ВВЕДЕНИЕ. Обряды можно разделить на:
Обряды можно разделить на: · календарные · семейные · окказиальные (приуроченные к значительным событиям · религиозные
В основе обряда всегда лежит обрядовое действие в котором практика неотделима от эстетического переживания, от одухотворения и преображения.
Обрядовые действия – это комплекс символических, логических, демонстративных и игровых элементов. Заговоры используют в качестве вербальной магии.
Существуют традиционные предписания для выполнения обрядов.
Алгоритм обряда. 1.Момент очищения. 2.Испытание (переход из обыденного в сакральное, готовность) 3.Причащение (вхождение) 4.Преображение (ощущение в пространстве сакрального) 5.Преобретение нового качества. 6.В новом качестве совершение какого либо действия – застолье, игрище. После этого расходятся в новом качестве.
Пол Элсам
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО АКТЕРА Ростов-на-Дону «Феникс» Элсам, Пол Мастер-класс для начинающего актера / Пол Элсам; пер. с англ. Ковалева А. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 252 с. — (Театральная мастерская). ISBN 978-5-222-13524-2 Эта книга представляет собой вводный курс актерского мастерства для студентов и людей, мечтающих стать актерами. Книга помогает «совлечь покров тайны» с исполнительского процесса. Автор избрал приближенный к жизни подход, основанный на многолетнем личном опыте преподавания актерского мастерства на различных уровнях. Актерская профессия очень многого требует от работающего в ней человека, и если вы по какой-то причине ощущаете отсутствие вдохновения, нехватку энергии или времени для репетиций, предлагаемые Полом Элсамом 20 простых средств помогут вам обрести уверенность при создании нового образа. *Вы сможете познакомиться с ключевыми элементами человеческого поведения и особенностями общения между людьми. *Предлагаемые в книге упражнения позволяют отточить актерские навыки и уровень осознанности исполнения посредством использования языка тела, характеристик голоса и речи. *Профиль развития характера персонажа поможет вам свести воедино всю значимую информацию, которая служит ключом к личности вашего персонажа. *В книгу включены отрывки из пьес для практики различных технических приемов исполнения. *Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15ВК 978-5-222-13524-2 ББК 85.334
© Ковалёв Анатолий, пер. с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс», 2008 Автор выражает благодарность за помощь в работе над книгой следующим людям: Саре Хьюз, Сибил Эйсенк, Дженни Ридаут, Алану Эйкборну, Йану Чэпеллу, Джемме Элбон, Кэти Тейлор, Хилари Лиссенден. Посвящается Крис, а также Майку и Эми ПРЕДИСЛОВИЕ Об актерском мастерстве написано много ерунды, причем большая часть этой ерунды вышла из-под пера людей, никогда не игравших на сцене и даже не общавшихся с актерами. Тем более приятно читать книгу, содержащую в себе практические рекомендации и написанную внятным языком. Автор этой книги — человек, выступавший на сцене и имевший опыт общения с актерами. Подобным же образом, проработав первые восемь лет своей профессиональной жизни актером — со всеми сопутствующими этому ремеслу взлетами и падениями, -а последующие 40 в качества режиссера, старающегося помочь другим делать свою работу лучше, я считаю, что немного разбираюсь в этом предмете. В конце концов, многие годы своей жизни я провел на репетициях, изо дня в день наблюдая за игровым процессом (и, что более важно, за тем, что ему предшествует) непосредственно. Иногда это бывает утомительно (как, например, ждать, пока высохнет краска), а иногда при виде того, как одна личность сливается с другой, возникает ощущение чего-то стремительного и граничащего с чудом. Стр. 3 И все же, хоть это и звучит несколько загадочно, какой бы путь в конечном счете не пришлось выбирать актеру к исполнению роли в хорошей труппе, с хорошими коллегами-актерами, при наличии хорошего текста, толкового режиссера и с помощью надежного технического персонала, работа может приносить огромное удовольствие. Конечно, актерская профессия требует большого терпения, усердия и просто тяжелого труда, а я знаю, что связывать упорный труд с удовольствием как-то не принято, по крайней мере, в нашей стране. Но эти две грани профессии не должны исключать друг друга. Исполнение актером роли — это одно из тех удивительных, порой мучительных занятий, когда чем меньше, как тебе кажется, ты делаешь, тем более благоприятное впечатление производишь на окружающих. Это, как я подозреваю, справедливо для искусства вообще. Многие из величайших произведений создаются играючи, как бы инстинктивно. Подобным же образом некоторые скучнейшие вещи являются результатом мучительных усилий и нескончаемой упорной работы -и это заметно. Мы можем сдержанно поаплодировать тому огромному труду, который был вложен во все это, но вскоре перестаем смотреть на сцену или просто уходим в антракте. Поэтому честолюбивый начинающий актер, который, возможно, собирается прочесть эту книгу, должен всегда и прежде всего доверять своим инстинктам. Каким бы одаренным вы ни были, эти инстинкты могут, время от времени, оказываться ошибочными, но если вы не закоснели и не стоите на месте, всегда есть возможность вернуться назад. И если вы поймете, что ваши Стр. 4 первоначальные импульсы зачастую вас подводят, лучше переменить профессию, как это сделал я. Пол Элсам — бывший актер, который в настоящее время занимается преподаванием и режиссурой. В его методике упор делается на технические элементы, а сам подход к обучению отличается отсутствием менторства. Он дает ясные и полезные советы, помогающие студентам достичь исполнительского мастерства, и эти советы бывают весьма эффективными, уж поверьте мне. Выбрав актерскую профессию, вы должны, часто за мизерное вознаграждение, создавать нечто, достойное зрительского интереса, причем в определенные сроки и порой сразу в нескольких постановках. Иногда, задолго до окончания репетиций или даже до их начала, бывает так, что люди уже заплатили хорошие деньги за места в зале. Какими бы верными ни были ваши инстинкты, в конечном итоге вам все равно придется полагаться на техническое мастерство. В этой книге Пол совершенно справедливо замечает, что хорошие актеры прекрасно понимают, что невозможно быть на высоте на каждом спектакле восемь раз в неделю из месяца в месяц. Бывают дни, когда «вдохновение» их покидает. Вот именно в эти дни, в качестве компенсации, большую роль приобретает техника игры. И если вы действительно классный актер, большинство зрителей не заметят разницы. Сэр Алан Эйкборн, Скарборо, 2005г. Стр. 5 ВВЕДЕНИЕ Какими приемами вы пользуетесь для создания персонажа? Что, собственно говоря, называется «персонажем»? Само понятие персонажа в драме спорно. С момента написания Станиславским работы «Построение роли» в начале XX века поколения актеров старались постичь сущность героя, которого они представляют на сцене. Тем не менее, драматург и режиссер Дэвид Мэмет, среди прочих, настаивает на том, что такого понятия, как персонаж, в природе не существует, есть просто актер, задача которого состоит в том, чтобы исполнять роль в соответствии с указаниями драматурга. Конечно же, для актера, стремящегося создать определенный сценический образ, существует масса проблем. Есть заманчивое желание создать запоминающийся и интересный характер, и для этого актер может прибегать к различным сомнительным приемам — от легкого заикания до беспричинного почесывания! Есть соблазн увести персонаж и эмоциональную сторону, которая актеру кажется убедительной, по противоречит сценарному замыслу. Есть просто опасность того, что, чем глубже вы погружаетесь в свою роль, тем меньше замечаете окружающих. Алан Эйкборн рассказывает историю о том, как он, будучи начинающим актером, репетировал роль Стэнли в пьесе «День рождения» под руководством драматурга Гарольда Пинтера. Стараясь как можно лучше сыграть роль, Алан приставал к Гарольду с вопросами об Стр. 6 особенностях играемого им персонажа. Гарольд спокойно сказал ему: «Занимайся, черт бы тебя побрал, своим делом». Главное состоит в том, что самый интересный, живой, привлекательный и многогранный характер, который вы можете предложить зрителю, — это вы сами. Это вполне доступный прием, поскольку если вы играете самого себя, как это делают некоторые актеры, вы можете вложить всю свою энергию в то, чтобы правдиво отобразить ситуации, встречающиеся в пьесе. Сегодня, особенно на телевидении и в кино, режиссер назначает актера на роль именно потому, что тот хорошо подходит по внешности и характеру героя, описанного в сценарии. Если вы считаете, что вас выбрали по этой причине, старайтесь не усложнять характер персонажа и просто делайте то, чего от вас ожидают. Когда ваши работодатели поймут, что на вас можно положиться и вы играете правдиво, они могут пригласить вас на следующую роль. Так есть ли еще какие-то возможности роста для актера, который любит играть людей, отличающихся от него, и который хочет быть «разноплановым характерным актером»? Слава Богу, да. Театр все еще может предложить по-настоящему характерные роли, особенно если вам предстоит играть несколько ролей в одной и той же пьесе.— что в настоящее время случается довольно часто ввиду сокращающегося бюджета театров. В типичной постановке Джона Годберга вам могут предложить множество ролей, включая стереотипные, и все они должны четко отличаться друг от друга. Есть и другие области работы для разнопланового актера: корпоративные видеофильмы, радиопостановки, игра в театре—и везде актеру надо быть этаким хамелеоном. Стр. 7 На репетициях вам захочется внести в роль что-то от себя. Режиссер будет требовать, чтобы ваш выбор вписывался в замысел автора пьесы. Чтобы уравновесить эти два желания, вам понадобятся, прежде всего, ясный взгляд и универсальная техника. Но где найти эту технику? Некоторые рекомендации в этой книге я заимствовал у Константина Сергеевича Станиславского. В начале прошлого века Станиславский создал исчерпывающую систему обучения актеров, и эта его программная работа до сих пор составляет основу практически всех современных методик подготовки актеров на Западе. Он учит тому, что сценарий можно сделать более понятным, если разделить его на «блоки». Кроме того, он говорит о кругах внимания, о темпо-ритм голоса и темпо-ритм тела, об эмоциональной памяти, о всякого рода технических приемах и упражнениях. Его система, подобно Библии, часто цитируется и истолковывается, порой неправильно, переписывается и «улучшается», но она, безусловно, помогла многим актерам найти свой путь. Правда, есть люди, в том числе Дэвид Мэмет, которые полагают, что Станиславский создал загадочную систему, отрицательно повлиявшую на способность актеров хорошо играть. Другие (и я в том числе) считают, что хотя Станиславский написал много ценного для актеров, некоторые из его трудов сейчас кажутся неактуальными. В конце XIX века на заре натуралистического театра был удивительный период, когда актеры и драматурги порой опережали психологов в понимании человеческого поведения. Однако некоторые из наблюдений Станиславского по поводу человеческого поведения и того, как его воспроизводить сегодня, в XXI веке, менее ценны, чем тогда, когда они были им сделаны. И хотя Стр. 8 талантливые и действовавшие из самых лучших побуждений ученики многое добавили к его системе, некоторые из них лишь еще более «замутили воду». Если вы решили вникнуть в понимание Станиславским и его последователями (или соперниками) — актерской игры и хотите дойти до сути различных точек зрения на этот счет, ваши усилия будут щедро вознаграждены. Имейте, однако, в виду, что изучение этих предметов требует большого интеллектуального напряжения. Для актеров и их наставников может оказаться полезным погружение в философские и психологические аспекты актерской профессии, которые представляются очень важными; требуемая для этого тщательность исследования может в лучшем случае послужить отличной тренировкой и вызвать ощущение высокого статуса, придающего актеру уверенность. В худшем же случае такое погружение может привести к тайному ощущению несостоятельности, скрытому под гипертрофированным чувством высокого статуса. Итак, я вовсе не уверен, что актерам нужно быть интеллектуалами. Мыслителями — да; исследователями -несомненно; собирателями — определенно. За прошедшие годы мне приходилось беседовать со многими творческими людьми, занимавшими высокое место в своей профессии. В каждом случае меня поражали их юмор, любовь к своему ремеслу и готовность раскрыть его секреты. Мне очень нравятся эти их качества. Они позволяют людям говорить о вещах без ощущения того\ что они обязаны вступить в некое тайное общество или развить в себе дополнительные интеллектуальные способности. Стр. 9 Так что, эта книга вам подходит? Думаю, что нет, если вы собираетесь вступить в еще одно тайное общество. Но если вы уже обладаете актерским даром мгновенного перевоплощения и хотите стать еще более универсальным, если вы хотите научиться меняться с быстротой хамелеона — читайте дальше. Автор этой книги поставил перед собой цель помочь актеру правдиво передавать характеры своих персонажей; он вводит в курс дела шаг за шагом, не пользуясь при этом профессиональным жаргоном и основываясь на здравом смысле. Таким образом, книга посвящена в основном коммуникации — тому, что делают люди, чтобы другие могли это увидеть и услышать. Это дает нам представление о мыслях и чувствах того или иного человека, помогает понять суть отношений между двумя индивидами, распознать их видение окружающего мира. Сигналы, которые люди посылают с помощью жестов и голоса, дают нам все необходимые ключи к их пониманию. Что же это за сигналы? Мы рассмотрим все основные характеристики поведения — реальное, меняющееся, каждодневное человеческое поведение — как вербальное, так и физическое. Книга будет для вас руководством к пониманию вещей, которые вы делаете ежедневно; вы узнаете, как и почему ваше поведение меняется в зависимости от обстоятельств. Вам будет предложено точное описание каждого «типа» поведения, в том числе поведенческих крайностей, а также будут представлены примеры из жизни животных. Вы узнаете о более утонченных образчиках поведения и о том, как изменения в поведении используются писателями и актерами для создания комического или Стр. 10 драматического эффекта. Наконец, вы получите практические рекомендации по применению приобретенных знаний о типах поведения для построения роли; в книге будут описаны простые практические упражнения для оттачивания навыков актерского мастерства и восприятия, а значит, для повышения универсальности. Поможет ли вам данное пособие стать мастером перевоплощения? Надеюсь, что да. По крайней мере, я надеюсь, что, прочитав эту книгу и уяснив заложенные в ней идеи с помощью упражнений, вы станете более уверенным и опытным исполнителем. Все актеры стремятся создавать истории для зрителей. Делает ли это актер, опираясь на собственную личность, или предпочитает отойти от собственного характера, чтобы создать новый образ, соответствующий логике пьесы, главным образом, зависит от него и от режиссера. Разумеется, в данной актеру роли ему важно найти и развить то, что необходимо донести до зрителя. Иногда от актера требуется поселиться в чуждом ему мире. Главное, чтобы пути, которые он избрал для исполнения роли, были достойными, чтобы они правдиво отображали характер его героя. Для правильного отображения характера персонажа нужно правильно понимать замысел драматурга. Вам придется проявить немалое умение, чтобы разобраться в происходящем и понять, как ваш герой соотносится с другими действующими лицами пьесы. Вам придется планировать. Стр. 11
|