Карл Ясперс
1. Какой механизм в системе экономического воспроизводства родоначальник классической экономической теории Адам Смит подразумевал под принципом «невидимой руки» рынка? 2. Что понимается в экономической теории под рынком совершенной конкуренции? Перечислить его черты. 3. Дать определение рынка монополистической конкуренции и перечислить его основные черты. Какие, на ваш взгляд, его черты характеризуют его как рынок монополии, а какие – как рынок совершенной конкуренции. 4. Что означает понятие «высокие/низкие входные барьеры на рынок»? Расположите типы рынка по степени возрастания этого фактора. 5. Рассказать о рынке олигополии. Какими чертами обладает данный рынок? Привести примеры олигополистичных рынков. Является ли олигополией рынок сотовой связи в России? Ответ обоснуйте. 6. Рассказать о формах проявления рынка олигополистической конкуренции. Чем различаются между собой картель, синдикат и трест? 7. Рассказать о монополии. Что означает термин «естественная монополия»? Привести примеры естественной монополии в нашей жизни. 8. Кто может составить конкуренцию местной монополии, например, районного, регионального, национального масштаба? 9. Что такое аутсорсинг и где и кем он применяется? 10. Что такое монопсония? 11. В чём проявляется эффект масштаба? 12. Какими фирмами представлен олигополистический рынок автомобилей в каждой стране-производителе, перечисленной в данной главе? А какие фирмы-производители автомобилей действуют в Южной Корее (ответ в данной главе отсутствует)? Успехов и счастья! * * * * * * *
Карл Ясперс Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers; 1883–1969) – немецкий философ-экзистенциалист – был значимой фигурой в философии и гуманитарном знании ХХ в. На его формирование как философа истории оказал влияние Макс Вебер. Вслед за ним Ясперс предпринял попытку структурирования истории мировой культуры вне циклического и линейного подходов. Пытаясь «примирить» идеи всеобщего эволюционного пути мировой истории и локальных культурных типов, он вводит понятия «оси» и «осевого времени». В работе 1949 г. «Смысл и назначение истории» (Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, 1949) Ясперс определил «осевое время» как время окончания мифологической эпохи «с ее спокойной устойчивостью», время, когда «человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы». Осевое время [1] ...Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей... Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным..., что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э.... Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.
|