Студопедия — Цитаты.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Цитаты.






Н. Рубцов: «Россия, Русь! Храни себя, храни

Свои леса, молитвы и погосты.»

(природу, духовность и память)

В. Белов: «Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко. Мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло

отчуждение.

 

ШУКШИН –по Лейдерману

АСТАФЬЕВ – там же.

 

ТЕМЫ.

1.Открытия и тупики «деревенской прозы».

 

 

1.Люди и судьбы современной деревни.

2.Трагедии крестьянской России в русской прозе ХХ века.

3.Идеи социального переустройства жизни и их реализация в русской литературе ХХ века.

4. «В деревне Бог живет не по углам,

как думают насмешники, а всюду…» (М.Бродский).

Русская проза ХХ века о деревне.

5.Проект «общепролетарского дома» в русской литературе 20х-30х годов ХХ века

(А.Платонов, Е. Замятин….)

6. «Ты долго ль будешь за туманами

Скрываться, Русская звезда…» (Ф.Тютчев)

Судьба России сегодня в осмыслении современных русских писателей.

7.Что значит жить по совести? (По произведениям современной литературы).

8.Отцы и дети – неизбежен ли конфликт? (По произведениям современной литературы)

9.Что значит жить по совести?

10. «Человеком остаться сумей»(Ф. Абрамов). Проблема гуманизма в современной литературе.

11.Значение культуры для обретения нравственного самосознания человека. (По произведениям современной литературы)

12. «Не верят в мире многие любви»(М. Ю. Лермонтов). Утрата идеалов как проблема современной литературы.

13. Бунт личности против Зла (по произведениям современной литературы)

14. Современная литература размышляет о Вечном.

15. Что такое культура чувств и человеческих отношений. (По произведениям современной литературы)

16. Давний спор о России. (Идеи западников и славянофилов в современной литературе)

17. Природа и цивилизация в произведениях современной литературы.

18. Что такое чувства к своей «малой родине». По произведениям современной литературы.

19. Особенности народного национального характера. По произведениям современной литературы.

 

Может быть сформулировано так:

1. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» И. С. Никитин (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

2. «Бессмертное наше счастье Россией зовется в веках» В. В. Набоков (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

3. «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно» Д. С. Лихачев (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

4. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» Ф. М. Достоевский (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века

5. «Страданием и горем определено нам добывать крупицы мудрости» Н. В. Гоголь (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

6. «Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. Л. Н. Толстой. (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

7. «То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь её улавливать, вот и все» В. В. Набоков (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

8. «Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни» Л. Н. Толстой (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)

 

 

Задание:

1. Сгруппировать темы

2. Вступление, заключение, тезисные планы.

3. Писать только на первую.

 

ОТКРЫТИЯ И ТУПИКИ ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ

«Деревенская проза» стала существенным звеном литературного процесса. Ее создатели были первыми, кто на рубеже 1960-70х годов остро почувствовал надвинувшуюся беду – ДЕФИЦИТ ДУХОВНОСТИ, кто первым оценил ее как главную тенденцию времени. Деревенская жизнь и деревенский человек в их книгах ценны не столько как социологические феномены, сколько как емкие художественные образы, в которых наиболее явственно выразились сдвиг, сбой, чувство распутья, переживаемое всем нашим обществом. Не умиление народом, а тревога за его духовное здоровье пронизывает книги мастеров «д.п.». В своих деревенских жителях они открывают не легендарную успокоительную цельность, а реальный драматический надрыв, разлом, проходящий через душу. Они не описывают «готовый» народный характер, берут его не в статике, а в динамике, которая оказывается процессом мучительного самопреодоления стихийного, «нутряного» существования. И приводят они своих героев не в президиумы торжественных заседаний и не на благостные литургии, а на совестный суд, где сам человек выносит себе беспощадный нравственный приговор.

Они же, мастера «д.п.», первыми начали активный поиск путей преодоления дефицита духовности. Успех их ждал на путях исследования глубинных основ нравственности, когда открылась корневая связь между философским постижением мира человеком и принципами его поведения в мире: нормами отношений его с другими людьми, со своим народом, с человечеством.

«Д.п.»выработала особую поэтику, ориентированную на поиск этих глубинных опор духовного существования. Доминирующим принципом этой поэтики явилось стремление ПРОЗРЕТЬ в НЕПОСРЕДСТВЕННО ДАННОМ ЖИЗНЕННОМ МАТЕРИАЛЕ СИМВОЛЫ ВЕЧНОГО. И писатели-деревенщики действительно находят эти символы. Субъективно создатели «дп» ищут религиозные устои жизни, то есть основы, на которых держится духовный мир отдельного человека и народа в целом – понятия Бога, святости, духовного подвига, поклонения, паломничества, служения…Но эти символы чаще всего обретают плоть в микро- и макрообразах предметного мира. (У Распутина – баня в «Последнем сроке» и Царский листвень в «Прощании с Матерой»). Во всех этих образах прямо или косвенно актуализуется связь с МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ, причем в дохристианском, языческом изводе (НИКЕ: вот это сейчас самое модное!). Фактически эти образы становятся воплощением мистического пласта народного сознания – того, что можно назвать национальным коллективным-бессознательным, а именно системы рационально невыраженных, но интуитивно принятых верований, чувствований и идеалов, которые в течение многих столетий определяли нравственной кодекс народной жизни. Деревенщики разрушили миф о «простом советском человеке», эпитет «советский» потерялся, его образ стал определяться не идеологическими, а бытийными координатами – землей, природой, семейными заботами, устоями деревенского уклада.

Но чем значительнее были достижения деревенской прозы, тем шире расходилась волна инерции. Незаметно стал складываться некий стереотип произведений о малой родине. Его обязательные элементы: радужные картины деревенского детства – вечное чувство голода в годы войны, трагическое высокое сознание общей беды – годы 70е, когда память потерь начинает казаться обузой жадным до радостей жизни молодым выходцам из деревни. Все это озвучено элегическим голосом повествователя, который с тоской вспоминает минувшее, томится чувством вины перед истоками, порицает забывчивость и эгоизм современников.

В литературу вошел ещё один художественный миф – миф о «деревенской Атлантиде».

(плохие книги: Белов «Лад»1981, «Все впереди»86: все, что не деревенское, что русским духом не пахнет – то дурно.)

Только в творчестве Шукшина и Астафьева реализовались другие пути осмысления: аналитический взгляд на народный мир, принципиальный отказ от его идеализации.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия