Студопедия — Путь мудреца
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Путь мудреца

 

12.1. Общие положения

 

Первоочередные мероприятия по спасению людей при авариях на транспорте связаны с деблокированием пострадавших из замкнутых объемов – пассажирских вагонов и купе железнодорожного транспорта, пассажирских салонов воздушного судна, автомобиля и т.п.

Эвакуационные возможности различных транспортных средств значительно отличаются друг от друга и зависят от компоновки конкретного вида транспорта, наличия основных, запасных и аварийных выходов, а также времени их подготовки к работе.

Так, пассажирские вагоны, используемые при перевозках пассажиров на железной дороге, оборудованы двумя входными дверями, расположенными по каждой стороне вагона. Они снабжены специальными замками и открываются внутрь вагона. Двери купе и электричек открываются при перемещении их в бок. Для проникновения внутрь вагона при авариях можно использовать и оконные проемы.

Для эвакуации людей из воздушного судна в аварийной ситуации могут быть использованы все основные, служебные и запасные двери, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Согласно международным требованиям безопасности количество различных дверей, используемых в чрезвычайных ситуациях, должно быть таким, чтобы все пассажиры могли бы покинуть воздушное судно через расположенные на одной стороне выходы за 1,5 мин.

Деблокирование пострадавших из салона автомобиля, потерпевшего аварию, возможно через незастекленные оконные проемы и двери.

При опрокидывании плавсредств люди могут оказаться блокированными во внутренних помещениях, находящихся под водой или на уровне воды. При их деблокировании нужно учитывать то обстоятельство, что запас воздуха в опрокинутом судне ограничен.

Во многих случаях деблокированию пострадавших из замкнутых объемов препятствуют пожары. Для таких пожаров характерны большая плотность задымления, большой перепад температур по высоте помещения, а также наличие в продуктах сгорания значительных концентраций токсичных веществ. Так, через несколько минут после возгорания в салоне авиалайнера концентрация двуокиси углерода достигает смертельной, температура на высоте 1,5 м от пола составляет 250 градусов. В пассажирском поезде пожар распространяется очень быстро – в течение 15-20 мин вагон полностью охватывается пламенем, температура горения достигает 1000 градусов, на эвакуацию остаются считанные минуты.

 

12.2. Поисково-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях на авиационном транспорте

 

В аварийной ситуации все основные, служебные, запасные двери должны использоваться для эвакуации людей. Она может осуществляться через разломы в фюзеляже, специальные люки сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Конструкции замков аварийных выходов обеспечивают возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи. Изнутри выходы открывают члены экипажа или пассажиры, а снаружи спасатели. Они подгоняют к аварийному выходу передвижной трап, специальные автотранспортные средства, навешивают веревочные системы. Рукоятки замков на аварийных замках устроены просто, они заметны и не требуют больших усилий при открывании.

При заклинивании дверей и люков спасатели приступают к вскрытию фюзеляжа. Оптимальные места вскрытия отмечены уголками желтого цвета на белом фоне. При вскрытии используется дисковые пилы, электрошлифовальные машины, специальные кусачки и топоры.

Эвакуация людей с борта воздушного судна можно осуществляться с использованием передвижных трапов, приставных и пожарных лестниц, веревочных систем, корпусов крупных автомобилей.

Около выхода из воздушного судна находятся специальные средства для эвакуации: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Так, надувные трапы ТН-2 размещаются под люком пола перед входной дверью самолета ИЛ-62 или на откидной платформе самолета ТУ-154, трап ТН-3 – на откидной платформе у передней входной двери. Пропускная способность одного трапа 100 человек за 2,5-3 мин.

Матерчатые желоба, как правило, находятся около выходов с правой стороны фюзеляжа: на ИЛ-62 – под люком пола, на ТУ-154 – на багажной полке вблизи выхода, на ТУ-134А в гардеробе экипажа. Допускается спускать по такому желобу не более одного человека при его обязательной страховке.

Над каждым аварийным выходом, а также над форточкой в кабине экипажа или люками имеются спасательные канаты, закрепленные на самолете. Открыв форточку или люк, канат выбрасывают наружу.

На ИЛ-86, ЯК-42 для аварийной эвакуации людей есть аварийные двери со встроенными в них надувными трапами. В процессе аварийного открывания двери происходит автоматический выброс надувного трапа и наполнение его воздухом.

При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей, затем - всех остальных. Пассажиров, находящихся в бессознательном состоянии, или имеющих тяжелые травмы, осторожно выносят на носилках, в брезенте, щитах или опускают на землю с помощью веревок.

По завершении эвакуации спасатели проверяют скрытые места в салонах и кабине экипажа, а также кухни, гардеробы и другие помещения, чтобы убедиться в отсутствии людей.

Особую опасность при эвакуации представляют пожары на борту самолета. Тушение пожаров внутри салонов, спасение людей спасатели начинают со вскрытия дверей, надкрыльных люков и обшивки фюзеляжа проникновения спасателей внутрь салона. Вскрытие фюзеляжа целесообразно начинать с дверей, так как у них пропускная способность выше, чем у отверстий, сделанных в обшивке. Этими отверстиями следует воспользоваться, когда эвакуация через двери невозможна. Спасатели должны быть оснащены индивидуальными средствами тепловой и газо-дымной защиты, рабочей рукавной линией, заполненной раствором пенообразователя и перекрывным стволом.

Поскольку при пожаре внутри воздушного судна нарастает температуре по высоте салона, то спасатели должны в начале пожаротушения, пока не будет снижена температура, работать пригнувшись, охлаждая верхний высокотемпературный слой воздуха салона.

При задымлении один спасатель должен находится снаружи самолета и иметь те же средства защиты, что и спасатели, работающие внутри судна. Этот спасатель обязан поддерживать постоянную связь со спасателями в салонах, быть готовым к оказанию помощи, как пострадавшим, так и другим спасателям.

При авариях, происходящих вне зоны аэропорта, необходимо организовать и оперативно провести поиск воздушного судна. Эти работы проводятся с привлечением самолетов, вертолетов, оборудованных специальной поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. Такими средствами снабжены поисково-спасательные отряды (ПСО), находящиеся в регионах. После высадки ПСО спасатели немедленно приступают к эвакуации и перемещению пассажиров на безопасное расстояние. Спасатели не только спасают людей, но и создают условия, необходимые для выживания в такой ситуации, а также оказывают им первую медицинскую помощь. В случае труднодоступности района бедствия спасатели разворачивают временный лагерь с системой первичного жизнеобеспечения, а при невозможности доставить пострадавших в лечебное учреждение - временный полевой госпиталь.

После вывода из зоны бедствия пострадавших спасателей приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания.

 

12.3. Поисково-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте

 

При авариях на железнодорожном транспорте опасность для пассажиров представляет резкая остановка поезда, а также переворачивание вагонов – при этом происходит травмирование пассажиров (ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливание частей тела, ранения).

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

проникнуть в вагон через двери, оконные проемы и специально проделанные люки;

организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;

оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае заклинивания дверей применяется лом, кувалда, зубило, аварийно-спасательный инструмент.

Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки. Особую опасность при этом представляют осколки, острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать.

После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.

Для освобождения попавших под вагон, его при необходимости поднимают, используя для этого грузоподъемные краны или специальные домкраты большой грузоподъемности. Иногда извлекают пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.

Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы оперативно провести поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации пожара.

Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших, их эвакуации и оказании помощи.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасательных подразделений Войск ГО Российской Федерации, под общей редакцией генерал-полковника Г.Н. Кириллова. – М.:1997

2. Учебник спасателя / Шойгу С.К. и др., под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. – М.: 1997

3. Охрана труда спасателя / Шойгу С.К. и др., под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - М.: 1998

Методическое пособие по тактико-специальной подготовке пожарных подразделений Войск ГО Российской Федерации. – М.: МЧС России, 1997.

 

Путь мудреца

Люди проглатывают слова мудреца, не переварив их. Поэтому они не могут постичь Пути мудреца. То же самое можно сказать о перце. Если вы проглатываете горошинку перца, не разжевав ее, разве вы можете знать, что это такое? Можете ли вы любить перец, не зная, какой у него вкус? Путь мудреца подобен вкусу перца. Когда вы разжуете и распробуете этот Путь, вы узнаете как можно на него встать. Принимая же его на веру, вы не можете оценить его по достоинству.

Все пути подобны этому. Хурма приятна на вкус, но только после того, как вы попробуете ее сами. Конечно, пища, которую проглатывают не жуя, тоже переваривается желудком и подкрепляет тело. Но чтобы по-настоящему понять слова мудреца, их следует разжевать, а не проглатывать, не задумываясь. Но даже проглотить их не задумываясь будет лучше, чем вовсе их не услышать.

Будда знает, как трудно постичь путь тому, кто не стремится к просветлению. Это похоже на ребенка, который пьет молоко, но не думает о его вкусе пока не вырастет. Но когда он вырастает, понимание, что есть вкус молока, приходит к нему естественно. Вы можете прочесть книгу, написанную мудрецом, но так и не осознать, кем она написана. Но если вы следуете по Пути мудреца, наступает время, когда вы осознаете, что этот Путь представляет собой, и впоследствии уже никогда не сойдете с него.

Радость одиночества

Я не понимаю, как люди могут чувствовать себя одиноко. Когда мой посетитель уходит, я погружаюсь в покой и безмятежность. Приближаются сумерки и я чувствую счастье, потому что знаю, что в этот день никто больше не придет, и я снова буду один. Когда я гляжу на спокойную луну или вслушиваюсь в шум дождя, мне хочется говорить о них "мой дождь", "моя луна". Но я живу в одиночестве не для того, чтобы пребывать в покое и безмятежности. Если бы я жил в покое ради удовольствия, я ничем не отличался бы от людей, которые любят роскошь и танцы.

Одни черви любят горькие плоды, а другие любят сладкие. Наши вкусы определяются тем, что мы любим. Жизнь в веселом квартале отличается от жизни в горах, но если мы привязаны к жизни в горах, мы подобны тем, кто живет в веселом квартале. Отступать от Пути во имя удовлетворения желаний, означает вести жизнь искателя удовольствий. Одни отступают от Пути Будды, потому что зарабатывают деньги на продаже буддийских реликвий, другие - потому что живут в уединении. Следует помнить, что многие из тех, кто уходит в горы, идут туда в поисках удовольствий.

Не бойтесь своего врага

Не следует бояться врага. Следует бояться союзника. Изначально врагов не существует, но наш союзник может стать врагом. Если вы делаете своему врагу одолжение, он становится союзником, но если союзник не доволен вами, он может стать врагом. Если вы никому не делаете одолжений и вызываете в людях неприязнь, куда бы вы ни пошли, везде будете встречать только врагов.

Провидение

Провидение подобно емкости для масла в лампе. Люди видят емкость для масла, но никто из них не знает, сколько масла в ней осталось. Тело человека подобно сосуду. Когда масло кончается лампа гаснет. То же можно сказать и о человеческой жизни. Когда провидение изменяет человеку, его жизнь кончается.

Правильное и неправильное

Все знают, что правильно, а что неправильно, что чисто, а что нечисто. Вещи разделены на хорошие и плохие. Нет тех, кто не любил бы чистую комнату и убранный сад. Даже злонамеренный человек не любит зла в других людях. Он убирает мусор в саду и следит, чтобы посаженное им дерево росло правильно. Он не замечает своих плохих поступков и нечестности, но не может выносить обмана и зла в других людях.

Замечайте даже прыгающую блоху

Замечайте даже прыгающую блоху. Таково проявление великого принципа. Оно помогает нам понять сам великий принцип. Корова и лошадь рождаются большими, а блоха маленькой, но корова, лошадь и блоха в равной мере выражают великий принцип. Не судите о них на основании их размера. Их уникальность не в их размере. Представьте себе, что у вас есть статуи блохи, коровы, лошади и тигра, сделанные из чистого золота. Все они из золота, но отличаются друг от друга. Круглый лист лотоса и тонкая сосновая иголка также сотворены разными. Все проявляет великий принцип.
Отрицайте себя и следуйте долгу

В " Аналектах " Конфуция есть слова "Отрицайте себя и следуйте долгу". Отрицать себя значит полностью посвящать себя выполнению одной задачи. Отрицать себя также означает побеждать желания. Следовать долгу значит возвращаться на Путь. Следование долгу - Путь, по которому должен идти человек. Если вы делаете лишь то, что вам нравится, то отклоняетесь от истинного Пути. Возвращаясь к принципам, вы снова становитесь на Путь. Поэтому следование Пути и следование долгу - одно и то же. Не следует считать, что эти высказывания говорят о разных вещах. Примером может служить вылепливание сосуда из глины. Сосуд и форма, по которой его лепят, одинаковы.

Обычные люди устремляются за удовольствиями и отступают от Пути. Достойный человек отрицает себя и делает Путь своим принципом. При этом ему не нужно следовать многим правилам. Переедание вредно, поэтому каждый должен получать достаточное количество пищи и не больше. Но хуже всего, если чревоугодию предаются монахи. В сутрах говорится, что прием пищи подобен приему лекарства, которое призвано спасти нас от голода. Поэтому никогда не ешьте ради удовольствия.

Путь состоит в том, чтобы не возноситься, как бы вы ни преуспевали в своих делах. Вы должны ложиться спать вечером и просыпаться утром. Для человека это вполне естественно. Не делая этого, вы нарушаете принцип отрицания себя. Тот, кто забывает об этом принципе, не следует Пути. Устремляясь к удовольствию, вы отворачиваетесь от Пути. Когда вы даете другим легкие задачи, а сами решаете сложные, когда вы даете другим лучший кусок, а худший оставляете себе, вы отрицаете себя и исполняете свой долг.
Радость и печаль

Плач и громкий смех изменяют черты лица и приводят к потере невозмутимости. Радость и печаль приходят извне, затрагивают наши внутренние чувства, а затем проявляются в нашем поведении. Так, когда вы узнаете о смерти сына, печальная весть приходит к вам от других. Она входит через уши, затрагивает чувства, а лицо принимает скорбный вид. Напротив, когда вы слышите об удаче своего сына, хорошая весть приходит к вам от других, проникает через уши, а на лице у вас появляется улыбка. Внутри вас нет ни радости, ни печали. Они приходят извне.

Когда радость или печаль заканчиваются, улыбка или скорбь сходят с вашего лица, и оно становится совершенно обычным. Люди склонны видеть лишь различия и не видят за ними постоянства. Человек, который знает постоянство невозмутимости, легко следует изменениям. Если бы радость и печаль проникали глубоко, они были бы неизменными. Однако они приходят и уходят неожиданно. Все эмоции мимолетны. Однако наш подлинный ум отражает их, как зеркало. Если в сознании преобладают отражения, вы имеете дело с мимолетным. Если же сознание становится чистым, подобно зеркалу, вы прикасаетесь к неизменному.

Искусность

Во всех своих действиях опытный человек не прибегает к силе. Сила не требуется, если вы следуете принципу во всех своих действиях. Так, нанося противнику удар мечом вы не используете силу, каким бы тяжелым ни был меч. Если бы исход поединка решала физическая сила, сильные люди всегда побеждали бы слабых. Но напротив, сильные люди часто подчиняются слабым, потому что в действиях последних заключена не только физическая сила. Вы можете научиться побеждать противника без меча.

Если во время полировки изделий из дерева, бамбука или драгоценных камней вы слишком сильно на них нажимаете, отполировать их хорошо будет невозможно. Когда же вы не так усердствуете, не жмете слишком сильно, работа идет лучше. Используя силу, вы лишь придаете им блеск, но не устраняете неровности. Но если вы полируете легко, без нажима, даже неровности будут устранены. Этому принципу нужно следовать во всем.

 

Книга подобна каплям сакэ

В тринадцатом разделе "Чжуан-цзы", который озаглавлен "Путь неба", приводится следующая притча:

Однажды император Хуань-гун (ок. 643 г. до н. э.) читал нараспев книгу в зале, а неподалеку тесал колесо колесных дел мастер. Отложив молоток и долото, мастер вошел в зал и спросил:
- Осмелюсь спросить, какие слова читает государь?
- Слова мудрецов, - ответил император.
- Живы ли те мудрецы?
- Уже умерли.
- Значит, государь повторяет лишь отголоски тленных душ древних людей? - спросил мастер.
- Как ты смеешь, колесных дел мастер, рассуждать о книге, которую я читаю? Если у тебя есть что сказать - говори, если нет - ты умрешь! - воскликнул император.
- Ваш слуга будет говорить о делах древних с точки зрения своего ремесла, - ответил мастер. - Если я работаю медленно, мне легко, но колесо получается непрочным. Если я спешу, мне тяжело, и колесо плохо прилаживается. Но мои руки овладели мастерством, и теперь я не спешу и не медлю, а откликаюсь сердцем. Я не могу этого объяснить, потому что секрет сокрыт у меня в руках и в сердце. Я не могу передать этого своему сыну, равно как и он не может научиться у меня этому. Оттого-то, проработав семь десятков лет, я все еще мастерю колеса. Что уж и говорить тогда о древних, которые жили много веков назад? Разве они могут передать вам свой секрет? Поэтому я и говорю, что государь лишь повторяет отголоски тленных душ древних людей.

Слова в древней книге напоминают капли сакэ. Многие читают книги, но мало кто понимает принцип. Люди наших дней, читающие предания о древних мудрецах, далеки от понимания.
Все люди похожи

В мире живет великое множество людей. Когда человек глубоко постигает свою природу, он понимает, что никто в этом мире не отличается от него самого.

Познай самого себя

Даже не познав своего тела и души, следует стремиться познать дух, ум Будды, божественную волю - все то, что выше и ниже нас.

Конфуций говорит: "Вы, которые еще не знаете о рождении, как вы можете знать о смерти? Вы, которые еще не познали себя, как вы можете познать злых духов?".

Сравнение

В " Лотосовой сутре " есть сравнения. Они используются для того, чтобы донести до людей истину. Образованный человек, в совершенстве умеющий мылить логически, часто использует метафоры. Использование метафор подобно использованию слов для описания цветов, птиц, зверей при разговоре с людьми, которые никогда их не видели. Передать свои мысли невежественным людям трудно. Но когда вы показываете им изображение, они сразу понимают, о каких цветах, зверях и птицах идет речь. Метафоры используются подобно этому. Люди легко понимают с помощью звуков и образов, но пока они не увидели и не услышали, они не верят в реальность сверхъестественных сил или проявлений божественного в человеке. Только просветленный человек видит все таким, какое оно есть.

Люди видят вещи, когда они появляются, и говорят, что они существуют. С другой стороны, когда тело исчезает после смерти, они говорят, что его больше нет. Таким образом, рождение-и-смерть ограничивает понимание. Люди видят живых и не видят умерших. При этом они верят, что обо всем можно сказать одно из двух: либо оно существует, либо нет. Даже трехлетний ребенок может это сказать. Люди не знают, что перед рождением человека и после его смерти он пребывает в бесконечности. Однако они часто делают умный вид, словно понимают это. В действительности же они ничем не отличаются от трехлетних детей.

Слава

Стремиться к славе нехорошо. В идеале следует снискать себе славу, не прилагая к этому усилий. Но все же лучше прославиться, прилагая для этого усилия, чем не прославиться вообще. Нам редко удается достичь чего-либо без настойчивых поисков. Как правило, после длительных поисков человек разочаровывается и лишь после этого без усилий получает то, к чему стремится.

Вначале человек хочет понять, что есть Путь. Когда человек стремится к славе, его достоинства возрастают, и в конце концов он достигает цели. Люди чтут того, кто является человеком Пути. Искать честь означает искать Путь. Стремлением познать Путь не следует пренебрегать. Но стремиться к славе ради славы, без познания истины, нехорошо.

Иногда говорят о гакуй и му-гакуй, что означает "получить квалификацию (степень)" и "выйти за пределы квалификации". Закончив учиться (гаку), человек выходит за пределы учебы (му-гаку). Из состояния учебы он переходит в состояние не-учебы, когда все порочные страсти уничтожены, а круг рождения-и-смерти разорван. Человек изучает буддизм, совершенствуется в своих познаниях и в конце концов выходит за пределы квалификации (му-гакуй). Достигнув многого, человек оказывается выше самих этих достижений. Такой человек не ищет ничего, но постигает все.
Один день

Проживая жизнь день за днем, человек теряет один вершок жизни за другим. Прожить один день означает потерять один вершок жизни. Прожить два дня означает потерять два вершка. Это напоминает шаги овечки к тому месту, где ее будут разделывать на мясо. Время, отмеренное человеку, истекает очень быстро. Не успели вы оглянуться, а жизнь уже подошла к концу. Тот, кто бережно расходует свои дни, поступает лучше, чем тот, кто проживает жизнь бездумно. Первый подобен человеку, который мало есть и мало пьет. Второй же подобен человеку, которые ест и пьет много, не осознавая, что тем самым он укорачиваете себе жизнь.

У всего есть предел. Добродетель человека также ограничена. Если человек выставляет добродетель напоказ, он быстро проживет свою жизнь. Если же он бережет свою добродетель и не поддается тщеславию, его добродетель существует долго. Древние мудрецы говорили: "Если вы желаете оставить потомкам славное имя, вы не должны есть до сыта и носить теплую одежду". Мы в долгу перед древними мудрецами за те немногие добродетели, которые в нас сохранились. Разве не поэтому император Вэнь- ван династии Чжоу правил лишь три года, а затем уступил трон своему сыну У-вану?
Причина, условие и следствие

Все происходит в соответствии с причиной и условием. В том случае, когда у нас есть только причина, мы не можем ожидать результатов. Причина - это лодка, условие - это попутный ветер. Следствие - прибытие на другой берег. Зерно - это причина. Человек, который сажает зерно в землю, - это условие. Даже если есть зерно, но никто его не посадил, ничего не вырастет. Если зерно не вырастет, мы не получим других зерен. Но зерно дает всходы лишь при условии, что человек его посеял. Люди есть следствие кармических причин своей прошлой жизни, но если при этом не выполнится условие, мудрость не проявится в этой жизни. Они могут прожить жизнь, напрасно ожидая того, чтобы выполнилось условие.

Шестой дзэнский патриарх Эно, поначалу был лесорубом на горе Лин-мань в Китае. Однажды, продавая дрова, он услышал, как женщина читает "Алмазную сутру". Слова "пробуди свой ум, не останавливая его нигде" проникли глубоко в его сердце, и он постиг истину буддизма. Даже если причина постижения была в нем самом, если бы не условие - женщина, читавшая "Алмазную сутру", - он остался бы лесорубом на горе Лин-мань до конца своих дней. С другой стороны, даже если бы было условие, но не было бы причины, чтение сутры женщиной ни к чему бы не привело. Тысячи слушали, как она читает, но только один человек, шестой патриарх дзэн, пережил просветление.

Теперь вы видите почему следствие не проявляется до тех пор, пока не сойдутся вместе причина и условие. Те, кто мыслит медленно, чаще постигают тайну, чем те, которые в выводах поспешны. Так происходит потому, что поспешные люди быстро уходят вперед, не останавливаясь для того, чтобы тщательно все взвесить. Медлительный человек внимательно изучает принцип, останавливаясь на всех его аспектах. Поспешный человек делает много выводов, но редко глубоко понимает свои слова. Тот, кто бегает по лесу, стараясь насобирать побольше орехов или грибов, не соберет их много. Тот же, кто не суетится, насобирает больше. Желающий многого получит мало, а тот, кто готов довольствоваться малым, получит много.

Выражаясь в терминах боевого искусства, рассмотрим такую ситуацию. Вы внезапно замечаете меч, занесенный над вами. Если вы задумаетесь о том, что произойдет, когда этот меч вонзится в вас, ваш ум остановится на приближающемся мече, ваши движения будут скованы, и противник одолеет вас. Вот что такое остановка ума.

Предположим теперь, что вы видите меч, движущийся в вашем направлении, но ваше сознание не задерживается на нем, а следует за движением меча. Вы не думаете о том, как сразить противника. В вашем уме вообще отсутствуют какие-либо мысли и суждения. Если в тот миг, когда противник замахивается мечом, ваш ум ничем не скован, вы сможете быстро подскочить к противнику и выхватить меч у него из рук. В этом случае вы не только овладеете мечом, который чуть было не сразил вас; вы сможете сразить им противника.

Эти вопросы тесно связаны с буддизмом. В буддизме мы называем такую остановку ума заблуждением.

Непоколебимая мудрость всех Будд

Слово непоколебимая подразумевает отсутствие движения.

Слово мудрость означает мудрость разума.

Хотя говорят, что мудрость не движется, это не означает, что она лишена жизни, словно бревно или камень. Мудрость движется туда, где сосредоточено внимание: вперед или назад, влево или вправо, в десяти направлениях и в восьми точках. Если же внимание нигде не останавливается, говорят, что ум наделен непоколебимой мудростью.

Считается, что Фудо Мё-о олицетворяет непоколебимый ум и несокрушимое тело. Несокрушимое означает такое тело, для которого нет препятствий.

Видеть перед собой что-то и не позволять вниманию фокусироваться на нем - вот что такое непоколебимость. Ведь как только ум остановился, рождаются мысли, и в сознании воцаряется хаос. Когда хаос рассеивается, и мысли исчезают, остановившийся ум снова приходит в движение, но при этом пребывает в покое.

Если десять человек, вооруженных мечами, приблизятся к вам, размахивая своим оружием, и вы по очереди отразите каждый меч, не позволяя уму остановиться ни на одном из противников, ваши действия будут безупречными от начала и до конца.

Если в результате практики учения человек проходит весь путь от убеждений начинающего до непоколебимой мудрости, он при этому словно возвращается в исходную точку, на уровень начинающего. Это также имеет обоснование.

Здесь мы снова можем говорить в терминах вашего боевого искусства. Когда начинающий не знает ничего о положении тела и движении меча, у него также нет представлений о том, к чему его ум может привязаться. Если в таком состоянии начинающему нанести удар мечом, его ум просто не успеет ни на чем остановиться.

Когда же человек изучил какую-то технику и знает, что такое правильная стойка, как нужно держать меч, и на что нужно направлять ум, его ум останавливается во многих местах. При этом прежде чем нанести противнику удар, он должен многократно все взвесить. Но позже, после многих лет усердной практики, ни положение тела, ни движение меча больше не занимают его внимания. Его ум становится таким, каким он был в самом начале, когда этот человек еще не владел техникой и должен быт изучать все элементы один за другим.

Буддийский священник Буккоку писал:

Сознательно ни за чем не следя,
пугало в горном поле стоит не напрасно.
Все остальное подобно этому.

Чтобы изготовить пугало для горного поля, делают фигуру человека, который держит в руках лук и стрелы. Птицы и звери видят его и убегают. И хотя у пугала нет никаких намерений, олень не подойдет к нему близко. Так пугало выполняет свое назначение, и поэтому говорят, что оно стоит в горном поле не напрасно.

Этот пример показывает нам, каково поведение людей, достигших совершенства на любом Пути. Хотя их руки, ноги и тело движутся, ум не останавливается ни на чем. Такой человек вообще не знает, где пребывает его ум. Он живет в состоянии не-сознания-не мысли. Он достиг уровня пугала в горном поле.

Не нашедший своего пути к просветлению обычный человек изначально чужд непоколебимой мудрости, и она не придет к нему. Высшая мудрость, пребывающая в самых удаленных местах, не откроется ему ни при каких обстоятельствах. Недалекий мирской человек, который думает, что все знает, снимает свою мудрость с макушки головы, а это по меньшей мере смешно. Мировоззрение многих нынешних буддийских священников также может быть представлено в таком свете. Это постыдно.

Можно изучать принцип. Можно изучать технику.

Принцип таков, как я объяснил: когда вы его постигли, ваше постижение незаметно. Со стороны кажется, что вы вообще отказались от концентрации внимания. Мы уже обсуждали это на примере пугала.

Но если вы не изучаете технику, а лишь заполняете себя принципом, руки и ноги у вас не будут работать. В вашем боевом искусстве изучение техники - это тренировка тела. Если вы тренируетесь самоотверженно, пять положений тела станут для вас одним.

Чтобы быть совершенным мастером боевых искусств, даже если вы овладели принципом, вы должны достичь полной свободы в использовании техники. Если же вы не постигли глубинные аспекты принципа, то хотя вы и владеете мечом в какой-то мере, вы не достигнете вершин мастерства.

Техника и принцип напоминают два колеса одной телеги.
Промежуток, в который даже волосок не может войти

Известно представление о промежутке, в который невозможно поместить даже волосок. Мы можем говорить о нем в терминах вашего боевого искусства.

Такой промежуток существует в том случае, когда два события следуют друг за другом без промедления, когда ни одна мысль не может их разделить.

Когда вы хлопаете в ладоши и в следующее мгновение произносите громкое восклицание, в промежуток между хлопком и восклицанием не войдет даже волосок.

Это не означает, что вы должны хлопнуть в ладоши, затем подумать о том, что пришло время произнести восклицание, а затем крикнуть. Если вы сделаете так, между хлопком и криком будет очень большой промежуток. Поэтому вы должны хлопнуть и в это самое мгновение, без малейшего промедления, издать звук.

Подобно этому, если ум останавливается на мече, которым противник вот-вот нанесет вам удар, возникнет большой промежуток, и вы не сможете правильно среагировать на удар. Но если в промежутке между ударом меча и вашим ответным действием не помещается даже волосок, меч вашего противника станет вашим собственным.

Для дзэнских диалогов характерно то же самое. В буддизме мы питаем отвращение к подобной остановке ума на высказывании или действии. Мы называем эту остановку болезнью ума.

В качестве аналогии можно привести мяч, брошенный в горный ручей. В буддизме мы уважаем ум, который движется, подобно мячу, и нигде не останавливается ни на одно мгновение.

Непосредственность искры и камня

В дзэн, когда задают вопрос: "Что такое Будда?", нужно поднять сжатый кулак. Когда спрашивают: "В чем подлинный смысл буддийского Закона?", прежде чем вопрос перестанет звучать, нужно ответить: "Одинокая ветка цветущей сливы" или: "Кипарис во дворе".

При этом важно не выбирать ответ и не думато о том, хороший он или плохой. В дзэн мы уважаем ум, который не останавливается.

Рассуждая на эту тему, мы говорим: "Все люди обладают этим умом", "Хорошие и плохие события случаются, повинуясь закону кармы", "Оставляет ли человек свой дом и становится низим, или же он восходит на престол и приводит страну к опустошению - все определяется его характером, ибо добро и зло зависят от ума". Желающие постичь этот ум будут введены в заблуждение, если не встретят подлинно просветленного человека, который даст им наставления.

Можно долго говорить о воде, но уста от этого не увлажнятся. Можно полностью объяснить природу огня, но тело при этом не согреется. Не прикасаясь к подлинной воде и подлинному огню, человек не познает этих вещей. Даже объяснение, основанное на знание книг, не углубит его понимания. Пищу также можно детально описать, но это не утолит голода.

Едва ли можно достичь подлинного понимания, опираясь на объяснения других.

В этом мире есть буддисты и конфуцианцы, которые без устали толкуют об уме, но их действия не соответствуют их словам. О таких людях говорят, что они не достигли подлинного просветления. Когда человек не достиг просветления в отношении природы своего ума, его толкования ничего не стоят.

Где должен пребывать ум

Известны следующие принципы.

Если направить внимание на движения противника, ум будет скован движениями противника.

Если направить внимание на стойку противника, ум будет скован положением тела противника.

Если направить внимание на меч противника, ум будет скован этим мечом.

Если направить внимание на мысли о том, как предотвратить атаку противника, ум будет скован этими мыслями.

Если направить внимание на намерение сразить противника мечом, ум будет скован этим намерением.

Это означает, что не существует такого места, куда можно было бы направить внимание так, чтобы ум при этом не был скован.

Некто сказал: "Как бы я ни направлял свой ум, внимание оказывается прикованным к тому месту, где находится ум, и я упускаю из виду своего противника. Поэтому я фиксирую ум в точке тандэн и не даю ему блуждать. Это позволяет мне быстро реагировать на непредсказуемые действия противника".

Это разумно. Но с буддийской точки зрения фиксировать ум ниже пупка и не давать ему блуждать - это низший, а не высший уровень понимания. Это уровень начинающих. Можно сказать также, что это уровень серьезности.

Отсюда возникает следующий вопрос: "Если, поместив ум ниже пупка, я лишаюсь свободы и оказываюсь не в состоянии действовать, этот совет полностью бесполезен




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 552. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия