Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проникновение в Индию эллинизма и ислама





В 331 году до н.э. северные области Индии завоевал Александр Македонский. Он был одержим идеей создать некую мировую, космополитическую (греч. космополит — гражданин мира) империю, в которой сплелись бы все культуры под началом греческой, относясь к ней «как части к целому». С этой целью он включал в состав своей армии ученых, которые изучали бы культуру покоренных народов, учились у них и учили их (позже так же поступал Наполеон). Жизнь, однако, оказалось значительно прозаичней. Когда Александр понял иллюзорность своих замыслов, увидел, что армию интересует только материальная добыча, он решил повернуть назад. Но… армия не подчинялась владыке, покорившему мир. Покинув ее, уставший от жизни и смерти завоеватель уединился в Вавилоне, в висячих садах Семирамиды, где вскоре и умер. Об этом сказано: «Александр победил Восток, но Восток победил Александра». Ему также не удалось «соединить Восток и Запад».

Значительно ощутимей оказалось проникновение в Индию ислама. В XIII веке на севере Индии утвердилось крупное мусульманское государство — Делийский султанат, которым правили исламские военачальники из среднеазиатских тюрков. Исламские государства возникли и в других регионах Индии. Ислам насильственно насаждался как государственная религия, хотя искались и компромиссные пути. На индийской культурной почве ислам принял форму суфизма — мистического учения о наличии различных путей к единению с Богом. Своеобразное слияние ислама и индуизма породило в XV веке сикхизм (от шишья — ученик), религию, распространившуюся на севере Индии и влиятельную там и сегодня.

В начале XVI веке возникла Могольская империя, охватившая почти весь Индостан и просуществовавшая до XVIII в. Основателем ее был правитель Кабула тимурид Бабур (1483—1530), прославившийся и как создатель трактата «Бабур-наме». Наибольшего расцвета империя достигла при Акбаре (1556—1605), который перенес столицу в г. Агру на р. Джамне. В Агре был создан знаменитый мавзолей Тадж-Махал («Венец Дворца»), построенный правителем Шах-Джаханом в память о любимой жене-персиянке, умершей при родах. Он примечателен не только своей красотой, но и тем, что кажется парящим в воздухе. Всемирную славу имеет и Золотой храм в Амритсаре. К сожалению, сейчас этот храм служит и форпостом сикхских сепаратистов.

В результате религиозных и политических распрей в XVIII в империя моголов пала, и Индия на два века стала колонией Великобритании. Непростым оказалось и приобретение независимости, из Индии выделилось (в 1947 г.) исламское государство Пакистан, с которым Индия постоянно находится в состоянии не только политического, но и военного противостояния, особенно опасного тем, что оба государства имеют в своем арсенале ядерное оружие.

 

Вопросы и задания

1. На каком пространстве и в какое время сложилась индийская культура? С какими культурами она находилась во взаимодействии?

2. Какие касты сложились в Индии и почему?

3. Каковы религиозно-философские основы культуры Индии? Почему в ней философия и религия органично связаны? Расскажите о школах классической индийской философии.

4. Расскажите о возникновении и основных положениях буддизма и его разновидностей. Какие из них оказались наиболее приемлемыми для современной Индии?

5. Что вас больше всего заинтересовало в индийской мифологии? Какие в ней существуют боги и какие функции они выполняют?

6. Расскажите об индийских ритуалах и празднествах.

7. Каковы особенности художественной культуры Индии? Что вы можете рассказать о ее памятниках и современном состоянии?

8. Каковы особенности индийского образования и воспитания, науки?

9. Как происходило проникновение в Индию эллинизма и ислама, какие это принесло результаты?

 

Рекомендуемая литература

Бонгард-Левин Т. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

Ганди И. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3.

Индийская культура и буддизм. М., 1963.

Индо-буддийский тип культуры // Введение в культурологию. Отв. Ред. Е. В. Попов. М., 1996.

История и культура Древней Индии. М., 1963.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Скляр В. Великие цивилизации древности. Краснодар, 2002.

 








Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 326. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия