МАМИН-СИБИРЯК
(псевдоним Дмитрий Наркисович Мамин) (1852-1912)
Д.Н.МАМИН-СИБИРЯК - Родился в семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. В 1876 перешел на юридический факультет университета в СПБ, но курса там не окончил; занялся репортажем. Мелкие рассказы М.-С. появились в печати в 1872. Первые значительные произведения относятся к несколько более позднему времени - "Бойцы" [1883], "Приваловские миллионы" [1884]. Печатался М.-С. гл. обр. в "Деле", "Отечественных записках", в "Русском богатстве" и "Русской мысли". Творчество М.-С. в основной своей части посвящено изображению уральского промышленного капитализма. Выступив в лит-ре в годы хищнического накопления и связанного с ним спекулятивного ажиотажа, М.-С. воспринимает капитализм как закономерное явление русской действительности, но относится к нему резко враждебно. "В произведениях М.-С. рельефно выступает особый быт Урала, близкий дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с "добросовестным ребяческим развратом господ", с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России" (Ленин). В его романах - бесконечная галлерея деятелей уральской промышленности. Крепкие, устойчивые предприниматели дореформенного склада сталкиваются здесь с жесткими дельцами уже современной капиталистической формации, за ними толпятся мелкие плуты и хищники-адвокаты, покрывающие хищничество своих клиентов, делающие себе карьеру на эксплоатации рабочего класса инженеры и пр. Внедрение новых капиталистических отношений в Заполье, новых форм эксплоатации его богатств ("Хлеб", 1895) ведет к гибели всего края, а увлечение наживой ("Галактион") превращает людей в чудовищ, погибающих вместе со своими деньгами. Деньги несут физическое и нравственное вырождение ("Последние огоньки"). Омерзительно глупая и дикая буржуазия ("Горное гнездо") беспощадно эксплоатирует крестьян-бурлаков ("Бойцы"), хозяйство крестьян ("Три конца"), наносит сокрушительные удары семейной морали ("Дикое счастье"), доводит интеллигенцию до последней степени алчности и падения ("На улице"). В первом периоде творчества М.-С. занимают народнические проблемы - борьба с капитализмом ("Приваловские миллионы") и преклонение перед народной силой ("Бойцы"); но он вскоре убеждается в безнадежности этих идей. Так рушатся социальные утопии Привалова, крупнейшего заводчика-идеалиста. Его попытки спасти крестьянскую патриархальную общину от разлагающего влияния капиталистического процесса бессильны противостоять беспощадному развитию последнего. Это признает сам М.-С.: "Повсюду обломки, и из-под них слышатся стоны пришибленных и раздавленных людей или ликующие возгласы тех, кто успел уже нажиться и приспособиться". М.-С. не ищет идеалов, поднимающихся над окружающей действительностью. Больше того - идеалов не должно быть: "Идешь туда, а глядишь, пришел совсем в другое место, хочешь принести человеку пользу, а получается вред". Увлеченный дарвинизмом, он признает борьбу единственным принципом в жизни. "Происходит пожирание одних людей другими, и в этом концерте пожирания друг друга творится тайна жизни" ("В худых душах"). Эта бесперспективная философия городского мещанства лучше всего выражена в автобиографич. романе Мамина-Сибиряка "Черты из жизни Пепко" [1894]. Только прежние патриархальные отношения городского мещанства обвеяны симпатией романиста. Оттуда он черпает образы, хранящие идеалы семейного начала и мудрой справедливости - старик Бахарев ("Приваловские миллионы"), Савоська ("Бойцы"). Даже те из них, кто является грозой для подчиненных, не только наказывают их, но и милуют (Лука Назарыч - "Три конца"); люди же новые смотрят на человека, как на машину, и не видят его души (Голиковский). Лучшие женские типы (Наденька, Устинька) выведены также из мещанства, и противопоставлены женщинам-хищницам (Сусанна - "Приваловские миллионы" и др.). Жизнь представлялась М.-С. постоянной хаотической свалкой различных сил. Он не знал будущего, не верил в изменение социальных отношений; он видел только тяжелую поступь капитализма, слышал его удары по родным и привычным ему формам жизни. Отсутствие ясно осознанной устремленности сказалось отчасти и в композиционной рыхлости, бесформенности, чрезмерной нагроможденности произведений Мамина-Сибиряка, в его постоянном тяготении к описаниям, картинам этнографического характера. Его произведения сложны по фактическому содержанию, изобилуют большим количеством эпизодических лиц, связанных с основным замыслом одной какой-нибудь чертой. Поэтому излюбленным жанром М.-С. является роман-хроника, с широкой и сложной композицией и красочным языковым рисунком. Пропитанный мелкобуржуазным либерализмом, М.-С. отобразил развитие русской буржуазии от "темного царства" Островского к просвещенному буржуа-дельцу, изображавшемуся кроме Мамина-Сибиряка в произведениях Амфитеатрова (см.), Боборыкина (см.) и др. М.-С. явился в 80-х гг. одним из видных представителей того русского натурализма, который создавался под сильным воздействием Эмиля Золя. - "Мною была задумана целая серия романов на манер "Ругонов" Золя", писал он в "Чертах из жизни Пепко". Хотя в отличие от "Ругон-Маккаров" строгой связи и последовательности между произведениями М.-С. не получалось, но крупнейшие романы его - "Горное гнездо", "На улице", "Три конца", "Золото", "Дикое счастье", "Хлеб", "Приваловские миллионы" и др. - представляют собой развитие картины победоносного разрушающего шествия русского капитализма.
|