Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Их возможность не спастись.




17. Возвращение в Иерусалим обозначает восхождение господа от материального в душевное место, оказывающееся изображением Иерусалима. Выражение "Нашел в священном месте", а не "в храме" сказано ради того, чтобы не подумали, что это обозначение только тех, кто получает помощь от господа, будучи лишен духа. Святая святых - это священное место, в которое входит только архиерей. Там ... находятся духовные, а то, что перед храмом, куда и левиты [входят], является символом находящихся вне Плеромы душевных, обнаруженных для спасения. Обнаруженные в священном месте, которые торговали коровами, овцами и голубями, и сидящие там менялы [используются вместо] тех, кто дает не для благодати, но считающих, что вход в храм - это место торговли и получения прибыли от чужеземцев, использует жертвы, предназначенные для служения богу для своей собственной выгоды и сребролюбия. 19 (X, 210-212; P. 206, 25 - 207, 8)

II. Душевные люди.

18. "Многие", так как хотя много душевных, нерушимая природа избрания одна, единовидна и едина. 20 (XIII, 341; P. 280, 1 - 3)

19. Следовательно это говорится не о сынах Дьявола по природе, плотских, но о душевных, являющихся сынами Дьявола по установлению: из них некоторые могут называться по установлению и сыновьями бога. Потому что возлюбили похоти Дьявола и творят их, они являются сынами Дьявола, не являясь таковыми по природе.21 (XX, 213; P. 359, 12 - 16)

20. Теперь называет их детьми Дьявола не потому, что Дьявол рождает кого-то, но потому, что творя дела Дьявола они уподобляются ему.22 (XX, 218; P. 360, 2 - 5)

III. Плотские люди.

21. Следовательно это говорится не о сынах Дьявола по природе, плотских.23 См.: фр. 19.

22. К тем данная речь, которые из сущности Дьявола"; потому что сущность Дьявола является иной, нежели сущность других разумных существ.24 (XX, 198; P. 357, 18 - 20)

IV. Люди Демиурга.

23. Фраза "Поверил он и весь его дом" говорится об ангельском чине и о людях, обитающих в нем. 25 (XIII,424;292,31-34)

24. Собственный его (Демиурга) человек, болея, то есть находясь в состоянии, не соответствующем природе, был в неведении и грехах. 26 См.: фр. 2

V. Отвергнутые.

25. Фраза "Ревность дома твоего пожирает меня" сказана от имени тех, кто выкинут и истреблен силами Спасителя. 27 (X, 223; P. 208, 23 - 25)

VI. Духовно-душевно-плотское деление космоса

26. Возвращение в Иерусалим обозначает восхождение господа от материального в душевное место, оказывающееся изображением Иерусалима.28 См.: фр. 17.

27. Капернаум означает то конечное космоса, то материальное, во что он снизошел; и из-за того, что это место является неподходящим, не говорится, что он что-нибудь делал или говорил в нем.29 (X, 48; P. 180, 21 - 24)

VII. Духовно-душевно-плотское деление времени

28. В три вместо в третий. Третий день - духовный, в который произойдет восстановление церкви ... Первый день - плотский, второй - душевный, в эти дни не происходит восстановление Церкви.30 (X, 249-250; P. 212, 25 - 32)

VIII. Духовно-душевно-плотское деление поклонения

29. Поклонением, достойным того, кому поклоняются является поклонение духовное, не плотское.31 См. фр. 13.

30. "Мы поклоняемся", т. е. тот, который в эоне и пришедшие с ним: ведь они знали, кому поклоняются, поклоняясь поистине.32 (XIII, 114; P. 243, 12 - 16)

IX. Природные основания для спасения.

31. "Многие", так как хотя много душевных, нерушимая природа избрания одна, единовидна и едина.33 (XIII, 341; P. 280, 1 - 3)

32. "Куда я иду, вы не можете идти": Как будучи в незнании, неверии и грехах они могут оказаться в бессмертии?.34 (XIX, 89; P. 314, 15 - 17)

33. Фраза "Если знамения и чудеса не увидите, не поверите" говорится специфически для такого лица, которое обладает природой через дела и верит через ощущения, а слову вовсе не верит. 35 (XIII,419;292,4-8)

34. Гераклеон говорит,.. что это говорится подобно тому, что обозначается во фразе "Велика жатва, а работников мало", и подобно тому, что готовы к жатве и готовы уже к тому, чтобы их свезли в амбар через веру в успокоение, и способны к спасению и принятию Слова; по Гераклеону через устройство их и природу ... 36 (XIII, 294; P. 270, 27 - 36)

35. К тем данная речь, которые из сущности Дьявола"; потому что сущность Дьявола является иной, нежели сущность других разумных существ.37 (XX, 198; P. 357, 18 - 20)

36. Следовательно это говорится не о сынах Дьявола по природе, плотских, но о душевных, являющихся сынами Дьявола по установлению: из них некоторые могут называться по установлению и сыновьями бога. Потому что возлюбили похоти Дьявола и творят их, они являются сынами Дьявола, не являясь таковыми по природе.38 (XX, 213; P. 359, 12 - 16)

37. "Что речь моя не имеет в вас места": Из-за того не имеет места, что они неспособны то ли по сущности, то ли по знанию".39 (XX, 54; P. 336, 1 - 2)

38. Причина того, что они не могут слушать речь Иисуса и не могут понять его вещание дается во фразе: "Вы - от отца Дьявола". Почему не можете слушать слово мое, разве потому, что вы от отца Дьявола?", то есть, "от сущности дьявола", [говорит Иисус], делая, наконец, им ясной природу их, и посрамляя их, говоря, что они не сыны Авраама (ведь разве не ненавидят они его?) и не сыны бога, потому что не любят его.40 (XX, 168; P. 352, 20 - 29).

X. Троякое именование сынами.

39. Трояко нужно понимать именование сынами, во-первых, по природе, во-вторых, по знанию (gnomei), в-третьих, по достоинству (axiai). И по природе, значит рожденное неким родителем, что в собственном смысле и называется сыном, по знанию же, потому что кто-нибудь, творя чьи-нибудь желания благодаря своему знанию, называется сыном того, чьи желания творит; по достоинству же, так, как некоторые называются сынами геенны, тьмы и беззакония, и порождениями змей и ехидн. Ведь что бы то ни было такое не рождает по своей природе: ведь они разрушают и губят тех, кто взглянет на них; но поскольку они творят дела их, они называются их сынами. 41 (XX, 214 - 216; P. 359, 16 - 29).

C. Душа и ее судьба

Душа у Гераклеона оказывается вторым объектом спасения, наряду с тем, что называется специфически-соответствующим Отцу (фр. 16), т.е., видимо, душевными людьми. Душа, будучи, в отличие от духа-логоса смертной (фр. 40), спаса6ется благодаря духу (фр. 42) из мира заблуждения, обращаясь к правильному почитанию бога (фр. 41, 44), т.о. совершенствуясь (фр. 46) и обретая бессмертие (фр. 43). Агентами спасения являются как Отец, создающий для этого, так сказать, предпосылки, и Спаситель, непосредственно выполняющий эту функцию, правда, не без помощи ангелов (фр. 45).

I. Душа смертна, но способна к спасению.

40. Душа и тело погибнут в геенне.... Душа не бессмертна, но обладает способностью к спасению, ... она - неразрушимость, облекшаяся в разрушимость и бессмертие, облекшееся в смерть, так как "Утонет смерть ее во вражде".42 (XIII, 418; 291,32-292,4)

II. Душа находится в заблуждении.

41. Благопристойно соглашается самарянка со сказанным им ей: ведь знать все свойство только пророка.43 (XIII, 91; P. 239, 1 - 4). Подобающим ее природе образом поступает самарянка и не лжет, не противоречит, признавая собственное бесстыдство: она поверила, что он пророк, и спрашивает его, одновременно проявляя причину, через которую развратилась; потому, что через неведение бога и пренебрежение служением богу и всеми необходимыми ей для жизни вещами; иначе она оказалась бы худшей в этой жизни; и не пришла бы она к колодцу, находящемуся вне города.44 (XIII, 92; P. 239, 7 - 16) Желая научиться как и с помощью чего, став более благородной и поклонясь богу, отвратиться от разврата, и говорит: " Отцы наши поклонялись на этой горе и т.д."45 (XIII, 94; P. 239, 20 - 24)

III. Душа приводится к спасению.

42. Гидрия является устройством, принимающим жизнь и помышлением о силе, [исходящей] от Спасителя, каковое [устройство] оставив у него, т. е. сохраняя возле Спасителя тот сосуд, с которым она пришла, чтобы получить живую воду, она возвращается в космос, неся благую весть о пришествии Христа; ведь через Дух и Духом душа приводится к Спасителю. 46 (XIII, 187; P. 255, 12 - 19.)

IV. У Спасителя душа получает вечную жизнь.

43. "Жнущий получает плату" говорится, поскольку Спаситель говорит, что сам он жнец. И плата господа нашего - спасение пожинаемых и восстановление в успокоение его в них. А фраза "и свозит плод в вечную жизнь" говорится или потому, что то, что свозится является плодом вечной жизни, или потому, что оно само - вечная жизнь.47 (XIII, 299; P. 272, 4 - 10)

44. Слабая, сиюминутная и оставленная была та жизнь и свойственная ей слава: ведь она была космической. [На то, что] она была космической, [указывает] то, что питомцы Иакова из не пили.48 (XIII, 57; P. 234, 7 - 11) А та вода, которую дает Спаситель, - из Духа и силы его.49 (XIII, 59; P. 234, 18 - 19) Ведь вечна жизнь его и никогда не губима, как первая, та, что из колодца, но пребывающая, неотнимаемы ведь благодать и дар Спасителя нашего, и неуничтожимы и негубимы в причастности ей. 50 (XIII, 60; P. 234, 21 - 25)

V. Роль Отца и Спасителя в судьбе души

45. "Так что сеющий и жнущий вместе будут радоваться". Сеющий ведь радуется потому что сеет, и потому что некоторые из семян его уже собираются, имея такую же надежду и об остальных; а жнущий подобным образом радуется и потому, что жнет; но первый, сея, начинает радоваться раньше, другой, жня, позже. Ведь невозможно, чтобы оба начинали радоваться в один момент: ведь необходимо сперва сеять, а позже жать. Когда, стало быть, сеящий прекратит сеять, тогда жнущий жнет; стало быть здесь оба, делая свое собственное дело, вместе радуются общей радостью, предводительствуя совершенством семян.51 (XIII, 322 - 323; P. 276, 18 - 29). "Ведь в этом случае истинно слово, что один - сеющий, другой - жнущий." Ведь сын человеческий сеет сначала в одном месте, потом в другом. А Спаситель, будучи и сам сыном человеческим, жнет и посылает жнецами ангелов, подразумевающихся под учениками, каждого к его собственной душе.52 (XIII, 324; P. 276, 24 - 277, 1)

VI. Совершенствование души в мире.

46. Он говорит о жатве плодов, что до нее еще времени 4 месяца, а та жатва, о которой он говорит, уже наступила. Жатва [имеется ввиду та, которая относится] к душе верующих. [Души] уже зрелы и готовы к жатве и способны к тому, чтобы их свезли в амбар, т. е. через веру в успокоение, по крайней мере те, которые готовы, ведь не все [готовы]: так как одни уже готовы, другие начали собираться, третьи собираются, четвертые засеяны.53 (XIII, 271; P. 267, 7 - 15.).

D. Космос.

Космос в учении Гераклеона сотворен Демиургом и управляется им и Дьяволом. Космос является злым, местом падения душ и пленения духа (фр. 49). С другой стороны - он место пришествия Спасителя (фр. 47-48).

I. Космос в его отношении к Спасителю.

47. [Гераклеон считает, что] обувь [- это] космос.54 (VI, 199; P. 148, 14)

48. "Из города" - вместо "из космоса".55 (XIII, 341; P. 279, 31 - 32)

II. Космос - зло.

49. Горой называется Дьявол, или космос его, поскольку Дьявол - одна часть всей материи, а космос - вся гора зла, пустынное жилище зверей, которой поклоняются все те, кто был до закона и язычники.56 См.: фр. 1.

III. Структура космоса.

50. Капернаум означает то конечное космоса, то материальное, во что он снизошел; и из-за того, что это место является неподходящим, не говорится, что он что-нибудь делал или говорил в нем. 57 (X, 48; P. 180, 21 - 24).

E. Спаситель

Учение Гераклеона о Спасителе показывает, что оно вполне христианское. Это, безусловно, центральная фигура в учении Гераклеона, насколько мы его себе представляем. Иисус-Христос-Спаситель, посланный Отцом в космос для спасения тех, кто уверует в него (фр.52-56), уже явился (фр. 51) . Страдания Спасителя на кресте имеют принципиальное (хотя и не вполне ясно какое) значение для спасения людей (фр. 54, 56, 58). Трактовка связи Иисуса и Спасителя (фр. 59) близка позиции докетов.

I. Факт пришествия Спасителя.

51. "Среди вас стоит", [значит] "Уже присутствует, есть в космосе, среди людей, явлен уже всем вам". 58 (VI, 194; P. 147, 14 - 15)

II. Цели деятельности Спасителя.

52. "Жнущий получает плату" говорится, поскольку Спаситель говорит, что сам он жнец. И плата господа нашего - спасение пожинаемых и восстановление в успокоение его в них. 59 См.: фр. 43.

53. Фразой "Пища моя - в том, чтобы я творил волю пославшего меня" Спаситель объясняет ученикам, чем было то, что он нашел вместе с женщиной, говоря, что его собственная пища - воля Отца: ведь это было его пищей, отдыхом и силой. А воля Отца [состоит в том], чтобы люди знали Отца и спаслись, что как раз и было делом Спасителя, посланного ради этого в Самарию, т. е. в космос. Итак, пища - это одновременно и пища Иисуса, и то, что они нашли вместе с самарянкой.60 (XIII, 247 - 248; P. 263, 14 - 24)

54. "У них" пребывал, а не "с ними" и "два дня", или стало быть наступивший эон и грядущий в браке или время до его страсти и после страсти, которую у них совершив, много больше обратив в веру через свое собственное слово, удалился от них.61 (XIII, 349 ; P. 281, 8 - 14)

55. Поскольку самарянка верила о Христе, что прийдя он все возвестит ей, он говорит: "Знай, что тот, кого ты ждешь, это я, говорящий тебе". И когда он признал, что он, ожидаемый, пришел, "пришли, - говорит Евангелист, - ученики к нему", ради которых он пришел в Самарию.62 (XIII, 172; P. 251, 34 - 353, 5)

56. Этот великий праздник был образцом страсти Спасителя, когда [жертвенный] скот не только уничтожался, но и доставлял удовлетворение, употребляясь в пищу, и принесение в жертву означает страсть Спасителя в космосе, а поедание - удовлетворение в браке.63 (X, 117; P. 190, 30 - 191,1)

57. Фраза "Ревность дома твоего пожирает меня" сказана от имени тех, кто выкинут и истреблен силами Спасителя.64 (X, 223; P. 208, 23 - 25)

58. В деревянную [рукоять] вдел плеть, каковое дерево, которое он взял, является образом Креста. Этим деревом истребил и изничтожил рискующих купцов и всякое зло.65 (X, 213; P. 207, 15 - 18)

III. Тело Спасителя

59. Первое говорится о теле, второе о том, что в теле. А то, что агнец является неполноценным в роде овец, это сопоставляет тело с вселившимся в него. Если бы пожелал свидетельствовать о теле, как о совершенном, сказал бы о баране, которого принесут в жертву.66 (VI, 306 - 307; 168, 32 - 169,2)

IV. Иоанн Креститель-предтеча Спасителя.

60. [Выражение] "Сзади меня идет" указывает на то, что Иоанн является предшественником Христа.67 (VI, 197; P. 148, 3 - 4).

F. Церковь

Церковь у Гераклеона выступает в качестве онтологического понятия - в первую очередь, в качестве эона, т.е. как космический агент, один из посредников в акте спасения (фр. 62), существовавший до пришествия Спасителя (фр. 61, 63) и существующий в космосе в качестве мистической силы (духовная церковь - фр. 65) и организации верующих (фр. 64).

I. Церковь как эон.

61. Церковь приняла Христа и верила в отношении его, что все только он знает.68 (XIII, 164; P. 251, 25-27)







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 147. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.006 сек.) русская версия | украинская версия