Типы инвесторов 75 страница
Советы Прабхупады ученикам были столь глубоки, что письма его оказывали то же действие, что и его личный приезд. При помощи переписки он руководил жизнью и деятельностью своих учеников по всему миру. Каждый день, по утрам, секретарь зачитывал письма вслух, и Прабхупада, как правило, сразу диктовал ответ. Он часто говорил, что вани – наставление, полученное от гуру, важнее, чем вапух, его личное присутствие. Своими письмами он прокладывал и освещал для своих искренних последователей путь сознания Кришны. В Америке того времени проповедь велась преимущественно посредством распространения книг, тогда как в Индии — через возведение храмов. Обе формы проповеди для Шрилы Прабхупады были одинаково важны. И хотя планы его охватывали весь мир, он считал себя лишь смиренным слугой своего духовного учителя. Сидел ли он, наслаждаясь покоем, на лужайке своего английского поместья, поддразнивая какого-нибудь малыша, или отправлял одного из своих верных солдат «сбрасывать тысячи и миллионы книг на колени обусловленным душам», вкладывал ли все свои силы в очередную фразу комментария к «Шримад-Бхагаватам» или тревожился о том, как бы г-жа Н. в Бомбее в очередной раз не навредила им, — всегда он пытался служить своему Гуру Махараджу.
Прабхупаде позвонили из Бомбея. Гирираджа просил его срочно приехать и лично договориться с госпожой Н. о покупке земли в Джуху. Гирираджа проконсультировался с их новым адвокатом, г-ном Бакхилом, и тот сказал ему, что Прабхупада должен лично присутствовать при оформлении документа о передаче земли. Другой адвокат ИСККОН, г-н Чхандавал, посоветовал то же самое — Шрила Прабхупада должен немедленно приехать в Бомбей. Поэтому Гирираджа позвонил Прабхупаде, умоляя его приехать и окончательно договориться обо всем с госпожой Н. Прабхупада согласился. Он собирался пробыть в Лондоне неделю до Джанмаштами, а затем вернуться в Бомбей.
21 августа На церемонии празднования Джанмаштами присутствовал М. Расготра, посол Индии в Великобритании. Он представил Шрилу Прабхупаду гостям и высоко оценил его выдающийся труд. Прабхупада выступил с речью, в которой рассказал, что приход Кришны — это ключ к миру для всего запутавшегося человечества. — В Индии, как нигде, — говорил Прабхупада, — у нас есть огромные возможности осознать Бога. Все уже есть, но мы не хотим взять. Где же найти лекарство от нашей болезни? Мы жаждем мира, но не принимаем того, что действительно приносит нам мир. В этом наша болезнь. Движение сознания Кришны старается пробудить в каждом сердце дремлющее сознание Кришны. А иначе, как бы могли эти европейцы, американцы и прочие жители этой планеты, которые еще четыре-пять лет назад ничего не слышали о Кришне, воспринять Его учение столь глубоко? Это возможно лишь потому, что сознание Кришны живет в сердце каждого. Прабхупада цитировал молитвы из «Брахма-самхиты», описывающие верховное, вечное положение Кришны на Его нетленной планете, Кришналоке. — Но Кришна присутствует повсюду, — объяснял он, — и, если вы преданы Ему, вы можете к Нему приблизиться. Когда вы делаете шаг навстречу Кришне, Он делает десять шагов навстречу вам. Мы просто должны Его принять. Поклонение Божеству в храме подразумевает поклонение самому Кришне, Верховной Божественной Личности. Он милостиво согласился принять видимый и доступный нам образ. Не думайте, что мы установили мраморную статую. Негодяи скажут: «Язычество». Нет, мы поклоняемся Самому Кришне. Мы не способны воспринять гигантскую или всепроникающую ипостаси Кришны, потому, идя нам навстречу, Кришна принимает облик Божества в храме. Занимайтесь служением Кришне круглосуточно. В этом смысл установления Божества.
* * * Бомбей, 15 сентября 1973 года На следующий день после своего приезда Шрила Прабхупада встретился с адвокатами г-жи Н. и выслушал их предложения. В деле появились обнадеживающие моменты, и все же договоренности не получалось. Реакция общественности на попытку госпожи Н. разрушить храм изменила ее настрой. Своему адвокату она сказала, что если Прабхупада сразу заплатит ей оставшиеся 12 лакхов рупий, то она отдаст ему землю. Прабхупада был готов согласиться на ее предложение, но не хотел ничего предпринимать до тех пор, пока не удостоверится в серьезности намерений госпожи Н. С ней регулярно встречался бомбейский адвокат и свободный член ИСККОН г-н Аснани, убеждая ее пойти Прабхупаде навстречу. То же самое советовали ей и ее адвокаты. Однако Прабхупада жил в Бомбее уже несколько недель, а встретиться с г-жой Н. ему все никак не удавалось. Однажды господин Аснани уже приехал к ней, чтобы отвезти ее к Прабхупаде, но она сказалась больной. Каждый день г-н Аснани обещал Прабхупаде: «Госпожа Н. приедет завтра», и Прабхупада не мог скрыть своего разочарования, понимая, что дело опять откладывается. Видя такое положение дел, его секретари заявили г-ну Аснани, что они не сомневаются в его добрых намерениях, но склоняются к тому, чтобы передать дело другим адвокатам. Г-н Аснани попросил дать ему сорок восемь часов на то, чтобы уладить дело и оформить передачу земли. Он приехал к г-же Н. в один из ее домов, где она поправлялась после болезни. — Матаджи, — сказал он умоляющим голосом, — мой Гуру Махараджа завтра уезжает. Если вы не приедете сегодня вечером, дело с землей может затянуться еще на год. Госпожа Н. согласилась. Около 9 часов вечера они вдвоем подъехали к дому господина Богилала Пателя, где Прабхупада должен был проводить киртан и читать «Бхагаватам». Прабхупада был на крыше и готовился начать лекцию, но, услышав о приезде г-жи Н., он прервал программу и спустился к себе в комнату, где должен был состояться их разговор. После короткой беседы Прабхупада извинился перед г-жой Н. и, поднявшись на крышу, начал лекцию. Вернулся он около полуночи, в сопровождении слуги и секретаря. Г-жа Н. все еще ждала. Разрыдавшись, она упала Прабхупаде в ноги. — Простите меня за все, что я вам сделала, — сквозь слезы проговорила она. — Пожалуйста, простите меня. Она пообещала сделать все так, как того хотел Прабхупада. Прабхупада смотрел на нее с состраданием — он понимал, что творилось у нее на душе. — Вы мне как дочь, — сказал он. — Не беспокойтесь. Я позабочусь о вас. Я буду заботиться о вас до конца ваших дней. Прабхупада сказал, что принимает все ее условия и готов выплатить оставшиеся 12 лакхов рупий плюс 50 000 рупий компенсации за просрочку. Прабхупада и г-жа Н. назначили окончательную дату подписания документа о передаче земли — 1 ноября. Вскоре после встречи с нею Прабхупада покинул дом Богилала Пателя и переехал к г-ну Сетхи, где ему пришлось серьезно потрудиться, чтобы решить оставшиеся проблемы – в частности, попросить компанию К. отозвать свой иск. Затем он переехал в дом г-на Ч.М. Кхатау, что находился всего в двух кварталах от Харе-Кришна-Лэнда. Там Прабхупада поселился в летнем домике – простой хижине с бамбуковым каркасом и стенами из «чхатай» (пальмовых листьев). Обычно подписание документов о передаче собственности происходило в кабинете регистратора, в центре города, но на этот раз мистер Аснани пригласил регистратора к Прабхупаде. В половине седьмого вечера Шрила Прабхупада сидел за своим низким письменным столом в простенке между окнами, прислонившись спиной к стене. Здесь же находились г-жа Н. со своими адвокатами, чиновник-регистратор, господин Аснани, супруги Сетхи и человек восемь преданных. В переполненной комнате было жарко и душно. Регистратор готовил документы для подписи, а г-жа Н. тем временем сидела по правую руку от Прабхупады. Шрила Прабхупада был серьезен. Тишину в комнате нарушало только шуршание бумаг да скрип пера. Подготовка и подписание документа заняли чуть больше двадцати минут. Прабхупада передал г-же Н. деньги, после чего она подписала документ о передаче земли. ИСККОН вступил в законное владение землей. Гирираджа: Когда подписывали документы, в комнате стояла мертвая тишина. Каждому из присутствующих казалось, что происходит событие чрезвычайной важности – как будто две великие мировые державы подписывают мирный договор. После того как г-жа Н. подписала документ, все молча наблюдали за тем, как передают бумаги. Она заплакала. Тамала-Кришна Госвами тихо спросил, почему она плачет, и госпожа Н. ответила, что как раз в этот день к ней приходил господин Матар и сказал, что нашел на эту землю покупателя, который готов был заплатить на много лакхов больше, чем платим мы. Глядя на госпожу Н., мы думали, что сейчас она, наверно, вспоминает все, что произошло за это время – все совершенное ею зло и смерть мужа. За этой минутой стояли месяцы напряженной борьбы. Поэтому для Прабхупады, преданных и тех, кто поддерживал Прабхупаду, все происходившее в этот вечер было осуществлением их многолетней мечты. Шрила Прабхупада попросил учеников сообщить об окончании дела в газеты. Он пригласил всех пройти в зал перед его кабинетом, чтобы принять участие в пире. Циновки были расстелены в два ряда, преданные принесли тарелки из листьев и расставили их перед гостями, после чего стали предлагать сидящим в два ряда гостям разнообразные блюда. Прабхупада не садился. — Ну что же, приступим! — сказал он после того, как преданные раздали прасад. Преданные приготовили несколько блюд — рис, дал, пакоры самых разных видов (из картофеля, цветной капусты, баклажанов), картофельное сабджи, пападамы, бурфи, сабджи из цветной капусты, ладду, чамчам (молочные сладости), кхир с вермишелью, халаву и лимонный напиток. Настроение у всех было радостное и приподнятое. Госпожа Уорриер (жительница Харе-Кришна-Лэнда): После подписания купчей все преданные прокричали: «Джая!» Все были очень счастливы. Потом Прабхупада рассказал нам о бомбейском проекте. Он сказал, что все здесь будет из мрамора. Кто-то спросил, неужели это возможно. Прабхупада объяснил, что это вполне реально и осуществимо. Он представил проект столь наглядно, что все были поражены тем, как он его описывал. Этот храм станет восьмым чудом света. Люди со всего мира будут приезжать, сюда только для того, чтобы увидеть этот храм. Он станет одной из достопримечательностей Бомбея. Прабхупада представил весь проект так, словно мысленным взором уже видел его, и добавил, что когда строительство закончится, мы увидим нечто такое, чего и представить себе не можем. Это будет нечто потрясающее! Пир закончился поздно, и когда все разошлись, Прабхупада вернулся в свою комнату, сел за рабочий стол и, откинувшись назад, воскликнул: — Славная была битва!
Позднее Прабхупада вспоминал об этой битве как о доказательстве того, что у человека в сознании Кришны нет проблем. — На покупку земли в Бомбее мы потратили от восемнадцати до двадцати лакхов рупий, — рассказывал Прабхупада несколько месяцев спустя, путешествуя по Европе, — но реально она стоит пятьдесят лакхов. Кто-то удивляется, другие завидуют. Но если вы приедете туда, то убедитесь сами, что место это – необыкновенное. Это просто райский сад, площадью около двух гектаров, с шестью строениями. На самом деле, когда мы приходим в сознание Кришны, у нас не остается никаких проблем. Проект, без сомнения, был очень перспективен, но как Прабхупада мог столь свободно говорить, что проблем не существует? Дело в том, что он видел, как Кришна Сам решает проблемы Своих преданных. Когда Прабхупаде нужны были деньги, они пришли – причем в таком количестве, которое он никогда бы не собрал в обычных условиях. Кришна устранил и грозных противников. В борьбе с такими людьми как супруги Н. Прабхупада не мог полагаться ни на стабильный источник дохода, ни на политическое влияние. Он полагался только на Кришну, поэтому у него не было проблем. Все проблемы в мире созданы непреданными, не желающими соблюдать законы Бога. — Любой, кто встал на путь бхакти-йоги, — говорил Прабхупада, — может понять, что все его проблемы решены. Мы убеждаемся в этом на практике. Тем не менее, Прабхупаде нередко приходилось терпеть козни непреданных. Два года жизни он потратил на то, чтобы сохранить для служения Кришне землю в Джуху. В Бомбее, или где бы то ни было, он беспокоился о том, как бы помочь своим неопытным ученикам, неспособным противостоять коварным уловкам противника. Это было тяжелое испытание, проверка на стойкость и мужество, но Прабхупада не поддавался влиянию майи, иллюзии, и потому у него «не было проблем». Своим примером Прабхупада показал: того, кто неукоснительно следует принципам бхакти-йоги, не затрагивают гуны природы, и майя не властна над ним. Той духовной науке, которой на своих лекциях и в беседах он постоянно обучал других, он неуклонно следовал сам. Он верил в сознание Кришны, и все его проблемы решались. В «Бхагавад-гите» Кришна обещает, что тот, кто предался Ему, легко преодолеет все препятствия. Преданный понимает, что трудности, порожденные майей, можно преодолеть, предавшись Кришне и указаниям Его представителя, гуру. Теперь, когда земля принадлежала ИСККОН, Прабхупада мог продолжить осуществлять задуманное. Пытаясь построить здания и распространять сознание Кришны, он, несомненно, столкнется с препятствиями, созданными майей, но самое трудное уже позади. Величественный храм Шри Шри Радха-Расавихари будет построен. Когда-нибудь и преданные, и гости, приезжающие в «ворота Индии», Бомбей, смогут останавливаться в первоклассном отеле Харе-Кришна-Лэнда, чтобы окунуться в духовную атмосферу храма. А преданные, если не забудут пример и наказ Прабхупады, смогут с успехом использовать Харе-Кришна-Лэнд в духе служения Кришне. Не напрасно Прабхупада терпел и надеялся на Кришну. Благодаря своему терпению, Шрила Прабхупада явил миру не только возможности проповеди в Харе-Кришна-Лэнде, но и величественный живой пример поведения садху. В «Шримад-Бхагаватам» Господь Капиладева так описывает святого: титикшавах каруниках сухридах сарва-дехинам аджата-шатравах шантах садхавах садху-бхушанах «Садху терпелив и милосерден, он — друг всех живых существ. У него нет врагов, он умиротворен, строго следует предписаниям шастр и наделен всеми добродетелями».
Будучи терпеливым (титикшавах), садху не боится трудностей, порожденных материальной природой. Борясь за землю в Джуху, Прабхупада сталкивался с врагами и проблемами, но никогда не опускал рук. — Вы должны терпеть, — порой говорил он ученикам. Но садху не только терпелив, но и сострадателен (каруниках). Когда полиция напала на временный храм ИСККОН, Прабхупада мог бы посчитать это знаком, что пора бы освободить участок и бросить помогать этим неблагодарным людям, давая им сознание Кришны. «Зачем нам такие беспокойства? Чего ради нам так стараться?» У него уже было около ста храмов за пределами Индии. Если бомбейцам не нужно сознание Кришны, может быть, покинуть их, предоставив их самим себе? Нет. Как истинный садху, Прабхупада был сострадателен. Он приехал с посланием милосердия, посланием сознания Кришны, а потому должен был терпеливо доносить его до каждого. Заблудшие люди, подобно животным, жили исключительно ради наслаждений, а значит, по закону кармы, в следующем воплощении им были уготованы страдания. Предвидя их горькую участь, Прабхупада не мог не помогать этим падшим душам, и даже людская неблагодарность не могла его остановить. «Шримад-Бхагаватам» описывает садху как сухридах сарва-дехинам: того, кто думает исключительно о благе всех остальных. Свободный от национализма, он не считает себя индийцем, американцем и даже просто человеком, но лишь вечной духовной частицей, призванной действовать на благо всех живых существ. «Шримад-Бхагаватам» называет садху аджата-шатру, тем, кто никогда ни с кем не враждует. Несмотря на то, что завистливые люди могут объявлять себя врагами садху, он остается лучшим другом каждого и всех пытается привести к Кришне. Видя, как старается Прабхупада распространять сознание Кришны, недоброжелатели чинили ему препятствия. Но, как он достойно показал в Бомбее: «Что поделать? Нужно терпеть». Строительство здания еще не началось, но Прабхупада уже в полной мере явил качества, украшающие садху. Оставаясь спокойным (шанта), полагаясь на Кришну, он вышел из этой битвы победителем. И перед тем, кто служит такой великой душе, утверждает «Шримад-Бхагаватам», открываются врата к освобождению.
Глава сорок третья
Храм Кришны и Баларамы. Начало
Апрель 1972 года
Шрила Прабхупада постоянно думал о строительстве Кришна-Баларам-мандира. В апреле 1972 года он попросил своего ученика Сурабхи, который делал проект бомбейского центра, нарисовать эскизы для храма во Вриндаване, в стиле индийского Ренессанса. Прабхупаде нравился новый храм Говиндаджи, что неподалеку от первоначального, построенного Рупой Госвами. Ему нравился его открытый двор, окруженный аркадой, и его фасад со ступенями, ведущими в зал для даршанов. Он выразил желание, чтобы храм ИСККОН воспроизводил некоторые архитектурные особенности храма Говиндаджи. С помощью архитектора из Вриндавана Сурабхи сделал чертежи проекта, и Прабхупада его одобрил. Это будет самый величественный храм во Вриндаване. Многие высокопоставленные лица из Дели, которые также являются преданными, будут рады возможности провести с нами выходные. Они словно побывают на Вайкунтхе. Вы должны построить нечто выдающееся. Иначе это будет позором для вас, молодых американцев. Построив замечательный храм, вы оправдаете мнение и об Америке, и об Индии. Вриндаванский проект – один из самых важных проектов ИСККОН. Несмотря на постоянную связь с Прабхупадой по почте, Гурудас сделал несколько серьезных упущений: не вырыл колодец и не получил разрешения от городских властей, хотя Прабхупада неоднократно просил его об этом. Летом 1972 года Прабхупада писал: Я с самого начала говорил, что хочу построить во Вриндаване храм, похожий на храм Говиндаджи. Я столько раз писал тебе, но ты так ничего и не сделал. Ну да ладно, проект Сурабхи мне нравится. Через две недели Прабхупада вновь написал Гурудасу: Я хотел построить храм, похожий на храм Говиндаджи. Неужели это так сложно, что ты уже шесть месяцев ходишь и ходишь по разным инженерам? Любой заурядный инженер способен составить проект и его согласовать. К чему тратить столько времени на лишнюю переписку? Строительство храма во Вриндаване — не такое уж трудное дело, думал Прабхупада, и потому бесконечные проволочки причиняли ему немало беспокойств. Он боялся, что преданные и архитекторы сделают здание слишком дорогим. Он велел строго придерживаться одобренных им планов, пусть даже здание окажется чуть дешевле, чем планировалось в начале. Он хотел, чтобы всеми работами руководил опытный ученик, который не дал бы себя обмануть. Еще в апреле 1972 года Прабхупада выразил желание, чтобы главными Божествами в его храме во Вриндаване стали Кришна и Баларама. «Кришна будет черным, а Баларама — белым, и стоять Они будут так, как на обложке журнала «Назад к Богу». Он хотел, чтобы при входе висела вывеска «Шри Кришна-Баларам-мандир». Одной из причин, по которой Прабхупада хотел установить в своем храме Божества Кришны и Баларамы, было то, что большинство вриндаванских храмов были посвящены Радхе-Кришне; храм ИСККОН должен был стать единственным в своем роде. Другая причина заключалась в том, что участок, принадлежавший ИСККОН, располагался в роще Рамана-рети, на мягких песках которой пять тысяч лет назад Кришна и Баларама наслаждались Своими детскими играми. В Рамана-рети подобало прославлять детские игры Кришны и Баларамы и поклоняться им. Хотя с того дня, когда Кришна появился во Вриндаване, минули тысячелетия, атмосфера в нем почти не изменилась: пейзажи и звуки — все осталось таким же, как было. Все так же бегали по песку или сидели на крышах и деревьях павлины, все так же ворковали голуби, куковали кукушки, хлопали зелеными крыльями попугаи… Таковы вечные звуки и картины вриндаванского леса. В своей книге «Кришна — Верховная Личность Бога» Прабхупада описывал игры Кришны, Баларамы и Их друзей-пастушков в Рамана-рети и подобных ей местах. «Мои дорогие друзья, посмотрите на этот чудесный берег! Посмотрите, как слетаются на аромат цветущих лотосов пчелы и птицы, наполняя этот прекрасный лес своим жужжанием и щебетом. Как чист и мягок здесь песок! Лучшего места для игр нам просто не найти!» «Шримад-Бхагаватам» учит, что вриндаванские игры Кришны и Баларамы с Их друзьями-пастушками — суть наивысшее духовное откровение, лежащее далеко за пределами представлений о Боге в обычном религиозном смысле. Высшая Истина, которую одни воспринимают как безликий Брахман, другие — как Всемогущего Бога, а третьи — как простого смертного, предстает в образе вечного и самого дорогого друга пастушков Вриндавана. Лишь после многих и многих жизней, посвященных праведности, удостоились они такой чести — присоединиться к исполненным любви играм Кришны и Баларамы в Рамана-рети. Сооружая храм Кришны и Баларамы, Прабхупада хотел дать возможность всем — будь то иностранные туристы, гости из Дели или его ученики — насладиться мирной, духовной атмосферой Рамана-рети. Он уже получил письмо из крупного международного туристического агентства, в котором его просили предусмотреть в проекте гостиницы номера для туристов, чтобы гостиницу ИСККОН можно было включить в официальные маршруты по «духовной» Индии. В страну постоянным потоком стекаются туристы, желающие увидеть святые места Индии, но, к сожалению, большинство из тех мест, которые они обычно посещают, не освящены авторитетом ачарий и наводнены мошенниками, поэтому центр ИСККОН будет иметь огромное значение. Прабхупада писал: Вы должны создать европейский проповеднический центр и приглашать туда всех туристов и хиппи, которые приезжают во Вриндаван. Угощайте их прасадом, привлекайте к участию в киртанах, уборке храма, предлагайте им прочесть наши книги, — словом, дайте им шанс стать преданными. Была еще одна важная причина, побудившая Прабхупаду сделать Кришну и Балараму главными Божествами своего храма во Вриндаване. Господь Баларама является первой экспансией Господа Кришны, и в своем воплощении Санкаршаны Он держит на Себе все вселенные. Поэтому вайшнавы поклоняются Балараме ради обретения духовной силы. «Вы можете обращаться к Господу Балараме с просьбой дать вам недостающие силы», — говорил Прабхупада. Будучи источником духовной силы, Господь Баларама известен также как изначальный духовный учитель.
Как и в других больших храмах ИСККОН, во вриндаванском храме Прабхупады будет три алтаря. Кроме Кришны и Баларамы, здесь предполагалось установить Божества Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. Господь Чайтанья — это Сам Кришна, а Господь Нитьянанда — это Господь Баларама. Об этом Кришна-Баларам-мандир возвестит всему миру. Господа Нитьянанду чаще всего называют крипа-аватарой, ибо в этом облике Господь наиболее милостив к падшим. Таким образом, поклонение Кришне и Балараме и Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде будет говорить о важности проповеди сознания Кришны другим. Кроме того, Прабхупада хотел установить в своем храме Радху-Шьямасундару вместе с двумя гопи, Их спутницами, — Лалитой и Вишакхой.
Шрила Прабхупада не мог позволить себе все время жить во Вриндаване, но в его отсутствие работа по строительству храма замедлялась. Гурудас, президент храма, не располагал большими средствами и не знал толком, как ими распоряжаться. Прабхупада называл его «Чертовски-дешево Бабу» - так индийцы называют людей с Запада, которые полагают, что выгодно, «чертовски дешево» купили товар, не подозревая, что на самом деле их обманули. Прабхупада не мог в расходовании средств полностью полагаться на учеников, поэтому учредил сложную систему, при которой даже в его отсутствие все чеки на строительство храма ИСККОН во Вриндаване должны были выписываться только с его личного разрешения. Когда Гурудасу нужны были деньги, Теджас, президент делийского храма, приезжал во Вриндаван и подтверждал целесообразность вложений. Затем чек посылался на подпись Шриле Прабхупаде, а когда он возвращался в Дели, Теджас ставил свою подпись и отдавал его Гурудасу. Хотя Прабхупада, как правило, предпочитал не обременять себя управлением храмами, он все же настаивал на том, чтобы ни одна рупия не была потрачена на строительство во Вриндаване без его разрешения. Но даже при таком контроле Гурудас умудрялся транжирить деньги: брал их под строительство, а использовал на другие нужды — причем торговцы его, как правило, обманывали.
С тех пор, как Прабхупада в последний раз приезжал во Вриндаван на Карттику в 1972 году, прошло уже больше года, и все это время он руководил строительством храма по переписке. Движение сознания Кришны стремительно росло и развивалось на всех континентах, поэтому Прабхупаде приходилось много путешествовать. Но три проекта — в Бомбее, Вриндаване и Майяпуре — были главными темами его переписки и основными объектами его капиталовложений. Одной из причин его нечастого появления во Вриндаване было то, что в своих письмах Гурудас лучился оптимизмом и обещал, что храм можно будет открыть уже на Джанмаштами 1973 года. Сурабхи, отвечавший за строительство, прекрасно знал, что работа продвигается чересчур медленно, однако Гурудас в своих письмах Прабхупаде вдохновенно рисовал картину скорого завершения и открытия мандира. Прабхупаду радовали хорошие вести и, хотя у него были некоторые сомнения, он просил Гурудаса сдержать свое обещание. Если ты сможешь закончить работу к следующему Джанмаштами, то сделаешь великое дело, и я приеду к вам из любой точки мира, чтобы установить Божества. Но теперь, чтобы сдержать свое обещание, тебе изо всех сил придется трудиться не покладая рук. В противном случае я очень разочаруюсь и очень сильно на тебя рассержусь. Преданных, принимавших участие в строительстве, Прабхупада предупредил, что если они действительно хотят сдержать слово, то должны усердно работать, чтобы закончить до начала сезона дождей в июне. Однако для любого, кто побывал на стройплощадке во Вриндаване, было очевидно, что вовремя строительство не закончится. Пока что будущий храм представлял собой сетку фундамента с торчащими из него прутьями стальной арматуры. Жили здесь всего лишь трое или четверо преданных, которым с грехом пополам удавалось организовать рабочих и изыскать денежные средства и строительные материалы. Лето в тот год выдалось на редкость жарким, поэтому каждый день в послеобеденные часы измученные зноем преданные были вынуждены просто лежать в своих хижинах. Цены на цемент и сталь повысились вдвое. Однако Гурудас продолжал посылать отчеты о блестящих успехах, и Прабхупада вдохновлял его продолжать со всей решимостью. Но Прабхупада умел читать и между строк, поэтому предупреждал Гурудаса: Я лишь хочу, чтобы работа спорилась, и деньги не улетали на ветер. Средства должны использоваться только на строительство. Постепенно разговоры об открытии храма на Джанмаштами смолкли, но Прабхупада не выразил по этому поводу недовольства. Напротив, он продолжал вдохновлять преданных не снижать темпов и просил их, чтобы к его приезду в октябре 1973 года они закончили хотя бы его комнату. Однако когда Прабхупада приехал, апартаменты его были еще далеки от завершения, и ему пришлось неделю провести в доме своего вриндаванского друга. Он не отстранил Гурудаса от должности, но попытался научить его грамотно вести дела и бухучет. Своему секретарю Джи-би-си по Индии, Тамала-Кришне Госвами, он направил просьбу выделять на вриндаванский проект больше средств. Итак, я приехал во Вриндаван. Что касается строительства: почему средства поступают столь нерегулярно? Теджияс пишет, что за последние три месяца ты послал 5000 рупий, а затем – вообще ничего. Как им продолжать строительство? Вдохновленные приездом Прабхупады, преданные воспрянули духом и организовали на своем участке небольшой фестиваль, разбив шатер и украсив столбы фундамента банановыми деревьями и цветами. Несколько вечеров на лекцию Прабхупады собиралось около пятидесяти местных жителей, которые рассаживались на складные стулья между лентами фундамента. Прабхупада был непоколебим в своем желании. Как всегда, он хотел построить храм, а горстка его учеников во Вриндаване были уверены, что их миссия — этот храм возвести. Они понимали, что храм, который они строили, не был каким-то местным проектом: он был важен для всего мира. День официального открытия был назначен на следующий Джанмаштами, в августе 1974 года. Несмотря на свой большой опыт архитектора и строителя, Сурабхи никогда не имел дела с такими необычными постройками и сомневался в том, что храм будет достроен за год. А Теджас был не особо уверен в том, что вовремя будут собраны средства. Гурудас же, уже умудренный опытом, заверял Прабхупаду, что преданные уложатся в срок. Субала хотел было остаться во Вриндаване, но только при условии, что его освободят от всех дел, связанных с управлением, и дадут спокойно повторять мантру и гулять по рощам. Это было неприемлемо, поэтому он давно уехал на Запад. Те же, кто героически оставался на стройке, знали, что, по крайней мере, на данный момент, их истинная духовная практика во Вриндаване состоит из тяжелого труда, беспокойств и борьбы со всевозможными препятствиями. Они должны были оставаться чистыми инструментами в служении чистому преданному Господа Кришны. В феврале 1974 года, путешествуя по южным штатам Америки, Прабхупада написал Гурудасу, что хотел бы приехать во Вриндаван сразу, как только будет готова его квартира и спросил, когда это случится. Гурудас узнал у Сурабхи, и тот сказал, что через месяц. Со свойственным ему оптимизмом Гурудас предложил Прабхупаде приехать через три недели, но Прабхупада ответил телеграммой, что приедет через две!
|