Литературная и общественная полемика в произведениях Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", "Некуда".
В условиях острой политической борьбы Лесков опубликовал роман «Некуда» (1864), который был воспринят резко отрицательно передовой русской общественностью. Во второй половине 60-х годов писатель сближается с представителями консервативных кругов и печатается в «Русском вестнике», который в это время сплачивал антиреволюционные силы. Однако этот союз оказался непрочным. К середине 70-х годов Лесков, уже известный писатель, порывает с «Русским вестником» и его редактором Катковым. По этому поводу он писал М. А. Протопопову: «Разошлись вежливо, но твердо и навсегда, и он тогда опять сказал: „Жалеть нечего, — он совсем не наш “. Он был прав, но я не знал: чей я?». В романе «Некуда» в связи с упоминаемой в тексте пьесой Островского «Гроза» Лесков ставит вопрос о возможности «народной драмы». Один из отрицательных персонажей его романа, Зарницын, пытается доказать ненужность русской народной драмы в силу того, что жизнь народная противоречит условиям искусства, так как в ней нет нравственной борьбы, а есть уголовные дела. Взгляды автора выражает другой персонаж, доктор Розанов, который, ссылаясь на «Грозу» Островского и «Горькую судьбину» Писемского, утверждает, что «уголовные дела» могут стать предметом искусства, что жизнь народа полна драматической борьбы. Позднее как народную драму Лесков высоко ценил пьесу Л. Толстого «Власть тьмы». Появление реакционно-тенденциозных романов Лескова «Некуда» и «На ножах» (1870—1871) не было случайным не только для автора, но и для того времени. В начале 60-х годов, когда правительство, напуганное революционной ситуацией, вступило на путь реакции, происходит дальнейшее сближение либералов с консерваторами в борьбе против революционно-демократического направления. Появляется целая серия антинигилистических романов, начатая в 1863 году «Взбаламученным морем» А. Писемского. Антинигилистические романы 60—70-х годов («Марево» Клюшникова, «Некуда» Стебницкого — псевдоним Лескова, — «Бродящие силы» Авенариуса, «Панургово стадо» В. Крестовского) при всем различии идейных оттенков явились литературным выражением политической борьбы антидемократических сил против революционной демократии. В романе «Некуда», стремясь доказать беспочвенность революционного движения в России, Лесков выводит в качестве основных героев честных, но заблуждающихся нигилистов (Райнер, Лиза Бахарева), которые не знают народа, разочаровываются в революции, им «идти некуда». Героя романа — швейцарца Райнера Лесков заставляет признаться: «Мы, Лизавета Егоровна, русской земли не знаем, и она нас не знает» (XI, 109). Автор отправляет Райнера на баррикады, где он и гибнет в отряде польских повстанцев. Позднее, в связи с литературным бойкотом романа «Некуда», Лесков обращал внимание критиков и читателей на положительный образ Райнера, подчеркивая, однако, свое глубокое расхождение с его практической деятельностью. «Роман „Некуда“, — писал Лесков, — считается самым противусоциальным и между тем едва ли не в нем в одном представлен в лице Райнера молодой социалист с доброю душой и с нежными, честными побуждениями. Я не разделял и не разделяю социалистических стремлений, но я написал такое симпатическое лицо потому, что я видел перед собою такого живого человека, жившего среди нас во время, которое представляет мой рассказ».1 Кроме Райнера и Лизы, Лесков изображает так называемых нечестных нигилистов-карьеристов и демагогов (Белоярцев, Красин), в образах которых дает пасквильные зарисовки живых лиц, представителей демократических кружков, например Слепцова — организатора трудовой коммуны. Заблуждающимся Райнеру и Лизе, карьеристам Белоярцеву, Вязмитинову, либеральному болтуну Зарницыну Лесков противопоставил других героев. Это — Женни Гловацкая с ее маленьким идеалом патриархально-мещанского уюта, стоящая в стороне от общественного движения 60-х годов. «... ей хотелось, чтобы всем было хорошо ... Ну как достичь этого скромного желания ?.. Жить каждому в своем домике» (IX, 8—9). Бегло зарисованный образ просвещенного купеческого сына Масленникова дан Лесковым как подлинно положительное явление русской жизни. Масленников — сторонник правительственных реформ, мечтающий о культурном преобразовании деревни, он, как полагает Лесков, знает, куда вести народ: «Муторят народ тот туда, тот сюда, а сами, ей право, ... дороги никуда не знают, без нашего брата не найдут ее никогда. Все будут кружиться и всё сесть будет некуда» (IX, 187). Образ постепеновца Масленникова определяет в творчестве Лескова 60-х годов его отношение к «новым людям» и к вопросу о характере развития России. На позднейших этапах творчества люди, подобные Масленникову, в качестве «положительных» героев перестают интересовать Лескова-художника. Отвергая путь революционной борьбы, Лесков отрицательно относился и к социалистическим формам организации труда и быта, пропагандируемым шестидесятниками.
«Леди Макбет Мценского уезда». «Леди»-1865.Происшествие с Катериной Львовной Измайловой-чисто российское.Такими случаями изобиловала дворянская,купеческая,мужицкая,старообрядческая жизнь.В ее хар-ре много положительных черт:жажда настоящей,захватывающей любви,борьба за право выбора суженого.Это ставит ее в ряд образов «праведниц» и роднит с Катериной Кабановой.Сближение с возлюбленными в отсутствие мужа,томление в одиночестве,порывистость и решительность действий.Но К.И. не может претендовать на воплощение идеалов Лескова.И задумывается она в качестве примера тех особенных хар-ров,о которых через много лет вспоминаешь не без трепета.А хар-р этот,хотя и восстает против зла окружеюшего мира,сам несет в себе зло.Этим Катерина Измайлова отличается от «луча света в темном царстве»Катерины Кабановой.
«Очарованный странник» Напечатан в газете «Русский мир» в 1873.Рассказ остался незамеченным критикой.Герой простого происхождения,с трагической судьбо,талантливый,одаренный.Свободолюбивый-бежал из татарского плена.Патриотичен-просит русских миссионеров забрать его из татарского плена.Чувство собстенного достоинства-бежит от первого хозяина,когда над ним начинают издеваться после того,как покалечил кошку.Лесков показывает превосходство человека из простого народа над иностранцами и вышестоящими по социальной лестнице.Иван Северьяныч-превосходство над князем,т.к.ое любит Груню,а князь говорит,что он неспособен на сильные чувства,она ему надоедает.Искренняя вера в Бога,церковники изображены не с лучшей стороны-миссионеры не помогли своему единоверцу.Вывод из его жизни-русский человек со всем справится.
|