Влияние исполнительской деятельности на структурно-функциональные особенности организации мозга музыкантов
С активными и длительными занятиями музыкой связываются многие особенности строения и функционирования мозга. Чаще всего исследователи концентрируются либо на изучении моторных навыков, либо сферы восприятия различных музыкальных характеристик. Электрофизиологическими исследованиями и исследованиями с применением нейровизуализации показано, что в корковом представительстве руки происходят адаптивные изменения в ответ на приобретение новых моторных навыков. Возникло предположение, что активная музыкальная практика скажется на представительстве руки в коре головного мозга [7]. Эта гипотеза подтвердилась при сравнении длины прецентральной извилины у профессиональных пианистов и немузыкантов. Ее длина в правом полушарии оказалась значимо больше у музыкантов, и асимметрия первичных моторных зон представительства рук была выражена меньше. Это объясняется большим использованием музыкантами левой руки, что сочеталось с меньшей асимметрией при выполнении тэппинг-теста. Также было обнаружено, что чем меньше возраст начала музыкальных занятий, тем длиннее прецентральная извилина в обоих полушариях. [21] Результаты изучения моторного представительства рук пианистов наводят на мысль, что у музыкантов-струнников должен наблюдаться обратный эффект, так как тонкие движения пальцами они осуществляют только левой рукой. Предположение подтверждается тем фактом, что при исследовании у струнников вызванных соматосенсорных магнитных полей корковое представительство пальцев левой руки оказалось больше, чем в контрольной группе. И в данном случае раннее начало занятий сказалось на выраженности эффекта. [17] Сравнение музыкантов разных специализаций и немузыкантов по выполнению тестов на рукость показало общую для всех музыкантов меньшую степень асимметрии. Леворукие музыканты Практически все исследования влияния приобретения моторных навыков в процессе занятий музыкой на строение и функционирование мозга касаются праворуких музыкантов. А ведь может оказаться, что специально сделанные инструменты с учетом ведущей левой руки помогут леворуким музыкантом добиться большего успеха в исполнении музыки. Например, в спорте использование левой ведущей руки подчас оказывается для спортсмена более успешным. В настоящее время в разных странах создаются, хотя и не очень масштабно, музыкальные инструменты для леворуких людей. Это позволило провести исследование, где сравниваются результаты обучения никогда не занимавшихся музыкой праворуких и леворуких людей на обычной и «обратной» клавиатуре, а также игра на этих клавиатурах уже опытных музыкантов [18]. Перевернутая клавиатура вызвала трудности во всех подгруппах, кроме леворуких людей без музыкального образования, которым игра на ней давалась лучше, чем на обычной клавиатуре. Обращает на себя внимание то, что леворукие люди с музыкальным образованием не продемонстрировали такого предпочтения. Они показали в данной ситуации те же трудности, что и праворукие музыканты. В пользу предположения, что для леворукого музыканта даже опыт игры на обычном музыкальном инструменте может не помешать лучшему исполнению с ведущей левой рукой, говорит случай профессионального леворукого пианиста [17]. До 36 лет он был посредственным исполнителем, когда же он выучился игре на «перевернутой» клавиатуре, то стал успешным и известным исполнителем. Возникает вопрос, для всех ли леворуких людей предпочтительна игра на обратной клавиатуре, так как существуют такие известные леворукие музыканты как Glenn Gould, Cole Porter, исполняющие музыку на обычном фортепиано. Возможно, у описанного выше пианиста основные функции, необходимые для фортепианной игры (моторный контроль, музыкальная память и перцепция и пр.), были латерализованы больше в одном, в данном случае правом, полушарии. Тогда при игре на перевернутой клавиатуре не надо переносить информацию из музыкальных зон через мозолистое тело. Вероятно, игра на перевернутой клавиатуре выгодна левшам, у которых музыкальная перцепция и музыкальная память латерализованы справа.
|