Студопедия — Образование и воспитание в античности.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образование и воспитание в античности.






В Древней Греции самым пренебрежительным отзывом было: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Слово «идиот» означало неуч, невежда. Серьезнейшим наказанием считалось лишение возможности образования. Так, например, поступили, по сведениям Плутарха, победители из Милета, запретив детям побежденных учиться грамоте и музыке. По свидетельству того же историка, в городах-полисах не прерывали учебу даже в период военных действий, как и во время Олимпиад. Когда умирал философ Анаксагор и горожане спросили, чем почтить его память, он согласился, чтобы в день его смерти не проводились занятия в школе.

Для античного образования характерно то, что в его основе обязательно лежала определенная философская концепция. Философами же она разрабатывалась, многие философы были основателями школ. Школу акусматиков (молчунов) возглавлял на о. Самос Пифагор. Ее слушатели давали обет молчания на разные сроки — в их задачу входило вникать в слова учителя, вслушиваться в ритм природы, биение ее пульса, постигать гармонию мира. Ученики и учитель в этой школе начинали день с прогулки с целью «гармонизировать сознание». Затем, уже в храме, велось «преподавание, учение и исправление нравов». После обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Основателем Академии (по названию рощи Академа, где проводились занятия) был Платон, Аристотелем был основан Ликей, а ученики его назывались перипатетиками (от перипате — прогуливаться). Известен «Сад Эпикура» в Афинах, рассчитанный на совместную жизнь и занятия учеников. Любителями утренних прогулок были многие философы и впоследствии. Так, по прогулкам И. Канта жители Кенигсберга сверяли часы. Кант возобновил также традицию античных «философских бесед», участников которых подбирал заранее, в зависимости от заданной темы. Продумано было также число участников таких бесед, от трех до семи (по числу муз). Автор этих строк до сих пор под впечатлением «творческой мастерской», в которой он участвовал в 1994 г. на лоне природы под Варшавой, в «Мадралине» (от слова «мудрый»). Ее руководитель Джозеф Агасси построил работу (сознательно или просто естественным для философа образом) по распорядку, аналогичному пифагорейскому.

Обучение проводилось этими философами бесплатно, и неудивительно, что софисты, торговцы знанием, как они себя называли, вызывали суровое порицание. Известен случай, когда Демокрит выкупил из рабства Протагора, будущего знаменитого философа, пораженный его находчивостью и остроумием, и дал ему образование. В свое время Демокрит отпустил на волю всех своих рабов, считая рабовладение недостойным для философа (еще один пример философского отношения к жизни), а на деньги, унаследованные от отца, отправился в путешествие в страны Востока. За это он был судим в родном городе Абдера, до этого прославившемся, точнее ославившемся «процессом о тени осла» (см. Виланд М. История абдеритов). Демокрит был обвинен в растрате наследства (преступление, караемое смертной казнью). Однако обвинение было снято, когда философ в ответ на вопрос, что же он приобрел на эти деньги, ответил — «Знания»! Столь велико было уважение к образованию даже у черни. Характерно, что в число важнейших родительских обязанностей в Греции входило дать образование своим детям — если она не выполнялась, то закон освобождал наследников от обязанности заботиться о таких родителях. В целом образование входило в ведение государства.

Важной составляющей античного образования было нравственное воспитание. Когда философа Ксенофона спросили, чему же он научил своих учеников, он сказал: «Добровольно выполнять то, к чему других принуждает закон». При всех различиях школ, их принципов и конкретных педагогических приемов, они реализовывали концепцию воспитания гармонически развитой личности — совершенной физически, умственно, художественно, морально — идеала пайдейи. Философ ХХ в., М. Хайдеггер, большой знаток античности, объясняет смысл понятия «пайдейя» (от пайд — ребенок) следующим образом: «взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию своей сущности соответственно собственной природе». Пайдейя органично сочетала в себе образование и воспитание, далеко выходя за пределы простого обучения.

Руководящим принципом пайдейи была идея природосообразного образования. Так, Демокрит, расценивая воспитателя как ваятеля, который лепит и формирует ученика, подчеркивал, что его руками действует природа, так как человек — это частичка природы, микрокосм. Идеи Демокрита о роли трудового воспитания, семье как нормативном образце актуальны и сейчас. Процесс образования, подобно работе скульптора — тяжкий, но благодарный, целенаправленный труд. Пифагор исходил из того, что «правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя», а «всякое изучение наук и искусств может достичь цели, лишь если оно добровольно». Сократ считал право на образование одним из наиболее соответствующих природе человека. Он говорил: «Могучие духом… если получат образование… становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, опасными». Цель образования, по Платону, «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Разностороннее образование он считал необходимым для всех слоев общества. И Платон, и Аристотель признают необходимость государственного общественного воспитания.

Основу античного образования составляли семь свободных искусств — арифметика, геометрия (с элементами географии), астрономия, музыка, а также грамматика, риторика, диалектика (философия). В римскую эпоху первые четыре объединялись в квадривиум (от quattro — четыре), следующие три составляли «тривиум». Они считались обязательным фундаментом образования и преподавались уже в тривиальных, обычных школах. Начальное образование давали в Греции мусические школы (от 7 до 14 лет), в которых занятия вели дидаскалы (отсюда и «дидактика»). В гимнастических школах, или палестрах учились дети 12—16 лет. Вершиной же образования были философские школы.

Своеобразным венцом греческой науки и образования, уже в эллинистическую эпоху, стал Мусеум, основанный в Александрии Птолемеем II (308—246 гг.). Среди его преподавателей были Архимед, Эвклид, Эратосфен, там хранилось огромное (около 50 тысяч к 250 г. до н. э.) число рукописей. Главной формой обучения в нем были лекционные занятия. Крупнейшая в мире библиотека также находилась в Александрии. Александрия послужила мостом к уже следующей, римской стадии античной культуры.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия