Студопедия — Пять Слов кулачных Школ внутренних искусств.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пять Слов кулачных Школ внутренних искусств.






 

 

СМИРЕНИЕ: покой сердца, оберегая свой покой управляй другими.

ПЛОТНОСТЬ: плотное соединение, смело входи внутрь пространства противника и веди бой в тесном соприкосновении.

НАПРАВЛЕНИЕ: выверенность движений, пользуясь моментом, владея обстановкой, входи сбоку, наноси удар прямо.

МОЩЬ: проявление внутренней силы, беря за основу мягкость добивайся равновесия мягкого и твёрдого.

ДЕЙСТВЕННОСТЬ: точный удар, касание пусть всегда действенно, не наноси удары зря.

 

 

Традиция Кун Фу: вопросы о тактике боя

 

Много издано книг о боевых искусствах и лишь единицы из них говорят о Сути Искусства. Мы хотим представить вам то, что ни часто встретишь – откровение Мастера. Изданная в 1992 году книга Юрия Борисовича Гриценко «Тайны Гунфу» и по сей день является редким примером «традиции передачи сокровенного». Книга представлена в древней классической китайской манере – в виде вопросов и ответов. Ответы касающиеся тактики поединка, только часть не менее интересного, но пока не представленного на сайте Федерации.

 

На вопросы отвечает Нгуэн Хонг Ту

Хотелось бы сформулировать, что есть искусство боя. Ваша трактовка?

Жизнь есть борьба. Лесоруб борется с тяжестью топора, с твердостью дерева, рыбак — с веслами, сетью, морем, рыбой. С чем приходится бороться ученику конг-фу? Прежде всего, он человек. Он борется со своей ленью, усталостью, болезнями, страхом, со злом, с которым приходится сталкиваться, а во время занятий — с болью, желанием вдохнуть во время задержки дыхания, со своим незнанием, со скованностью движений и мыслей, с проявлениями излишней свободы мыслей и действий. И когда мы говорим об искусстве борьбы, то к описанию всех тактических секретов должны приложить вышеизложенный "несекретный" список проблем, с которыми приходится сталкиваться.

 

Я знаю немало случаев, когда люди, занимающиеся духом и не имеющие никакого отношения к воинскому искусству, в поединках с мастерами боя не только успешно защищали себя, но даже оказывались сильнее.

Конг-фу — это часть жизни. Часть всегда меньше целого. Если человек постиг только секреты боя, он уступит тому, кто познал секреты жизни.

На схеме можно увидеть эволюцию и соотношение всех элементов и уровней мастерства.

Ученик должен заниматься и владеть техникой, развивать элементы "земли".

Мастер боя обладает хорошим здоровьем и владеет тактикой, а также знает человеческую природу и пользуется энергией "огня" и "воды".

Мастер жизни постиг дух и связан с энергией Неба.

Известны парадоксы, когда ученики выполняли боевую технику лучше, чем мастер, но обыграть мастера в поединке им не удавалось.

Из той же схемы можно понять, что развитие техники приводит ученика, с одной стороны, к здоровью, с другой — к тактике боя. Мастер боя, укрепляя свое здоровье и развивая тактику, достигает высот духа.

Мастер жизни через дух совершенствует здоровье и тактику.

Из Вашего рассказа следует, что искусство боя состоит из четырех главных элементов. Это дух, здоровье, техника и тактика. С духом бегло разобрались. А как со здоровьем?

— Когда человек нездоров, он не может бежать, ему трудно идти, двигаться. Но есть много скрытых недугов, которые не столь явно проявляют себя, особенно при больших нагрузках. Можно привести пример с подержанным автомобилем. На малых скоростях, да на асфальте он еще тянет. Но вот встретилось бездорожье, и он начинает дергаться, "чихать".

Связь человеческих субстанций, элементов боя с некоторыми метафизическими категориями

 

Практика конг-фу — высшая степень напряжения тела, ума, дыхания и воли, огромное ис­пытание для здоровья.

Что же такое здоровье? Ответ напрашивается сам собой: нормальная работа всех органов и психики. Но это весьма относительно. Мастера йоги или тхьен никогда не сойдутся во мнении с хорошим психиатром в вопросе, что такое нормальная психика. Может быть, одной из причин большого количества сумасшедших является большое количество психиатров? Можно сказать, что здоровье — это способность легко переносить физические, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Здоровье — это состояние, когда человек чувствует себя комфортно.

На пути эволюции человека, занимающегося конг-фу, можно выделить три уровня возможного управления своим здоровьем:

физический (рациональное питание, хорошая работа, систематические занятия спортом, разумный отдых, чистый воздух и т.д.);

энергетический (правильное дыхание, малое количество пищи, общение с людьми, природой);

духовный (эффективные медитации, которые приводят к правильному пониманию всего сущего).

 

Чем больше человек постигает суть духа, тем меньше его здоровье зависит от физических факторов.

— Что нужно знать о технике для постижения искусства боя?

— Мы частично уже касались этой темы, когда говорили о развитии ног, корпуса и рук. Но сейчас я хочу рассказать о технике не с позиции подготовки тела и изучения траекторий движений, а в связи с тактикой.

В школах ближнего боя основная нагрузка в поединках приходится на руки, поэтому есть смысл говорить прежде всего о ручной технике.

По мере того, как ученик продвигается к мастерству, он проходит следующие уровни, выра­жающие его способность воспользоваться боевой техникой в реальных или близких к реальным ситуациях:

не успевает сделать ни блока, ни удара;

успевает сделать только блок или удар;

блок одной рукой, удар — другой;

блок, затем удар той же рукой;

блок одной и удар другой рукой одновременно;

блок и удар одной рукой одновременно;

только удар или блок — и победа;

не делает ни блоков, ни ударов и остается непобежденным.

 

Первая и последняя ситуации по форме похожи, но различны по содержанию. Между этими уровнями лежит вся жизнь.

Осязаемая, удобная и гармоничная техника должна быть:

простой и экономной;

универсальной и хорошо связываться;

 

— отработана на снарядах, а затем с партнером до автоматизма;

связана с дыханием и духом;

не вредной для вашего здоровья;

стабильной по форме;

устремлена к бесформенности;

направлена на спокойствие вашего духа.

Помните: техника сама по себе не приводит к победе, она лишь помогает духу. Основными показателями техники являются: сила, скорость, точность.

Что есть тактика боя в конг-фу?

Тактика — это способ логического построения картины боя, извлечения пользы из своей силы и слабостей противника, использования характера местности, времени и других обстоятельств.

Она непременно должна предполагать возникновение непредвиденных ситуации, которые могут полностью изменить ход событий.

 

Тактика боя реализуется через технику защиты и нападения. Эти действия могут быть сознательными или рефлекторными.

Давайте рассмотрим схему реализации тактики конг-фу. Посредством сознательных и бессознательных действий создается база для духовного равновесия, благодаря которому правильно протекают все психические процессы во время боя. Видно, что на низком уровне мастерства в бою преобладают бессознательные действия. Чем выше мастерство, тем больше сознательной работы. На уровне абсолютного мастерства тактика трансформируется в чистый дух.

Что такое сознательные действия? Осознание данной ситуации как момента, включающего в себя все пространство и время — есть высшее понимание жизни. Если в поединке осознаются поставленная задача (прошлое), действие противника (настоящее), свои необходимые действия (будущее), а также удерживается во внимании все пространство боя, то такие действия можно назвать сознательными.

Бессознательные действия в бою — когда удерживается внимание только на точке атаки или защиты противника.

Напоминаю, что все эти разделения условны и относительны. На самом деле любое бессознательное действие включает в себя элемент сознания и наоборот.

Защита — женское начало (ам), нападение — мужское (зыонг). На схеме видно, что начинающие изучать конг-фу всегда больше защищаются; мастера реализуют тактику через нападение. Мастер всегда опережает, поэтому его защита тоже есть нападение.

Дух и тактика — диаметрально противоположные элементы. Сильный дух может разрушить любой замысел противника, а очень удачная тактика может помочь превзойти сильного духом противника. То же самое можно сказать о паре других противоположных элементов. Защита и нападение могут противостоять друг другу в зависимости от их со­вершенства и энергетического уровня.

Хочу закончить тем, что сама со себе тактика не ведет к мастерству, но, сочетаясь с техникой и духом, она помогает в бою.

Рекомендации по ведению боя

Сохраняй спокойный свой дух.

Удерживай дыхание в дан-дьене.

Мягкость — твой друг, твердость — твой враг.

Никогда не жди начала — начинай.

Начинай спокойно отходить.

Заметь, как стоит противник, чтобы выбрать способ вхождения в контакт.

Заполняй внимание противника двумя руками и ногой, но пользуйся при этом всем тем, что ты имеешь.

Имей намерение продолжать атаку при его отходе.

Будь готов уступить его силе.

Атакуй не только корпус и голову, но еще и руки, ноги противника.

Не позволяй, чтоб к тебе прикасались.

В любом же твоем прикосновении должна быть огромная сила, направленная на победу.

Если противник идет на тебя быстро, иди на него еще быстрее.

Принимая всю полноту боя, выжидай слабости противника.

Скрывай свои намерения.

Скрывай качества впереди поставленной ноги.

Скрывай качества сильной или слабой руки.

Если противник сильнее — побеждай его дыханием.

Если противник выносливее — побеждай его скоростью.

Если противник быстрый — побеждай его пониманием.

Если противник умный — побеждай его пустотой.

Если противник с ножом — будь ветром.

Если противник с палкой — будь водой.

Если противник с мечом — будь молнией.

Если противник без оружия — просто будь.

Направляй силу противника на него самого.

Не гордись своими ударами.

Не гордись своей защищенностью.

Цени свое понимание.

Оставаясь спокойным, желай того же другим.

Чем отличается тактика боя мастера конг-фу от тактики обычного человека?

Сама по себе тактика является абстрактным понятием в конг-фу, так как это всего лишь замысел, который необходимо реализовать в непредсказуемой ситуации. Осуществление тактики зависит в большой степени от определенных качеств духа.

 

Тактика реализуется благодаря обобщающей способности духа. Только в этом случае она может быть реальной и гибкой.

Нематериальная тактика воплощается в жизнь только с помощью материальной техники.

Духовным носителем техники является рефлекс или конкретизирующая способность духа.

Заметьте, осуществление тактики зависит от мужского (зыонг) обобщающего элемента духа и женского (ам), конкретизирующего его свойства.

Теперь видно, что высокие знания в области воинских искусств, хорошая память, прекрасное воображение помогают сформировать интересную тактику, но она может оказаться неосуществимой. Поэтому хороший полководец доверяется только хорошо обученным солдатам.

Тактика боя мастера конг-фу отличается от тактики новичка в равной степени как и их технические уровни, обобщающие и конкретизирующие способности духа.

Какова эволюция тактики в вашей школе?

Как техника, так и тактика в нашей школе имеют три ступени:

техника или тактика, основанная на форме;

техника или тактика, основанная на качестве;

техника или тактика, не имеющая ни определенной формы, ни определенного качества.

 

Эти ступени соответствуют метафизическим понятиям: Земля, Человек, Небо.

Какие еще элементы техники, кроме ударов и блоков, существуют в школах ближнего боя?

В системах ближнего боя есть множество других технических элементов, но все они являются результатом соединения или развития четырех боевых состояний рук:

бьющая рука (дань таи),

ловящая рука (бат таи),

давящая рука (гат таи),

прилипающая рука "(зинь таи).

 

Для того чтобы лучше понять качества перечисленных состояний рук, можно обратиться к триграммам.

Итак, бьющая рука соответствует триграмме "земля". В полете она невесома, как Земля в космическом пространстве, но в момент контакта должна стать очень тяжелой и жесткой, как падение на землю. Триграмма "земля" обозначает пассивность, исполнение, самоотдачу, поэтому удар должен обладать уступчивостью, внутренней пустотой и зависеть от состояния противника, а не от желания бьющего.

Ловящая рука соответствует триграмме "огонь". В "Книге перемен" триграмма "огонь" обозначает ясность и способность к сцеплению. Следовательно, ловящая рука должна обладать четкостью действия, обжигающей внешней формой и внутренней пустотой, помогающей ловить противника в любой точке пространства.

Давящая рука соответствует триграмме "вода". Вода опасна расплывчатостью формы, неизвестностью внутреннего содержания. Направление и уровень силы давящей руки должны быть загадкой для противника. Давящая рука может приводить в смятение даже сильного человека.

Прилипающая рука связана с триграммой "небо". Небо лишено материальности, но обладает максимальной духовностью. Липкие руки очень подвижные, легкие, стремительные, способные предвидеть и находить, сдерживать и догонять.

Как я уже говорил, техника рук и ног — это связь с любым из четырех состояний рук. Бросок, например, можно выполнить только с использованием липких или ловящих рук. Удар ногой в ближнем бою проводится вместе с применением давящих, бьющих или прилипающих рук. Любая техника будет эффективной, если все четыре боевые состояния рук легко превращались одно в другое.

Как овладеть ударами по болевым точкам?

Один мастер как-то сказал, что если удар сильный, то все тело противника становится одной болевой точкой.

 

Удары по точкам лучше всего отрабатывать при помощи различных станков и приспособлений или со своим партнером в комплексе с приемами, а не отдельно. Изучение законов рефлексотерапии при этом является необходимым условием, ведь мало знать место укола или удара, нужно еще знать время активности каждой точки.

Но я хочу вас все же разочаровать. Настоящая работа по активным точкам возможна лишь при высокой степени мастерства, так как ваш противник не будет стоять на месте, и активно мешать вам.

Думаю, что сначала лучше изучать удары по болевым зонам. Такая работа может дать реальный успех.

Какая еще существует техника ног, кроме стоек, перемещении, ударов и блоков?

Кроме перечисленных в арсенале ножной техники конг-фу есть еще много других технических действий: подсечки, подножки, зацепы, обвивы, толчки, надавливания, заламывания, отрывание от земли, увод ноги, сопровождение ноги.

 

Все эти действия в системах ближнего боя выполняются с использованием рук.

Ножную технику можно классифицировать и по другим признакам:

— на какую ногу противника направлено действие (впереди стоящую, сзади стоящую, мягкую, жесткую);

какой ногой выполняется действие (впереди стоящей или сзади стоящей, мягкой или жесткой);

как выполняется действие (на месте, в шаге вперед, в шаге назад);

когда выполняется действие (противник на месте, идет вперед или отступает назад).

 

— Кто в бою может иметь преимущество: мастер техники рук или мастер техники ног?

— Как известно, технический уровень не играет решающей роли в реальном поединке. Когда действия совершаются в напряженном режиме, то первенствует дух, так как техника теряет свое совершенство при высоких скоростях и жесткости.

Если рассматривать технику рук и технику ног по физическим качествам, то можно увидеть следующее:

руки — более легкие, быстрые, точные, универсальные, но слабее и короче ног;

ноги — более тяжелые, более сильные, менее подвижные, чем руки.

Я считаю технику рук без использования ног и технику ног без рук ограниченной и лишенной гармонии.

Итак, правильная техника имеет формулу:

техника = руки + корпус + ноги + дыхание + дух

В дополнение к сказанному хочу отметить, что говорить заочно о чьем-либо преимуществе нельзя, так как в жизни обстоятельства бывают сильнее человека.

 

— Как чувствует себя мастер конг-фу в опасной ситуации?

— Вот другой вопрос: "Как чувствует себя опытный моряк на море перед штормом, в шторм и после него". Приходилось ли вам видеть, чтобы он бил себя в грудь, хвастаясь, что шторм ему нипочем? Можете ли вы представить, чтобы моряк прятался за спины товарищей? В этом смысле у моряка и мастера боя много общего. Воин не боится сражений, хотя его пронизывает холод возможной смерти.

Если у воина сильный дух, то в опасных ситуациях дух не покидает тело, как полководец не покидает свое войско. Если дух слабый, то он покидает тело, которое без духа не способно к сознательным действиям. Страх присущ всем. Нужно говорить о степени страха, зависящей от силы духа.

Как в вашей школе трактуется понятие"скорость"?

Скорость — очень обширное понятие. Из физики нам известны абсолютная и относительная скорости. В конг-фу существуют понятия: быстрота, своевременность, полезность, которые в чисто физическое понимание привносят ситуационную или психическую окраску. В боевом аспекте понятие "скорость" стремится к понятию "скорость взаимопревращения ам и зыонг (инь и ян)".

 

Хочу отметить то, что для мастера, стойкого духовно, скорость имеет совсем другой смысл и измерение, чем для обычного человека.

Из формулы видно, что скорость пропорциональна отношению пройденного расстояния к затраченному времени. Применительно к ближнему бою эта формула не подходит из-за ничтожно малых величин расстояния и времени.

В прктике воинского искусства известно, что большие мастера всегда опережают своего оппонента, независимо от его действия. Часто движения мастера кажутся мягкими и более медленными, чем у противника, но он всегда первым достигает цели. Все дело в том, что у него выше психологическая скорость, а физическая может быть и такая, как у соперника.

Что же такое психическая скорость? На предельно малых расстояниях в ближнем бою некоторые различия скоростей двух противников ничтожны по сравнению с различиями их психических состояний, времени реагирования на действия противника, времени выбора действия и времени включения механизма действия.

Психическое время является суммой промежуточных отрезков времени в механизмах реагирования и действия, которое и определяет психическую скорость.

Психическая скорость — понятие относительное и зависит от внутренних возможностей человека и внешних обстоятельств.

Вы изучали конг-фу вин-сюань (вин-чун). Роль "липких" рук в этой системе?

Вин-сюань (вечная весна) это особый стиль воинского искусства, который создала женщина, мастер шаолиньского направления конг-фу. Учителя вин-сюань основными качествами мастера считают мягкость, быстроту, прямолинейность, хитрость, равновесие, большую силу, чувствительность, интуицию. В техническом смысле это стиль ближнего боя. В нашей школе используются многие методы вин-сюань. Другие школы также берут на вооружение принципы этой системы.

 

В вин-сюань существуют три формы использования рук, которые приводят к трем основным качествам: качество бьющих рук, качество липких рук, качество сплетающих рук.

Как камень разрушает ножницы, так бьющие руки разрушают прилипающую способность рук противника; как ножницы режут бумагу, так липкие руки сковывают работу сплетающих рук; как в бумагу заворачивают камень, так сплетающие руки обезвреживают бьющие руки.

Такое разделение условно. На самом деле в любой момент мастер использует одновременно все три состояния рук.

Липкие руки помогают воину "слышать" намерения противника и удерживать выгодную по­зицию на нужной дистанции; сплетающие руки — сковывать противника и не давать ему развивать атаку, бьющие руки — быстро атаковать и контратаковать противника.

 

— Существует ли в системе во-дао методика разбивания предметов?

— В некоторых системах конг-фу используются упражнения по разбиванию кирпичей, досок, камней, изделий из глины. Делается это в целях специальной подготовки ударных частей тела, отработки правильной техники удара, развития бесстрашного духа воина.

В иных школах единоборств не практикуют системы упражнений по разбиванию предметов, но занимающиеся периодически сдают специальные экзамены-тесты.

В нашей школе нет ни упражнений, ни экзаменов, но каждый по собственному желанию мо­жет изучать этот предмет, так как существует специальная теория удара, которая объясняет с позиции древней философии процесс передачи силы, разрушения предметов.

Bo-Дао является путем созидания, а не разрушения.

Поэт из множества слов создает свое произведение, музыкант соединяет в гармоническую мелодию отдельные звуки, художник, используя разнообразие красок и их оттенков, творит полотно. Так и мастер конг-фу.

Разрушение никак не увязывается с идеалами человека Дао. Древняя мудрость гласит: "Что снаружи — то внутри". Если человек разрушает камень, энергия разрушения входит в него самого. С годами у такого человека может выработаться комплекс оценки окружающего мира с позиции своих кулаков. Но я имею в виду крайне негативное проявление. Если заниматься правильно, то все отрицательные стороны данного метода упражнения в конг-фу должны быть уравновешены духовностью.

— Можно ли, не вступая в физический контакт с человеком, определить его силу и бойцовские качества?

Словами силу не объяснить, не понять умом. Ее можно только ощутить. Она становится реальностью, если есть точка ее приложения. Поэтому не путайте силу и напряжение. Если человек спокоен, то нельзя оценить его физические данные. Если человек говорит или движется, то можно понять его дух.

Какое значение имеет гибкость в воинских искусствах?

 

— Гибкость — одно из важнейших физических качеств, необходимых для совершенствования в конг-фу. Она обеспечивает свободную циркуляцию в теле энергии и крови, является результатом мягкости, поэтому зависит от духа. На физическом уровне гибкость поддерживается благодаря растяжению, сжатию, скручиванию, вибрации, напряжению и расслаблению. Сама по себе она не влияет на качество реального боя (в отличие от показательного), но помогает свободе движений, поэтому может влиять на ход поединка косвенно. Это на физическом уровне. На более высоких ступенях мастерства все физические качества имеют меньшее значение, чем энергия и дух.

 

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 481. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия