Главная цель
Тех, кто занимается боевыми искусствами, можно условно разделить на две категории: тех, кто обучается и тех, кто обучает. Обе категории должны знать конечную цель развития на своём пути. Не зная конечной цели, невозможно быстро достигнуть результатов. Быстро, потому что защищать себя, возможно, придётся уже сейчас, а не через 10 или 15 лет. И задачей в любое время, в любой, не оторванной от жизни, Школы единоборств, является минимизация периода ученичества. Быстрее и надёжней – вот лозунг настоящего инструктора. Я, например, не очень верю в легенды Тай Цзы Цюань о 10 годах ученичества, а потом уже боевых возможностях. Во первых, 10 лет разминки перед боевыми упражнениями это глупо. Во вторых, Ян Лучань преподавал воинам императорской охраны и, врядли, император так долго ждал созревания своих телохранителей. Программы многих боевых Школ Китая, Вьетнама, Окинавы дают плоды мастерства самозащиты уже через 1 год, при ежедневных занятиях. Правда, в былые времена будущего ученика до трёх лет общения вообще ни чему не учили, только приглядывались – можно ли доверять смертоносные методы. Доверяли только домашнюю работу: мытьё посуды, уборку помещений, приготовление пищи. Сейчас поступают по другому – показывают купированные приёмы и ограничивают число эффективных упражнений. Нужно, только, определиться – инструктор знает систему подготовки или делает вид что знает. Красота техники или сила не может быть мерилом, так как они могут быть природными данными. Задача инструктора не только уметь самому, но и обучить упражнениям, позволяющим добиться таких же результатов. Конечный результат любого искусства саморазвития – это мастерство. И воин, и йог, и художник, и поэт должны знать – к чему стремиться, каким нужно стать? Боец должен знать – в чём состоит мастерство боя и, вообще, каким должен быть Мастер Боя. В каждом Стиле могут быть свои грани мастерства (часто засекреченные), свои тонкости, но есть общие показатели для любой Школы. Мастерство в любом деле – это наличие определённых качеств Духа и Тела. У обоих могут быть только свои показатели, но могут быть и универсальные. Например: Сила, Скорость, Ловкость, Гибкость, Выносливость. Эти пять качеств в Духе и Теле проявляются по-разному, но сущность у них едина. Для того чтобы понять проявления этих пяти в сознании и материи, необходимо понаблюдать и поразмышлять. Подумать: что такое Выносливость Духа или Ловкость сознания? С первых этапов Практики необходимо понимание Образа Мастера. На каждом занятии нужно чувствовать: образ становиться чётче, образ наполняет практикующего. Инструктор, помимо всего прочего, должен знать какими методами, какими упражнениями можно добиться конечной цели. А если преподающий искусство не знает конечной цели, то от него пора уходить – он не знает куда ведёт. Красивая техника – это не цель, сила и скорость – лишь ступени. Образ Мастера трудно передать несколькими словами, ибо и их нужно объяснять. Можно, только приоткрыть часть: сила, энергичность, решительность, чувствительность, интуиция, быстрота, уверенность, простота. Наблюдайте вокруг и вы увидите множество проявлений универсального мастерства: у бойцов, у врачей, у актёров, у слесарей, у водителей. Не обращайте внимание на возраст – распознавайте качества мастерства. Даосы берут уроки даже у детей. Если ваш инструктор носитель Образа Мастера – замечательно – далеко ходить не надо. Если у него есть изъяны – не отчаивайтесь – наблюдайте конечную цель в жизни, в фильмах, в книгах. Если говорить о фильмах, как о самом наглядном, то рекомендуем следующие кинокартины: «Герой», «Кулак из Шаолиня», «36 ступеней Шаолиня», «Железная обезьяна», «Однажды в Китае», «Разборки в стиле кунфу», «Семь самураев». Некоторые из этих фильмов довольно сказочные и забавные, но помните славянскую мудрость: «Сказка – ложь, но в ней намёк. Добру молодцу – урок!» Тем более в кино, для того чтобы обратить внимание, используют преувеличение. Ещё хочется воздержать от возможных ошибок и напомнить наставления китайских мастеров: «Если будешь, подражать мне – погибнешь. Если будешь, подобен мне – выживешь».
Бесполезно носить бороду, как у мастера. Бесполезно есть конфеты, как мастер. Бесполезно пить чай, столько сколько мастер. Суть мастерства в другом.
|