предложение - такое после профилактики практикуется довольно часто. Актер написал объяснение следующего содержания:

 

Начальнику УКГБ по г. Москве и Московской области

генерал-лейтенанту Лялину С. Н.

24 апреля 1968 г

ОБЪЯСНЕНИЕ

Я, Миронов Андрей Александрович, 1941 г.р, уроженец и житель г. Москвы, русский, беспартийный, несудим, холост, артист Театра Сатиры, по существу заданых мне вопросов хочу объяснить следующее.

22 апреля с.г. я вместе с моим товарищем, также актером Театра Сатиры Долинским В.А., проходили примерно в 5 ч. вечера мимо здания посольства США в Москве по улице Чайковского, 37.

В это время из-за открытой ограды посольства нас позвали две девушки, как оказалось впоследствии - дочери посла США. Они узнали нас, поскольку бывали ранее на спектаклях Театра сатиры. Мы вошли на территорию посольства и у нас состоялся короткий разговор о театре с указаными девушками.

Примерно через 30 минут охрана посольства попросила нас покинуть территорию, что мы и сделали.

В ходе проведенной со мной сотрудником УКГБ беседы мне было разъяснена недопустимость несанкционированного захода на территорию посольства США, поскольку она является территорией иностранного государства.

Хочу заверить органы КГБ, что в наших действиях не было умысла, мы совершили ошибку, не зная соответствующих законов. Обещаю впредь подобных инцидентов не допускать.

Обяснение написано мной собственноручно.

Миронов А.А.»

 

Лялин С.Н., нач. УКГБ по г. Москва и Московской обл. в 1967 – 1971 гг, генерал-лейтенант

 

М. Крыжановский: «Тогда же Миронов написал подписку о согласии сотрудничать с КГБ в качестве агента. В противном случае его бы, как профилактированого за подобный инцидент, не пустили бы в Японию - я бы лично такого не сделал даже под угрозой увольнения. После возвращения из заграницы Миронов встречается с завербовавшим его оперработником и пишет агентурное сообщение о поездке. А вот следующая встреча в зоомагазине, в нарушение всех правил конспирации, выгладит абсурдом, пока я не вспомнил, что же она мне напоминает. Негласное oпознание объекта, вот что. Засек один из сотрудников КГБ Миронова где-то, скажем, в Сокольниках на моментальной встрече с сотрудником резидентуры ЦРУ под крышей посольства. Решили устроить проверку, пришел в зоомагазин чекист, устроился где-нибудь в углу, а затем подъехал Миронов без грима и в нетеатральной одежде.

Егорова, перед которой Миронов расшифровался как источник КГБ, врывается в магазин, устраивает скандал и уводит актера. После расшифровки дальнейшая работа с Мироновым бессмысленна, его исключают из агентурного аппарата.

 

Сов. секретно

экз. № 1

 

Начальникy УКГБ по г.Москве и Московской области

генерал-лейтенанту Лялинy С.Н.

12 ноября 1968 г

Рапорт

oб исключении агента "Михайлова", л.д. № 31265 из агентурного аппарата органов КГБ

 

Я, ст. о/уполномоченый 1-го отделения 2-го отдела УКГБ майор Николаев М.В., рассмотрев материалы личного и рабочего дел агента «Михайлова» - Миронова Андрея Александровича, 1941 г.р., ур. г.Москвы, русского, гражданина СССР, беспартийного, холостого, актера Театра Сатиры, проживающего в г. Москве, Волков пер, 4, кв.16,

Установил:

24 апреля 1968 г 1-м отделением 2-го отдела КГБ после проведенной профилактики Миронов А.А. был завербован в качестве агента органов КГБ «Михайлова». От него был получена ценная в оперативном отношении информация о его связях среди сотрудников посольства США, а также данные об антисоветских высказываниях актеров театра, в частности, Ширвиндта А.А.

24 октября 1968 г, по возвращении из поездки в Японию, «Михайлов» и его подруга Егорова Т.Е. подали заявление в ЗАГС, после чего источник расшифровался перед ней как агент органов госбезопасности. О данном факте агент не сообщил оперработнику, у которого он был на связи.

30 октября 1968 г очередная встреча с «Михайловым» была прервана в связи с появлением Егоровой Т.Е.

Учитывая изложенное,

Постановил:

Исключить агента «Михайлова», л.д. № 31265, из агентурного аппарата органов КГБ в связи с его расшифровкой перед окружением. Личное дела агента сохранить как представляющее оперативную ценность и сдать в архив 10-го отделения УКГБ, рабочее дело уничтожить по акту после составления справки на проходящих по агентурным сообщениям лиц.

Ст. о/уп 1-го отделения 2-го отдела УКГБ

майор Николаев М.В.

 

Согласен

Нач. 1-го отделения 2-го отдела УКГБ

п/пк Семенов В.И.

Нач. 2-го отдела УКГБ

п/пк Марченко В.М.

 

М. Крыжановский: «То, что Миронова не посадили за шпионаж, говорит о его осторожности, но не о том, что он невиновен. Что касается ЦРУ, то для него Миронов мог представлять интерес в связи с его обширными связями среди московской политической, научной и творческой элиты. И, в заключенииe, пару слов о Егоровой. Не думаю, что ее демарш остался без последствий. Достаточно вспомнить, как в дальнейшем сложилась творческая карьера актриса - никак. И это несмотря на то, что в ее любовниках числился и советский миллионер Юлиан Семенов (саму Егорову дочери Семенова называли «приложением к пляжной гальке»). А ведь в силах КГБ было помочь любому одаренному актеру или актрисе развернуться в полную силу».

Поймаем нашего автора на слове и расскажем еще одну историю – о том, как КГБ помогал одaренному человеку делать блестящую карьеру. Правда, не в искусстве, а в литературе. Итак, наша следующая история – о поэте Евгении Евтушенко, который, кстати, люто ненавидел Высоцкого при жизни и обплевывает его после смерти.

 

Согласно его биографии, раскрутка звездной карьеры поэта началась еще в начале 50-х, когда ему исполнилось всего 19 лет. Случилось это в 1952 году, когда Евтушенко был принят в Союз писателей СССР (редчайший случай для такого возраста!). К концу 50-х слава молодого поэта уже достигла заоблачных вершин – он был одним из самых популярных советских поэтов, представителей, так называемой, «новой волны». Сам поэт признается, что уже в 1952 году, во время его пребывания в Хельсинки на Всемирном фестивале молодежи и студентов, его пытался завербовать КГБ. Но поэт оказался стойким и от такого сотрудничества отказался. Судя по всему, он и в самом деле не был штатным агентом КГБ, но был агентом влияния, причем все его действия направлял именно КГБ. Об этом можно прочитать в воспоминаниях сотрудника НКВД П. Судоплатова, жена которого и была одним из инициаторов сделать из Евтушенко агента влияния. Читаем:

«Идеологическое управление КГБ заинтересовалось опытом работы моей жены с творческой интеллигенцией в 30-е годы. Бывшие слушатели школы НКВД, которых она обучала основам привлечения агентуры, и подполковник Рябов проконсультировались с ней, как использовать популярность, связи и знакомства Евгения Евтушенко в оперативных целях и во внешнеполитической пропаганде. Жена предложила установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя, а направить в сопровождении Рябова на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Финляндию. После поездки Евтушенко стал активным сторонником «новых коммунистических идей», которые проводил в жизнь Хрущев».

Отметим, что Евтушенко потом с таким же рвением будет проводить «новые коммунистические идеи» и других советских генсеков: Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева. Естественно, при явном (а чаще всего скрытом) влиянии все того же КГБ. За это поэту будет позволено многое из того, чего не только рядовым советским гражданам, но и большинству его именитых коллег делать было категорически запрещено. Более того, когда в жизни Евтушенко наступали порой кризисные моменты и он, в силу своего импульсивного характера, мог натворить глупостей, КГБ заботливо протягивал ему свою сильную руку. Правда, иной раз эта помощь выглядела весьма специфически.

Например, в 1963 году, когда Евтушенко выпустил на Западе свою автобиографию, которая не понравилась М. Суслову, после чего он спустил на поэта всех собак (начались «накаты» на него в советских СМИ), Евтушенко даже стал подумывать о самоубийстве. Узнав об этом, Лубянка направила к нему свою агентессу по имени Аушра (она была родом из Вильнюса, что говорит о профессионализме чекистов: изучив характер Евтушенко, они знали, что ему нравятся иностранки, а из советских девушек больше всего привлекают прибалтийки, которые, по сути, те же иностранки). Как пишет сам поэт:

«Девушки с длиннющими ногами, с огромными глазами, с длинными волосами, понравились мне буквально все; но особенно меня потрясла их ведущая модель, не слишком высокая, с голубыми глазами и волосами цвета льна, уложенными в прическу, как у царицы моих детских снов, американской кинозвезды Дианы Дурбин; ее неповторимая походка была похожа на танец, во время которого ее одновременно сильные и легкие икры, покрытые едва различимыми золотистыми волосками, поигрывали самым возбуждающим образом, и тонкие щиколотки нервно подрагивали при каждом шаге...».

Короче, между агентессой и поэтом случился страстный роман, чего, собственно, и добивался КГБ. По мнению лубянских стратегов, сексуальная разрядка должна была отвадить Евтушенко от суицидальных мыслей. Так оно, собственно, и вышло: Евтушенко и думать забыл про самоубийство, с головой бросившись в омут сексуальных приключений. Он даже вылетел в Вильнюс, чтобы уже там найти свою Аушру и снова заключить ее в свои страстные объятия. Именно там и произошло разоблачение девушки.

В тот момент, когда она была на кухне и готовила кофе, поэт в поисках сигарет заглянул в ее сумочку, где обнаружил… Впрочем, послушаем рассказ самого поэта: «Я увидел странную телеграмму на ее имя. Вместо букв там были одни цифры. Присмотревшись внимательней, я разглядел расшифровку на русском, подписанную карандашом красивым почерком учителя каллиграфии: «Продолжайте наблюдение за порученным вам объектом. Попытайтесь отвлечь его от мыслей о самоубийстве. Его самоубийство может быть использовано нашими идеологическими врагами. Делайте все возможное, чтобы вселить в него оптимизм». Краткая подпись: «Центр»…

Аушра не кинулась к моим ногам, прося прощения. Она, казалось, окаменела, превратившись в одну из тех литовских мадонн, которые стоят на перекрестках дорог. Потом она медленно поставила поднос на ночной столик, стоявший рядом с кроватью, и резко достала из сумочки другой листок, полностью покрытый буквами и цифрами. На нем было написано: «Порученный мне объект, в ходе встреч с литовской интеллигенцией провозглашал тосты за русско-литовскую дружбу и, в частности, за здоровье Никиты Сергеевича Хрущева. В то же время он жестко осуждал попытки западной прессы воспользоваться слухами о его самоубийстве. Из Вильнюса он вылетит в Сибирь, чтобы воспеть труд строителей Братской ГЭС. Я успешно выполняю порученное мне задание по подъему его духа».

После этого разоблачения Аушре не оставалось ничего иного, как поведать поэту историю своей вербовки. Как оказалось, ее тетя несколько лет назад сбежала в Канаду, что и стало почвой для шантажа со стороны компетентных органов. По ее словам: «Они меня редко беспокоили, иногда они просто просили сопровождать иностранцев, которых держали под наблюдением, и сообщать о содержании их разговоров. Но я не причинила никому зла, только себе самой. Но пару раз, когда они пытались передать меня московскому руководству, им не удавалось меня уговорить, и они ненадолго оставили меня в покое. Потом, неожиданно, на Сельскохозяйственной выставке за кулисами появился человек. Он знал мое кодовое имя и пароль. Он был очень воспитанным и спросил у меня, читала ли я твои стихи. Я ответила, что читала, и многие знала наизусть. Тогда он мне объяснил, что в тот период ты был объектом широкой критики и что ты находился на грани самоубийства. Он попросил помочь тебе. Я видела тебя по телевизору, и мне понравились не только твои стихи, но и ты сам. Я согласилась. А теперь можешь судить обо мне, как хочешь».

Естественно, поэт ее простил. А вот КГБ он должен был от всей души поблагодарить: он ведь не только спас его от суицида, но и доставил столько приятных минут, бросив в объятия красивой прибалтийки.

Вообще вся биография Евтушенко переполнена противоречивыми отношениями поэта с властью. То он сливался с последней в жарких объятиях, то вдруг вдрызг ругался с нею и ставил разного рода ультиматумы. Самое интересное, но многие из этих ультиматомов властями принимались и даже удовлетворялись. Что, естественно, только поднимало статус Евтушенко как правдоборца внутри страны, а также за ее пределами. В свете упомянутых выше слов кадрового разведчика П. Судоплатова, все это ясно указывало на то, что «ручной диссидент» Евтушенко продолжал исправно выполнять некий секретный договор между ним и властью, где она позволяла ему отдельные смелые поступки и заявления, а он, в свою очередь, всячески пропагандировал эту власть как вполне демократическую. За это Евтушенко наградили статусом неприкосновенного и всячески поощряли: разрешали ему колесить по миру (он объездит 109 стран), издавали его книги, выплачивая за них баснословные гонорары в десятки тысяч рублей, и даже награждали его правительственными орденами и медалями. Например, после того как в 1968 году Евтушенко отбил Брежневу дерзкую телеграмму с возмущенными словами в связи с чехословацкими событиями, уже спустя несколько месяцев (!) его наградили орденом «Знак Почета». Правда, награждение было почти секретным, в духе агентурной деятельности поэта: оно прошло не в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, где обычно проходили подобные церемонии, а в кабинете зампреда президиума Верховного совета СССР Искандерова.

Все эти странности в поведении «полудиссидента» Евтушенко были хорошо известны на Западе. Поэтому многие в открытую называли Евтушенко то «агентом КГБ», то «агентом Кремля». Но едва вслед за этими голосами следовали какие-то серьезные акции против поэта (например, весной 1968 года его кандидатуру отклонили в качества профессора поэзии в Оксфорде), как тут же следовали акции, которые должны были обелить Евтушенко перед западной общественностью. Например, вслед за оксфордским демаршем последовал секретариат Союза писателей РСФСР, где, взявший слово Евтушенко, выступил против ввода в правление патриарха советской прозы М. Шолохова, предложив ввести туда писателей, подписавших письмо в защиту диссидентов Синявского, Гинзбурга, Добровольского и др. Об этом демарше поэта тут же узнали на Западе, благодаря публикациям в ряде изданий, которые… тайно субсидировались Москвой.

Именно тайное покровительство со стороны власть предержащих позволяло Евтушенко чувствовать себя весьма вольготно все годы существования СССР. Например, в начале 70-х поэт совершал турне по Латинской Америке и задержался там дольше предписанного ему срока. Более того, он позволил себе заехать еще и в США, чего ему никто делать не разрешал. По этому поводу была составлена записка в ЦК КПСС, однако только ее написанием дело и закончилось - никакого наказания Евтушенко не понес. Точно такая же ситуация сложится и с другим героем нашей книги – Владимиром Высоцким, который слыл даже большим нарушителем установленных в СССР норм и правил, но с него была, как с гуся вода, поскольку он тоже проходил по списку агентов. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже, а пока вернемся к Евтушенко.

Еще в конце 60-х, когда шефом КГБ стал Ю. Андропов, у поэта сразу же установились с ним доверительные отношения (ни с одним другим хозяином Лубянки у поэта таких отношений не было). Евтушенко заполучил номер прямого рабочего телефона главного чекиста страны и мог в любое время позвонить ему с какой-либо просьбой. Апогеем этих отношений поэта и чекиста стало то, что в 1983 году, когда Андропов стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, Евтушенко к своему 50-летнему юбилею был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Уже в наши дни, когда поэт-трибун из некогда ярого советского патриота внезапно превратился в полную его противоположность, свет увидeли мемуары бывшего сотрудника 5-го управления КГБ СССР С. Турбина, где был пассаж и про нашего героя: «…Евтушенко, отдыхавший в то время в Сочи, возмутился и заявил, что, если «цензоры в погонах» попробуют скорректировать его авторское право, он «поднимет скандал на весь мир». Эта реакция по цепочке была доведена до зампреда КГБ Ф. Бобкова (он же, как мы помним, был и начальником 5-го управления. - Авт.). «Ах так! – возмутился, в свою очередь, Филипп Денисович.– Тогда передайте ему, что, если поэма выйдет в неизмененном виде, КГБ выступит со специальным заявлением!» Снова заработала цепочка. Но тут неожиданно руководство приказало мне приостановить участившиеся визиты в «Новый мир». Выяснилось, что именитый чекист связался с именитым поэтом по телефону напрямую, и был найден компромисс».

Не трудно догадаться, чем был вызван тот компромисс: видимо, под «специальным заявлением» Бобков подразумевал некую информацию, в случае обнародования которой, всем сразу стало бы понятно, на кого именно долгие годы агентурил «полудиссидент» Евтушенко.

М. Крыжановский: «Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что он сразу разбивается на два направления - разведка и контрразведка. Например, агент ПГУ КГБ в ЦРУ сообщил, что Управление ищет подходы к известному молодому поэту Евгению Евтушенко, располагающему связями в Кремле. ПГУ не информирует об этом ни 2-е Главное Управление, занимающегося контрразведкой, ни УКГБ по Москве, 5-й отдел которого курирует творческую интеллигенцию, устанавливает оперативный контакт и успешно вербует Евтушенко для подставы ЦРУ и ведения оперативной игры.

Второй пример - агент 5-го отдела УКГБ сообщил, что Евгений Евтушенко располагает многочисленными связями среди иностранных журналистов, мероприятием "ПК" (перлюстрация корреспонденции) эта информация была подтверждена. С Евтушенко был установлен контакт, в ходе которого он выразил готовность сотрудничать с органами КГБ на постоянной основе.

Третий пример - Евгений Евтушенко обратился с конфиденциальным письмом к Председателю КГБ Ю.В. Андропову, в котором предложил свои услуги в мероприятиях КГБ за границей, по линии разведки.

Четвертый пример - Евгений Евтушенко был профилактирован 5-м отделом УКГБ, в ходе профилактики признал ошибочность своих взглядов, дал информацию по известному диссиденту Щаранскому, например. После беседы ему было предложено продолжить встречи с оперработником и в дальнейшем он был завербован.

Характер Евтушенкo, его личные качества, поведение в быту, близкие связи изучаются через агентуру и доверенных лиц из его окружения, а также путем спецпроверок по учетам (принадлежность к агентуре, судимости, связи за границей, был ли объектом дела оперучета). В результате вырисовывается довольно четкий профиль кандидата, хотя 100%-ой гарантии успешной гарантии вербовки никто не может дать. Камнем преткновения здесь служило совершенно неоправданное в случаях с известными и популярными людьми требование обязательного отбора собственноручной подписки о добровольном согласии сотрудничать с органами КГБ. С одной стороны, это давало неполную гарантию того, что вербовка не была сфальсифицирована. С другой стороны, люди готовы выполнять задания КГБ, но элементарно боятся, что подписка - это петля на их шее. Увы, КГБ терял перспективных агентов по этой причине, хотя можно было спокойно оформлять вербовку без подписки, а встречи оформлять справками. А проверять «подлинность» агента путем контрольных встреч обязан начальник отделения.

После изучения кандидата офицер пишет рапорт на установление личного оперативного контакта на имя нач. отделения, устанавливает контакт на явочном пункте, затем пишет рапорт об установкении контакта, затем идут личные встречи на явочном пункте, после чего пишется рапорт на вербовку кандидата в качетве агента на имя начальника УКГБ, а после вербовки - рапорт о состоявшейся вербовке, который утверждается также начальнику УКГБ.

Из Евгения Евтушенко Андропов попытался сделать «агента влияния» на Западе, который ни на что и ни на кого не влиял. Тут опять ошибочка вышла в плане вербовки, потому что человек он самовлюбленный до предела, считает себя гением абсолютным, в том числе в поэзии, контактов поэтому ценных на Западе у него не было и нет, от общения с ним тошнит. Мой отец в студенческой молодости занимался сатирой, победил в республиканском конкурсе молодых авторов, встречался с Евтушено и у нас дома валялся его сборник «Нежность». Отец говорил, что Евтушенко - омерзительнейший тип.

2-я часть этого вопроса заключается в следующем.

Вся агентура, по любой линии, нацеливается на получение информации. Если агент охотно выполняет эту работу, его можно использовать эффективно и в пропагандистких мероприятиях, скажем, на международных кинофестивалях, конгрессах, давать задания о проведении пресс-конференций, публикации статей и книг, встречах с зарубежными актерами, политиками, журналистами, бизнесменами. Главным положительным оперативным качеством агента является его дисциплинированность (не срывает встречи, не уклоняется от сотрудничества), а затем уже способность устанавливать контакт с объектом КГБ и получать от него информацию. Например, агент Владимир Высоцкий отвечал этим требованиям и ему стали доверять сложные задания, а затем и задействовали в разведоперациях. В каких именно? Об этом, собственно, и пойдет обстоятельный разговор во второй части нашей книги».

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ВООРУЖЕН И ОЧЕНЬ ОПАСЕН

 

Глава первая

Шпионская любовь, или Агентурная суперпара Высоцкий – Влади

 

B поле зрения компетентных органов Высоцкий угодил в начале 60-х, когда его песни стали распространяться на магнитофонных лентах по Москве и области. Причем внимание это еще не было пристальным - запомнилась лишь его фамилия (как пел сам Высоцкий в 1961 году: “мою фамилью-имя-отчество прекрасно знали в КГБ”). За бардовским движением тогда хоть и следили, но эта слежка включала в себя лишь несколько особо одиозных фигур, вроде Булата Окуджавы или Александра Галича. Ведь в те годы “блатняком” (и полублатняком) баловались многие люди из актерской среды (Николай Рыбников, Михаил Ножкин и др.), поэтому обращать особое внимание на кого-то из них КГБ особо не стремился, да и не имел такой возможности в силу сокращения аппарата, о котором речь у нас шла выше.

Cобирать материалы на Высоцкого в КГБ начали в 1963-1964 годах. Во-первых, именно тогда Хрущев особенно сильно осерчал на либеральную интеллигенцию (после выступления М. Ромма в ВТО и выставки в Манеже - все события произошли в ноябре-декабре 62-го), во-вторых - прекратились сокращения в КГБ (до этого в течение нескольких лет было уволено 1300 сотрудников) и даже начался набор туда новых сотрудников, которые должны были закрыть возникшие бреши на некоторых направлениях, в том числе и по линии надзора за творческой интеллигенцией. Коллегия КГБ была увеличена на два человека, были объединены ранее разъединенные Управления по Москве и Московской области. Именно в последнем и начали собирать досье на Высоцкого, а не в Центре, в компетенции которого были более значимые фигуры. Отметим, что в январе 1962 года новым начальником УКГБ по Москве и области был назначен Михаил Светличный, который вскоре сыграет в судьбе Высоцкого определенную роль.

Из-за увеличения объема текущей работы, в ноябре 1963 года из ведения председателя КГБ Владимира Семичастного будет изъято 2-е Главное управление (контрразведка) и передано сначала под наблюдение его 1-го заместителя Николая Захарова, а чуть позже (в мае 64-го) - заместителя председателя КГБ Сергея Банникова (в июне того же года он станет начальником 2-го Главка). То есть именно эти люди напрямую курировали надзор за творческой интеллигенцией.

Параллельно росту славы Высоцкого возрастал к нему и интерес со стороны спецслужб. Поворотным моментом в этом интересе явилось устройство Высоцкого в штат московского Театра драмы и комедии на Таганке (лето 1964 года). Почему поворотным? Дело в том, что этот театр был создан под патронажем КГБ и с подачи его будущего шефа - Юрия Андропова. В апреле 1964 года (на момент создания «Таганки») Андропов возглавлял Отдел социалистических стран ЦК КПСС и, на первый взгляд, не имел никакого отношения к спецслужбам. Но это не так. Уже в середине 50-х, когда Андропов стал послом СССР в Венгрии, он активно сотрудничал с КГБ и там весьма высоко отзывались о его аналитических и организаторских способностях. Андропов принадлежал к той молодой поросли руководителей постсталинских времен, кто в скором времени должен был включиться в мировую глобализацию и стать одним из тех деятелей, кто составит советский сегмент мировой корпоратократии.

 

Ю. B.Андропов, Председатель КГБ в 1967-1982 гг, генерал армии

 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Рассказывает историк А. Фурсов: «В конце 1940-х на арену стала выходить молодая и хищная фракция мирового капиталистического класса – корпоратократия. Она очень быстро заявила о себе свержением правителства Мосаддыка в Иране и Хакобо Арбенса-Гусмана в Гватемале (1953), а также созданием Бильдербергского клуба (1954). Позднее будут созданы и другие наднациональные структуры, выражающие интересы прежде всего этого слоя – Римский клуб (1968) и Трехсторонняя комиссия (1973). Союзником корпоратократии выступал финансовый капитал, ну а сферой, объединившей их в единое целое, стала нефть. Через эту же сферу шло подключение к корпоратократии и части советской номенклатуры.

Когда мы говорим, что Советский Союз развалила «пятая колонна», то эмоционально это верно, однако, с точки зрения научного объяснения, недостаточно. В реальности произошло следующее. После того, как с конца 1950-х годов СССР интенсифицировал продажу нефти на мировом рынке, в Советском Союзе начал формироваться слой, тесно связанный с корпоратократией. В отличие от государственно-монополистического капитализма, который в принципе мог бы сосуществовать с Советским Союзом, корпоратократия носила глобальный характер по определению и по логике своего развития должна была охватить весь мир, включая СССР, т. е. зону системного антикапитализма. Торговля, прежде всего, нефтью сформировала у нас советский сегмент корпоратократии…».

С зарождением у нас собственной корпоратократии зона системного антикапитализма рано или поздно должна была переродиться в свою полную противоположность. Причем это касалось не только экономики, но и культуры. Разрешая существование той же оппозиционной «Таганки», советские власти должны были отдавать себе отчет в том, что на волне сырьевой направленности развития советской системы (а эта среда воспроизводит прежде всего мелкобуржуазные настроения в массах - потребительские) мелкобуржуазная стихия этого театра, рядящегося в одежды прогрессивного, рано или поздно должна была подмять под себя все остальные направления советской идеологии. И ведущую роль в этом переформатировании должны были сыграть два самых видных таганковца: режиссер Юрий Любимов и ведущий актер Владимир Высоцкий. И что показательно - оба они были креатурами КГБ.

Любимов попал в поле зрения спецслужб еще в середине 30-х, когда его дед и отец были осуждены как противники советской власти (кулаки) и осуждены. Но их отпрыск – Юрий Любимов – имея «черное пятно» в биографии, вопреки этому сумел сделать блестящую карьеру в советском искусстве. Он стал студентом Щукинского училища, а во время войны, избежав отправки на фронт, стал артистом в Ансамбле песни и пляски НКВД под личным патронажем Л. Берия. Проплясав под бдительным оком спецслужб почти шесть лет, Любимов был определен актером в один из ведущих театров страны – Вахтанговский. И тут же стал получать там главные роли, причем из разряда политически значимых: например, играл комсомольца-подпольщика Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия», за что был удостоен Сталинской премии. А мы помним, что звание агента госбезопасности очень часто было обязательной ступенькой к получению высоких званий в искусстве: будь то звание заслуженного или народного артиста, а также лауреата Сталинской премии. Не для всех, конечно, но среди тех, у кого имелись «черные пятна» в биографии, это было весьма распространенным явлением.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1917. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия