Время собирать и время разбрасывать.
Каждый Стиль, каждая Школа сталкивается с вопросами, касающимися качества и количества. Качество и количество должны гармонично сочетаться и развивать друг друга, а не служить препятствием или ловушкой. Время течёт – Школы живут и развиваются, сталкиваются с возникающими проблемами, получают новую информацию, условия изменяются, рождаются необходимые цели и задачи. Время от времени возникают проблемы: нужны ли новые методы и техники для повышения качества, не мешает ли количество методов и техник для работы над качеством? Что имеется ввиду под термином качество? Это развитие базовых показателей мастерства бойца – сила, скорость, точность, глубина рефлексов, внимательность и других. Под количеством подразумевается число используемых методов, упражнений, повторений, циклов, техник, приёмов. Рассматриваемые проблемы существенные для нашего времени. Многие Стили открывают свои тайны. И соблазн работать, или хотя бы познакомиться, с новыми, возможно более эффективными методами и техниками, может стать препятствием на пути развития мастерства. Ведь каждый метод – это затраченные силы и время. Жизнь короткая и времени может не хватить – мастерский уровень останется мечтой. Монастырь Шаолинь и его проблемы – показательный пример принятия решений в борьбе с накапливающимися знаниями. В монастырь, на всём протяжении истории (более 1500 лет), стекалось множество интересных и замечательных людей: проповедники, врачи, маги, философы, воины, полководцы, аристократы, императоры. Шаолинь был местом сбора и обработки традиций и личного опыта множества людей. Люди приходили и уходили из монастыря, а информация оставалась. Причём, Шаолинь был не библиотекой (в смысле сбора и хранения знаний), а нивой практики. Монахи не только знали – они делали. Семена знаний удобрялись потом и кровью и давали ростки новому Знанию. Наступало время, и монахи не могли нести накопившийся груз Знаний. К концу 16-го, началу 17-го веков в Шаолине имелось около 300 формальных комплексов и несколько десятков Стилей. В монастыре уже не хватало людей для сохранения Живой Традиции. Каким же способом Шаолинь решил эту проблему? В методической истории монастыря можно выделить 3 периода. Первый период – время принципа «Сила побеждает Силу». В это время бойцы Кунфу всячески наращивали специализированные виды сил: «алмазных пальцев», «железных ладоней», «орлиных когтей», «золотого колокола». В бою побеждал тот, чья Сила была мощней. Мастера этого периода ломали брёвна ногами, крошили камни руками, пальцами делали дыры в стенах. Второй период – время принципа «Ловкость побеждает Силу». В этот период главными были скорость шага, координация тела, чувство ритма и дистанции. В силе не было толку, если прилаживать её было не к чему. Если неловко применить большую мощь, то можно проиграть поединок – после сильного удара возникает пауза, которой может воспользоваться противник. Третий период – время принципа «Мягкость побеждает Силу». Это период развития чувствительности, предвидения, контроля, опережения. Практику этого уровня тяжело объяснить словами, но примером могут стать такие стили, как Тай Цзы Цюань, Синь И Цюань, Ба Гуа Чжан, Вин Чун Куэн. Необходимо заметить, что и Сила, и Ловкость не куда не пропадают и не обесцениваются. Но они не являются главным приоритетом практики Кунфу. Без них тоже нельзя. Если уподобить Мягкость – сознанию, Ловкость – ногам, Силу – рукам, то станет понятно: отсутствие чего-либо – это наличие инвалидности. Победить можно и с инвалидностью, но хлопотно и тяжело. Первый период – это время Системы Пяти Зверей. Второй период – системы Восьми Зверей. Третий – Два Зверя. Система Зверей – система Материнских Образов, порождающих всю технологию воспитания воина. Методика Школы может описываться любым количеством животных, но все они – лишь, отражение Материнских Образов. Пять Зверей – система привязанная к образам Пяти Стихий. Каждая стихия передавалась через характерный образ животного, который, с точки зрения Стиля, лучше всего отражал необходимые характеристики практики. Стилях основанных на Пяти Зверях множество, от Кореи до Малайзии. Толчок для развития таких методик был сформирован в Шаолине. Пять Шаолиньских Образов – это Тигр, Дракон, Журавль, Змея, Леопард. В некоторых Школах был не Журавль, а Птица. В некоторых вместо Леопарда – Кот, а в других вместо Дракона – Слон. Но в целом системы Пяти Зверей сходны по принципам построения методов практики. Через время Стили накапливали тонкости понимания воинского искусства и системы могли увеличивать до 8-ми (или более) образов. Образно говоря – от 5-ти нот переходили к 8-ми нотам. Спустя столетия, 8 – показалось много, и решили упростить до 2-х базовых. Возможно, повлияли слова знаменитого китайского стратега Чжугэ Ляна: «Всё, что я читал из трактатов по стратегии, можно свести к наставлениям Сунь-цзы. А наставления Сунь-цзы, можно свести к образам взаимодействия Ян и Инь». В стилях могли использовать характер многих животных, но они, лишь, подчёркивали материнские образы. В Синь И Цюань – это Журавль и Медведь, Тай Цзы Цюань – Змея и Журавль, Хун Гар – Тигр и Журавль, Чой Ли Фут – Леопард и Змея, Вин Чун Куэн – Журавль и Змея. Почему: от большего шли к меньшему? Потому, что в сутках 24 часа, а помимо желаний – есть обязанности. Любое искусство, лишь, часть жизни. Раздувая одно – ущемляем другое. Если в арсенале Стиля (или только Школы) 30 ударов стопой, 20 ударов локтём и ещё много чего, то учиться можно долго и к мастерству не прийти (особенно по два занятия в неделю). Чем быстрее закончится работа над количеством (техникой), тем больше времени для качества (мастерства). Нужно помнить – техника и методы – это инструменты, развитие и мастерство – цель. Задача – не уметь исполнить техники, а довести их до состояния рефлекса. Чем больше повторов – тем глубже рефлекс. Хотя, с коммерческой точки зрения – чем больше техники – тем дольше несут деньги. Хороший пример – спортивное Ушу. Спортсмены Ушу, исполняющие множество комплексов различных Стилей, часто гордятся красотой своей техники. Но в контактных поединках, если отваживаются на них, и приёмов единицы, и красота отсутствует. И проигрывают часто: нет опыта (когда спарринговать – нужно технику осваивать), нет рефлексов. Когда Шаолинь выходил на следующий уровень развития, новая система засекречивалась, а старая отдавалась народу через послушников или вышедших из монастыря инструкторов. Через время мастера Шаолиня могли отследить, что народ сделал с полученными знаниями, во что они развивались, какие находки появились в народных Школах. Шаолинь мог отслеживать потому, что бывшие послушники или монастырские мастера были и через века связаны со своим Истоком. В монастыре проходили посвящения в мастерство, главенство в Школе, вёлся учёт мастеров и учеников, связанных с Шаолинем Школ. Подводя итог, можно сказать, что если Стиль или Школа вышли на определённый виток развития, то что-то надо развивать, а что-то отложить. Выбор необходимо делать, руководствуясь возможностями и необходимостью. Качество и количество должны гармонично сочетаться и развивать друг друга, а не служить препятствием или ловушкой. Критерием необходимого отбора должны стать Законы Стиля, его главная Идея. Материнская Идея всё рождает и всё удерживает. Любой боевой (в смысле для боя, а не для соревнований) Стиль – это не случайный набор приёмов и методов. Приёмы и методы вторичны, главенствует и рождает Изначальная Идея. Техник и упражнений огромное множество и без отбора в них можно утонуть. Корнем Боевой Системы является Идея Победы: как её добиться и что для этого нужно.
Для более чёткого прояснения затронутых вопросов, рекомендуем чтение следующих книг: - Гриценко Ю.Б. «Тайны гунфу»; - Тарас А.Е. «Боевая машина»; - Сенчуков Ю.Ю. «Да-цзе-шу – искусство пресечения боя»; - Долин А.А., Попов Г.В. «Кэмпо – традиция воинских искусств»; - Долин А.А., Маслов А.А. «Истоки УШУ».
Но более всего, желаем непосредственного общения с носителями Живых Традиций различных Стилей и Школ, проверенных временем и обстоятельствами! Ибо в книге – лишь часть возможного.
|