Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания.





При рассмотрении этого вопроса нужно сконцентрировать внимание на трех и моментах: 1) на «запросах» по решениюсоциально-психологических проблем, которые возникают в различных смежных науках; 2) на процессах подготов­ки к вычленению социально-психологической проблематики внутри двух основных «родительских» дисциплин: психологии и социологии; 3) наконец, на характеристике первых форм самостоятельного соци­ально-психологического знания.

1. Период, о котором идет речь, относится к середине XIX в. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отноше­ние к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в Европе: это было время бурного развития капитализма, умножения экономических свя­зей между странами, что вызвало к жизни активную миграцию насе­ления. Остро встала проблема языкового обшения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными ком­понентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы.

Точно так же к этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии, археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л. Мор­ган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Ле-ви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет психоло­гические характеристики определенных этнических групп, связь про­дуктов культуры с традициями, ритуалами и т.п. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических общественных отношений породило новые фор­мы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерми­нирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отно­шений, но и с учетом психологических характеристик поведения.

Такая картина позволила американскому социальному психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы [Шибутани, 1999]. Несмотря на шуточный характер этого утверждения, в нем достаточно точно подмечена потребность выделения нового класса проблем, которые «не подведомственны» никакой из ранее существо­вавших дисциплин. Еще более определенно эта потребность проявила себя в развитии тех двух наук, которые считаются непосредственны­ми «родителями» социальной психологии: психологии и социологии.

2. Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане харак­теризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психоло­гия индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихо­логии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфи­ческих формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т.д. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в частности использование гипноза как специфической формы вну­шения. Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведе­ния индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компе­тенции социальной психологии. В основном же русле того, что сегод­ня называется общей психологией, господствовали идеи ассоцианизма, недостаточность которого постепенно начинает становиться оче­видной, что и порождает попытки его преодоления. Яркой фигурой в этом течении явился немецкий психолог Г. Гербарт. Стремясь перейти от описательной психологии к объяснительной (что было продикто­вано нуждами педагогической практики), Гербарт считал исходным феноменом психологии представление («первичное единство души»), с точки зрения которого можно построить объяснительные модели. Это было попыткой осознать новые формы детерминации психичес­ких явлений, но попытка оказалась непродуктивной. Поэтому про­грамма перестройки психологии, включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только скла­дывалась, в целом же тяга к социально-психологическим проблемам в психологии оставалась пока не слишком значительной, по крайней мере в русле основных теоретических концепций. Первоначально про­образ будущей социальной психологии зарождается на боковых путях развития психологии, а не на магистральной линии развития [Яро-шевский, 1976].

По-иному складывался интерес к социально-психологическому знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самосто­ятельную науку лишь в середине XIX в. (ее родоначальником считается французский философ-позитивист О. Конт). Почти с самого начала сво­его существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других обла­стей знания. Исторически первой формой такого редукционизма для социологии оказался биологический редукционизм, особенно ярко про­явившийся в органической школе (Г. Спенсер и др.). Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция ка­залась более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического редукционизма здесь действительно учитывается спе­цифика общественной жизни. Факт присутствия психологической сто­роны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом де­терминации психологической стороной общественного явления. Сна­чала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может служить концепция французского социолога Г. Тарда. С его точ­ки зрения, элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет «интрацеребральной» психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно изучаться «интермен­тальной» психологией. Общая модель социального рисовалась как вза­имоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому.

Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемон­стрировали свою несостоятельность, социологи предложили более слож­ные формы психологического редукционизма. Законы социального ста­ли теперь сводить к законам коллективной психики. Окончательно офор­мляется особое направление в системе социологического знания ― психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США является Л. Уорд, но, пожалуй, особенно ярко идеи этого направления были сформулированы в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения, пер­вичный социальный факт составляет не сознание индивида, не «народ­ный дух», но так называемое «сознание рода». Отсюда социальный факт есть не что иное, как социальный разум. Его исследованием дол­жна заниматься «психология общества», или, что то же самое, соци­ология. Здесь идея редукции доведена до ее логического конца.

Психологическое направление в социологии оказалось весьма жиз­неспособным, по-видимому, потому, что в принципе психологизация общественных отношений легко и органично согласуется с любыми попытками более углубленного истолкования общественной жизни [Смелзер, 1994. С. 18]. Психологизм прочно обосновался в социологии, что в дальнейшем в значительной степени запутало вопрос о специфи­ке социально-психологического знания: чрезвычайно легко оказалось смешать психологическое направление в социологии и социальную психоло­гию. Поэтому наряду с интересными находками, касающимися отдель­ных характеристик психологической стороны социальных явлений, пси­хологическое направление в социологии принесло много вреда становле­нию социальной психологии как науки. Однако на поверхности явлений дело выглядело таким образом, что внутри социологии был зафикси­рован большой интерес к развитию социально-психологического зна­ния. Таким образом, в развитии двух наук ― психологии и социоло­гии ― обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки, что и можно отнести к третьей предпосылке (3).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия