Задачи автора
План: 1. Простакова недовольна кафтаном, сшитым Тришкой; 2. Скотинин мечтает жениться на Софье; 3. Софья получает письмо от Стародума; 4. Софья и Милон встречаются; 5. Скотинин сватается к Софье и узнаёт, что Простакова прочит Софью Митрофану; 6. Скотинин бросается на Митрофана; 7. Беседа Правдина и Стародума о взглядах на жизнь; 8. Все герои выражают своё отношение к Стародуму; 9. Экзамен Митрофана; 10. Беседа Софьи и Стародума о нравственных основах жизни; 11. Стародум соглашается на брак Софьи С Милоном; 12. Скотинин и Простакова сватают Софью; 13. Стародум узнаёт о планах Простаковой на Софью; 14. Правдин сообщает об опеке имения Простаковой; 15. Отъезд Стародума, Милона и Софьи; 16. Разочарование Простаковой.
Герои:
Отрицательные персонажи: · Простакова: Дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Её фамилия указывает на необразованность и невежество. Простакова - движущее лицо комедии. Она замышляет женить Митрофана на богатой воспитаннице Софье (вопреки первоначальному намерению выдать её за своего брата). Главная черта в характере героини – безумная, животная любовь к сыну. Она считает, что всё, что выгодно для Митрофана, - хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына – своего брата Скотинина, она вцепляется в его шею. Таким образом, её нравственные и моральные понятия полностью извращены. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини: 1. Внутренняя причина (плохое воспитание);
2. Социальная причина (указ Екатерины 2 «О вольности дворян», который невежественные дворяне приняли как полную власть над крепостными). В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет всё: власть над крепостными, имение, сына. Её крах – это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленный положительными персонажами пьесы. · Митрофанушка: Сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью и ленью (сцены с учителями). Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нём души не чает, и вертит ею как хочет. Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства. Причина его – в неправильном, уродующем воспитании. Возможные вопросы:
Второстепенные персонажи: Тришка Портной. Назначение крепостных в комедии – показать бесчеловечное отношение к ним помещиков. (Сцена примерки кафтана Митрофаном) Положительные персонажи:
|