Типы инвесторов 72 страница
Позднее в тот же день Тамала-Кришна признался Шриле Прабхупаде: — Я настолько взбудоражен всем этим, что даже не могу как следует повторять свои круги. — Ничего удивительного, — ответил Прабхупада. — Иногда и со мной такое бывает, когда я взволнован. — Но, несмотря на все это, я чувствую, что духовно расту, — сказал Тамала-Кришна. Прабхупада кивнул. — Раньше я думал, как бы избежать трудностей, — продолжил Тамала-Кришна. — Но сейчас я понимаю, что не должен бояться. — Да, — сказал Прабхупада, — мы должны приветствовать трудности. Они дают нам возможность духовно расти. Днем Шьямасундара и Тамала-Кришна Госвами вместе с г-ном Н. вылетели обратно в Бомбей. Согласно новым условиям договора, ИСККОН должен был уплатить г-ну Н. пять лакхов рупий в счет правительственного налога, а г-н Н., в свою очередь, должен был оформить документ о передаче собственности. Однако новые условия были ограничены временем — тремя неделями — поэтому преданным нужно было работать в ускоренном режиме. Прабхупада вскоре сам собирался приехать в Бомбей, чтобы подвести, наконец, окончательную черту под этим вопросом. * * * Бомбей 25 ноября 1972 года Прабхупада приехал в Бомбей в надежде закончить дела по передаче земли, но г-н Н. по-прежнему задерживал сделку, несмотря на новый договор. Было очевидно, что это выжидание — часть его замысла против ИСККОН. Шрила Прабхупада прождал в Бомбее много дней, и, в конце концов, выехал в Ахмедабад, чтобы принять участие в публичной программе в пандале. Он наказал ученикам получить документ о праве собственности на новых условиях или, в противном случае, забрать внесенный задаток в два лакха рупий. Однако, пока Шрила Прабхупада отсутствовал, Шьямасундара, Тамала-Кришна Госвами и остальные начали говорить между собой, что даже если им и удастся завладеть участком в Джуху, развивать там «Харе-Кришна-Лэнд» по замыслу Прабхупады будет практически невозможно. — Даже если мы получим землю, — рассуждал Шьямасундара, — как мы сможем построить в этих джунглях большой храм и гостиницу? Это просто утопия! А их духовный учитель тем временем, находясь в Ахмедабаде, продолжал сражаться за бомбейский проект. Он попросил приехать в Ахмедабад г-на Н. и г-на Д., чтобы уладить все вопросы, но те отказались. В Бомбее же преданные узнали, что если они захотят вернуть задаток, а также сумму их взноса в счет частичной оплаты налога на прибыль (пяти лакхов), новый договор придется расторгнуть. Они были в замешательстве, а время истекало. Однажды утром из Бомбея в Ахмедабад прибыла одна из учениц Прабхупады, Вишакха-деви-даси. Прабхупада вызвал ее и попросил немедленно вернуться в Бомбей с поручением. Обеспокоенный тем, как бы его старшие ученики в Бомбее не приняли ошибочное решение отказаться от земли, Прабхупада попросил Вишакху передать им, чтобы те ни при каких обстоятельствах не расторгали договор с г-ном Н. — На самом деле, — сказал он, — это не женское дело, но все остальные здесь либо заняты организацией пандала, либо совсем еще новички, чтобы браться за такую задачу. Вишакха села на ближайший поезд и на следующее утро уже была в Бомбее. Но то, чего так боялся Прабхупада, уже произошло: договор купли-продажи расторгли. Они были уверены, что покупать эту землю будет ошибкой, и юристы поддержали их в этом, сказав, что если преданные хотят вернуть деньги, то должны немедленно расторгнуть договор. Каково же было смятение преданных, когда они узнали о решении Прабхупады! Теперь у них не было ни законного положения, ни прав на землю. Но самое главное, им не удалось исполнить волю духовного учителя! Гирираджа позвонил Прабхупаде в Ахмедабад, чтобы рассказать о случившемся. — Бхактиведанта Свами у телефона, — поднял трубку Прабхупада. Гирирадж стал говорить, что из Ахмедабада приехала с поручением преданная. — Да, да, — торопил его Прабхупада, — и в чем дело? В конце концов, Гирирадж все-таки выдавил из себя, что договор купли-продажи аннулирован… Прабхупада молчал. Затем голосом, выражающим одновременно и гнев, и покорность, он произнес: — Тогда все пропало. «Я буду последним, кто отдаст “Харе Кришна Лэнд” этому мошеннику г-ну Н.», — писал Прабхупада одному из свободных членов перед самым своим отъездом из Ахмедабада в Бомбей. Прабхупада сразу же задумался, как исправить ошибку учеников. Деньги еще не перечислены, поэтому, возможно, еще не все потеряно. Г-н Н. не в состоянии был понять, почему Прабхупада так решительно сражается за этот участок в Джуху. Нельзя сказать, что Прабхупада скрывал свои мотивы, но только преданный может понять мысли и поступки другого преданного. Г-н Н. относился к Прабхупаде так же, как к компании К. Он обманул компанию К., и теперь собирался обмануть ИСККОН. Он мог предполагать только, что Прабхупада и ученики его движимы тем же мотивом, что и он сам; он же понимал только один мотив — обогащение. На самом деле, даже ученикам Прабхупады было трудно понять причину неуклонной решимости своего духовного учителя. Проповедь сознания Кришны в Бомбее — таков был его главный мотив. Шрила Прабхупада говорил: — Мой Гуру Махараджа наказал мне проповедовать сознание Кришны на Западе, и я сделал это. Теперь я хочу проповедовать в Индии. Бомбей был самым важным городом — воротами Индии. И здесь, в Бомбее, Кришна, так или иначе, привел Прабхупаду на эту землю, где он начал проповедовать и куда пригласил Божества Радхи и Кришны. По мнению Прабхупады, земля эта подходила для воплощения его замысла — большого величественного храма и международной гостиницы. Бомбей был важным городом, и здесь должны проводиться крупные фестивали, грандиозное храмовое поклонение, массовая раздача прасада и разнообразные программы о ведической культуре. Участок в Джуху идеально подходил для школы, театра, библиотеки, жилых помещений — одним словом, для городка «Харе Кришна». Так как же Прабхупада мог отступить, отдав это все жулику, который пытался обмануть его? Прабхупада говорил, что у сознания Кришны всегда найдутся противники, но это не значит, что преданные должны сдаваться. Проповедник должен быть терпелив, а, порой, когда исчерпаны все остальные средства, а на карту поставлены интересы Кришны, он должен сражаться. Еще одной причиной, почему Прабхупада не хотел отказываться от этого участка земли, было его обещание Божествам Радха-Расавихари. Он пригласил сюда Кришну, он молился: — Дорогой Господь, пожалуйста, останься здесь, и я построю для Тебя прекрасный храм. Когда Прабхупада был в отъезде, и один преданный из Бомбея написал ему, что о Божествах не заботятся, Прабхупада в ответном письме потребовал исправить это «безобразие». Божество Кришны — не каменная статуя, но Сам Кришна, который отвечает Своему искреннему преданному взаимностью. Итак, если очевидной и внешней причиной решимости Прабхупады сохранить «Харе-Кришна-Лэнд» было его желание использовать эту землю для миссионерской деятельности, то внутренняя причина заключалась в его личном обязательстве перед Их Светлостями Шри Шри Радха-Расавихари. Разумеется, для г-на Н. и его сообщников все это оставалось за пределами понимания, и более того – даже ученики Прабхупады не могли понять этого до конца. Прабхупада пригласил Радху и Кришну в спартанские условия, но обещал Им, что в будущем сотворит для Них чудо. Радха и Кришна ответили на его просьбу, Они терпеливо ждали, раздавая вечные благословения Своим преданным, пока Прабхупада сражался за исполнение этого обещания. Пятьсот лет назад у каждого из шести Госвами Вриндавана было свое Божество, для которого каждый из них возвел прекрасный храм. Но Прабхупада имел благословение установить множество Божеств и поддерживать служение Им. В штаб-квартире на Западе это были роскошные Рукмини-Дваракадхиша, в Нью-Йорке — Радха-Говинда, в Далласе — огромные Радха-Калачандаджи, в автобусе с Киртананандой Свами и Вишнуджаной Свами путешествовали по Америке Радха-Дамодара, Лондон был благословлен Радха-Лондон-ишварой, Майяпур — Радха-Мадхавой, а Австралия — Радха-Гопинатхой. Все это были Божества Прабхупады, принимавшие его поклонение, формы арча Радхи и Кришны, явившиеся по просьбе Своего чистого преданного, чтобы облагодетельствовать начинающих преданных в городах всего мира. Шрила Прабхупада устанавливал множество Божеств, и это был один из его главных подвигов. В какой бы храм он ни приехал, всегда он почтительно вставал перед Божествами, получая Их благословения, а потом простирался перед Ними в поклоне. — Будьте смиренны, — наставлял он преданных. — Всегда помните, что вы имеете дело с Кришной. А порой он не мог скрыть в себе признаки восторженной любви к Божествам. Он поклонялся всем Им через своих представителей, своих многочисленных учеников, но в случае с Радха-Расавихари он участвовал в поклонении более непосредственно. Взяв управление Движением в Индии под свою ответственность, он считал себя обязанным лично позаботиться об Этих Божествах. Прабхупада бился за землю с таким самозабвенным рвением, что иногда казалось, будто он сражается ради сражения. Порой он даже сравнивал г-на Н. с демоном Камсой из «Шримад-Бхагаватам», который предпринимал неоднократные попытки убить Кришну. Как Камса посылал множество подчиненных ему демонов расправиться с Кришной, так же и г-н Н. прибегал к услугам своих демонических представителей: юристов, друзей и просто хулиганов. Уничтожая демонов, Кришна являл Свои игры, лилы, — и наслаждался ими. А Прабхупада, верный слуга Кришны, всецело был поглощен этой борьбой. Он всегда оставался начеку, сохраняя боевой дух, и, когда г-н Н. обманул, а точнее, напугал преданных, заставив их отступить, Прабхупада ничуть не поддался его угрозам. Он тут же ринулся в бой – ведь вызов был брошен Кришне и Его миссии. Никогда еще Прабхупада не подвергался таким угрозам и не встречал такого активного сопротивления. В Дели, когда он продавал свои журналы «Обратно к Богу», ему часто приходилось выслушивать грубости, а в Америке его игнорировали и порой перебивали, не давая говорить. Но до сих пор пока еще никто не предпринимал серьезных попыток остановить его проповедь. Однако здесь нашелся демон, который активно пытался обмануть его, остановить проповедь, разогнать преданных и вывезти Божества. Прабхупада вынужден был сражаться, и те ученики, кто понимал его, должны были присоединиться к нему в этой борьбе. Прабхупада был для бомбейских Божеств и ИСККОН покровителем и опекуном. Как он писал в «Нектаре преданности», многие великие преданные состоят в вечных отношениях с Кришной, действуя как Его защитники. Когда, будучи еще ребенком, Кришна сражался со змеем Калией, родителей Кришны охватило трансцендентное беспокойство. Они видели, что их ребенок оказался в кольцах змея и, опасаясь за жизнь Кришны, хотели защитить Его. Вечные мать и отец Кришны всегда боятся, что Кришна может повстречаться с опасностью, и когда это происходит, их естественное беспокойство стократ усиливается. Это проявление самой сильной любви к Кришне. Шрила Прабхупада тоже пребывал в настроении защитника Радха-Расавихари и своего Движения сознания Кришны. Прабхупада прекрасно знал, что Кришна является верховным защитником, и никто не может помешать Его воле, но, испытывая естественное желание распространять славу Кришны, он боялся, что демон, г-н Н., причинит Кришне вред. Желание Прабхупады защищать и его беспокойство распространялось и на его учеников. Хотя с глазу на глаз он часто отчитывал и поправлял их, повинуясь чувству долга, при посторонних он защищал и прославлял своих учеников. Когда д-р Патель, врач из Бомбея, начал критиковать преданных за то, что те не борются с комарами, Прабхупада сказал, что его ученики — освобожденные души и не отождествляют себя с телом, поэтому такие мелочи их не беспокоят. Прабхупада видел в своих учениках родных детей, неискушенных в жизни; они не знали, как вести себя с мошенниками и могли легко поддаться на обман. Но если сын наивен, то отец должен быть проницательным и способным защитить свою семью. Как покровитель преданных и миссии Кришны, Прабхупада хотел создать для своих учеников хорошие жилищные условия, чтобы они могли служить Кришне с удобством и даже не без роскоши. Тому же учил и духовный учитель Прабхупады, Бхактисиддханта Сарасвати, когда говорил, что проповедники сознания Кришны должны иметь все самое лучшее, поскольку они совершают лучшее служение для Кришны. Поэтому и стремился с такой решимостью Прабхупада построить городок «Харе Кришна» в Бомбее. Он не намерен был становиться отшельником, не носящим одежд, которому все безразлично в этом мире. Он чувствовал ответственность за тысячи своих учеников, а потому брал на себя столько беспокойств. Г-н Н. не знал, какие мотивы движут Шрилой Прабхупадой. Не мог он представить себе и всех последствий брошенного им Кришне и Его чистому преданному вызова, несмотря на то, что самые известные произведения индийской классики — «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам», «Рамаяна» — описывают, насколько это опасно. Прабхупада сражался на стороне Кришны; поэтому г-н Н. противостоял Самой Верховной Личности Бога.
Расторгнув договор, ученики Прабхупады ослабили юридическое положение ИСККОН. Но Прабхупада верил, что если преданные просто останутся на участке, то сохранят сильную позицию. В то же время он наказал ученикам усилить проповедь. Преданные не должны думать, что не смогут проповедовать без храма, поэтому по его просьбе был проведен еще один большой фестиваль в пандале в центре Бомбея. Успех был огромен: каждый вечер в пандале собиралось по двадцать тысяч человек. Со вступительными речами выступали такие важные гости как г-н Р.К. Ганатра, мэр Бомбея. Преданные принимали в мероприятии самое активное участие: они организовывали все от начала до конца, устраивали рекламу, готовили и раздавали прасад, распространяли книги Шрилы Прабхупады и проповедовали в палатке вопросов и ответов. Фестиваль в пандале был нужен для того, чтобы вывести преданных из хандры, возникшей из-за затянувшейся тяжбы и суровых условий жизни в Джуху. В последнюю неделю января 1973 года Прабхупада встретился с г-ном Н. в доме г-на Махадевии. Хотя адвокаты Прабхупады возбудили против г-на Н. уголовное дело, Прабхупада хотел попытаться решить вопрос без суда. Он всегда был любезен и учтив с г-ном Н., и тот, казалось, отвечал ему тем же. Но на этот раз все было по-другому. Не было ни улыбок, ни дружеских слов. Диалог носил сугубо официальный характер. По прошествии нескольких минут Прабхупада попросил своих учеников выйти из комнаты. Говоря на хинди, г-н Н. начал обвинять Прабхупаду и преданных в связях с ЦРУ. — Я приду в понедельник, — отрезал он, — с чеком на два лакха вашего задатка. — Хорошо, — ответил Прабхупада. — Если вы не хотите расставаться со своей землей, мы освободим ее. Но хорошенько подумайте, прежде чем решиться на это. — Вы смеете называть себя хозяевами земли, — продолжал свои обвинения г-н Н., — но вы – просто головная боль для всего района. Вы встаете в четыре утра и так далее… — Мы не объявляем себя хозяевами, — ответил Прабхупада. — Настоящий хозяин — Кришна, а не я. Кришна уже находится на Своей земле. Почему вы так беспокоите нас? Просто берите деньги и отдайте нам землю. Или, если хотите, чтобы мы съехали, то подготовьте чек. До сих пор Прабхупада сдерживал себя, но сейчас он рассердился по-настоящему. — Несите свой чек, и завтра же утром мы освободим участок! Нет, мы съедем сегодня же! Верните наши деньги. У вас есть деньги? — Я собственноручно уберу Божества! Я снесу ваш храм и выкину Божества! — прокричал г-н Н. и бросился вон из комнаты. На той же неделе г-на Н. увезли в больницу с тяжелым сердечным приступом. Через две недели он умер. Услышав о смерти г-на Н., Прабхупада помолчал, а затем процитировал стих, который Прахлада Махараджа произнес сразу после смерти своего отца-демона, Хираньякашипу: модета садхур апи вришчика-сарпа-хатья. «Даже святой радуется, когда убивают змею или скорпиона».
Г-жа Н., хоть и не столь искушенная в юридических вопросах, продолжила сражение, а ее адвокаты, предвкушая большие гонорары, с еще большим пылом добивались изгнания ИСККОН с территории. В апреле 1973 года ИСККОН подал иск в Верховный суд. Шел месяц за месяцем, но решение так и не было принято. Прабхупада не решался начать на участке строительство, поскольку не имел ни документа о праве собственности, ни гарантии, что получит его. Он успел совершить путешествие на Запад, вернуться в Индию, однако вопрос с землей все еще не был решен. Теперь ИСККОН в Бомбее жил спокойно, однако развитие приостановилось, и никто не знал, чем все это дело закончится. Но однажды г-жа Н., никого не предупредив, перешла в яростное наступление. Утром первого июня, когда преданные занимались своими повседневными делами, на участок в Джуху приехал грузовик с бригадой рабочих, которые готовились разрушить храм. Каким-то образом г-же Н. удалось убедить власти города выдать ей разрешение на снос храма — скромной постройки из кирпича и железобетона. Гирираджа пытался показать ответственному служащему бумагу, подтверждающую права ИСККОН, но чиновник не захотел ничего слушать и отдал команду сносить храм. Вскоре прибыло еще несколько грузовиков, и рабочие, числом около ста, вооружившись сварочными аппаратами и кувалдами, принялись за работу. Одни забрались по лестницам на крышу храма и стали крушить ее кувалдами, другие при помощи сварочных аппаратов резали стальные опоры. Согласно плану, бригада должна была одну за одной повалить стальные опоры зала для киртанов, постепенно продвигаясь к комнате Божеств, где находились Радха и Расавихари. Преданные пытались остановить вандализм, но вскоре на место прибыли полицейские и, работая парами, стали хватать протестующих за руки и за ноги и уносить прочь. На глазах у местных жителей полицейские тащили за волосы женщин. Кто-то радовался, другие смотрели с сочувствием. Однако, страшась полиции, никто не решался вступиться за преданных. Один преданный, Манишви, побежал к телефону и позвонил г-ну Махадевии, и тот вместе со своим другом, г-ном Винодой Гуптой, поспешил в «Харе Кришна Лэнд», где стал свидетелем того, как полиция оттаскивает за волосы последнюю преданную. Она пыталась закрыть двери алтаря, чтобы защитить Божества, но трое полицейских скрутили ее. Г-н Махадевья бросился в дом сочувствующего жильца, г-на Ачарьи, и позвонил своему брату Чандре Махадевии, состоятельному предпринимателю и другу Бала Тхакура, лидера одной из самых влиятельных политических партий Бомбея. Г-н Чандра Махадевия сообщил Балу Тхакуру о чрезвычайной ситуации: при подстрекательстве индуски и по приказу муниципального чиновника, также индуса, сносится храм Господа Вишну. Г-н Тхакур в свою очередь позвонил управляющему муниципалитетом, который, признавшись, что не слышал ни о каком распоряжении разрушить храм, связался с местным административным ведомством, пославшим наряд разрушителей. Ведомство отправило своего представителя остановить произвол. Служащий прибыл около двух часов дня, как раз в то время, когда наряд резал последний столб и пытался снести крышу над Божествами. Представитель передал ответственному приказ остановить снос, и тот объявил бригаде отбой. Во время нападения Прабхупада был в Калькутте, и когда преданные дозвонились до него, он попросил их собрать местных сторонников и свободных членов ИСККОН и публично огласить свой протест. Также необходимо призвать к ответу ответственных за вандализм. Этот случай только поможет им в борьбе с г-жой Н. и ее сторонниками! Прабхупада назвал нескольких свободных членов, которые, по его мнению, согласятся помочь. Г-н Сада Дживатлал, руководитель «Хинду-вишва-паришад», должен помочь им сделать это событие достоянием гласности, поскольку его организация была призвана защищать индуистскую дхарму и разрешать подобные проблемы. Г-н Сетхи должен помочь предотвратить дальнейшее насилие. Это происшествие, сказал Прабхупада, - часть плана Кришны; преданным нечего бояться. На следующее утро на обложке журнала «Свободная пресса» появилась фотография разрушенного храма с заголовком: «НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ ХРАМ РАЗРУШЕН МУНИЦИПАЛИТЕТОМ» Преданные начали отвечать на очерняющие их публичные заявления. Г-н Сада Дживатлал превратил свою контору в центре города в штаб ИСККОН; объединив усилия, они с преданными развернули широкую кампанию. Несмотря на враждебную пропаганду, многие индийцы были возмущены насилием, а муниципальные власти единодушно осудили чиновников, ответственных за нападение на индуистский храм. С шести утра до девяти вечера преданные обзванивали газеты, писали письма и объявления и связывались с потенциальными доброжелателями. Г-н Винода Гупта, член политической партии «Джан-Сангх», выступавшей за сохранение индуистской культуры Индии, в содружестве с Картикеей Махадевией и другими, учредили комитет «Спасите храм». Г-н Гупта напечатал свою листовку, объявляющую ИСККОН истинно индуистской организацией. Гирираджа встретился с государственными чиновниками и заручился их поддержкой, а многие почетные горожане, признавая подлинность Движения «Харе Кришна», начали выражать симпатию и предлагать свою помощь. Так план г-жи Н. и ее адвокатов обернулся против них самих. Они думали, что имеют дело с горсткой молодых иностранцев, но вскоре обнаружили, что сражаются против самых влиятельных граждан Бомбея. Шрила Прабхупада предсказывал, что исход будет положительным. Через несколько дней после происшествия он написал: Разрушение муниципалитетом нашего храма лишь укрепило нашу позицию. Постоянный комитет муниципалитета осудил необдуманные действия местных властей и согласился восстановить навес за свой счет. Мало того, временная постройка будет стоять на участке, пока суд не примет решение относительно того, кто является владельцем земли. При данных обстоятельствах мы должны немедленно восстановить навес над Божествами. Свободный участок нужно сейчас же обнести изгородью из колючей проволоки. И, если возможно, следует сразу же возвести перед Божествами временный пандал из наших материалов. Если это будет сделано, я приеду в Бомбей и начну «Бхагават-параяну» вплоть до решения суда. Таково мое желание. Кроме того, Прабхупада попросил Гирираджа во всех подробностях осветить для свободных членов ситуацию с разрушением храма в его ежемесячном бюллетене «Харе Кришна». Прабхупада сам написал для бюллетеня статью, рассказывая о своем Движении и событиях, приведших к нападению на храм. Он осудил бомбейский муниципалитет, «дерзнувший разрушить наш храм вопреки закону и религиозным принципам». Он сообщал, что бомбейская клика сговорилась согнать преданных с принадлежавшей им земли, не возвращая им денег, и попросил благожелателей и свободных членов Движения сознания Кришны протянуть ему руку помощи в этот трудный час. Однако на призыв его откликнулись лишь с десяток свободных членов ИСККОН. В Бомбее было несколько сот свободных членов, которые пожертвовали 1111 рупий и теперь получали книги Прабхупады; когда же потребовалось личное участие в разрешении конфликта, лишь единицы выразили желание помочь. Однако эти несколько человек проявили себя там, где невинные, наивные и не имеющие связей ученики Прабхупады были бессильны. Преданные начали ощущать во всей цепи происходящих событий милость Кришны, видя, как свободные члены оказывают Прабхупаде и Господу Кришне ценное служение. В прошлом Прабхупада не раз останавливался в домах многих свободных членов, и, слушая его проповедь, те убеждались в его искренности и благородных целях его Движения. Эти друзья и свободные члены — такие как Бхагубай Патель, Бехарилал Кханделвала, Бриджратан Мохатта, д-р Ч. Бали и другие — действовали не просто из собственных религиозных чувств, но из глубокого уважения и любви к Прабхупаде. Гирирадж, при содействии Сада Дживатлала, попытался убедить муниципальный совет санкционировать восстановление храма. Однако при этом он узнал, что в тот же день (пятницу) г-жа Н. подала заявление в суд на выдачу судебного запрета на реконструкцию храма. Судья Наин сказал Гирирадже, что не хочет удовлетворять просьбу г-жи Н., и слушание по делу преданных назначил на понедельник. Это означало, что с утра субботы до утра понедельника у преданных два дня на то, чтобы отстроить храм заново. Преданные рассудили, что, хотя у них нет фактического разрешения на восстановление храма, закон, тем не менее, не запрещает им этого делать. Но если судья Наин вынесет решение против них, восстановить храм будет очень сложно. Поэтому они решили осуществить задуманное за выходные. Г-н Лал, бывший подрядчик, помог преданным достать строительные материалы: кирпич, раствор, асбестовые плиты – а г-н Сетхи прислал бригаду рабочих. В пятницу, в восемь вечера, каменщики принялись за работу и, не прерываясь, проработали всю ночь, невзирая на дождь. В понедельник утром, узнав о новом храме, судья объявил: — То, что построено – построено. Никто не имеет права разрушать храмы. Когда эта новость дошла до Прабхупады, он посчитал это окончательной победой. Храм восстановлен, а симпатии общественности явно на стороне ИСККОН. Глава сорок вторая
Строительство Майяпура
Майяпур, 1 июня 1973 года
Прабхупада переселился в новое здание, хотя оно пока еще не было достроено. Он занял две смежные комнаты на втором этаже, одна из которых стала его кабинетом, а другая — спальней. Тем временем в алтарной комнате и в других частях здания продолжались строительные работы. В день переезда Прабхупады налетел ураган: небо заволокло огромными черными тучами, и поднялся сильный ветер. Однако ненастье длилось недолго, и причиненный ущерб был весьма незначителен. Я только что приехал в Майяпур и очень надеюсь, что пребывание в его духовной атмосфере поможет мне восстановить силы и здоровье. Каждая минута, проведенная здесь, дарует несказанное блаженство. По вечерам в комнату к Прабхупаде приходил пуджари из храма, Джананиваса. Он приносил глиняный горшок с раскаленными углями и ладан и тщательно окуривал комнату. Делал он это для того, чтобы выгнать насекомых, но Прабхупада считал, что это, кроме всего прочего, очищает атмосферу. Иногда его беспокоил стук молотков, доносившийся со стройки, но в общем на новом месте было спокойно. Преданных в Майяпуре было мало, и Прабхупада проводил время, занимаясь переводами, принимая гостей или беседуя с учениками, руководившими строительством майяпурского центра. Чаще всего он делился своими соображениями с Бхаванандой Махараджей и Джаяпатакой Махараджей и с их помощью осуществлял свои планы. Преданные, жившие вместе с Прабхупадой, считали себя слугами в его доме. Разумеется, все храмы ИСККОН принадлежали ему, однако в Майяпуре это ощущалось особенно сильно. Обычно в каждом из центров ИСККОН деньги на его содержание добывали преданные, но в Майяпуре этим занимался сам Прабхупада. Он учредил фонд «Майяпур-Вриндаван траст», который складывался из пожертвований его учеников и процентов от банковских вкладов. Если преданные напрасно расходовали деньги и энергию, или же зданию наносился какой-то ущерб, Прабхупада всегда принимал это близко к сердцу. Теперь, лично присутствуя здесь, он часто обходил стройку, давал подробные указания и требовал, чтобы преданные исправили недоделки. Красновато-розовое здание казалось огромным небесным кораблем, а Шрила Прабхупада был его капитаном. Как капитан корабля, он проходил по его широким верандам-палубам и отдавал своим помощникам строгие приказы, следя за тем, чтобы все было в полном порядке, как на настоящем корабле. Как-то раз он прогуливался по веранде возле своей комнаты. Другие комнаты были заперты, и, проходя мимо них, Прабхупада открывал ставни на окнах и заглядывал внутрь. Вдруг он резко повернулся к Шатадханье, который находился поблизости (на тот случай, если Прабхупаде что-нибудь понадобится). — В комнате работает вентилятор, хотя там никого нет, и дверь заперта, — сказал Прабхупада. — Кто это сделал? Шатадханья понятия не имел. — Кто бы это ни был, — продолжал Прабхупада, — он негодяй! Пусть знает, что он негодяй! В течение двух последущих дней Прабхупада неоднократно с досадой вспоминал о случившемся. Однажды после сильного ливня со шквалистым ветром мраморная, четырехметровой ширины веранда перед комнатой Прабхупады оказалась залита водой. Бхавананда Свами собирал воду с мраморного пола большой резиновой шваброй, которую смастерил один преданный, а Прабхупада, стоял в дверях и за ним наблюдал. — Так и надо мыть мрамор, — сказал он. — Не натирать воском, а просто заливать каждое утро водой, а потом эту воду сгонять. Тогда он отполируется и станет блестеть, как стекло. К тем преданным, которые посвятили свою жизнь воплощению майяпурского проекта, Прабхупада проявлял особую благосклонность и был глубоко им признателен. Однажды вечером он вызвал к себе Бхавананду и стал расспрашивать его о том, как живут преданные. Внезапно из глаз его потекли слезы: — Я знаю, как вам, ребятам с Запада, здесь трудно, — сказал он. — Вы так преданы моему делу! Я знаю, что у вас нет даже прасада. Когда я думаю, что вы не можете достать даже молока, что вы оставили обеспеченную жизнь, бросили все, приехали сюда и безропотно сносите эти тяготы и лишения, я чувствую себя в неоплатном долгу перед вами. Бхавананда: Рабочие-мраморщики жили в хижинах из пальмовых ветвей у самой стройплощадки. Возле строящегося здания гостиницы стояла колонка – здесь мы мылись, и отсюда же рабочие брали воду, чтобы приготовить раствор. Чуть поодаль стояли два туалета, один — женский, а другой — мужской. Это были просто две ямы в земле, огороженые соломенными щитами. В бурю, под проливным дождем, нам приходилось тащиться в туалет, утопая в грязи. А кругом полно змей. Дикое место! Одно слово — стройка. Нормальные люди на стройках не живут, а мы — жили. Мы приехали сюда ради Шрилы Прабхупады. И это пошло нам на пользу. Ни ванны, ни других удобств — только голые цементные полы.
|