Это различение необходимо для анализа переходов от деятельности контроля нормально развивающегося технологического процесса к действиям в аварийных ситуациях.
В нормальных условиях оператор в основном наблюдает или регулирует, осуществляя привычные действия, которые он выполнял много раз. Память обеспечивает создание и сохранение контекста деятельности, целостность и связность деятельности. Память готовит знания, программы выполнения операций и действий по ходу технологического процесса, несколько опережая его важнейшие моменты и события и тем самым поддерживая непрерывную деятельность. Здесь мы говорим о продольных структурах опыта: возникая и закрепившись в повседневном применении, соответствуя логике нормального течения технологического процесса, составляя некую внутреннюю структуру (схему, карту) этого процесса, основу внешнего осуществления, которая выходит далеко за пределы сиюминутного исполнения, продольная структура опыта обеспечивает плавный переход от одного действия к другому.
При резком нарушении хода технологического процесса нарушается контекст восприятий и деятельности. Привычные действия, подготовленные памятью в соответствии с привычной логикой технологического процесса теперь уже не могут быть применены. Деятельность должна быть продолжена очень быстро, но вопреки контексту процесса. Как это возможно? По-видимому, должны быть наготове некие правила, применяемые только в аварийных условиях, — правила спасения. Здесь начинают функционировать поперечные структуры опыта, запускающие и обеспечивающие аварийные действия. Такие структуры формируются в процессе тренировок, тренажерных упражнений, вне трудового процесса, который может оставаться в нормальных рамках в течение длительного времени. Известно, что контекст деятельности должен сохраняться в течение длительного периода — например, год (от отпуска до отпуска). Каждый раз, приступая к новой рабочей смене, специалист актуализирует все знания и воспоминания о реальном функционировании системы в течение предыдущих смен — знание этого контекста позволяет специалисту быстро приступить к работе в начале смены и качественно руководить процессом в течение каждой рабочей смены. Противоаварийные тренировки, которые проводятся наряду с оперативными дежурствами, в промежутках между сменами, не затрагивают контекст повседневной деятельности, и соответственно структуры, которые формируются в ходе противоаварийных тренировок, также не способствуют успешному выполнению работы при нормальной работе системы. В промежутках между тренировками они разрушаются, поскольку не находят применения в нормальном трудовом процессе. Тренировки не вносят существенного вклада в освоение управления нормальным процессом. Знания о нормальном процессе формируются на теоретических занятиях и поэтому не получают достаточного операционального воплощения.
Применение поперечных структур профессионального опыта усложняется тем, что продольная структура является замкнутой: ее плавное течение должно быть прервано, чтобы осуществить быстрый запуск и развертывание аварийного действия. Разумеется, прерывание обеспечивается восприятием ситуации, но не менее важен и внутренний план, психологическое содержание — прерывание программ последующих действий и изменение состава эмоционального процесса. Прерванный процесс развертывания продольной структуры не должен препятствовать запуску и осуществлению структуры поперечной. Возможно, что поперечные структуры, даже не запущенные в дело, не так уж изолированы от продольных структур. По мере разработки и совершенствования продольных структур профессионального опыта поперечные структуры опыта меняются очень сильно из-за формирования и закрепления некоей основы, назовем ее профессионализмом, которая позволяет действовать быстро и решительно в самой неожиданной и сложной ситуации. Это профессиональная готовность к аварийным действиям. Во всяком случае, проблема сохранения опыта действий в аварийных ситуациях требует более пристального внимания, а программы тренажерной подготовки — тщательного пересмотра.