Московский Печатный Двор.
Московский печатный двор — первая в России типография. Основана при Иване Грозном в 1553 году. Традиционно располагалась в Китай-городе на Никольской улице, по соседству сНиколо-Греческим монастырём. В 1909 году перед фасадом Печатного двора был установлен памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (в советское время перемещён к Третьяковскому проезду). Есть основания считать, что началом Московского печатного двора являлась деятельность так называемой Анонимной типографий, работавших в Москве до создания «друкарни» первых известных русских книгопечатников Ивана Фёдорова и П. Т. Мстиславца. Ими в 1564 г. был выпущен на М. п. д. так называемый первопечатный Апостол — первая московская печатная книга, имевшая выходные сведения. Наследниками дела И. Фёдорова в Москве стали печатники А. Невежа, Н. Тарасиев, И. Невежин, А. Радишевский и Н. Фофанов, работавшие в Москве в разное время с 1568 по 1611гг., когда во время «Смуты» типография сгорела. Московские типографы вынуждены были перенести свою деятельность в Нижний Новгород, где за непродолжительное время (1611-1612 гг.) успели напечатать на средства, собранные по призыву К. Минина и Д. Пожарского, одну 12-страничную брошюрку, так называемый «Нижегородский памятник». С момента возвращения типографии в Москву начинается новый этап в деятельности Печатного двора, игравшего главную роль в развитии политической и историко-культурной жизни страны, в формировании общественного сознания на протяжении целого столетия. Первая книга на восстановленном Печатном дворе вышла в январе 1615 г. С этого времени (кроме кратких периодов после нескольких пожаров, когда печатные станы переносились в помещения Кремля) до передачи Печатного двора в 1721 г. в распоряжение Синода, московская типография находилась на Никольской улице, у стены Китай-города. Часть помещений Московского печатного двора, построенных в конце 70-х гг. XVII в., сохранилась, хотя и была значительно реконструирована в ХІХ в. В 1632–1643 гг. в качестве самостоятельной части М. п. д. функционировала друкарня В. Ф. Бурцова-Протопопова, а в 1679–1683 гг. в Кремле работала Верхняя типография Симеона Полоцкого, также возникшая на базе Печатного двора. В первой трети ХVII в. в реконструированной типографии было уже 9 печатных станов, а с 1640 г. — 12. При Московском печатном дворе были все необходимые службы, которые обеспечивали деятельность типографии. С начала ХVII в. Печатный двор становится хорошо организованной мануфактурой, управляемой специальным Приказом книг печатного дела. Духовным центром двора была «Правильная палата», в которой работали, как правило, самые образованные люди России, чаще всего духовного звания, готовившие оригиналы текстов для набора и исправлявшие его ошибки. Материалы архива (РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1—111) позволяют восстановить достаточно полный репертуарный список изданий, определить тиражи вышедшей продукции, себестоимость изданий, жалованье сотрудников печатного двора, «указные» цены, по которым продавалась печатная продукция. В 1958 г. А. С. Зёрнова опубликовала в сводном Каталоге изданий, вышедших в Москве в ХVI– ХVII вв., описание 501 издания, экземпляры которых были в это время известны. В настоящее время издания Московского печатного двора указанного времени исчисляются цифрами от 600 до 750. С 1721 г. типография напечатала около 150 изданий кириллическим и около 100 русским шрифтами. Тиражи вышедшей продукции на М. п. д. для определённого времени всегда были стандартными, а в случае необходимости книгу печатали несколькими тиражами — «заводами». В первые годы после восстановления типографии тираж московских изданий вырос с 500 до 1000 экз.; в середине 30-х гг. он составлял 1150 экз., а с 1640 г. — 1200 экз. Тексты для тиражирования на Московском печатном дворе тщательно отбирались. Почти 40% общего тиража составляли книги для обучения грамоте и вере: азбуки, часовники, канонники, учебные псалтыри и др. В 1647 г. вышла первая светская иллюстрированная книга — перевод с голландского учебника военного дела И. Я. фон Вальхаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в 1648 — «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в 1682 — таблица умножения «Считание удобное», в 1701, 1703 и 1704 гг. — учебники нового типа: Букварь и «Лексикон треязычный» Ф. П. Поликарпова-Орлова, «Арифметика» Л. Магницкого. Важнейшей частью издательского репертуара на Московском печатном дворе в течение всего периода существования были литургические книги и книги, обязательные и для богослужения и для богословского и богоугодного чтения. В 1663 г. здесь была издана первая полная московская Библия, оригиналом для которой послужила Острожская Библия И. Фёдорова. Для многофункционального использования в государственной, церковной и общественной жизни своего и более позднего времени предназначались издания Печатного двора: Устав (или Око церковное, 7 изданий), церковные календари или святцы (7 изданий), важнейшую роль в развитии государственной системы управления и унификации церковной жизни сыграло издание полного свода светских законов (Соборное уложение 1649 г.) и церковных правил (Кормчая книга 1650—1653 гг.). В 1708 г. именно на Московском печатном дворе были изданы первые книги гражданского шрифта, в том числе «Геометрия, славянски землемерие» и «Книга о способах, творящих водохождение рек свободна». Современные данные, в том числе и тысячи записей ХVII в. на сохранившихся экземплярах книг, свидетельствуют, что уже в первой четверти ХVII в. продукция М. п. д. доставлялась во все, даже самые отдалённые места России. Фактически каждый экземпляр книги содержал развёрнутое послесловие (реже предисловие), содержащее прославление православной веры, царствующей в России династии, а нередко раскрывающее содержание самой книги. Переход Печатного двора в 1652 г. в руки патриарха Никона и исправление текстов богослужебных книг стали одним из поводов раскола русской православной церкви. Сторонники воззрений русского старообрядчества не признавали правильность московских книг, изданных на Московском печатном дворе после реформ патриарха Никона и в течение веков собирали и хранили дониконовскую рукописную и печатную книгу, которая в жизни старообрядческой общины до сегодняшнего дня сохранила свои первоначальные функции.
Заключение В мировую историю царь Иван IV (Грозный) вошёл как реформатор, действовавший в тяжёлую эпоху перехода Руси от феодализма к Новому времени, как один из основоположников и создателей огромного Русского государства. При этом русский правитель был одним из образованнейших людей своего времени. То, что Грозный царь был глубоко начитан и владел широчайшей информацией, не отрицают даже его враги! Наряду с произведениями, отражавшими идеологическую борьбу, были и такие, которые подытоживали достижения общерусской культуры в быту, церковной жизни и науке: В личном литературном наследии Иван Грозный известен как писатель-публицист, автор многочисленных писем и посланий, благодаря которым до наших дней дошли сведения об истории Средневековья, горестях и радостях русского народа.
Список литературы 1. Немировский Е.Л. Иван Федоров и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине.- М.: АСТ - Пресс книга, 1975.- 413 с. 2. Прибытков В. Иван Федоров: Жизнь Замечательных Людей.- М.: Молодая Гвардия, 1964.- 304 с. 3. http:// ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия Иван Федоров [электронный ресурс] 4. http:// ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия Московский печатный двор [электронный ресурс] 5. http:// ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия Апостол Ивана Федорова [электронный ресурс]
|