Сегодня основными являются четыре типа.
SJ - "Организатор", который гарантирует организации порядок. Ориентирован на стабильность. Такие люди сразу устанавливают с персоналом официальные взаимоотношения. Уделяют много времени созданию и поддержанию традиций в организации. Они ценят в коллегах трудолюбие, дисциплинированность и исполнительность. Склонны вводить излишнее количество обязательных правил, процедур и предписаний и обращать повышенное внимание на их соблюдение, а также всегда оценивают практический эффект управленческих решений. Любимые высказывания "Организатора": "я контролирую время", "организация - четко построенная иерархия с четкими обязанностями и должностными инструкциями", "главное - забота, чувство долга и ответственности". КЕМ СТАТЬ? SJ - администратор по призванию, его дело планировать и структурировать. Поэтому из них получатся хороший военный, руководитель, офис-менеджер. SP - "Устранитель аварий" - ориентирован на действия. Уделяет много внимания своевременному выявлению неполадок в работе организации. Решает только реально возникающие проблемы. Обладает талантом ведения переговоров и разрешения кризисных ситуаций. Отношения с персоналом выстраивает по принципу сотрудничества. Гибок и терпим с коллегами, воспринимает поведение людей как данность, с которой необходимо работать. Нетерпелив к теориям, абстракциям и долгосрочным проектам. Склонен "забывать" прошлые решения и обязательства. Любит игровые ситуации. Оперирует следующими выражениями: "важно, чтобы было комфортно работать", "гибкость - наше сильное качество", "у нас все предусмотрено". КЕМ СТАТЬ? Люди этого типа прекрасно справляется с обязанностями, требующими быстрого реагирования - отличные пожарные, врачи или менеджеры по работе с клиентами. NF - "Вдохновитель" - ориентирован на людей. Устанавливает с персоналом личностные отношения, стремясь к взаимопониманию, гармонии в отношениях. Уделяет много внимания климату в организации. Страдает, когда нарушаются добрые отношения с людьми. Склонен принимать решения, основываясь на личных симпатиях и антипатиях. Может закрывать глаза на проблемы, надеясь, что все само собой разрешиться. Обладает талантом убеждать, вдохновлять и поощрять коллег фразами, типа: "люди - гармоничная команда", "наша команда знает, в чем смысл", "организация - это живой организм". КЕМ СТАТЬ? Вдохновителю NF, умеющему работать с людьми, лучше стать педагогом, психологом, сотрудником отдела по работе с персоналом, адвокатом или пресс-секретарем. NT - "Архитектор систем" - обладает стратегическим мышлением и много внимания уделяет стратегии развития организации и планированию изменений. Ориентирован на открывающиеся возможности. Старается рассматривать все возможные альтернативы управленческих решений. Обладает талантом системного мышления. Добивается уважения персонала знаниями и компетентностью. Проявляет интерес к перспективным идеям подчиненных. Склонен не воспринимать чувства людей как реальный фактор. Стремится к постоянному улучшению. С воодушевлением берется за новые, сложные проекты, но, к сожалению, не всегда завершает их. Часто употребляет следующие формулировки: "механизм эффективного функционирования", "общее стратегическое планирование", "сконцентрируемся на принципиальном аспекте". Кем стать? Подойдет профессия аналитика, финансиста, маркетинг-менеджера, сотрудника отдела планирования;
· Тип личности РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ Чаще всего люди этого типа выбирают профессии: механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации.
· Тип личности ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач. Люди этого типа в основном предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, лингвист, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.
· Тип личности СОЦИАЛЬНЫЙ В основном люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
· Тип личности КОНЕЕНЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ СТАНДАРТНЫЙ В основном, выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.
· Тип личности ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять, энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии типа: товаровед, директор, журналист, телерепортер и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Тип всегда неудовлетворенного человека.
· Тип личности АРТИСТИЧЕСКИЙ Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью. В противоположность макросоциологическому взгляду «сверху вниз» микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс «очеловечивания» (социализации), и процедуры «встраивания» личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматриваются преимущественно через призму ролевых концепций.
Автор аналитической теории - К.Юнг считает, что личность состоит из нескольких дифференцированных систем: 1 - эго- РАЦИОНАЛЬНОЕ (сознательный ум, центр сознания), 2 - личное бессознательное (индивидуальные переживания, эмоции -подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы (“ядро” личного бессознательного - группа чувств и инстинктов), Это часть иррационального, модель которого сформировалась с детства 3 - коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и его архетипы, установки, функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция) и самость (Я-концепция). Это часть иррационального, которая отражает специфику восприятия мира с позиций принадлежности человека к своему народу, культуре, человечеству в целом
Я-концепция – это непосредственно человеческое проявление через актуализацию. Это потребность в позитивном внимании и потребность в позитивном внимании к себе (Rogers, 1959, с. 108-109). Обе эти потребности считаются вторичными или приобретенными, обычно они развиваются в раннем младенчестве и представляют собой особые проявления всеобщей тенденции актуализации. Потребность в позитивном внимании относится к удовлетворению, которое испытывает человек, получая одобрение со стороны других людей, и к фрустрации, возникающей в случае неодобрения. Потребность в позитивном внимании к себе – более интериоризированный вариант первой потребности. Другими словами, под потребностью в позитивном внимании к себе понимается удовлетворение человека при одобрении и неудовлетворение при неодобрении самого себя. Обладая потребностью в позитивном внимании, человек чувствителен к отношениям к нему со стороны значимых в его жизни людей, эти отношения могут воздействовать на него. В процессе получения одобрения и неодобрения от значимых других у него разовьется сознательное ощущение того, что он собой представляет, называемое самостью или Я-концепцией. Роджерс рассматривает в качестве тенденций ядра личности 1) врожденное стремление организма актуализовать или развить все свои способности так, чтобы они служили поддержанию и улучшению жизни, 2) стремление актуализовать Я-концепцию, что является психологическим проявлением потребности в позитивном внимании и позитивном внимании к себе. Характеристиками ядра личности являются 1) врожденные потенциальные возможности, определяющие пути, по которым будет реализовываться тенденция актуализации, и 2) Я-концепция, определяющая пути, по которым будет выражаться тенденция самоактуализации. Эти тенденции и характеристики располагаются на уровне ядра личности, поскольку они общие у всех людей и оказывают всепроникающее влияние на жизнедеятельность. n К. Роджерс рассматривает в качестве ядра личности Я-концепцию: 1) Самоутверждение - человек сам утверждает себя в себе. 2) развитие все своих врожденных и приобретенных способностей для высокого качества жизни 3) определение путей и возможностей их актуализации «Я - концепция» - это совокупность представлений индивида о себе и одновременно его внутренняя сущность. Это самое высокое интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующее его психическую и социальную жизнь. Я - концепция» n Реальное Я - то какой я есть на самом деле. n Зеркальное Я - как меня видят другие (его также называют социальное Я) n Идеальное Я - то каким я сам хотел бы быть n Целостное Я - гармоничное сочетание всех ЯЯЯ
Если вы растете в атмосфере безусловного позитивного внимания, у вас не развиваются условия ценности и защиты. Ваша Я-концепция шире и глубже, она включает гораздо большее количество мыслей, чувств и действий, которые выражают ваши врожденные потенциальные возможности. Кроме того, ваша Я-концепция более гибкая и легче поддается изменениям. Это так, потому что новые мысли, чувства и действия, привносимые постоянно развертывающейся тенденцией актуализации, могут быть сознательно приняты (поскольку нет защит) и включены в Я-концепцию (поскольку нет ограничивающих условий ценности). Итак, с точки зрения Роджерса, способ наиболее полно актуализировать свои потенциальные возможности заключается в том, чтобы обладать Я-концепцией, которая не включает условия ценности и поэтому не порождает защит. Из этого следует, что вы 1) будете уважать и ценить все свои проявления, 2) сможете осознавать все, что можно знать о себе и 3) будете гибки и открыты по отношению к новому опыту. Только так вы беспрепятственно станете тем человеком, которым можете стать. Вы будете тем, кого Роджерс называет полноценно функционирующим человеком.
Этот теоретический подход почти одновременно родился в исследованиях психолога Г. Мида («Роль, я и общество», 1934) и социолога Р. Линтона («Исследование человека», 1936), о чем с интересом размышляет И. Кон в своей книге «Социология личности». Почему эти независимые исследователи пришли к сходным выводам? Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. Репертуар их «социального театра» (обусловленный функциональной структурой общества) был ограничен, и по традиции роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались из поколения в поколение. Поэтому личина (ролевая маска) срасталась с личностью (социальным Я), что не приносило какого-то дискомфорта – в рамках отведенной роли человек мог оставаться «самим собой». В современном обществе с его высокой социальной мобильностью существенно возросли возможности сменить амплуа и стало просто необходимо менять роли. Актеры по несколько раз за день вынуждены перебегать с большой сцены на малую и к тому же «подрабатывать» сразу в нескольких «театрах». Тут немудрено запутаться (и получить социальный невроз), но и соблазнов становится больше: человек сравнивает разные возможности, оценивает правила игры и различные «школы», сложившиеся в конкретных субкультурах (общностях и организациях), прикидывает свои шансы стать «примадонной» или «героем-любовником». Одновременно он чувствует, что выполняет в основном роли, навязанные ему извне – социальной структурой, системой ожиданий, институциональными нормами. Возможно, он талантлив. Но он – в этом Театре, который сохраняется благодаря традиции и динамическому балансу межличностных отношений в завуалированной кратической (властной) структуре. Г. Мид рассматривает, роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец – сосед). Статус – это положение человека в контексте социальных отношений, связей. Он может быть временным или устойчивым, постоянным. Р. Линтон рассматривает ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности. В микросоциологии считается, что человек не может совместить роли, а играет «то за того, то за другого» (мастер с рабочими – администратор, а с администрацией – рабочий). Г. Мида, напротив, волнует именно механизм освоения роли. Он вводит понятие ожидаемого поведения, разделяя «я»: как Я и как «меня» (хотят видеть другие), Таким образом, он выявляет конфликт, ибо я веду себя как Я или как «меня», оба состояния наличествуют. Чем более взрослым становится человек, тем меньше в нем «я» как «меня» и больше «я» как Я и наоборот. Инфантильность (неразвитость) личности проявляется в комплементарности поведения, которое постоянно подстраивается под систему наличных ожиданий. Современный популярный психолог Э. Эриксон хорошо описал это состояние «Я–меня». Он отмечает новую деталь: значимый, авторитетный «другой» очень важен для развития личностного ролевого поведения. Вот почему молодежные кумиры – факт не только культурной жизни, но и социальный символ, иногда оказывающий влияние на целое поколение. Идентификацию с ролью или отстранение от нее изучали великие режиссеры, создавшие свои школы «игры»: К. Станиславский, Б. Брехт и др. Э. Берн в знаменитом социально-психологическом бестселлере «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» подробно рассмотрел, как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Один приспосабливает, строит свою судьбу сам (я – герой, я – пророк), другой приспосабливается (амебовидная личность). Поскольку микросоциология «захвачена» изучением механизмов социализации как процессов освоения социальных функций и ролей, она постоянно впитывает информацию в этой области, в том числе из социальной антропологии и психологии. Такие известные исследователи, как М. Мид и Ч.Х. Кули, исследовавшие малые традиционные культуры и первичные социальные группы, выделяют три стадии социализации как процесса освоения ролей: 1) имитация – механическое повторение наблюдаемых действий; 2) игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли; 3) групповое членство – освоение своей роли, но глазами группы, когда работает «меня» как механизм осознания ролевого соответствия игрока как бы извне. Иногда взрослый человек «застревает» на какой-либо стадии, не умеет отрешиться от роли или посмотреть на свою игру со стороны.
|