Студопедия — Социальные и культурные предпосылки немецкой классической философии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальные и культурные предпосылки немецкой классической философии.






Социальные и культурные предпосылки немецкой классической философии.

1. Классическая немецкая философия.

Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии.

Ключевые понятия:

· Априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

· Апостериори - знание, полученное в результате опыта.

· Антиномия - противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

· Ноумен - умопостигаемая сущность, "вещь в себе".

· Феномен - явление мира, постигаемое с помощью чувств.

· Трансцендентальное - априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания.

· Трансцендентное - то, что находится за пределами сознания и познания.

· Категорический императив - моральный закон практического разума.

Особенности классической немецкой философии.

Это период развития философии в Германии с конца XVIII до половины XIX в.,когда был создан преемственный ряд философских систем.

Для этих систем характерно:

а) обращение к диалектической традиции;

б) осуществление перехода от субъективного идеализма к объективному и отрицание последнего с позиции антропологического материализма;

в) критика традиционной метафизики и стремление представить философию как систему научного знания;

г) создание трансцендентальной логики и диалектической логики на базе соответствующих категориальных каркасов;

д) обращение к истории как объекту философского анализа;

е) обращение к проблемам права и "гражданского общества".

Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономического застоя. "Все было скверно, и во всей стране господствовало общее недовольство... Народ был проникнут низким, раболепным, жалким торгашеским духом" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 561-562). Если во Франции революция была подготовлена под "черепом" философа, то в Германии она и осуществилась в голове мыслителя, пройдя незамеченной для обывателя. Место иррациональных общественных отношений заняли философские концепции, где торжествовал принцип рационализма.

Что касается гносеологических корней классической немецкой философии, то они уходят в философию французского материализма, его непоследовательность.

Опираясь на метафизический метод мышления, французские мыслители поставили такие вопросы, как отношение природы и общества, материи и сознания, источников и движущих сил общественного развития. Поставили, но не решили, ибо с позиции механистического материализма означенные проблемы не решаются. Их решение выходило за рамки метафизики. Стало быть, ответ на поднятые вопросы надо было искать на принципиально иных путях. И немецкие мыслители ищут ответа на дороге идеализма.

Исходя из теории эволюции, французские материалисты рассматривали человека как продукт природной и социальной среды, оставляя открытым вопрос об источнике этой среды. На него ответят немцы, рассматривая социальную среду в качестве продукта мыслительной деятельности.

Движущую силу развития французские материалисты видят в просвещении, в распространении идей: "свобода", "равенство", "братство". Исходный тезис их социальной философии заключается в том,

что "мнения правят миром".

Немецкие мыслители, посмотрев на французскую буржуазную революцию в ее ретроспекции, скажут: "Мнения не только правят миром, но и творят новый мир". От этого заявления до абсолютизации сознания в формуле "Сознание не только отражает мир, но и творит его" - всего лишь один шаг.

Разум - источник надежд французских просветителей.

По их мнению, все должно пройти суд разума, все должно подтвердить свою разумность, если не желает оказаться в отбросах истории. Но этот тезис носит характер декларации, ибо на практике французские мыслители подчиняют разум чувствам, пассивно отражающим мир. Немцы, особенно Г. Гегель, поставят все на свое место.

Как в свое время Данте Алигьери исполнил гимн земному предназначению человека в своей "Божественной комедии", так и Гегель своей философией исполнил гимн Разуму, возведя его в Абсолют. Он превратил Разум в Солнце и заставил все и всех вращаться вокруг этого нового светила. "Панлогизм" сомкнулся с "панрационализмом".

Доказательство тезиса "Сознание не только отражает, но и творит мир" стало содержанием всей классической немецкой философии, и первые ее страницы вписал И. Кант.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 793. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия