Письмо Александра Степановича Свистунова М.И. Роднову
«Михаил Игоревич! Я всё страдал, что не знаю Вашего адреса и не могу поблагодарить Вас за книгу. И вдруг – письмо! Меня ведь, как Вы понимаете, всё интересует чуть в ином ключе. В Стерлитамаке я видел фото Константина и Дмитрия Свистуновых. У меня есть фото деда Ивана Степановича и его братьев Михаила, Иосифа и Семёна. С такими «иллюстрациями» книга Ваша читается иначе. В архиве я нашёл имя сестры деда. Это здорово, т. к. женщины, выходя замуж, теряются в др. семьях. Мои двоюродные братья (Павловичи) – один женат на Паньшиной, а другой на Яскиной. В церковных книгах я встретил эти три фамилии роднящимися ещё в прошлом веке. Упомянутый Вами Иван Яковлевич был репрессирован в 1931 году (10 лет), а сын его расстрелян (из письма Баш. КГБ). Он – И. Я. родился в 1867 г. в Тамб. губ. Я пытался узнать судьбу многих максимовцев, на это меня подтолкнула выписка из «протокола заседания комиссии тов. Андреева по кулакам» от 8 июля 1931 г., где «удовлетворялась» заявка Востокугля «на 3000 семей спецпереселенцев для Прокопьевского р-на за счёт башкирских спецпереселенцев. Срок – 25 июля – 3 августа» (И ещё 2000 для Анжерки-Судженки). Туда попали некоторые, наверняка, из упомянутых в Вашей книге, по крайней мере их дети. Но вот некто тов. Головин никак не хочет в Уфе заглянуть в эти списки. Я ведь не ищу реабилитации, а просто исторические факты, судьбы людей. Он же требует от меня их полных паспортных данных. Где я их возьму, приближаясь к истине «методом тыка»? Вообще то интересно – как не потерялись в жизни репрессированные потомки т. наз. кулаков. В Кемеровской обл. есть Паньшины, были Агибаловы, Яскины (по некоторым сведениям). Это я и хотел уточнить в отделе реабилитации. Но – но. Меня тепло тронули и Ваше посвящение дедам и стихотворные тексты. На архивы было у меня 1,5 дня. А надо бы хотя бы дней 10. Но, даст Бог, жив буду – приеду обязательно. Тот молодой человек, который работает над историей церквей в Башкирии, мог бы свой труд подарить Уфимской епархии. Она ведь совсем без прошлого. Я их запрашивал по поводу дьякона села Кунакбаева в конце 20-х годов. Церковь была разгромлена: ничего у них нет. А в Максимовке на фундаменте церкви, кажется, детсад. Там я видел кусок надгробной плиты с могилы моего прадеда Степана Максимовича. Родился он в 1850 (умер 49 лет в 1899) году. Помнится отец говорил: дед (его) приехал в Башкирию 6-ти летним но насколько точна моя детская память? Мне сказала моя двоюродная сестра, что Максим был «Игнатьевич» и 1794 г. рождения. Тот, «М. Свистунов», который строил церковь – без отчества, кто он? Вряд ли Максим дожил до таких лет: ни прадед, ни дед, ни отец не дожили до 60 лет даже. Это я, что то задержался – разменял семидесятый год. Вообще много есть интересного в плане традиций семей. Если Вы смотрите иногда «телик», то в передаче «Играй гармонь», когда она велась из сибирской деревни, – родины ведущего, шёл разговор о том – кто живёт в доме их предков где то в центральной России, откуда их выслали в Сибирь. В Сибири высланные не погибли и создали хорошее село. А вот те, кому достался их семейный дом не могли воспользоваться даровым. О таких справных деревнях, созданных выброшенными в тайгу кулаками, я слышал в конце 50-х от одного лётчик[а,] летавшего в Тюменск. обл. Вот и немцы, высланные с Днепра и Волги не потерялись в Сибири и Казахстане. Традиции семей, опыт сыграли свою роль. Это тема ведь для постсоветского исследования. Я заболтался. Я так благодарен Вам, за отзывчивость, за подарок такой неожиданный и замечательный. Я читаю и вчитываюсь, осмысляя каждый поворот мысли и, естественно, с анализом. Чтоб состыковать со своими представлениями, сравнить и, поняв, откорректировать. Многое тяготеет над нами. Вот и слово «кулак». Я начинаю понимать лёгкость вхождения в русский язык иностранных слов («фермер») – они нейтральны. Вот Вы исследуете эти хозяйства. Они производили продукцию на продажу. Есть мысли, что возили даже в Москву. Но как? Возможно не лично сами, или в компании с кем то. Вот ведь не спроста жена деда в записи о бракосочетании записана девицей мещанкой г. Стерлитамака. Были значит знакомы и породнились. Её отец – Савватей Небогатов. И его дочь другая и сын фигурируют крестными у Свистуновых. Савватей на фото с зятем, дочкой и внуком первенцем – такой справный мужчина в поддёвке, сапогах с пробором по середине! Прислали мне копию фотографии из Новокузнецка. Вот видите, сколько разных мыслей роится вокруг Вашей работы. Всего доброго Вам. Успехов, и не только в работе. Всем, кому за 60, я желаю здоровья! Думаю – и до 60 оно никому не повредит. С уважением и благодарностью [подпись] 26. 10. 97»
|