Студопедия — Типы инвесторов 73 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 73 страница






Преданные терпеливо сносили все трудности жизни в Майяпуре, который в ту пору был всего лишь стройплощадкой, но порой трудности начинали казаться им невыносимыми. Однако Прабхупада легко переносил неудобства и старался воодушевить учеников.

— Майяпур — чудесное место. Здесь можно жить, питаясь воздухом и водой.

Бхавананда: Мы выдерживали все эти испытания, поскольку приняли их как приказ Шрилы Прабхупады. О дезертирстве никто не помышлял. Разве мог я думать о чем-то другом? Я принял это как приказ: «Берите Майяпур. Я дарю вам Майяпур. Берите его, развивайте и наслаждайтесь». Мы и не думали куда-то уходить.

Вокруг простирались рисовые поля. Добираться от границы участка до храма (а это около двухсот метров), приходилось по земляным гребням, разделяющим залитые водой рисовые поля. Кухня, сооруженная из стволов бамбука с натянутым на них брезентом, располагалась тут же, неподалеку от входа.

Преданным большей частью приходилось сидеть без света, так как электричество постоянно отключали. Вечерами они зажигали керосиновые лампы. Прабхупада требовал, чтобы преданные каждый день разбирали эти лампы, подрезали фитили и мыли стекла.

— Придет день, — говорил он, — когда вы будете выращивать клещевину и из ее семян выжимать масло для ламп.

Прабхупада показал преданным, как строить простые жилища. Он хотел, чтобы со стороны дороги они обнесли участок стеной с воротами, а к стене пристроили комнатушки — «лачуги», как он их называл. В этих хижинах и жили бы преданные. Он сказал, что на территории нужно посадить кокосовые пальмы и бананы.

Добывание денег, выкуп земли, найм рабочих и закупка строительных материалов требовали постоянных усилий и сопровождались бюрократическими препонами, бумажной волокитой, взятками, нехваткой продовольствия и т. п. Прабхупада не выносил небрежности и расточительства. Здание, которое получилось изящным, солидным и практичным, и впямь было подарком Господа. Жизнь в доме Кришны предполагает тесные и сладостные отношения с Ним: преданные должны думать о служении Кришне, а не о комфорте, не забывая при этом, для чего построено это здание, для чего предназначена и сама жизнь. Хлопнуть дверью — не великий, казалось бы, проступок, но это чрезвычайно раздражало Шрилу Прабхупаду и свидетельствовало о чьей-то рассеянности и небрежности. Прабхупада говорил, что, когда он слышит, как кто-то хлопает дверью, сердце его разрывается. Как-то раз, выйдя из комнаты, Прабхупада спросил у преданных:

— Кто хлопает дверью? Вы не понимаете, откуда взялось это здание: вы думаете, что оно возникло само собой, и его не цените.

Но гораздо чаще Прабхупада был нежным как роза, близким и чутким. Майяпур-дхама — это святая обитель, Голока Вриндавана, а потому, живя здесь со своим духовным учителем, преданные пребывали в духовном мире. Легче, чем в любом другом месте земли, в Майяпуре они могли войти в его комнату повидаться с ним, а иногда и сам он заглядывал к ученикам. Они трудились, читали или беседовали – и вдруг дверь открывалась, и входил Прабхупада. Он спрашивал, как они себя чувствуют и как им дается привыкание к местному климату:

— Вам, наверное, тяжело здесь? Я думаю, Индия – слишком жаркое место. Как вы считаете?

Здание гостиницы еще не было достроено, но к преданным уже приезжало много гостей – главным образом для того, чтобы поговорить с Прабхупадой. Каждый день он часами просиживал с гостями, беседуя о сознании Кришны. Одни приезжали, чтобы узнать о его Движении, другие — только для того, чтобы поговорить о себе и своей философии. Порой он сетовал на то, что тот или иной человек напрасно отнял у него время, но во встрече никому не отказывал. Как-то раз к Прабхупаде приехал из Калькутты один состоятельный индиец, господин Бриджратан Мохатта с женой — дочерью мультимиллионера Р.Д. Бирлы. Шрила Прабхупада сделал все, чтобы принять гостей как подобает: он сам составил меню и проинструктировал учеников относительно того, как обслужить господина Мохатту и его супругу. Угощение прасадом — важнейшая часть вайшнавского этикета, и Прабхупада обращал особое внимание на то, чтобы преданные первым делом предлагали гостям прасад.

— Вы должны всегда быть готовы предложить гостю воду, горячие пури, жареные баклажаны бхаджи и сладости, — говорил Прабхупада.

Даже если гости стеснялись, Прабхупада настаивал, чтобы они поели как следует. Несмотря на то что госпожа Мохатта принадлежала к одной из самых состоятельных семей Индии, она осталась довольна простым гостеприимством Шрилы Прабхупады и его учеников. Комната, где их поселили, была не доделана, сланцевый пол не отполирован, вокруг кипела работа. Все, что смогли предложить гостям преданные — это подушка и матрац на голом полу, но те были благодарны и весьма признательны.

Бхавананда: В Майяпуре Шрила Прабхупада раскрыл нам многие особенности индийской культуры. В 1970 году, в Лос-Анджелесе, он однажды попросил меня сшить вместе несколько простыней и покрыть ими ковер в его комнате. А потом опустился рядом со мной на четвереньки, и мы вместе с ним расправили все складки.

О том же самом он попросил нас в Майяпуре. Мы устелили пол в его комнате матрасами, а вдоль стен положили подушки-валики.

— Сделайте из простыней белые чехлы, — сказал он, — и меняйте их каждый день.

Когда к Шриле Прабхупаде приходили бенгальцы, они сидели на этих матрасах вдоль стен, опираясь на подушки.

Это выглядело очень аристократично.

Вся обстановка в здании указывала на то, что Прабхупада — махант, хозяин дома, ачарья. Кроме того, родовитые бенгальцы видели, что он старается воссоздать атмосферу, в которой жила в начале века старая бенгальская аристократия. Прабхупада помнил это со времен своей юности, проведенной в семье Малликов. Все это стремительно исчезало. К тому времени от старой культуры практически ничего не осталось, поскольку все аристократические семейства выродились и разорились.

 

Вечерами, когда в комнату на свет лампочки слетались тучи насекомых, Прабхупада говорил о них как об удивительных творениях Бога.

— Эта маленькая мошка, — рассуждал он как-то вечером, — и пилот, и самолет в одном лице. Они сотнями кружат в воздухе, но столкновений не происходит: у Господа все устроено совершенно. Благодаря присутствию в их сердцах одной и той же Сверхдуши, они никогда не сталкиваются. Пусть ученые-материалисты попробуют создать летательный аппарат со встроенным пилотом — самолет, который никогда не терпит крушения. А то как у них получается: когда один самолет, управляемый человеком, оказывается вблизи двух других, пилотам приходится быть предельно осторожными.

Прабхупада, откинувшись на белый валик, сидел на слегка приподнятой асане, а вокруг, на мягких циновках, устланных простынями, расположились преданные. И духовный учитель, и его ученики наслаждались беседами о Кришне. Преданные желали слушать Прабхупаду и исполнять его волю, а он хотел обучать их.

— И все же, — продолжал он, — насекомые не совершенны. Они летят на огонь, а это значит, что их манит к себе смерть. В этом они похожи на материалистов, которые возводят небоскребы, но не ведают, что ждет их в момент смерти. Генри Форду и другим капиталистам пришлось умереть. Но сколько людей хотят стать как они! Они в точности как эти маленькие мотыльки, от которых к утру остаются лишь кучки трупов.

Часто во время бесед с Прабхупадой свет неожиданного гас, и преданные приносили керосиновые лампы. Каждый вечер, во время разговора, приходил пуджари и окуривал комнату ароматным ладаном. Слабый отблеск масляных ламп освещал вырезанный из тикового дерева барельеф Радхи и Кришны, висящий на стене напротив письменного стола Прабхупады.

 

В этот приезд Прабхупада поделился с учениками планами дальнейшего развития центра ИСККОН в Майяпуре. Преданные уже знали, что это колоссальный проект, который обойдется в миллионы долларов. У них уже был один дом, но это только начало. В общем плане дом этот почти терялся. Прабхупада говорил о гигантском храме с огромным куполом, возвышающимся над трансцендентным городом. В майяпурском Чандродая-мандире разместится крупнейший в мире планетарий, где будет представлена модель Вселенной, построенная по описаниям, приведенным в Ведах.

Чтобы осуществить этот проект, Прабхупада хотел обучить учеников ведическим ремеслам, которые в Бенгалии к тому времени уже вымирали. Бхактисиддханта Сарасвати проявлял огромный интерес к использованию диорам для изображения лил Кришны и Господа Чайтаньи, и Прабхупада хотел, чтобы его ученики научились этому у майяпурских художников.

В июне, чтобы научиться искусству изготовления глиняных фигур для диорам, в Майяпур приехали Барадраджа, Адидева, Мурти и Ишана. Прабхупада также хотел, чтобы кто-нибудь из его учеников научился делать мриданги. Каждый день к ним стал приходить гончар, который учил Ишану лепить и обжигать глиняные корпусы мриданг. Преданные превратили бывшую соломенную хижину Прабхупады в мастерскую, а Прабхупада стал приглашать в Майяпур других своих учеников.

Майяпур сам по себе чудесное место, ибо это трансцендентная родина Господа Кришны. И если сюда приедут талантливые люди с Запада, и построят здесь город, то Майяпур станет поистине уникальным местом на земле.

По словам Прабхупады, построив в Майяпуре трансцендентный город, его ученики осуществят волю ачарий прошлого. В будущем население города составит пятьдесят тысяч человек, и он станет духовной столицей всего мира. С гигантским храмом в центре и отдельными кварталами для брахманов, кшатриев, вайший и шудр, город будет служить примером для всех остальных городов мира. Настанет день, когда мегаполисы будут лежать в руинах, и человечество станет искать прибежища в городах, построенных по образу и подобию Майяпура. Возведение Майяпура откроет новую эру в истории мира — эру сознания Кришны. Возрастет влияние Шри Чайтаньи Махапрабху и исполнится Его предсказание: «Имя Мое будет звучать в каждом городе и каждой деревне мира».

Прабхупада говорил, что в будущем добираться до Майяпура станет гораздо легче: по мосту из Навадвипы, на катере вверх по Ганге из Калькутты, а на самолете — из всех уголков земли. Миллионы бенгальцев с рождения почитают Господа Чайтанью и без труда воспримут сознание Кришны как родную культуру в ее чистом виде. В Индии говорят: «Что делает Бенгалия, то делает и вся Индия». А потому, если бенгальцы, вдохновленные примером американских вайшнавов, встанут на путь сознания Кришны, за ними последует вся Индия, а когда сознание Кришны восторжествует в Индии, ее примеру последует весь мир.

— Я дал вам царство Бога, — сказал Прабхупада своим управляющим в Майяпуре. — Возьмите же его, постройте здесь город и наслаждайтесь этим царством.

 

Весь июнь Прабхупада мирно и счастливо прожил в недостроенном здании Майяпур-чандродая-мандира. С самого Лос-Анджелеса его мучил кашель, не поддававшийся лечению во время поездок по странам Запада, но в Майяпуре болезнь отступила.

В Майяпуре я чувствую себя гораздо лучше. Огромное преимущество этих мест — открытый воздух и легкий, приятный ветер, благотворно влияющий на любые болезни легких… Майяпур куда лучше Лос-Анджелеса: здесь можно вволю надышаться свежим воздухом. Климат не слишком жаркий, правда, немного влажный, но в целом весьма приятный. Местоположение нашего Мандира выбрано чрезвычайно удачно. Посетители отмечают, что даже в изнурительный зной он хранит прохладу.

Прабхупада обращал особое внимание на этот освежающий ветерок, дующий сквозь здание, называя его «ветром Вайкунтхи». А если порой налетал ураган, то частые всполохи в небе, похожие на неоновую рекламу, даже его делали прекрасным. Однажды, во время очередного урагана, внутри здания завыл ветер. Увидев открытые двери и окна в комнате Прабхупады, Шатадханья бросился их закрывать, но Прабхупада, сидящий за письменным столом, его остановил:

— Не надо, оставь открытыми.

— Но на улице буря, — запротестовал Шатадханья.

— Оставь, — повторил Прабхупада.

Ветер проносился по комнате со скоростью больше восьмидесяти километров в час.

— Нет на земле другого такого места! — улыбаясь, воскликнул Прабхупада, а ветер трепал его шафрановые одежды.

 

Как-то раз, стоя на кровле здания, Прабхупада смотрел в сторону места рождения Чайтаньи Махапрабху, расположенного в километре от храма.

— Им принадлежит место рождения Чайтаньи Махапрабху, — сказал он Бхавананде Махараджу, — но, на самом деле, разве это важно? Разве Кришна знаменит тем, что родился в Матхуре? — Нет. Его прославили деяния. Так и Чайтанья Махапрабху – Он прославился не тем, что родился в Майяпуре, а своими делами, проповедью Движения санкиртаны. Майяпур-чандродая-мандир — это проповедь Чайтаньи Махапрабху. Поэтому я хочу, чтобы наше место благодаря деяниям Чайтаньи Махапрабху стало столь привлекательным, что всем захотелось бы сюда приехать!

 

* * *

Еще в Калькутте, перед поездкой в Майяпур, Прабхупада пригласил в свою комнату несколько старших учеников.

— Меня часто просят перевести «Чайтанья-бхагавату», — сказал он ученикам. — Но я решил взяться за перевод «Чайтанья-чаритамриты». Как вам такая идея?

— Конечно, Прабхупада! — воскликнул Бхавананда Госвами. — Здорово!

Много лет назад Прабхупада уже написал несколько статей по «Чайтанья-чаритамрите» и впоследствии перевел некоторые из ее стихов, сопроводив их комментариями. В 1968 году он издал краткий обзор некоторых важных положений «Чайтанья-чаритамриты», назвав его «Учение Господа Чайтаньи». Поселившись в Майяпуре, Прабхупада заново взялся за перевод и комментирование «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадаса Кавираджа, начиная с седьмой главы. Работа над книгой спорилась, и Прабхупада пообещал, что ко дню явления Господа Чайтаньи (который приходился на март) опубликует целый том. Торопясь издать всю «Чайтанья-чаритамриту», он даже отложил на время работу над «Шримад-Бхагаватам».

В одном из первых текстов Седьмой главы Кришнадаса Кавираджа говорит: «Я в почтении склоняюсь перед Верховным Господом Кришной, который проявил Себя в пяти лицах: в образе преданного, в образе Своей экспансии и воплощения в облике преданных, а также в образе чистого преданного и энергии преданности». В век Кали, пишет Прабхупада, человек может обрести любовь к Кришне только по милости Панча-таттвы или Господа Чайтаньи. Нужно поклоняться Шри Чайтанье Махапрабху, повторяя панча-таттва-мантру: шри-кришна-чайтанья прабху-нитьянанда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда. Прежде, чем приступать к повторению Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – следует произнести эту мантру. «При повторении маха-мантры «Харе Кришна», — пишет Прабхупада, — можно допустить десять оскорблений. Но когда мы повторяем панча-таттва-маха-мантру, оскорбления не принимаются во внимание. Сначала необходимо принять прибежище Шри Чайтаньи Махапрабху, запомнить панча-таттва-маха-мантру, а затем начать повторение маха-мантры “Харе Кришна”».

Один за другим стихи седьмой главы утверждают миссию Шрилы Прабхупады и свидетельствуют, что в своем учении он неуклонно следует методу Господа Чайтаньи Махапрабху.

Следует понимать, что достоинства Кришны — это сокровищница божественной любви. Когда Он приходил на землю, Он принес эту сокровищницу с Собой, но держал ее запечатанной. Когда же явились Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники — Панча-таттва, Они сломали печать и разграбили эту сокровищницу, чтобы насладиться вкусом божественной любви к Шри Кришне. И чем больше Они упивались ею, тем сильнее становилась их жажда.

Шри Панча-таттва танцевала снова и снова, и нектарная любовь к Богу становилась все более доступной для людей. Члены Панча-таттвы танцевали, громко восклицали, смеялись и пели, словно безумные; так они раздавали любовь к Богу.

Комментируя эти стихи, Прабхупада писал:

В наше время участники Движения сознания Кришны придерживаются того же принципа, и благодаря пению и танцам это Движение снискало популярность во всем мире. Однако не следует забывать, что подобное пение и танцы не принадлежат материальному миру. Это духовная деятельность, и потому чем больше человек занимается ею, тем явственнее он ощущает нектар божественной любви к Богу.

Под словами «Движение сознания Кришны» Прабхупада подразумевал не только своих учеников и Общество сознания Кришны, но и то Движение, что было начато Господом Чайтаньей. Между Движением Господа Чайтаньи Махапрабху и Движением сознания Кришны Прабхупады нет разницы, так же как нет разницы между изначальной Личностью Бога и Божеством Кришны в храме.

Раздавая людям любовь к Богу, Чайтанья Махапрабху и Его спутники не рассуждали, достоин человек такого дара или нет, и не думали, нужно дарить людям эту любовь или не нужно. Они не ставили никаких условий. Везде, где было возможно, Панча-таттва одаривала всех без исключения любовью к Богу.

Этот стих был прямым подтверждением наставления, которое Шрила Прабхупада получил от своего духовного учителя, Бхактисиддханты Сарасвати, о том, что каждый, независимо от происхождения, может стать вайшнавом, брахманом и санньяси, и данный стих Священного писания недвусмысленно свидетельствовал об этом. Но, как и его духовный учитель, Прабхупада не раз подвергался нападкам со стороны кастовых брахманов Индии. Теперь же, вооружившись аргументами, Прабхупада бросал вызов завистливым критиканам.

Находятся невежды, которые препятствуют миссии Господа Чайтаньи, критикуя Движение сознания Кришны за то, что в нем европейцы и американцы получают посвящение в брахманы и санньяси. Однако, как явствует из этих стихов, проповедник, распространяя любовь к Богу, не должен принимать во внимание, кто ее получает: европеец, американец, индус, мусульманин или кто-то еще. Движение сознания Кришны нужно распространять повсюду, где есть возможность, и, если благодаря этим усилиям люди становятся вайшнавами, их следует почитать больше, чем брахманов, индусов или индийцев. Чайтанья Махапрабху желал, чтобы имя Его стало известно в каждом городе и деревне на земном шаре. Сейчас учение Чайтаньи Махапрабху распространяется по всему миру, и как не признать искренних последователей этого учения настоящими вайшнавами, брахманами и санньяси? Завистливые люди порой возмущаются этим, выдвигая глупые аргументы, но преданные, участники Движения сознания Кришны, не обращают на них внимания. Мы строго следуем принципам, установленным Панча-таттвой.

Обвиняли Шрилу Прабхупаду и в том, что его акцент на активной миссионерской деятельности якобы чужд традиционной индийской духовности и даже его духовные братья порой позволяли себе подобные высказывания. Но особенно негодовали имперсоналисты. Людям, по их мнению, нужно позволить исповедовать религию так, как им хочется; религия — явление внутреннее, духовное, и активная проповедь здесь неуместна. Проповедь и обращение в свою веру — метод христиан, а не индуистов. Однако в Седьмой главе Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты» Сам Шри Кришна Чайтанья, Верховная Личность Бога, раскрывает свое сердце и настроение идеального проповедника.

Хотя члены Панча-таттвы взломали сокровищницу любви к Богу и, наслаждаясь ее содержимым, стали раздавать его другим, запасы любви в этой чудесной сокровищнице не только не иссякли, но увеличились во сто крат.

Поток любви к Богу разлился повсюду и поглотил всех: стариков, молодых, женщин и детей.

Движение сознания Кришны затопит весь мир, и воды этого потопа покроют всех: и честных, и мошенников, и хромых и слепых, и немощных, и убогих.

Когда пять членов Панча-таттвы увидели, что любовь к Богу затопила весь мир и уничтожила в живых существах семя материального наслаждения, они преисполнились безграничной радости.

Чем сильнее дождь любви к Богу, проливаемый Панча-таттвой, тем мощнее наводнение, и постепенно оно затопит весь мир.

В таком же духе Шрила Прабхупада воспитывал и своих учеников в Международном Обществе сознания Кришны. Он часто повторял эти слова Господа Чайтаньи, чтобы придать Его преданным сил. Члены Движения сознания Кришны должны быть уверены, что их чистая проповедь непременно увенчается успехом. У Прабхупады не было в этом никаких сомнений. Это подтверждалось словами шастр, словами Верховного Господа, да и личный опыт Прабхупады тоже служил тому подтверждением. А потому он писал:

Наше Движение сознания Кришны было основано силами одного человека, и никто не обеспечивал нас материально, но теперь мы распоряжаемся тысячами долларов по всему миру, и Движение растет день ото дня. Так что о нехватке средств говорить не приходится. Если мы будем, невзирая на критику завистников, придерживаться наших принципов и следовать по стопам Панча-таттвы, наше Движение легко преодолеет все препятствия, чинимые так называемыми свами, санньяси, религиозными деятелями, философами и учеными, ибо оно духовно по своей сути и потому выше любых материальных соображений. Те, кто проповедует сознание Кришны, не должны бояться этих глупцов и невежд.

Стихи Седьмой главы описывают, как сознание Кришны наводняет весь мир. А поток милости Господа Чайтаньи, разливаясь по всему миру, смывает все заявления о том, что европейцы и американцы не могут стать брахманами или санньяси. Ничто не сможет остановить это наводнение.

Слова Кришнадаса Кавираджа умножили желание Прабхупады основать форпост своей организации на родине Господа Чайтаньи – там, откуда началось Его Движение санкиртаны. Панча-таттва явилась в Навадвипе, и, поднявшись оттуда, волна любви к Господу покатились дальше.

Обычно после сезона дождей в Шридхаме Майяпуре начинается большое наводнение. Это символ того, что место рождения Господа Чайтаньи станет источником наводнения любви к Богу, которое затопит мир и поможет всем: старикам, молодым, женщинам и детям. Движение сознания Кришны, начатое Шри Чайтаньей Махапрабху, столь могущественно, что способно затопить целый мир и заинтересовать все классы общества темой любви к Богу.

В Седьмой главе Ади-лилы Прабхупада нашел и множество других доказательств истинности своего Движения, основанного на принципах, изложенных в учении и явленных в деятельности Господа Чайтаньи. Кришнадаса Кавираджа говорит, что принятие Господом Чайтаньей санньясы было некоей уловкой, целью которой было освобождение отдельных слоев общества, которые, в противном случае, не выражали бы Ему почтения. В комментарии Прабхупада объясняет, что он тоже искал возможности поделиться благами сознания Кришны с как можно более широкими кругами общества – и потому, к примеру, принимал в Движение сознания Кришны женщин. «Поэтому очень важно, — писал он, — чтобы проповедник строго следовал правилам и ограничениям шастр, но при этом искал новые способы проповедовать в полную силу и освобождать падшие души».

* * *

 

27 июня 1973 года

Из Майяпура Прабхупада отправился в Калькутту. В письме Тамала-Кришне Госвами он писал:

…Шьямасундар просит меня приехать в Лондон, чтобы встретиться с очень влиятельными людьми в новом поместье, которое подарил нам Джордж… Но прежде чем вернуться в Европу или Америку, я хочу окончательно уладить дела в Бомбее. Если вы найдете в Бомбее подходящее место, где я смогу остановиться на несколько дней, я приеду немедленно, и уже оттуда поеду в Лондон.

Обдумывая свой маршрут, Прабхупада несколько дней провел в храме на Альберт-Роуд. Он принимал всех, кто к нему приходил, так что комната его часто была полна народу — перед ним, теснясь на белых простынях, сидели как местные бенгальцы, так и ученики. По вечерам он обычно отправлялся к кому-нибудь в гости, чтобы проповедовать сознание Кришны, даже если для этого по узким, запруженным людьми, улицам города нужно было проехать не один километр.

Сестра Шрилы Прабхупады, Бхаватарини (которую преданные называли Пишимой), тоже заходила в калькуттский храм проведать своего любимого брата и, как обычно, для него готовила. Но однажды, поев приготовленных ею качаури, через несколько часов Прабхупада почувствовал резкую боль в животе. Он закрылся у себя в комнате и лег в постель. Его ученики не на шутку встревожились. Слуга Прабхупады, Шрутакирти, войдя к нему, обнаружил, что он корчится от боли.

— Шрила Прабхупада, что с вами?

— Живот, — простонал Прабхупада. — Этот качаури с кокосовой начинкой — не был как следует прожарен.

Приступ продолжался всю ночь. Несколько преданных безостановочно массировали тело Прабхупады, особенно в области живота, однако каждый вздох его сопровождался стоном. Рядом стояла Пишима, но учеников Прабхупады пугало ее присутствие; они опасались, как бы она, невзирая на болезнь Прабхупады, не приготовила ему еще чего-нибудь.

Прабхупада велел принести с алтаря и поставить возле его постели изображение Господа Нрисимхи, и некоторые преданные испугались, что Прабхупада может умереть. На следующее утро, видя, что болезнь не отступает, они послали за местным кавираджей (аюрведическим врачом).

Старый кавираджа поставил диагноз: острая кровавая дизентерия. Он оставил лекарство, но оно не помогло. Тогда Прабхупада позвал Бхавананду и попросил приготовить для него пури с маленьким паталом (индийский овощ, похожий на небольшой кабачок) и солью. Бхавананда запротестовал: в таком состоянии для Прабхупады нет ничего хуже жареной пищи. Но Прабхупада ответил, что это — лекарство от кровавой дизентерии, которое в детстве давала ему мать. Потом он позвал сестру и попросил приготовить пури и патал ее. Через несколько часов после еды Прабхупада послал за Бхаванандой. Он чувствовал себя гораздо лучше.

— Мать была права, — сказал он.

От Шьямасундары пришла длинная телеграмма, в которой он расхваливал возможности для проповеди в Лондоне. Прямо в аэропорту Прабхупаду посадят в вертолет и доставят на главное место событий — самую большую Ратха-ятру из всех, что когда-либо устраивали в ИСККОН. Шествие пройдет по Пиккадилли к центру города и завершится в огромном павильоне на Трафальгарской площади. Миллионы англичан, со слов Шьямасундары, включая очень-очень важных особ, с нетерпением ждут встречи с Прабхупадой. Удалось даже договориться, что Прабхупада наставит в сознании Кришны наследного принца Чарльза, старшего сына королевы.

Прабхупада понимал, что Шьямасундара кое-что приукрасил, но все равно загорелся желанием снова проповедовать в Англии. Джордж Харрисон подарил преданным большое поместье в сорока пяти минутах езды от Лондона, и в день Джанмаштами Прабхупада планировал установить там Божества Радхи и Кришны. Но даже сейчас, когда до Джанмаштами оставалось чуть больше месяца, вдохновленный приглашением Шьямасундары, Прабхупада захотел немедленно вылететь в Лондон, невзирая на то, что по-прежнему был ослаблен дизентерией.

Прабхупада вызвал к себе тех секретарей Джи-би-си и санньяси, что были с ним в Калькутте, а когда ученики собрались, расположившись перед ним на полу, он, сидя в постели, спросил у них совета. Ученики единодушно заключили, что для отдыха и восстановления сил ему нужно поехать в края с мягким, благоприятным для здоровья климатом — в Лос-Анджелес или на Гавайи. Прабхупада согласился, что Гавайи — лучшее место с идеальным климатом, где его никто не побеспокоит. Но…

— Я должен вернуться на Запад, — вдруг решительно заявил он, выпрямив спину, — и не на Гавайи, а в Лондон. И не отдыхать, а проповедовать! Нужно ковать железо, пока горячо. Так, кажется, говорят англичане. Только тогда железу можно придать требуемую форму. Люди Запада давно пресытились материальной жизнью. Поэтому мы хотим дать им духовное знание.

Силой этих аргументов Прабхупада тут же убедил преданных.

— На Западе есть две лжетеории, — продолжал он. — Согласно одной из них, жизнь происходит из материи, а другая утверждает, что после смерти ничего нет и поэтому, пока есть возможность, нужно брать от жизни все. Все материально, заявляют они. С ростом Движения сознания Кришны коммунистам придет конец. Люди говорят, что стремятся к единству, но у них не хватает ума, чтобы понять, как этого единства достичь. Сначала они создали огромную, неповоротливую Лигу Наций, а теперь — ООН – и все без толку. Но вот простой способ — Ратха-ятра, которая сейчас распространяется по всему миру. «Джаганнатха» значит «Господь Вселенной». И нашему ИСККОН удалось сделать Господа Джаганнатху Богом всего мира. Поэтому я еду на Запад, чтобы дать все это людям.

Хотя физически Прабхупада был слишком слаб, чтобы лететь в Лондон, где его ожидала активная проповедь, ученики согласились на его поездку, восприняв это как очередное чудо, сотворенное Кришной.

 

* * *

Лондон, 7 июля 1973 года

Паравидха: В тот день в Лондоне проходила Ратха-ятра. Я увидел, как Прабхупада входит в храм. Физически он выглядел не очень крепким. Меня это очень поразило, но тогда я понял, что сила его имеет духовную природу.

Дхруванатха: Мы встречали Прабхупаду у Мраморной арки на площади, где обычно проходят парады. Оттуда должно было начаться шествие. Вьясасана, стоявшая на колеснице, была украшена цветами, и все думали, что Прабхупада просто сядет на нее, да так и поедет по улицам, как было на других Ратха-ятрах. Но, приехав, Прабхупада, к нашему великому удивлению и радости, отказался сесть на вьясасану. Он сказал, что будет танцевать и возглавит шествие!

Йогешвара: Преданные принесли лестницу, чтобы Прабхупада смог подняться на колесницу и сесть на вьясасану, но он велел убрать ее и зашагал впереди, во главе танцующей процессии.

Дхирашанта: Я подвернул ногу и не мог идти, поэтому ехал на колеснице и очень хорошо видел Прабхупаду. Реватинандана Махараджа пел в микрофон, сидя на колеснице, но минут через пятнадцать Прабхупада велел преданным передать, чтобы Реватинандана Махарадж и другие спустились с колесницы и шли вместе с ним по улице, ведя киртан.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 361. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия