Студопедия — Ислам в современном мире
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ислам в современном мире






Опасные и разрушительные трансформации начались в XIV—XV вв., знаменуя конец арабского Возрождения. Серьезные проблемы связаны с исламским фанатизмом в сегодняшнем мире. В бывших центрах мусульманской учености, Багдаде (столице современного Ирака) и Тегеране (столице современного Ирана) стало набирать силу движение исламского фундаментализма. Требуя «возврата к основам» (фундаменту), оно включает сюда отказ от светского образования, права, светских форм общения и привычек (вплоть до телевидения), запрет на светскую форму одежды. Наиболее радикальные «фундаменталисты» открыто призывают к убийствам «неверных», массовому террору. Весь мир потрясла атака террористов, со множеством жертв, на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, захват чеченскими террористами, также с тяжелыми последствиями, развлекательного центра в Москве в октябре 2002 года. Более 10 лет вынужден скрываться от религиозных фанатиков индийский писатель Салман Рушди — его книга «Сатанинские стихи» была сочтена оскорбительной для ислама рядом его вождей, которые открыто пообещали за голову писателя миллион долларов. Погромы с жертвами начались в 2002 году в Нигерии, готовящейся провести конкурс «Мисс Мира», когда местная газета высказала мысль, что таких красавиц даже Мухаммед согласился бы взять себе в жены.

Карта исламского фундаментализма особенно цинично разыгрывается политиками там, где низок образовательный, общекультурный уровень населения. Так, плодами «революции», свергшей в 70-гг. ХХ в. иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, воспользовались религиозные мракобесы во главе со срочно вернувшимся в страну аятоллой Хомейни. Установив на долгие годы жесточайший режим, они еще и ввергли Иран в истощившую ее, бессмысленную семилетнюю войну с соседним Ираком. Ирак, в свою очередь, через несколько лет начал военную агрессию против другого своего соседа, столь же исламского Кувейта, с целью захвата его нефтяных месторождений.

Не ставя задачей специальный анализ этого вопроса, следует заметить, однако, прямую связь роста «фундаментализма», угрожающего всему миру, а также образу ислама и его подлинно культурным традициям, с плачевным экономическим состоянием и неизбежно сопутствующими ему тоталитарными режимами. Не случайно Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Пакистан числятся среди стран-«изгоев». Между тем наводившая когда-то ужас на всю Европу Турция делает сейчас все, чтобы влиться в мировую экономическую и культурную систему. Развивая туризм и промышленность, сдержанную внешнюю и внутреннюю политику ведут Египет, Йемен, Саудовская Аравия (страна исламских столиц, Мекки и Медины), Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (которых еще недавно не было на политической карте мира). В Кувейте даже допустили к профессии брокера женщин, представляя это как раз как успех исламского образования. Как бы то ни было, ситуация в сегодняшнем исламском мире лишний раз доказывает: будущее имеют те страны, которые делают упор не на террор и агрессию, а на культурное строительство.

 

Вопросы и задания

1. Где и в каких условиях сформировалась культура ислама? Расскажите об основателе ислама.

2. Что вы знаете об основных положениях Корана и священных преданий ислама? Каковы важнейшие требования ислама и предписания шариата?

3. В каких вопросах расходятся исламские богословы и какие это имеет последствия?

4. В чем вы видите особенности художественной культуры арабского Востока? Кого знаете из ее представителей, какие ее памятники наиболее известны?

5. Что вам известно о науке и образовании в странах ислама? Расскажите о центрах науки и образования в исламском мире.

6. Что такое исламский фундаментализм и как он сказывается в современном мире?

 

Рекомендуемая литература

Беджанов М. Б. Неоконченное путешествие (Ислам — путь к истине). Краснодар, 2001.

Климович Л. М. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

Максуд Рукайя. Религии мира. М., 1999.

Мир исламской культуры // Введение в культурологию. Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1996.

Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1982.

Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии мира. М., 1999.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003.








Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия